» » Что такое нравственность эссе. Сочинение “Нравственный человек”

Что такое нравственность эссе. Сочинение “Нравственный человек”

Каким должно быть сочинение на тему “Нравственность”? Что надо написать, и какой слог подойдет для этого лучше всего? Этими и многими другими вопросами озадачиваются школьники, которым предстоит выполнение такого задания. Что ж, в нем есть определенные трудности, однако на самом деле не все так сложно, как кажется на первый взгляд.

Определение понятия

Для того чтобы о чем-либо написать, необходимо знать хоть что-нибудь, касающееся этой темы. Вообще, чем больше будет сведений - тем лучше. Благо тема нравственности пользуется большой популярностью, так что узнать о том, что это такое, проблем не составит.

Итак, это слово, можно сказать, синоним такого понятия, как “мораль”. Иначе говоря - это свод определенных обществом правил и норм поведения, которых необходимо придерживаться для мирного совместного существования. И уже зная только лишь это одно определение, можно понять, о чем стоит написать сочинение на тему “Нравственность”.

Рассуждение

Перед тем как приступать к работе над текстом, необходимо определить для себя, в каком стиле будет написано эссе. Наиболее часто встречающийся - это, безусловно, рассуждение. Многие ученики любят думать и высказывать свои мысли по тому или иному поводу. Сочинение на тему “Нравственность” станет отличным поводом порассуждать на бумаге.

Самое главное - это писать по существу. Многие допускают ошибку, забывая, о чем они вообще говорили. Иными словами говоря, они начинают “лить воду”. Чаще всего это происходит неосознанно. Так бывает, когда хочется много чего сказать, трудно сконцентрироваться. И для того чтобы этого избежать, можно составить С такой подсказкой сочинение на тему “Нравственность” получится написать намного быстрее и, что самое главное, интереснее. Читатель должен видеть мысль и понимать, о чем хотел рассказать автор. То есть нужна конкретика.

Обращение к истории

Хорошее эссе получится, если обратиться к истории. Это покажет ученика как эрудированную личность, которая точно знает, о чем говорит. Сочинение на тему “Нравственность человека” можно начать следующими словами: “Принципы морали заложены в с далеких времен. Стоит только вспомнить хотя бы десять знаменитых заповедей. Именно они во все времена определяли и будут определять понятие нравственности каждого из нас”. В качестве вступления подобные строки подойдут прекрасно.

Но а дальше тему можно развить. Например следующим образом: “Трудно не согласиться с тем, что раньше понятие нравственности почиталось намного больше, чем сейчас. Уважение к родителям, достойное отношение к старшим, умение слушать и слышать, вежливость, уступчивость, компромиссы, деликатность… куда делось все это в наше время? Дети перестали уважать и любить своих родителей. Школьники ни во что не ставят своих учителей. А об отношении к пожилым людям и вовсе можно промолчать. Что же стало с нашим обществом?”. Подобные слова напрямую относятся к теме нравственности. Она хороша тем, что близка каждому из нас. Потому что она связана с жизнью.

Стиль и слог

Сочинение на тему “Нравственность - есть правда” должно быть написано понятным и легким языком. Но таким, который мог бы заставить задуматься. Почему, например, нравственность - это правда? Вопрос. Очень хороший ход. Вопросы в публицистических текстах встречаются часто - они заставляют читателя задуматься и начать искать ответы. Теперь человек не просто читает написанный автором текст, он еще и размышляет. Поэтому, если есть сложность в написании сочинения, можно просто начать его с вопроса. А в основной части - раскрыть его и дать ответ. Так делают многие.

Сочинение ЕГЭ на тему нравственности должно быть не только интересным, но еще и грамотным. И речь идет как о так и о выстраивается по определенному принципу. Ничего страшного в нем нет - он знаком каждому школьнику. Тема, эпиграф, вступление, основная часть и заключение с комментарием - вот и всё. Главное - придерживаться этой структуры, и работа с сочинением не покажется такой уж непосильной. И если все из перечисленного выше будет соблюдено, то однозначно получится сочинение, которое захочется прочитать до конца.

С самого детства нам всегда говорят, что за все отвечает мозг. Но увы, взрослые ошибались. Нравственность – это разум сердца, а не мозга. Конечно же, мозг решает делать ли ту или иную вещь, но в итоге сердце подсказывает верный путь. Мораль содержащаяся внутри человека находит себе место именно в сердце. Если ты переступил через себя и сделал что – то плохое, то непременно ты будешь чувствовать, как сердце начинает сжиматься, оно подсказывает тебе, что ты сделал не правильный выбор.

Мне порой кажется, что именно в сердце находится душа человека. Она начинает болеть, когда человек ломает себя ради кого – то или чего – то. Нравственность закладывается у человека с самого рождения и до того момента как он становится подростком, потом ее никак нельзя будет приобрести. Если человек один раз смог пересилить себя и свою нравственность, значит, она уйдет от него навсегда, он не будет бояться ничего, так как эта запрещенная черта уже нарушена им. Живя в больших городах, забываешь про все это и каждый день ты готов нарушать правила.

Наверное, после того, как твоя жизнь заканчивается человек понимает, что делал в этой жизни что – то не так. Порой просто необходимо прислушиваться к своему сердца, быть может это голос нравственности.

Вариант 2

С раннего детства взрослые учат детей развивать в себе положительные качества. Проще говоря, быть хорошими, а не плохими. Зачастую такое образование является только формальным, а в действительности детей приучают все-таки везде искать личную выгоду и заботится о себе.

Безусловно, нужно уметь заботиться о себе и своих близких, но такая забота может быть вредной в глобальном смысле, если отсутствует весьма значимая составляющая – нравственность. Такое качество вообще требуется везде в человеческой деятельности, чем бы человек не занимался, требуется сохранять нравственность. Самое интересное, если у человека высокий уровень нравственности, то он никогда не станет совершать плохих поступков, так как такое поведение ему претит и не согласуется с внутренними идеалами.

Для меня нравственность кажется чем-то подобной религиозной морали, только более глубоким чувством. Если ранее (да и сейчас тоже) религия использовалась в том числе и для того чтобы создавать какие-то нормы для людей, но сейчас (на мой взгляд) больше людей приходят именно к нравственности.

Ведь в чем заключается смысл религиозной морали? Не делай чего-то плохого, так как получишь какое-то наказание и так делать нельзя в связи с какой-то потусторонней причиной. По сути, перед нами просто модель контроля над не особенно развитыми людьми, которые склонны к плохим поступкам.

Нравственность в свою очередь является по большей части внутренним чувством, которое человек воспитывает в себе сам, то есть трудится над тем, чтобы стать лучше. Конечно, могут быть и внешние факторы, ориентиры, но нравственность всегда является следствием внутренней работы. При этом человек не опирается на какие-то заранее данные постулаты, а сам старается глубоко осмыслить мир.

Итогом становится понимание ценности человеческого существования, добра, честности. Человек, который воспитывает в себе нравственность, учится лучше осознавать потребности и интересы других. Такой человек всегда сострадательно относится к другим людям.

Мне кажется, нравственность является следствием глубокого понимания этого мира. Поэтому глупые и недоразвитые люди чаще всего безнравственны.

Сочинение на тему Нравственность рассуждение 9 класс

Человеку всегда следует размышлять о собственной нравственности, так как подобные качества и делают людей людьми. Нравственность даже более значима, чем мораль, с которой нравственность нередко путают.

Мораль чаще всего является общественным феноменом и принадлежит определенной группе людей. К примеру, есть мораль в обществе каннибалов, существует мораль общества работорговцев и также есть мораль в сообществе интеллектуалов. В свою очередь нравственность является фактором более внутренним и более универсальным.

На самом деле такое свойство может объединять людей из разных обществ, ведь человек может соблюдать моральные устои своего сообщества, но быть полностью безнравственным и наоборот. К примеру, и каннибал из примитивного общества, и представитель современной цивилизации может иметь внутренние нравственные устои и руководствоваться понятиями доброты и чести. Конечно, они имеют между собой разницу в смысле привычного поведения и каких-то норм, но они могут осознавать глубокие смыслы человечности как таковой, признаком которой и является нравственность.

Также во всех обществах мы можем видеть безнравственных людей, так как такое качество нужно человеку воспитывать в себе самому и всегда для этого трудиться. Такое доступно не каждому и иногда даже хорошее воспитание и отличные условия развития личности не дают в итоге нравственного характера.

Мораль даже возможно сравнить с инстинктами животных, которые не знают нравственности. Они поступают так, как поступают так, как сделано природой и не дают оценки своим действиям. Только люди отличаются (не все, но нравственные) глубоким анализом и оценкой собственных действий.

Они не просто соотносят свои поступки с какой-то нормой или условностью, но пытаются отыскать в этом высший смысл и подлинную человечность. Поэтому обладание нравственностью является личной заслугой каждого человека, а отсутствие такого качества является личным упущением и, по сути, утратой человеческого облика.

Вариант 4

Каждый человек индивидуален. У каждого свое мировосприятие, собственное отношение к разным вопросам в жизни. Но все это понимание строится на ряде жизненных принципов, которые в целом и характеризуют человека. Поведение, результаты любых деяний являются показателями, прежде всего, воспитания, которое человек получает с самого детства.

Нравственность - это неосознанный или осознанный выбор определенных ситуаций о добре и зле в соответствии со своими жизненными установками. Взрослея, человек набирается опыта, все больше ощущая разницу между плохим и хорошим, добром и злом.

Качества человеческой души отражаются на таких понятиях, как честность, справедливость, доброжелательность. Благодаря своему внутреннему миру, уровню образованности и воспитанности люди отдают выбор в пользу положительных характеристик. Если выбор верный, тогда он приносит пользу не только окружающим, но и самому себе.

Подобные качества достойны человека высоконравственного, о котором можно судить как об эталоне образованности. Он всегда поступает правильно, думая не только о себе, но и учитывая мнение близких. Его поступки обдуманные, а их результаты приносят удовлетворение благодаря богатому духовному миру. У людей с высокой нравственностью совесть чиста, отсутствует алчность, зависть, легко на душе.

Образ нравственного человека складывается из нескольких составляющих, независимо от того, что каждый индивидуален: типа поведения, его поступков, мотивов, мировосприятия, личного понимания положительных и отрицательных качеств.

Нравственность - тот ориентир, на который направлены желания действовать, это собственная линия поведения, но с положительной стороны.

Известный автор сказки "Золушка" Шарль Перро показал точный, незабываемый пример высокого уровня проявления нравственности. Главная героиня произведения вобрала в себя основные показатели этой категории - трудолюбие, искренность, щедрость, отсутствие зависти и злобы. Это привело ее к счастливому финалу.

  • Анализ сказки Морозко

    Главной героиней сказки «Морозка» является девушка. Она жила с отцом, мачехой и сводной сестрой. По воле судьбы вся домашняя работа сваливается на ее хрупкие плечи, однако, девушка не унывает и делает все по дому.

  • Мисс Жаксон в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

    Одной из второстепенных героинь произведения является мисс Жаксон, представленная писателем в образе гувернантки единственной наследницы помещика Муромского, Лизы, ключевого персонажа повести.

  • Образ и характеристика Хорошего Дела в повести Детство Горького сочинение
  • Возможные варианты сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему.

    Чёрствость

    Чёрствость – это бездушие, холодность, безразличие к чужой беде. По моему мнению, чёрствость – это очень плохое качество человека, что не даёт человеку быть Человеком.

    Обратимся к тексту Александра Куприна, в котором говорится о чёрствости и безразличии людей. Примером равнодушного отношения к человеку, попавшему в беду, может быть фрагмент текста, в котором мать не хочет слышать криков о помощи. Она говорит своему мужу: «Лежи, дурак… Не наше дело».

    Своё мнение я могу подтвердить примером из литературы. В рассказе И. С. Тургенева «Муму» таким страшным человеческим качеством обладает барыня, заставившая утопить любимую собачку Герасима.

    Я полагаю, что мне удалось объяснить значение слова «чёрствость» и приведённые примеры были удачны. Данные аргументы поучительны, так как заставляют нас задуматься над тем, на- сколько страшны чёрствые, безразличные люди. /(121 слово)

    Товарищество

    Товарищество – это доверительные отношения между людьми. Я уверен(а), товарищество основывается на понимании и взаимопомощи между людьми.

    Примером товарищества может служить прочитанный мною текст Бориса Емельянова. Автор показывает, что товарищество бывает не только между людьми, но и между птицами. Подтверждением настоящего птичьего товарищества может служить предложение №28, в котором говорится: «Стая не могла улететь без товарища».

    Примеров товарищества может быть в жизни множество. Например, проходя мимо реки, я увидел своего тонущего друга, не думая об опасности, бросился на помощь.

    Я думаю, недаром пословица гласит: «Сам погибай, а товарища выручай». Настоящие друзья всегда придут на помощь. /(94 слова)

    Человечность

    Человечность – это хорошее качество человека. Я думаю, что люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

    В тексте А. Приставкина говорится о том, какой благородный поступок совершили люди по отношению к беженцам, образуя человеческий коридор. В предложении №27 говорится о человечности: «Люди, проявив человечность, окружили беженцев своей теплотой».

    Я уверен, что именно человечность может в основе многих добрых и мужественных поступков. /(88 слов)

    Доброта

    Доброта – хорошее нравственное человеческое качество. По-моему, доброта – это умение совершать хорошие поступки, принося радость людям. А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

    В тексте К. Паустовского мы встречаемся с истинной добротой. В предложении №22 мы читаем следующее: «Человеческая доброта исходила от книги Андерсена». Главный герой рассказа, забыв о ёлке, зачитавшись, узнал о доброте человеческого сердца и о победе солнца над мраком.

    Примеров доброты в жизни бесконечное множество. Например, в любой сказке всегда добро побеждает зло.

    Я считаю, что доброта должна быть у каждого человека. Ребята, учитесь делать добрые дела! /(97 слов)

    Музыка

    Музыка – это великое искусство. Я думаю, что хорошая музыка – это то, из-за чего у людей возникает различные эмоции.

    В тексте В. Вересаева можно увидеть, что музыка, которую исполнял музыкант, заставила слушателя задержать дыхание, даже ночь молчала и тоже прислушивалась. В предложении №37 мы читаем о прекрасной музыке: «Хорошая музыка стала слушателю захватывающей, родной и понятной сердцу».

    Так что же такое музыка? Это красота, способная защитить меня от негативных эмоций и заставляющая получить большие позитивные чувства. Такая музыка для меня, я считаю, является органная.

    Действительно музыка – это величайшее творение человечества, которое способно заставить людей испытывать самые разнообразные эмоции. /(97 слов)

    Детство

    Детство – это беззаботное время в жизни каждого человека. Я полагаю, что детство – это приключения, бескорыстные поступки.

    Обратимся к тексту Г. Горина, в котором говорится о том, какие необдуманные поступки совершают дети. В руках мальчишек оказался лотерейный билет, выигрыш по которому - холодильник; однако, они, не задумываясь, обменивают его на ежа. Об этом рассказывается в предложениях №13 - №29. Действительно, зачем мальчикам холодильник, если вместо него можно так весело провести время?!

    Своё мнение я могу подтвердить случаем из жизни. Один мой знакомый обменял старинную дорогую марку на пушистого серенького котёнка. И был счастлив!

    Да, детство - самая счастливая пора в жизни каждого человека. Цените, друзья, это беззаботное время! /(107 слов)

    Любовь

    Любовь – это чувство привязанности, безусловное и безграничное доверие друг к другу. Это глубокое сильное чувство. Я думаю, что любовь – это нечто неземное, волшебное, необходимое каждому человеку.

    Обратимся к тексту В. А. Каверина. Из него мы узнаём, что Катя влюбляется в Саню и не хочет, чтобы он уезжал. О её любви повествуется в предложениях №3 - №7. Она сильно любит Саню. В предложении №43 мы читаем: «Это был её возлюбленный».

    Любовь безгранична. Человек с малых лет проявляет чувство любви к маме, а подрастая, влюбляется в другого! В нашем классе есть девочка, к которой я испытываю чувство любви. Она для меня самая лучшая в мире.

    Действительно, любовь – это счастье, которое составляет мой прекрасный мир. Это чувство окрыляет меня, делает лучше, красивее. /(119 слов)

    Красота

    Красота – это что-то удивительное и прекрасное. Я считаю, что красота – это искусство.

    Обратимся к тексту Виктора Астафьева, в котором показана красота музыки, под действием её оказался герой рассказа. В предложении №34 говорится: «Герой даже поменял своё представление о мире благодаря музыке исполненной Васькой».

    В окружающем нас мире красотой может быть что угодно. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите красоту леса, села, Родины.

    Действительно, красота – это великая сила, которая спасёт мир. Я согласен с высказыванием великого классика Ф. М. Достоевского. /(79 слов)

    Милосердие

    Своё мнение я могу подтвердить примером из жизни. Я знаю, что доктор Евгений из Челябинска, студент курса медакадемии, помогает бездомным, тем, кто попал в сложную ситуацию. Как здорово, что есть такой врач, продолжатель добрых дел доктора Лизы.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что чувство милосердия необходимо каждому человеку. Поэтому хочется обратиться к своим сверстникам: «Будьте, пожалуйста, милосердны друг к другу!» /(131 слово)

    Милосердие

    Милосердие – это нравственное качество человека, в основе которого лежит желание прийти на помощь к нуждающемуся человеку. На мой взгляд, в любые времена милосердие необходимо.

    В тексте автор (Ф. И) поднимает актуальную жизненную проблему – проблему милосердного отношения к ближним. Примером милосердия является случай оказания помощи нищим. В предложении №41 мы читаем: «Несмотря на то, что и сам герой был не из числа богатых, он считал, что если нищий – надо подать».

    В жизни мы, к счастью встречаемся с милосердием. Данил Плужников, победитель конкурса «Голос. Дети», считает, что нужно помогать тем, кто в этом нуждается. Инвалид, юный вокалист, музыкант всегда несёт людям Добро.

    Таким образом, можно заключить, что милосердие – основа многих добрых поступков. Оно необходимо каждому человеку. /(114 слов)

    Самоотверженность

    Самоотверженность – это положительное качество как человека, так и животного. Я думаю, что самоотверженность – это необходимая помощь, связанная с желанием принести себя в жертву ради спасения других.

    В тексте Евгения Носова можно увидеть пример самоотверженности в лице папы, который прикрыл своим телом маленьких гусят, защищая их от града. Об этом говорится в фрагменте текста (предложения №41-44). В другом отрывке (предложения №59-61) мы читаем о самоотверженности гуся: «Гусь, принеся себя в жертву, погибает».

    С примерами самоотверженности мы встречаемся в жизни. Так, во время Великой Отечественной войны, защитники Брестской крепости, жертвуя своими жизнями, мужественно защищали Родину.

    Я убеждён, что желание принести себя в жертву является порывом благородства души. /(105 слов)

    Добро

    Добро – это душевное качество человека, которое выражается в заботливом отношении к другим людям. Мне кажется, оно способно изменить человека, его отношение к окружающему миру.

    Обратимся к тексту Г.Н. Троепольского. В нём говорится о том, как девочка Даша ухаживает за собакой. Она подарила ей ошейник, на котором было написано: «Зовут его Бим… Не обижайте его, люди!» О добре этой девочки мы читаем в предложении №66: «Какая же ты добрая душа!».

    В жизни мы часто наблюдаем примеры добра. Например, доктор Лиза. Она помогала людям из Сирии и Украины и трагически погибла. Но мы всегда будем помнить её доброту.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что без добра не может жить ни один человек. Добро делает нашу жизнь светлее и радостнее. /(119 слов)

    Сильный человек

    Сильный человек – это человек, который способен преодолевать многие трудности в жизни и совершать героические поступки. Я думаю, что быть сильным – это уметь принимать правильное решение в сложившейся ситуации.

    Обратимся к тексту Волонковой, в котором говорится о сильном человеке. Я считаю, таким человеком мальчика Ваню, который уже вышел из пчельника, но потом вернулся за плачущим Васяткой. А друзья его в это время, испугавшись пчёл, убежали. В предложении № 36 говорится об этом: «Федя с Гринькой от пчёл убежали, - сказала бабушка, - а наш простофиля полез Васятку спасать».

    Своё мнение о сильном человеке я могу подтвердить примером из жизненного опыта. Однажды осенью я был свидетелем того, как мальчик лет тринадцати спас щенка, тонущего в реке. Это настоящий сильный человек.

    Я полагаю, что мне удалось объяснить значение словосочетания «сильный человек» и приведённые факты были удачны. /(133 слова)

    Мама

    Мама – важный человек в жизни каждого. Я думаю, что мама – это источник жизни, это самое первое и ласковое слово.

    Обратимся к тексту Ю. Яковлева, в котором, говорится о безграничной любви сына к маме (предложения№10-14). Сын гордится своей мамой, застенчивой, озабоченной, сильной, называя её ласковым словом: «Родная!» Об этом мы читаем в предложении №62.

    Я хочу рассказать о своей маме. Она у меня самая лучшая на свете. Много сил и времени отдаёт она на то, чтобы я вырос хорошим человеком. Самые прекрасные чувства о маме я буду нести через всю свою жизнь.

    Действительно, мама – слово доброе, в слове этом – тепло и свет… Берегите своих матерей! /(104 слова)

    Душевные силы

    Душевные силы – это сильные чувства, которые испытывает человек в различных ситуациях. На мой взгляд, душевные силы позволяют человеку решительно идти к цели, преодолевая любые препятствия.

    Обратимся к тексту Л. Е. Улицкой, в котором говорится о мужчине, потерявшем руку. Но это его не сломило, он стал работать над восстановлением физического здоровья. В предложении №7 мы читаем: «Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам…» Только душевные силы дали ему возможность вернуться к полноценной жизни!

    В жизни мы нередко встречаем удивительных людей. Один из них – Андрей Мокоренко. Инвалид, без рук и ног… Но сумел получить образование, работает, своим примером показывая, что и невозможное возможно. Таким образом, можно заключить, что только душевные силы помогают человеку быть сильным в преодолении трудностей. /(120 слов)

    Родина

    Что такое родина? Слова «родина» и «родители» происходят от одного корня, что свидетельствует об их тесной, неразрывной связи. Я убеждён, что это самое дорогое, что есть у каждого человека.

    Обратимся к тексту В. Белова, в котором говорится о трогательной любви героя к берёзе. Они посадили её с братом, заботливо ухаживали за деревом. И оно неожиданно превратилось в красивую берёзу. Герой должен уехать со своей малой родины. Автор показывает в предложениях №50-51, как трудно, тяжело уезжать отсюда, так как это самый любимый уголок страны, его малая родина…

    В заключение я хочу сказать, что малая родина – это самое лучшее место в мире. Сюда я всегда буду стремиться, где бы я ни был! /(150 слов)

    Природа

    Природа - это окружающий нас мир: леса и поля, океаны, пустыни, а также их обитатели. На Земле существует несколько миллионов форм жизни. И все они, включая человека, являются неотъемлемыми частями природы.

    С её разнообразием довелось познакомиться мальчишкам из рассказа А. Приставкина. Исследуя лес в поисках пропавшей книги, они лучше познакомились с жизнью растений и животных. Например, друзья полюбовались калиной на опушке (предл. 18), увидели лягушонка в роднике (предл. 29). Природа подарила им разные эмоции: восхищение (предл. 18), страх (предл. 23).

    Чудеса природы действительно поражают воображение, именно поэтому туристы всего мира каждый год отправляются на встречу с ними. Например, в Калининградской области многих привлекает «танцующий лес», где деревья имеют причудливую форму, а в Китае есть каменный лес Шилинь, который представляет собой карстовые образования, похожие на гигантский лабиринт из могучих сосен или дубов.

    В жизни мы часто наблюдаем красоту нашего Шипова леса. Он хорош в любое время года и радует любого, пришедшего сюда. Никого не оставит равнодушным восход или закат солнца над удивительно красивым лесом. Не зря назвали его «золотым кустом Российского государства».

    В природе много удивительного, поэтому каждый из нас может найти в ней для себя то, что запомнится на всю жизнь. /(190 сллов)

    Искусство

    Искусство - это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

    Обратимся к тексту Т.Н.Толстой, героиня которого из двух видов искусства - театра и кино - предпочла второе. Театр не может дать рассказчице то, в чём она нуждается: "полного преображения, окончательного обмана". Героиня считает, что кино предназначено для тех, кто "любит сны и чудеса". Так, именно кино помогает рассказчице ощутить всю полноту жизни.

    У меня тоже есть в жизни страсть - фотография. Увлекаясь этим видом искусства, я получаю огромное удовольствие. Когда я беру в руки фотокамеру, я чувствую себя счастливой, ведь фотоискусство для меня - это не просто фиксация памятных моментов, это возможность проявить свои творческие способности и фантазию.

    Таким образом, настоящее искусство способно осчастливить человека. Главное - найти именно тот вид искусства, который будет отвечать вашим интересам и желаниям. /(157 слов)

    Статья

    «Бессмертный полк» прошёл в четвёртый раз

    С фотографиями своих родственников, близких, воевавших на фронтах Второй мировой войны, по улицам Советская, К. Маркса в четвёртый раз прошли жители Клёповского поселения и ученики МКОУ Клёповска СОШ. За каждым портретом участников шествия «Бессмертного полка» уникальная история героя, его вклад в Победу и родословная семьи, хранимая потомками.

    Акция «Бессмертный полк», действительно переросла в народную традицию, которая укрепляет, на мой взгляд, наше единство и сохраняет помять об истории нашей страны. Что ещё мы можем сделать для наших дедов и прадедов? Только помнить о них. Память – это самое главное, что есть у нас.

    Победа досталась стране не только силой оружия, но и силой духа. Я знаю, что бутурлиновцы внесли неоценимый вклад в победу. На всех фронтах героически сражались наши земляки. 13 человек стали Героями Советского Союза, среди них наш земляк – клёповец Михаил Николаевич Вдовенко. 15 тысяч не вернулись из боя, в том числе 950 клёповцев. Мы, молодёжь 21 века, должны помнить о подвиге нашего народа и крепко любить Родину. /(157 слов)

    Память

    Немало подвигов совершили, чтоб фашистов разгромить, клёповцы. За годы Великой Отечественной войны из села было мобилизовано 1200 человек.

    В 1975 году в селе Клёповка был открыт мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь, на мемориальных плитах, высечено 950 имён наших земляков, не вернувшихся с фронта.

    Память живёт в сердцах людей и должна жить в сердцах будущих поколений. /(60 слов)

    Сила духа

    Сила духа – это то, что позволяет человеку проявить упорство и целеустремлённость в любой, даже трудной ситуации. На мой взгляд, сила духа – это качество, которое необходимо каждому человеку.

    Обратимся к тексту Э. Ю. Шима, в котором говорится о силе духа. В предложениях №35-37 автор рассказывает о том, как людям, во время войны, удалось сохранить черёмуху, чтобы любоваться ею весной. Мы читаем: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?»

    В подтверждение этой мысли, я могу привести множество примеров из жизни. Данил Плужников, победитель конкурса «Голос. Дети», обладает этим качеством. Инвалид, юный вокалист, несмотря на свою болезнь выступает на сцене и несёт людям добро.

    Таким образом, сила духа – это качество, которое делает человека сильным. Мне кажется, люди, обладающие силой духа, способны достичь больших успехов в жизни. /(128 слов)

    Взаимовыручка

    Взаимовыручка – это помощь, выручка в каком-либо деле. По-моему мнению, взаимовыручка – это внутренняя потребность человека оказывать помощь другому.

    Обратимся к тексту автора, в котором говорится о взаимовыручке. В предложении №11 мы видим пример такого качества: «Он выбежал на середину мостовой и преградил путь «скорой помощи». Мальчик остановил «скорую помощь», чтобы помочь раненому бойцу Бахтюкову. Этим он спас ему жизнь».

    В подтверждение значения слова «взаимовыручка» я могу привести пример из жизни. Как-то раз я проходила мимо речки и увидела своего тонущего друга. Недолго думая, бросилась ему на помощь. Я спасла его и, надеюсь, он больше не будет попадать в такие неприятности.

    Таким образом, взаимовыручка – это выручка человека из каких-либо неприятностей. Имеют такое качество немногие, но всё равно есть люди, которые смогут придти на помощь. /(122 слова)

    Дружба

    Дружба – это великая вещь. Дружба – это доверие, помощь человеку, любовь друг к другу. Я убеждена, что друзья необходимы каждому, ведь без них невозможно жить.

    Примером дружбы между людьми могут служить мальчики Женя и Саша. Они дружат с раннего детства и помогают друг другу. Когда Женя нечаянно сломал велосипед друга, Саша расстроился, но его не выдал. Женя же, решил искупить вину, купив новый велосипед и тайком заменить им сломанный. Об этой удивительной дружбе мы узнаём из текста Е. Чепилка.

    Но дружба возможна не только между людьми. Мне хотелось бы привести пример из жизни. У меня есть отличный друг – это пёс по кличке Жук. Такой верный друг есть у каждого. Собака, без сомнения, лучший друг человека. Пёс верен и будет любить вас до конца. Хатико был верен и до последнего ждал умершего хозяина. Ведь у пса нет никого, кроме хозяина.

    Я считаю, что дружба держится на доверии, любви и преданности. Друзей нужно ценить и уважать. Друзья – это наша опора и поддержка. /(159 слов)

    Варианты толкования слов и словосочетаний морально-нравственного содержания и обозначаемых ими понятий.

    Благодарность.

    Благодарность – чувство признательности за оказанную помощь, внимание, совет, способность ценить то доброе, что делают для нас другие. «Благодарность – признак благородства души» (Эзоп)

    Взаимовыручка

      Взаимовыручка – взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка. Для проявления взаимовыручки не нужны никакие команды и централизованное управление. У человека возникает внутренняя способность оказать помощь.

      Взаимовыручка – это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. «Сплочённость людей – нерушимая крепость» (В. Скотт)

    Внутренний мир человека

      Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, создаваемый мыслями и переживаниями, отражающийся в наших поступках и отношении к миру. Говорят: «Какой у него богатый внутренний мир!». Или: «Какая мелкая у него душонка!». Это всё о самой глубинной сущности человека.

      Внутренний мир человека – это собственная реальность человека, которая складывается из его эмоций, чувств, познания окружающего мира и его мировоззрения.

      Внутренний мир это вся наша сознательная духовная жизнь, источник нравственной энергии. Внутренний мир включает в себя мировоззрение, познание, чувства и эмоции – всё то, что помогает человеку самосовершенствоваться. Каждый человек имеет свой уникальный мир. Этот мир формируется благодаря познанию окружающего мира и тем чувствам и эмоциям, которые испытывает человек.

      Внутренний мир человека – это духовная жизнь, в которой формируется наши представления и образы. От внутреннего мира человека зависит его взгляд на реальный мир. Наша духовная жизнь построена на эмоциях, чувствах и мировоззрении.

    Таким образом, внутренний мир – это наше подсознание, то, что делает нас особенными; это наши чувства и эмоции, наше видение окружающего мира.

    «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов)

    Доброта

      Доброта – это проявление искренних, добрых чувств пот отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы с детства знаем по сказка, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что легче жить, потому что вчера это вселяет надежду.

      Доброта – это одно из важнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности личности. Если человек способен к сопереживании, обладает желанием прийти на помощь другому, готов бескорыстно служить людям, мы говорим о нём, что это добрый человек.

      Добро – это бескорыстное и истинное стремление к осуществлению блага. Добро выражается в великодушии, милосердии, любви и заботе. Дать человеку мудрый совет, открыть истину это тоже добро, это проявление доброты

    «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле» (Л. Н. Толстой)

    «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен)

    Драгоценные книги

      Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни. Хорошо если в жизни тебе пришлось иметь дело именно с такими книгами, если у тебя есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы напитаться уже пережитым и получить новые впечатления.

      Драгоценные книги, на мой взгляд, это те, которые вошли в мировую классику. Они стали путеводной звездой читателя, на всю жизнь определили его идеалы, сформировали мировоззрение, заложили основы нравственности. Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Они формируют у людей разные взгляды на жизнь, делают непохожими на других. Они стали путеводной звездой читателя, на всю жизнь определили его идеалы, мировоззрение, заложили основы нравственности. Такие книги являются другом и советником человека, завораживают его, делают участником событий, описанных на их страницах. Они объединяют прошлое, настоящее и будущее.

    «Книга – ловушка, возможность уловить то, что ты жаждешь настичь, постичь и понять» (Антуан де Сент-Экзюпери)

    «Различия между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны» (Л. Н. Толстой)

    Дружба

      Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, общих интересах.

      По словам Виктора Некрасова, русского писателя двадцатого века, главное в дружбе – это умение понимать и прощать.

      Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то поделится бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому это помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я думаю, каждый человек.

    «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – всё равно что лишить мир солнечного света» (Цицерон)

    Жизненные ценности

      Жизненные ценности – это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности » решений, действий. У каждого человека ценности разные. Для многих людей самое ценное – это семья, дети.

      Жизненные ценности занимают важное место в современном обществе. Ценности подразделяются на несколько групп: нравственные, материальные, общественно-политические и культурные. Какие из них нужнее? На эту тему можно дискутировать часами, но все мнения сходятся к единому: жизненные ценности – это то, без чего не сможет существовать человек.

      Ценности, которые каждый человек определяет для себя наиболее важными и значительными, называются жизненными. Каждый из нас начинает выбирать для себя ценности ещё ребёнком и продолжает это делать на протяжении всей жизни: приоритеты в выборе жизненный ценностей со временем меняются.

    Красота

    Красота – это то, что радует глаз и вызывает положительные чувства и эмоции. Красотой могут восхищать самые обычные вещи, которые нас окружают и с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Нужно только уметь замечать такую красоту. Красота бывает внешняя и внутренняя, душевная. Внешняя красота бросается в глаза, а внутренняя может быть незаметной. При этом внешняя красота может быть холодной и обманчивой, у человека она может сочетаться с холодной и жестокой душой. Внутренняя же красота делает человека добрым и отзывчивым, честным и щедрым, внимательным и верным своему слову.

    «Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна» (Л. Н. Толстой)

    «Может ли быть красота в правде? Едва ли, но если правда найдёт себе жизнь красоте, то от этого является в мире великое искусство» (М. М. Пришвин)

    Любовь

    Любовь – чувство взаимной привязанности, безграничное доверие.

      Любовь – сокровенное чувство, которое заставляет воспринимать окружающий мир по -другому.

      Что такое любовь? Какое значение мы складываем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли вообще? Эти вечные вопросы не дают покоя многим поколениям. Это происходит потому, что без любви нет жизни на Земле. Это высокое и прекрасное чувство может приносить человеку и радость и боль, давать силы для жизни и приводить в отчаяние.

      Любовь – большое, светлое чувство, чувство глубокой симпатии и самоотверженное желание сделать счастливым любимого человека.

    “Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя останется” (Л.Н.Толстой)

    Материнская любовь

      Материнская любовь – самое сильное чувство, многогранное и нерушимое, бескорыстное и способное творить чудеса.

      Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.

      “Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею” (В.Г.Белинский)

    Милосердие

      Милосердие – это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.

      “Милосердие” – это милое сердце, то есть доброе, чуткое сердце. Значит, милосердие присуще неравнодушным людям, способным сопереживать…

    Разве милосердие не должно проявляться именно там, где особенно глубоко падение? (В. Гюго)

    Настоящее искусство

      Настоящее искусство – это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление жизни, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе.

      Искусство – это то прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой вдохновляет человека запечатлеть неповторимость моментов жизни. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

      Искусство – это изображение действительности в произведениях литературы, живописи, музыки, архитектуры, скульптуры, театра и кинематографа, отражающее внутренний мир человека с помощью художественных образов? (Ф.М.Достоевский)

    Сила духа

      Сила духа – одно из главных качеств, делающее человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства.

      Счастье – встретить на своём пути людей упорных, волевых, стойких. Но стремиться формировать силу духа должен каждый человек, потому что выдержать жизненные испытания под силу только таким людям.

    “Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий” (Людвиг ван Бетховен)

    Сострадание

    Сострадание – это жалость, участие, такое качество человеческой души, которое лежит в основе милосердия. Оно проявляется как в словах, так и в делах. Люди повсюду нуждаются в любви, сочувствии и доброте. Доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, способность прощать и помогать очень важно именно сейчас, когда вокруг как много жестокости и равнодушия.

    “Сострадание есть горе о чужом несчастье…” (Платон)

    Справедливость

      Справедливость – это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком.

      Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

    “Когда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей” (И.Кант)

    Счастье

      Иногда кажется, что счастье – это то, чего не хватает или совсем нет в жизни. Тогда человек пытается найти это, сделать так, чтобы сбылись его мечты, - и это уже для него счастье. Счастье поиска, действия, испытании.

      На мой взгляд, избитая фраза: “Счастье – это когда тебя понимают” – очень точное определения счастья. Счастливый человек чувствует любовь и поддержку близких, сам способен на самоотдачу, видит мир ярким, радостным и сам стремится сделать мир таковым.

    “Нет счастья в бездействии” (Ф.М. Достоевский)

    Талант

    Талант – это то, что заложено в человеке природой и идёт от души, доставляя радость другим людям, это постоянный труд над собой и для других. Талантливые люди – те, кто смог достичь успеха и не растерять свой дар, не растерять свою человечность.

    “Талант – это дар делать то, чему нельзя ни научить, ни научиться (И.Кант)

    Человечность

    Человечность – это такое моральное качество, которое воспитывается с детства. Это гуманное отношение к людям и всему окружающему, это доброта и взаимопонимание, искренность и отзывчивость.

    “Превозмогать себя и возвращать к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих” (Конфуций)

    Ответственность

    Ответственность – это обязательность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если добиться, если безответственно относится ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за себя, но и за других.

    “Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все” (Д.Ф. Достоевский)

    Нравственный выбор

      Нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности.

      В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.

      Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос “Как поступить?” : пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совесть, моралью, собственными представителями о жизни.

    Неуверенность в себе

      Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учёт собственную точку зрения.

      Отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

    «Нравственный выбор»

    Вариант 1

    Нравственный выбор - это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

    В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

    Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

    ​Вариант 2

    Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор - это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом - самый главный выбор человека.

    В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру. Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор. Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

    В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни. Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед. Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

    ​Вариант 3

    Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием... Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор - это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.Дроганова и личному опыту.

    Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25. В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом. Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

    Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор - это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

    Вариант 4

    Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие... Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту. Сочинения ОГЭ и ЕГЭ

    Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос - попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

    Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор - это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.

    Предмет этики

    Этос

    Этика

    Этика

    Моральное измерение личности



    Моральное измерение общества

    Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практически-деятельных позиций человека. А поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям.

    Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми. Когда про человека говорят, что он сильный и умный, то это такие свойства, которые характеризуют индивида самого по себе, чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются при общении с другими и описывают само качество этих отношений.Например : Робинзон, оказавшись на острове, мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появилась Пятница, у него не было возможности быть любезным.

    Многие моральные качества личности проявляются только в отношениях между людьми (честность, доброта). Мораль ответственна за человеческое общежитие - это регулятор отношений между людьми. Человеческое общежитие поддерживается не только морально, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Мораль не только ответственна за человеческие общежития, она придает ему изначально самоценный смысл. Мораль можно назвать общественной формой, делающей возможные отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот универсал, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие. Человеческие отношения и человечность отношений – очень близкие понятия. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого характера.Единство свободы воли и всеобщности составляют характерную особенность морали.

    Золотое правило» в этике

    «Золотое правило» , одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в народных пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в Новый Завет. И. Кант видоизменил её в своём учении о категорическом императиве .

    Мораль: определение.

    мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

    мораль предстаёт в 2-х обличиях:

    Как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта

    Как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей, норм.

    7.ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

    -регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

    -воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

    -оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

    познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

    коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

    прогностическая что можно ожидать от общества

    культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

    идеологическая , мировоззренческая моральная оценка

    Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

    Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

    Структура морали

    Структура морали складывается из нескольких элементов.
    Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

    а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

    б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

    в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

    Этика Конфуция.

    Родился 551г до н.э., Китай.

    Учение Конфуция изложено в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленной учениками.

    Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения - ЖЕНЬ («человечность»). Это человеческое начало в человеке, который является одновременно его долгом. Смысл: «любить людей». Иероглиф «Жень» состоит из 2 знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми.

    Некоторые высказывания:

    «Тот, кто искренен, стремится к человеколюбию, не совершит зла».

    «Вне своего дома относись к людям так, как принимаешь гостей».

    «Не делай другим то, что себе не желаешь».

    Следующая категория его учения – ЛИ («ритуал»). Это нравственный принцип поведения человека, это воплощение человечности в практику, в жизнь. Под ритуалом подразумеваются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Принцип ритуала:

    Основа ритуала – «сыновная почтительность» (почтение сына к отцу и забота отца о сыне; Почести, которые оказывает отец к сыну, возвратятся к сыну через его собственных детей),

    Любовь к предкам,

    Соответствие своему назначению. Каждый должен честно выполнять свой долг.

    воспитанность (ВЕНЬ ) – культурный смысл жизни. «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, то он подобен деревенщине». «Если в человеке превосходит воспитание естественности, он подобен ученому-книжнику». Когда воспитанность и естественность уравновешивают друг друга, то человек становится благородным мужем (ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ). Благородный муж – средоточие всех высоких качеств, идеальная личность, он стремится познать правильный путь - ДАО.

    Черты благородного мужа: человеколюбие, следование ритуалу, искренность, правдивость, честность, почтительность в поступках, соответствие слов и дел (сначала сделать, потом говорить), заимствует лучшие качества. Благородный муж судит самого себя - это самодостаточная, самостоятельная личность, которая постоянно совершенствуется. Благородному мужу противостоит низкий человек: Если благородный муж следует долгу, то низкий - выгоде, он озабочен своей карьерой, о делах государства не думает.

    Нравственное учение Будды

    Основатель – индийский принц Гаутама. Он получил имя Будды - пробужденный, осветленный. Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Четыре благородных истины:

    Жизнь полна страданий, - есть причина этих страданий, - можно прекратить эти страдания, - есть путь, ведущий к прекращению страданий, для этого необходимо следовать благородному восьмиричному пути. Это путь нравственного совершенствования,где соединяется сознание, поведение.

    1. ступень: правильные взгляды – свободные от заблуждений, познание, понимание четырех истин.

    2 ступень: правильная решимость – путь духовного отрешения от привязанности к миру.

    3. ступень: правильная речь – воздержание от лжи, от фривольных разговоров.

    4 ступень: правильное поведение. Отказ от уничтожения живого, от воровства.

    5 ступень: правильный образ жизни, зарабатывать на жизнь честным путем.

    6 ступень: правильные цели, искоренять дурное.

    7 ступень: обретение правильного направления мысли – знать, что происходит в жизни.

    8 ступень: правильное сосредоточение. Приобретение невозмутимости, освобождение от всех страстей, постигаем «НИРВАНУ».

    Пять требований для мирянина:

    1. Воздержание от нанесения зла

    2. Воздержание от лжи

    3. Воздержание от кражи

    4. Воздержание от чувственных излишеств

    5. Воздержание от алкоголя

    Буддизм утверждает принцип свободы, автономии личности. Человек параллельно живет от Бога и не зависит от него. Человек должен любить все живое. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели.

    Этика Моисея.

    В Пятикнижии Моисея формировалась хозяйственная этика древних евреев (заповеди), в которой акцент сделан на правах человека. Дается критика ростовщичества и долгового рабства соплеменников. Содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения древних евреев - заповеди - начертанные Богом на "скрижалях завета" были даны Моисею на горе Синай. В числе десяти заповедей содержатся шесть нравственных норм поведения: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность.

    Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений.

    Два начала лежат в основе Моисеева закона - справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в данном случае означает признание шести основных прав человека: на жизнь собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

    Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешиватьЧеловек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Все эти заповеди вытекали из общей: Люби ближнего своего, как самого себя. Это правило относилось не только к свободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого раба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и домашних животных.

    Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из - за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

    Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи акцент на права человека, а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов.

    Этика Иисуса Христа

    Этику Иисуса Христа кратко можно определить, как этику любви. О жизни и учении Иисуса Христа мы знаем по свидетельствам его учеников и учеников его учеников.

    Евангелие (благая весть) повествует, что Христос является сыном Бога, родившемся от непорочного зачатия. Он

    послан на землю, чтобы подготовить людей к последнему страшному суду.

    Иисус смотрит на нашу жизнь (на наш мир) как бы из зазеркалья – из вечности. Он говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, отделяют друг друга непреодолимой пропастью. Он говорит как человек, пришедший оттуда. Иисус говорит, что Небесное царство близко (грудущ.царство – конец света, апокалипсис).

    Иисус перевернул сложившийся порядок ценностей. Иисус называет себя сыном человеческим. Добродетель сына состоит в послушании отцу. Сын не просто принимает волю отца, он принимает её как свою. «Отец любит сына» - это кач-во делает отца отцом. Человек-сын уподобляется Богу-отцу через любовь. Этика Христа есть этика любви. Последнее наставление Христа – любить друг друга.

    Любовь смиренна – любовь деятельна – любовь бескорыстна. Любовь к врагу – божеств. высота чел-ка.

    Этика Мухаммеда.

    Мухаммед – основатель мусульманской религии и цивилизации. Основой его этич. программы явл-ся – идея единого Бога. По его мнению, предпосылкой и гарантией индивидуального счастья и обществ.согласия явл-ся безусловно вера в Бога в том виде, в каком сам бог счёл нужным открыться людям.Суть откровений Мухаммеда состояла в том, что миром правит Бог. Бог абсолютен во всех отношениях, бог истины, справедливости и милосердия. Только он может быть покровителем человека, его опорой и надеждой.Идея единого Бога указывает чел-ку его достаточно скромное место в мире и вместе с тем обязывает человека определённым образом, а именно сугубо позитивно, относиться к миру и прежде всего к другим людям. ЕДИНСТВО БОГА – ГАРАНТИЯ ГАРМОНИИ МИРА. Человеческое существо тоже должно быть единым. Вера едина, в неё нельзя разделяться.

    Ценност. Идеал

    Ценность – это понятие, которое выражает значимость , которую нечто имеет для нас. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности – смысл жизни, свобода,
    счастье – представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение . Поэтому каждый индивид должен определиться в них самостоятельно, ведь проблемы эти носят личностный, даже интимный характер. Здесь невозможно давать конкретные советы и рецепты, поэтому мы обрисуем только возможные способы рассуждений о природе высших моральных ценностей.

    Моральные ценности - общественные уcтановки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий. Нравственный идеал - это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

    16.17. Добро и зло:

    В первобытном обществе «добро» - полезное, ценное вообще.С появлением цивилизации, классового общ-ва выделяется и моральное и материальное понимание добра и зла.Добро противопоставляется практической целесообразности. Существует два подхода: духовный и материалистический. В дух. подходе: добро – высшая идея, говорил Платон, - абсолютная идея, Гегель. Добро – проявление божественной воли. Добро – одухотворённая любовь, а зло – противодуховная вражда, говорил Ильин. В матер. подходе: Добро – то, что способствует счастью чел-ка, что отвечает потребностям, интересам людей. Добро даёт наслаждение, помогает избегать страдания. Добро – выгода, то, что приносит личное счастье. Эпикур говорил, что добро – то, как достигнуто счастье.

    В марксизме считали немного иначе. Добро – проявление обществ.отношений, в кот. воплощаются потребности класса, обществ. групп.

    В добре отражается стремление человека к совершенству и к устранению препятствующих вершин. Добро – понятие творческое. Формы проявления добра – чуткость, справедливость.

    Зло – то, что безнравственно, наносит вред людям. Зло разделяет, разрушает людей.

    Зло физическое – не зависит от чел-ка (смерть, стихийное бедствие), зло моральное – особые кач-ва и деяния людей, зло социальное – войны, кризисы, соц. катаклизмы.Кант говорил, что зло может проявляться в использовании одними людьми других. Конфуций говорил, что на зло нужно отвечать справедливостью.

    18. Долг:

    Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала. Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу. Только не принимающий во внимание это содержание долга индивид может усмотреть в долге лишь понуждение. Психологически долг в самом деле осознается личностью как необходимость совершения определенных действий. Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.

    Долг, трактуемый как любое упорядочение индивидуальных проявлений, в форме ли социальных правил или общих культурных принципов, представляется как иго, как подавление личности. Однако не следует сбрасывать со счета, что то, что со стороны предстает как нигилизм, может мотивироваться протестом против действительной внешней принудительности общепринятых норм – обычаев, нравов, социальной дисциплины. Нравственный пафос протеста против внешнего, служебного, лицемерного подчинения общественным нормам, несомненно, может быть привлекательным. Однако усмотрение в моральном долге именно вынужденного подчинения бытующим нравам некорректно по двум основаниям. Во-первых, полнота индивидуального, личностного проявления основывается на восприятии личностью возможно большего опыта других людей. Этот опыт безлично сохранен и обобщенно выражен в культуре, в том числе в нравственных нормах – универсальных и локальных. С этой точки зрения, долг может быть понят как способ расслабиться: не изобретать велосипед, но исполнять обоснованно рекомендуемое общественной средой или уважаемыми и достойными доверия людьми как должное.

    Требования долга самоценны. Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д. В исполнении долга проявляется автономия личности – следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим. Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте. Сознание долга не существует само по себе. Это всегда осознание необходимости определенного рода поступков по выполнению различных требований. Поэтому, повторим, неправильно понимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением, по крайней мере неправильно понимать его только так. В долге отражен определенный механизм взаимодействия между людьми. Мораль можно представить как систему взаимных обязанностей, которые вменяются людям, которые люди принимают на себя (или предполагается, что люди приняли на себя), которые осознаются ими как определенные жизненные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоятельствах. Так, заповедь любви указывает на то, что долгом человека является милосердие. Милосердие же предполагает не столько состояние души, сколько определенные действия человека в отношении других. Заповедь гласит о том, что человек должен быть готов помочь каждому, нуждающемуся в помощи, пожертвовав своим временем и средствами, а возможно репутацией, даже представителю враждебного племени и чужой веры. Таков смысл безусловности и категоричности долга вообще – человек ему следует несмотря ни на что. Но конкретное действие, которое совершается в исполнение долга, конечно, обусловлено: оно именно таково, какое требуется обстоятельствами.

    19. Совесть:

    Совесть – самое сокровенное явление морали. Кант говорил, что совесть есть сознание внутреннего судилища в чел-ке. Толстой утверждал, что берегись всего того, что неодобряется твоей совестью.

    Совесть – понятие, характеризующее способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков.

    Совесть проявляется эмоционально (совесть в роли переживаний) и рационально.

    Совесть связана со стыдом. Совесть показывает зависимость общ-ва от личности, его внутреннего суда. Совесть может выражать идеалы личности и общ-ва.

    Совесть – зеркало, отражающее сознание чел-ка. Высший суд – суд совести. Потеря совести – деградация личности.

    Этические взгляды Эпикура.

    ЭПИКУР (342–270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его собственного учения.

    Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившим, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья).

    Мораль и право.

    1.Цель регуляции.

    М.- двуединая цель: 1.разрешение универсальных противоречий бытия: должное/сущее, социальное/индивидуальное, добро/зло. 2. поддержка, сохранение общности.

    П. - двуединая цель: 1. защита собственности и собственника. 2.защита общественного порядка.

    2. Способ регуляции. Всего 3 способа: духовный – опора на добрый разум, чувства, добрую волю; материально-экономический; физический, насильственный.

    М. – опирается только на один способ регуляции – духовный. Мораль самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке, но реально М. Оказывается самым не действенным, несовершенным видом, по причине человеческого произвола.

    Шарль Фурье «М. – это бессилие в действии». Ницше «М. – это удел слабых, это удел рабов.

    П. – духовные – правовое просвещение, правовое воспитание, правовые санкции; материально-экономические – налоги, штрафы; физически-насильственный – лишение человека свободы, заключение.

    Предмет этики

    Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.

    В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.

    Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.

    Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.

    Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.

    Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали.

    Моральное измерение личности

    мораль (от греч.) - мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. Мораль связана с характером, темпераментом. Если в человеке выделить тело, душу и разум, то она является качественной характеристикой его души. Когда про человека говорят, что он душевный, то имеют в виду, что он добрый, отзывчивый. Когда называют бездушным, то подразумевают, что он является жестоким и злым. Взгляд на мораль как качественную определённость души обосновал Аристотель. При этом под душой понимал такое активное, деятельно-волевое начало в человеке, который содержит разумную и неразумную части и представляет собой их взаимодействие, взаимопроникновение, синтез. Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Мораль во все времена у всех народов ассоциировалась со сдержанностью в отношении эффектов, себялюбивых страстей. Среди моральных качеств одно из 1ых мест занимали качества, как умеренность и мужество-свидетельство того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху. Господство человека над самим собой - господство разума над страстями.