» » Цитаты. "История деградации души человека в рассказе А.П

Цитаты. "История деградации души человека в рассказе А.П

Сочинение: Чехов А. П. - Ионыч - "ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА. (по рассказу "Ионыч")."

"ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА. (по рассказу "Ионыч")."

ЭВОЛЮЦИЯ

ДОКТОРА СТАРЦЕВА. (по рассказу "Ионыч").

Ионыча Чехов показал, как создавались типы,

подобные Беликову, их эволюцию.

Перед нами

четыре этапа жизненной истории доктора

Старцев а. В раскрытии содержания этих

четырех этапов Чехов лаконично

демонстрирует постепенное обнищание духа

героя, ослабление его воли, силы

сопротивления, потерю активности, живой

человеческой реакции.

На первом

этапе Старцев еще полон сил и энергии. Заняв

должность земского врача, он поселился

вблизи больницы, в девяти верстах от города.

"Пройдя девять верст и потом ложась спать,

он не чувствовал ни малейшей усталости".

На втором этапе Старцев надел футляр на

свою деятельность, ограничил ее. На третьем

этапе Старцев отходит от земской больницы,

его внимание поглощает большая частная

практика. "Выезжал он уже не на паре

лошадей, а на тройке с бубенцами".

четвертом этапе жизнь Старцева

окончательно опустошена и обеднена, она

парализована приобретательством, у него

есть имение и два дома в городе, но он

облюбовывает еще. Увлечение в молодости

любимым делом, желание приносить

общественную пользу вырождается в

эгоистические хлопоты, интерес к людям - в

полную нечуствительность.

"Показывая

эволюцию Старцева от молодого врача-общественника,

живого и эмоционального человека, до

ожиревшего, пухлого Ионыча, который на

своей тройке с бубенчиками кажется не

человеком, а языческим богом", Чехов

разоблачает, таким образом, и среду,

оказавшую на Старцева тлетворное

воздействие, и его самого.

Старцев -

это образ обывателя вредного и пошлого,

тормозящего развитие разумной жизни. "Пошлость

всегда находила в нем жестокого и строго

судью". (Горький о Чехове).

Рассказ «Ионыч», относящийся к позднему периоду творчества Антона Павловича Чехова, наполнен драматизмом, глубокой грустью и одиночеством. Главный герой в самом начале произведения предстает перед читателями молодым земским врачом. Старцев Дмитрий Ионович только что начал врачебную практику и еще не имеет большого количества пациентов. Он еще не имеет уважения в обществе, также как не имеет хороших знакомых в городе. Но зато он имеет цель в жизни. Старцев непременно хочет стабильности и надежности. Поэтому он работает, зарабатывает деньги и откладывает их на будущее. По ходу развития сюжета, читатель может наблюдать за тем, как меняется главный герой, за тем, как он идет к своей цели. Через год пребывания в городе и медицинской практики, у него появляется столько клиентов, что он обзаводится лошадью и повозкой, через некоторое время, у него двойка лошадей, затем тройка. Это говорит о том, что он хороший врач, который качественно выполняет свою работу, который помогает больным людям, излечивая их от болезней, тем самым завоевывая их доверие.

Персонаж Чехова Ионыч Старцев является простым во всех отношениях человеком. Он не кривит душой, не склонен обманывать и лицемерить. Все его мысли легко читаемы и понятны. Он не строит воздушных замков и не верит в несбыточные мечты. Старцев знает, на что способен и не стремится достичь большего. Этот персонаж предпочитает иметь то, что дает ему судьба. Он не торопится успеть все сразу. За эту неспешность и размеренность мужчина получает награду: становится популярным врачом, к которому выстраиваются очереди. Его узнают, о нем говорят и даже считают его близким человеком. Ведь не просто так его называют Ионыч. В данном случае, это не знак пренебрежения, а знак дружелюбия.

Характеристика Ионыча не может быть полной без такого его качества, как проницательность, которая была у героя благодаря интеллекту и образованию. Он мог рассказать о жителях города С очень много, лишь взглянув на них. Сразу же после первого ужина в доме Туркиных он понял, что представляют собой его обитатели. Влюбившись в Катю Туркину, думая о свадьбе, Дмитрий Ионович понимал, что жить наверняка придется переехать в город, а, следовательно, нужно будет отказаться от практики в земской больнице. Он знал, что довольно трудно будет ужиться с Катей, пылкий характер которой сложно было бы укротить одной лишь любовью. Девушка была красива, талантлива, но слишком своенравна. Старцев все предвидел и мог просчитать на будущее, но чувства были сильней разума, поэтому он рискнул поддаться им.

Отрицательные черты

Своего героя Чехов не стремится показать только с положительной стороны и рассказать читателю, как несправедливо распорядилась судьба по отношению к Старцеву. Образ Ионыча собирательный в нем есть как положительные черты, так и отрицательные. Например, его апатичность. То, как он легко расстался с мыслью потерять Катю Туркину, то, как он смирился со своей скучной, однообразной жизнью. С каждым разом, как автор рассказывает о герое, переносясь при этом на несколько лет вперед, мы видим, что персонаж становится отрешенным, ленивым и с каждым годом только толстеет. Заметная деградация персонажа происходит из-за его нежелания что-либо менять в своей жизни.

Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» в самом начале произведения выглядит гораздо положительней, чем в конце. Если в первых главах рассказа он предстает перед читателями деятельным, целеустремленным, увлеченным человеком, который откровенно презирает жителей города, считая, что с ними можно только выпить и сыграть в карты, то постепенно, он превращается в среднестатистического горожанина. Доктор редко вступает в беседы, никогда не устраивает приемы, не посещает званые вечера. Будто бы с любовью, которая ушла из его сердца, ушла и вся тяга к жизни. О том, что он постепенно становится своим человеком, среди жителей города является и то, что фамилия Ионыча постепенно забывается. Нельзя сказать, что Герой не замечает постепенной деградации. В своем разговоре с Екатериной Туркиной он прямо отвечает: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?”

Старцев осуждает людей, но, тем не менее, говорит « мы», отождествляя себя с толпой, которую «терпеть не может». Возможно, Чехов хотел показать тем самым двуличность персонажа: с одной стороны он человек безвольный, с другой стороны, обладатель пресвященного ума. Постепенно из положительного образа, обиженного девушкой, он превращается в черствого и равнодушного человека, которому без любви будет еще и проще. Не придется ничем жертвовать. Характер Ионыча меняется на глазах.

Тест по произведению

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
Н.В. Гоголь
У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым, с будущим. Чем он крупнее, тем яснее улавливается традиционное и новаторское, общечеловеческое в его наследии. Прямыми выразителями своего времени, его духа, стремлений были Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Сложнее выглядят связи со временем, идейные искания Гоголя, Достоевского, Толстого.
Чехов не был баловнем успеха. Рассказы и сценки, которые в первые годы своего писательства он помещал в юмористических журналах, далеко не сразу были замечены читателями и критиками. Для этого понадобилось время. Но вскоре стало ясно, что чеховские рассказы, как будто беззаботные и невинные каждый в отдельности, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить, что одной из характерных черт чеховской художественной манеры является наличие подтекста, «подводного течения», если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, «горячее желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Естественно, Чехов хотел видеть людей очищенными от любой злобы, ненависти и зависти, он хотел видеть их добрыми, отзывчивыми, честными людьми. Но, к сожалению, в мире много несовершенного: почти все человечество зависимо от материального благосостояния, и из-за этого в людях много зла, зависти, ненависти к ближним. Но надо верить, что когда-то, когда для человека деньги будут значить совсем мало и человек исправит все свои ошибки и недостатки, земля будет выглядеть светлой, чистой и доброй.
Хотя что плохого, кажется, в том, что человек хочет зарабатывать больше денег, как доктор Старцев, который проделал путь, приведший его к нравственной смерти. Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально неполноценным.
Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это молодой человек с идеалами и желанием чего-то высокого. Давайте задумаемся, что же такое молодость? Наверное, это пора открытий нравственных и душевных; пора приобретения любви, дружбы, знаний... В пору молодости человек остро задумывается о своей будущей жизни, ставит перед собой цели, задачи. Что же приобретает в конце концов Старцев?
Какими путями идет? К чему приходит? В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, устраивал приемы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч Старцев посетил Туркиных впервые, то был очарован.
Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, «пройдя девять верст, не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и... последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!» Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». Но в конце повествования мы видим любимые занятия Старцева: «...в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».
«Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это - по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек - желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят...» Я думаю, эта лаконичная сцена дает представление и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы, и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой он объезжает своих пациентов. Порой кажется, что Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происшедших в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод, бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств, для восприятия вечных поэтических ценностей. Для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Невосприимчив он ни к красоте природы, ни к страданиям людей: покупая дом, проходит без церемонии через все комнаты, «не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом...». Но, может быть, ничто так ясно не говорит о деградации его личности, как его отчужденность от людей, забвение им одной из страниц биографии, страницы самой светлой, опошление чистого и прекрасного чувства любви. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы нести ответственность за кого-то. А если подумать?! Между прочим, если бы Екатерина Ивановна в свое время не была так поглощена мечтаниями о славе, об успехах, стремлением к «блестящим целям», то, может быть, ее жизнь да и жизнь доктора Старцева сложилась бы совсем иначе.
Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Ведь мы знаем, что у него были внутренние возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина засосала его, сделала заурядным, и лучшие свойства его души умерли.
Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.
В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена...
М. Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно - одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой». И именно это заставляет читателя думать и отвергать скуку и лень, неосмысленность и пустоту жизни.

    Мастерство Чехова - рассказчика особенно проявляется в композиции «Ионыча» Композиция рассказа подчиняется одной общей цели - показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении...

    Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. А. П. Чехов. Чехов столь прочно занимает место в самом высшем ряду русских прозаиков, что забывается его...

  1. Новое!

    Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. А. П. Чехов События рассказа «Ионыч» происходят в губернском городе С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит читателя с семьей...

  2. (по рассказу А.П. Чехова “Ионыч”) “Когда в губернском городе С приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С очень хорошо...” С этой фразы начинается рассказ А.П. Чехова “Ионыч”....

    Чехов мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной те мой его рассказов стала тема смысла жизни. В конце...

    В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие,...

Рассказ А. П. Чехова "Ионыч" - это психологическая картина главного героя, образ которого к концу произведения становится неузнаваемым. Это касается и наблюдений за внешним видом Старцева, и за его духовным развитием.

Будучи молодым специалистом, недавно приступившим к выполнению своих обязанностей на должности земского врача в губернском городе, Дмитрий Ионович одновременно входит по совету окружающих в круг "интеллигентной" семьи Туркиных. С первого же посещения этого дома он понимает, насколько бесполезно их времяпровождение. Но из-за влечения к дочери Туркиных мужчина со временем становится похожим на них.

Поначалу Дмитрий видит разницу между настоящим искусством и игрой на рояле девушкой, которая будто вбивала "клавиши внутрь рояля". Однако чувство любви завладело им настолько, что он стал к ним приглядываться, так как считал Екатерину достойной во всех отношениях.

Иногда молодой человек задумывался о том, что его затягивает в омут существующих в обществе занятий, где царила деградация. Постепенно он начинал поддаваться их законам, по которым жил каждый член семьи.

В момент ухаживания за девушкой Старцев был близок к проявлению своих лучших качеств. Он становился целеустремленным, активным молодым человеком со свойственной добродушностью, работоспособностью. На этот период времени и приходится расцвет его души.

После отказа возлюбленной стать женой, Старцев потерял интерес ко многим вещам. Но после отъезда Котика в другой город ему ничего не оставалось делать, как продолжать врачебную деятельность. При этом он сумел заслужить репутацию грамотного доктора и уважение окружающих. С каждым годом его все больше интересовала материальная сторона жизни. Теперь Ионыч ездил на "тройке с бубенчиками", а не ходил пешком. Все существование сводилось к накопительству и трате времени по вечерам в обществе картежников. Внешний вид его стал не здоровым. Вместо доброжелательности появилась раздражительность.

Таким образом, пройдя долгий путь от небогатого сына служителя церкви до уважаемого, опытного земского врача, заработав немалые деньги, главный герой не сумел даже благодаря своему уму остаться на высоком уровне. Для его духовного развития не было подпитки. Цель была загублена прошедшим интересом к женщине. Любое увлечение становилось лишь причиной для беспокойства. "Пухлый, красный, едет на тройке" - обычная характеристика главного героя спустя еще четыре года. Исчезла его способность анализировать, находить хорошее. Нравственная сторона обеднела, это привело к опустошению души.

Сочинение Старцев в рассказе Ионыч

А.П.Чехова современные критики считали мастером короткого рассказа. Писатель выступал против пошлости и мещанского образа жизни, ненавидел людей, которые жили в небольшом футлярном мире. Поэтому основной темой его произведений становится определение смысла жизни.

Одним из таких сочинений стал «Ионыч», где особенно четко был показан образ Старцева. Из его истории нам известно, что нашего героя назначили врачом в земскую больницу, куда он приехал совсем молодым с высокими идеалами. Доктор сразу же заводит с семейством Туркиных, считавшейся в городе образованнейшей и культурной во всех сферах. Любовь к Кате Туркиной сразу же поглотила Старцева. Ради этих чувств он готов был на любые поступки. Однако, когда девушка не ответила на его признание в любви, уехав из города, он страдал совсем немного. Доктор стал жить прежней жизнью, и часто повторял, что с этими отношениями было много хлопот.

Впоследствии Старцев начал мучиться ожирением, ведя пассивный образ жизни. Раньше это был человек с горячей и открытой душой. Теперь же жители города стали его раздражать своими привычками и поведением. Однако, если раньше он считал их разговоры пустыми, то сейчас спокойно с ними беседовал. А если уж, у него не было желания разговаривать, то молчал, за что его прозвали поляком надутым.

В конце произведения перед нами предстает совершенно другой человек, который стал ленивым, как в духовном, так и в нравственном плане. Ему совсем не хочется иметь семью и детей. Он стал жадным. По вечерам доктор развлекает себя тем, что рассматривает деньги и долго их пересчитывает, а затем едет на торги домов, которые он и не покупает. Врач лишил себя культурных развлечений. Он даже не замечает того, что постепенно старея, опускается до уровня тех жителей, подвергшихся когда – то его критике. Теперь его зовут Ионычем.

Его жизненный путь подошел к концу. Почему же так произошло? Конечно же, вина в происшедшем лежит не только в окружающей среде, а в самом Старцеве, растерявшем все лучшее, что было в нем, променяв живое мышление на сытое и бестолковое существование. Образ доктора близок к героям из произведения «Мертвые души». Его существование так же пусто и бесплодно. Чехов еще раз нам показал на основе данного героя деградацию личности человека, показывая в своих рассказах весь трагизм мелочной действительности.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Садко (7 класс)

    Будучи ярким примером народного творчества, данная былина рассказывает историю, в которой содержится невероятная мудрость и интерес, проносящийся сквозь время. Однако, стоит сказать

  • Образ и характеристика Главной героини в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение

    Она – именно так называет Бунин главную героиню своего рассказа «Чистый понедельник». Более практически никаких подробностей не дается помимо указания на проживание ранее в Твери, богатство и красоту.

  • Цитаты героев из Мастера и Маргариты Булгакова

    Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - гениален по содержанию и смысловой нагрузке. Каждый персонаж внесен в произведение не просто так, любая его реплика несет скрытую или явную истину.

  • Рылов А.А.

    Аркадий Иванович Рылов родился 29 января 1870 г. Отец мальчика был простым сельским нотариусом. В юном возрасте его отправили в Петербург, обучатся искусствам. Его обучали известные мастера искусства

  • Одним из второстепенных персонажей произведения является Анна Павловна Шерер, представленная писателем в образе владелицы модного в великосветских кругах петербуржского салона.