» » Павел андреевич федотов и его картины. Советы по егэ Василий федотов представлял собой довольно интересный тип

Павел андреевич федотов и его картины. Советы по егэ Василий федотов представлял собой довольно интересный тип

ЕГЭ по русскому языку:

несколько полезных советов о том,

как написать сочинение. Трудный критерий К2

Не секрет, что самым трудным при написании сочинения по русскому языку является критерий К2 -коммментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме - это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения выпускника находить и пояснять смысловые компоненты текста. Иными словами, по тому, как прокомментирована проблема, эксперт оценивает, насколько глубоко и полно экзаменующийся понял эту проблему, сумел проследить ход авторской мысли. Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. В чем заключается основная трудность при комментировании проблемы, какие вопросы возникают перед выпускниками? В основном все сводится к нескольким вопросам: как правильно подойти к комментарию, какие фрагменты текста выбрать для комментария, как объяснить функцию их употребления, как связать с проблемой? Особенную трудность для комментария представляют тексты художественного стиля с типом речи описание, публицистические тексты, в которых много частных примеров, перемежающихся с рассуждениями автора, художественные тексты, полностью состоящие из диалога. Главное, что должен сделать учитель – научить выпускников не бояться начинать работу с текстом любой сложности, не забывая, конечно, о том, что идти надо от простого к сложному (сначала публицистические тексты, затем художественные). Необходимо показать на конкретных примерах, что многие тексты (особенно публицистические) имеют схожие приемы, которые используют авторы, для того чтобы изложить позицию, воздействовать на читателя.

Как организовать работу по комментарию? Необходимо начинать работу с внимательного анализа самого текста, то есть определить, на каком материале автор раскрывает проблему. Каждый автор уникален, каждый использует свое «наполнение», но все же можно выделить общее в форме подачи материала. Для примера возьмем несколько исходных текстов для написания сочинений, определим, на чем базируется основное содержание, выявим общие закономерности.

Начало текста

Тип содержания

Ф.М. Достоевский

«Отчего у нас все лгут, все до единого…»

Рассуждение, примеры типичных ситуаций, распространенных в обществе

Н. Варенцов

«Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца…»

Фрагменты жизни конкретного человека, оценочная портретная характеристика героя

Д.А.Волкогонов

«Какие поступки мы считаем героическими?»

Известные факты из истории

М.С. Крюков

«Я лучше, я умнее всех»

Реальные исторические факты, рассуждения автора

С. Кудряшов

«В годовщину празднования пушкинского юбилея на одном из совещаний мне довелось быть свидетелем очень любопытного разговора»

С. Довлатов

«Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете…»

Л.А. Жуховицкий

«Когда-то существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не с колыбели…»

Вопросно-ответная форма изложения, убедительные факты

Е.Сикирич

«Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально анализировать то, что нас разъединяет…»

Текст построен исключительно на авторских рассуждениях

М. Бобнева

«Я стою в вестибюле редакции центральной газеты и терпеливо жду, когда дежурная закончит телефонный разговор с приятельницей…»

Анализ типов содержания позволяет выявить определенные закономерности: нередко создатели текстов (чаще публицистических) строят их с использованием рассуждений, привлечением конкретных примеров, описаний типичных ситуаций, исторических фактов, ссылок на авторитеты, цитированием известных личностей. Что дает такая работа в практическом плане комментария? Умение определить принцип построения каждого конкретного текста, позволяет сделать следующий шаг в комментарии. А именно: выбрать наиболее понятные (для выпускника) фрагменты и определить, как они «работают» в тексте на проблему. Необходимо в процессе комментирования осуществлять самоконтроль, задаваясь вопросами: на каком материале автор раскрывает проблему (на чем заостряет внимание), почему именно на этом материале? Какие имена (факты, события, примеры, ссылки на авторитеты) упоминает автор? Для чего?

Работа с художественными текстами должна учитывать следующее:

в художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном - в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении - от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

  • Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный - человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический - человек и окружающая среда; нравственный (этический) - взаимоотношения людей, нравственные ценности).
  • Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.).
  • Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Сейчас на примере текстов сочинений, представленных в первой таблице, попытаемся в зависимости от содержания текста выявить его роль в раскрытии проблемы.

Текст Ф.М. Достоевского

Типичные примеры жизненных ситуаций позволяют читателю провести параллели с действительностью, «примерить» ситуацию к себе

Текст Н. Варенцова

Оценочное описание внешности формирует определенное отношение читателя к герою, реальная жизненная история вызывает неподдельный интерес, заставляет задуматься о своих поступках

Текст Д.А. Волкогонова

Многочисленные примеры, их сопоставления помогают уяснить суть того, о чем говорит автор

Текст М. C . Крюкова

Многократное обращение к цитированию служит для опровержения или утверждения какой-либо мысли

Текст С. Кудряшова

Цитирование классиков побуждает читателя задуматься над проблемой, примеры жизненных ситуаций помогают кому-то узнать себя в негативных персонажах, пересмотреть свое поведение

Текст С. Довлатова

Рассуждения демонстрируют точку зрения на проблему самого автора, конкретная жизненная ситуация ярко иллюстрирует суть проблемы

Текст Л.А. Жуховицкого

Умело подобранные исторические факты убедительны, очень доступны по содержанию, что подкрепляет позицию автора

Текст Е. Сикирич

В тексте представлены только рассуждения, они заставляют внимательно вчитываться в них, следить за ходом мысли автора, выявлять точку зрения, следить за эмоциональным настроем

Текст М. Бобневой

Типичная ситуация помогает ярче представить проблему, которую рассматривает автор, осознать ее, мысленно представить себя в подобной ситуации

Представленная таблица демонстрирует, что в текстах с разным «наполнением» есть общие принципы. Это можно использовать при выполнении комментария, отвечая на вопросы: на чем базируется текст, с какой целью автор использовал то или иное «наполнение», как оно взаимодействует с проблемой, воздействует на читателя.

Следует помнить, что

фото: В. Вдовин/РИА Новости/фото репродукции автопортрета Павла Андреевича Федотова. Государственная Третьяковская галерея; А. Свердлов/РИА Новости/фото репродукции картины П. Федотова «Вдовушка (с лиловыми обоями)». Государственная Третьяковская галерея

Федотов упал на колени перед изумленной Олей, торопливо сделал ей предложение и тут же убежал. Затем отправился к другим знакомым, имеющим дочерей, всех барышень тоже позвал под венец. И помчался на Невский проспект заказывать кольца. Наутро стало ясно, что разум художника помрачен.

Летом 1878 года в усадьбе Загоны, что неподалеку от легендарной гоголевской Диканьки, Константин Маковский увлеченно писал «Русалок». Сюжет был сказочный: залитая призрачным светом река с таинственными «водяными девами», взлетающими в хороводе по темному небу к самой луне. Но что-то у художника с замыслом не ладилось.

В один из дней к крыльцу подкатила запряженная четверней коляска с форейтором. Выпрыгнувший из нее незнакомец был довольно примечательной наружности - с длинными, по-казацки вислыми усами и в накинутом на плечи просторном сером плаще, называемом на Полтавщине «кобеняк», который украшала крупная алмазная пряжка. Представившись живущим неподалеку помещиком Василием Васильевичем Тарновским, сосед осведомился у челяди, не здесь ли нанимает дачу господин Маковский, и объяснил, что желает забрать прославленного живописца из «непотребной дыры», предоставив в его распоряжение свою Качановку - для вдохновенного творчества.

Вскоре из Качановки прибыли экипажи. Прихватив эскизы «Русалок» и кое-какие свои пожитки, Маковский отправился в соседнее имение. Тарновские оказались милейшими людьми и тут же пригласили Константина Егоровича отобедать. К столу вышла дама лет сорока, коротко представленная хозяевами Юлией Васильевной, недавно овдовевшей родственницей.

Что-то смутно знакомое почудилось в облике женщины - и эта склоненная голова, и черное платье, хотя художник мог поручиться, что никогда с ней раньше не встречался. После трапезы мужчины удалились в кабинет, куда им подали крепкое и сигары. Зашла хозяйка Софья Васильевна, справилась, удобно ли гостю. Завязалась беседа.

Вы уж простите нашу молчунью, - начала Софья Васильевна, - от горя все отойти не может. А кстати, Васенька не рассказывал вам про тетушку свою, тоже Юлию Васильевну? В нее же без памяти был когда-то влюблен известный художник Федотов. Даже рисовал ее. Они с нашей Юлией, говорят, очень похожи.

По молодости тетушка слыла весьма авантажной барышней! - добавил Василий Васильевич. - Увидела федотовские работы и объявила: мол, хочу его в мужья!

Тут-то и понял Маковский, откуда знакомо ему лицо печальной дамы в темном платье. Просто она напомнила ему Юлию Тарновскую, с которой писана купеческая дочка в знаменитом «Сватовстве майора». Да и «Вдовушка», перед которой Маковский простаивал часами, задумав создать собственную версию этого грустного сюжета, чем-то неуловимо похожа на Юлию.

Все ли жизненные обстоятельства подвластны человеческой воле? Над таким вопросом задумывается Н. Варенцов.
Проблема, рассматриваемая автором, весьма интересна. Общественный деятель раскрывает ее на примере непредвиденных обстоятельств, случающихся с Василием Федотовым, богатым купцом, думающим, что он способен предугадать любы повороты судьбы. Но многим его планам не суждено сбыться: дела в торговле идут плохо, а жена, на которую «дальновидный» купец переоформил все имущество, и вовсе выпроводила его из дома. Автор не сочувствует своему герою, а наоборот порицает его, ведь его беды стали следствием чрезмерной жадности к деньгам.
Позиция автора четко отражена в одном из предложений рассказа: «человек предполагает, а Бог располагает». Варенцов приводит нас к мысли о том, что не стоит продумывать все свои действия до мелочей, поскольку многие обстоятельства изменчивы и не зависят от нас.
Я согласен с позицией автора и также считаю, что жизнь непредсказуема.
В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», например, главная героиня не могла и подумать, что в погоне за своей любовью, ей придется пройти через ряд испытаний, начиная от несчастливого брака и заканчивая встречей с самим Сатаной.
А в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» погоня за драгоценностями, спрятанными в одном из стульев, привела к тому, что Воробьянинов и Бендер, главные герои, побывав в различных уголках страны, так и не достигли цели: камни были проданы, а на вырученные деньги построен клуб. Никто и не мог подумать о подобном исходе.
Таким образом, не все жизненные обстоятельства подвластны человеку. В некоторых ситуациях имеет место случайность, которая делает нашу жизнь непредсказуемой и интересной.

Оригинальный текст, на основе которого написано сочинение:

1)Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего хорошего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его. (2)Федотов был среднего роста, плешивый, старался не смотреть вам в глаза. (З)При встречах он поднимал веки, быстрым взглядом осматривал вас и сейчас же опускал их; такой же взгляд, применяемый как особый род кокетства, приходилось наблюдать у некоторых женщин. (4)Он был крайне нервный; когда он говорил с вами, поднимал глаза к небу, руки тоже, чтобы засвидетельствовать правоту свою, а если этого было, по его мнению, мало, он изливал слезу, бил себя в грудь. (5)Вся его фигура, весь вид его с этими жестами и слезами были какие-то неестественные, и ему особо не доверяли, называя его за глаза Васькой Федотовым, говоря: «Этот Васька всё-таки пригласит нас на «чашку чая». (6)У купечества «чашка чая» означала собрание кредиторов с предложением скидки. (7)И это мнение оказалось совершенно правильным; он своевременно, перед приглашением на «чашку чая», перевёл на свою жену оба дома, стоимость которых составила около трёхсот тысяч рублей, положил на её имя в банк капитал, тоже триста тысяч рублей, и был уверен: этим он обеспечил себя на чёрный день. (8)Но оказалось, что, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. (9)Конкурс прошёл, а жена выпроводила его из своего дома. (10) Федотов, оскорблённый, разорённый, чтобы существовать, стал биржевиком и, занимаясь комиссионерством, захаживал к знакомым с разными предложениями. (11)Однажды во время такого прихода он, хмурый, несчастный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул и, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. (12)Рыдания его были искренние, а не лукавые, как приходилось ему проделывать раньше для получения каких-либо выгод; сейчас он действительно страдал. (13)Вода и валерьяновые капли привели его в более спокойное состояние, он извинился за причинённое беспокойство и рассказал: (14) - Вам известно, что я лишился всего состояния, любимого дела, покинут женой, но это, как ни больно было для меня, я перенёс. (15)У меня была единственная дочка, которая была для меня дороже всего. (16)Выдавая замуж, я наградил её пятьюдесятью тысячами рублей, на столько же дал ей бриллиантов и приданого; когда бы она ни приходила ко мне, я всегда дарил ей что-нибудь, спрашивал её: «Не нужно ли чего тебе?» (17)Она была для меня радость и любовь, я жил для неё, и она была для меня всё! (18)И вот по дороге к вам, у Ильинских ворот, я вижу её, идущую мне навстречу. (19)Можете представить мою неожиданную радость! (20)Я спешу к ней. (21)Она же, увидев меня, повернула в сторону, сделав вид, что не желает со мной говорить. (22)Это было уже сверх сил моих!


Мне рассказывал Н.П. Кудрин интересный случай, бывший с ним во время его молодости, когда он работал у своего первого хозяина в Оренбурге, принужденного уехать куда-то далеко по делам, поручив Кудрину во время его отсутствия управлять делом. В это время получается от Каретникова, отца нынешних директоров , телеграмма с поручением купить 5 тысяч кип хлопка, с переводом для этого несколько десятков тысяч рублей. Кудрин немедленно приступил к исполнению его поручения и купил 5 тысяч кип хлопка, приблизительно 40 тысяч пудов, после чего ему телеграфировал: «5 тысяч кип хлопка купил, переводите немедленно остальные деньги для расчета». От Каретникова получил ответ: «Поручил купить 5 тысяч пудов, почему купили 5 тысяч кип?» Кудрин снял копию с его телеграммы, засвидетельствовал ее у нотариуса и послал почтой, уведомив его об этом телеграммой; как оказалось, это случилось по оплошности телеграфа.

Этот случай произошел как раз по объявлении англичанами блокады берегов Америки, во время войны Северо-Американских штатов . Начавшаяся блокада сильно подняла цены на хлопок, дошедшие до небывало высокой цены. Каретников, конечно, немедленно перевел все деньги за 5 тысяч кип хлопка.

Вернувшийся хозяин Кудрина послал его на ярмарку сдавать Каретникову отправленный хлопок. Кудрин, явившись к Каретникову, привез показать ему подлинную телеграмму, где значилось 5 тысяч кип, а не пудов. Каретников заключил Кудрина в свои объятия, расцеловал его и вручил ему пакет, сказав ему: «Это тебе подарочек!» В пакете лежало на 5 тысяч рублей новеньких серий с необрезанными купонами. Оказалось, что от этой ошибки на телеграфе Каретников нажил несколько миллионов рублей.

Вторая фирма, наша большая покупательница, была Товарищество Викула Морозова с сыновьями. Хозяином этой фирмы был старообрядец-беспоповец Викул Елисеевич Морозов. В мое время возглавлял эту фирму как деятель некто Иван Кондратьевич Поляков, выдающийся по уму и другим своим качествам коммерсант. Поляков был высокого роста, довольно плотный, совершенно плешивый, с ясными, лучистыми глазами, невольно притягивающий к себе людей, заставляя ему подчиняться; имел твердый, настойчивый характер и имел способность быстро ориентироваться во всех трудных вопросах. Карьера его началась со сторожей у ворот фабрики Викула Елисеевича; его жена Ненила Карповна в дни простоя фабрики мыла там полы и окна. Они были молодые, только что поженившиеся. Викул Елисеевич Морозов был большой любитель слушать чтение Священного писания на церковно-славянском языке, и кто-то из его старших служащих сообщил: новый молодой сторож при воротах фабрики хорошо читает, очень внятно и толково. Хозяин велел позвать Ивана. Его чтение ему очень понравилось, и он велел управляющему фабрикой поместить его в корпус на какую-то небольшую работу.

Поляков постепенно двигался все выше и выше, наконец за смертью старого управляющего был поставлен на его место, где в короткое время сумел показать себя: сравнительно неважное дело превратил в одно из передовых. После того, как В.Е. Морозов свое личное дело превратил в товарищество с правлением в Москве, И.К. Поляков был выбран директором, оставаясь в деле вплоть до передачи его Советскому правительству.

И.К. Поляков пользовался большой популярностью как среди своих конкурентов-фабрикантов, так и между своими многочисленными по купателями, имевшими к нему особое доверие. Случалось ли какое-нибудь несчастие или затруднение в делах, все спешили к нему за советом, зная, что он мудро и полезно даст им его.

Многие из его покупателей, не справившиеся со своим делом по сложившимся неблагоприятным для них условиям, обращались к нему, и он их успокаивал и давал советы, которые почти всегда были в их пользу .

Многие из недобросовестных покупателей, желая поскорее составить состояние, приходили к нему, объясняя свое тяжелое положение какой- нибудь неблагоприятной для них причиной, с просьбой получить за задолженную ими сумму вместо полного рубля 10 %, другие 20, 30 % и т. д. Если этого нельзя было сделать без общего собрания всех кредиторов, то просили Ивана Кондратьевича выступить в защиту их на собрании, зная, что к его голосу большинство фабрикантов прислушиваются и делают по его совету.

С годами число таких неплательщиков много увеличилось, и в большинстве случаев это были такие, которые желали бы поскорее обогатиться за чужой счет. Конечно, от Ивана Кондратьевича - большого ума и опытности человека - не могло все это скрыться, и он, преследуя личные интересы Товарищества, где он работал, начал извлекать для Товарищества пользу; так, давая обещание выступить в защиту неплательщика на собрании, он говорил ему: «Ты предлагаешь 20 %, хорошо! А нашей фирме дашь 50 %, тогда я буду за тебя просить, а иначе не согласен!» Понятно, большинство соглашались на такое предложение.

Один из крупных оптовщиков мануфактурист Василий Семенович Федотов вздумал увеличить свой капитал за счет своих кредиторов, обратился к И.К. Полякову и получил от него согласие на известную скидку с тем, что тот будет поддерживать его на собрании кредиторов. Федотов успокоился, предполагая, что его дело - в шляпе, и принял при разговоре с одним из крупных кредиторов, Николаем Давидовичем Морозовым, еще сравнительно молодым человеком, довольно небрежный тон. Н.Д. Морозов, директор Богородско-Глуховской мануфактуры, талантливый, энергичный и красноречивый, выступил на собрании кредиторов как раз против предложения Полякова, с требованием назначения конкурса над делом Федотова, чтобы этим раз и навсегда отвадить других неплательщиков от посягательства на деньги кредиторов . Общее собрание с доводами его согласилось, и над делом Федотова был учрежден конкурс .

Конкурс был проведен скоро и весьма успешно для всех кредиторов, получивших полностью свой долг, и это, кажется, было впервые в продолжение моей жизни, когда при конкурсе никто не потерял из кредиторов, но Федотов был жестоко наказан *.

* В.С. Федотов представлял из себя довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего хорошего благосостояния, но корысть с желанием положить к себе в карманчик лишний миллиончик погубила его.

Федотов был среднего роста, плешивый, с черными глазами, старающийся не смотреть вам в глаза; при встречах он поднимал веки, быстрым взглядом осматривал вас, сейчас же опускал их; такой же взгляд приходилось наблюдать у некоторых женщин, применяемый ими как особый род кокетства. Он был крайне нервный; когда он говорил с вами, поднимал глаза к небу, руки тоже, чтобы засвидетельствовать правоту свою, а если этого было, по его мнению, мало, он изливал слезу, бил себя в грудь. Вся его фигура, весь вид его с его жестами, слезами были какие-то неестественные, и ему особенно не доверяли, называя его за глаза Васька Федотов, говоря: «Этот Васька все-таки когда-нибудь пригласит нас на “чашку чая”». У купечества «чашка чая» означала собрание кредиторов с предложением скидки. И это мнение оказалось совершенно правильным; он своевременно, перед приглашением на «чашку чая», перевел на свою жену свои два дома, стоимость которых приблизительно была около 300 тысяч рублей, положил на ее имя в банк капитал тоже 300 тысяч рублей и был уверен, что он этим себя обеспечил на «черный день». Но оказалось, как говорят, «человек предполагает, а Бог располагает»!

Когда конкурс осуществился, жена его выпроводила его из своего дома, сошлась с каким-то доктором и зажила на доходы с домов и капитала. Федотов, оскорбленный, разоренный, чтобы существовать, заделался биржевым «зайцем» и занимался комиссионерством, захаживал ко мне с разными предложениями. Однажды, во время такого прихода, он, бледный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. Рыдания его - я чувствовал всей душой - были искренние, а не лукавые, как приходилось ему проделывать раньше для получения каких-либо выгод; он действительно страдал. Вода и валерьяновые капли привели его к более спокойному состоянию, он извинился за причиненное беспокойство и рассказал: «Вам известно, что я лишился всего состояния, любимого дела, покинутый женой, но это, как ни больно было для меня, я перенес. У меня была единственная дочка, которая была для меня дороже всего. Выдавая замуж, наградил ее пятьюдесятью тысячами рублей, столько же дат ей бриллиантов и приданого; когда бы она ни приходила бы ко мне, я всегда дарил что-нибудь, спрашивал ее: «Не нужно ли чего тебе?» Она для меня была радость и любовь, я жил для нее, и она была для меня все! Идя к вам у Ильинских ворот, я вижу ее идущую мне навстречу. Можете представить мою неожиданную радость! Я спешу к ней… она же, увидав меня, повернула в сторону, сделав вид, что не желает со мной говорить. Это было уже сверх сил моих!» Вскоре после этого случая он скончался.

(1)Начало XXI века ознаменовалось несколькими событиями в биологической науке, которые привлекли к себе пристальное внимание и вызвали непрекращающиеся дискуссии. (2)В феврале 2001 года были опубликованы результаты «прочтения» генома человека, а уже в начале мая того же года появились сообщения о первых «генетически модифицированных» детях, в июне было объявлено об успешном эксперименте по отбору эмбрионов, свободных от генов, вызывающих наследственные заболевания.

(З)Клон - это существо, копирующее физические и психические свойства донора генетического материала. (4)После успешных экспериментов с млекопитающими клонирование человека, видимо, лишь вопрос времени. (5)Вероятно, такие дети появятся в ближайшие годы – слишком уж часто говорится об этой возможности. (6)Тем не менее в обществе продолжается бурное обсуждение научных, этических и юридических вопросов, связанных с возможным клонированием человека. (7)Одни требуют полностью запретить любые вмешательства на генетическом уровне, другие ждут дальнейших успехов. (8)Биолог может сформулировать поставленные вопросы, но проблема требуем не только научного ответа.

(9)Рассмотрим допустимость применения современных генетических и клеточно-эмбриологических методик к человеку с этической точки зрения. (10)Трудно дать определённые ответы на встающие сейчас вопросы потому, что эти вопросы новые и суть проблемы недостаточно понята человечеством.

(11)В обсуждаемом нами круге проблем два ключевых вопроса. (12)Во-первых, с какого момента развития начинается человеческая личность, имеющая право на неприкосновенность. (13)Известен случай, когда группе репродуктивной генетики из Чикаго родителями был «заказан» ребёнок, который стал бы наиболее подходящим донором для своей старшей сестры, страдающей смертельной анемией. (14)Такой ребёнок был «произведён» путем отбора эмбрионов и появился на свет в 2000 году. (15)Взятые у него клетки действительно позволили спасти жизнь сестры... (16)Допустимы ли подобные эксперименты?

(17)Во-вторых, сомнительность с этической точки зрения процедуры клонирования состоит в том, что нарушаются естественные принципы уникальности личности и происхождения каждого человека от двух родителей. (18)Будет ли клонированный ребёнок в обществе чувствовать себя комфортно? (19)Вправе ли родители «заказывать» ребёнка с генами долголетия, музыкальными или математическими способностями, с определенным цветом глаз или формой носа? (20)Да, проблема не может быть решена однозначно.

(По И. Захарову)

A 29. В каком из предложений текста объясняется, почему проблема клонирования человека сейчас не может быть решена однозначно?

1) 5 2) 4 3)3 4) 10

A 30 . Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 4-6?

    рассуждение

    повествование

    повествование и описание

    описание

A 31 . Укажите значение слова КОМФОРТНО в предложении 18.

  1. однозначно

  2. стеснённо

    сознательно

Часть 2

B 1 . Из предложений 17-18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

B 2. Из предложений 7-9 выпишите наречие.

B 3 . Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

B 4 . Среди предложений 3-9 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

B 5 . Среди предложений 4 - 11 найдите предложение, осложнённое однородными членами и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

B 6. Среди предложений 10-17 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

B 7. Среди предложений четвёртого абзаца найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1 - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

B 8 . «Размышления И. Захарова насыщены такими лексическими

средствами, как__________(«геном», «клонирование», «клеточно-

эмбриологических методик»). И это не случайно: текст посвящён важным научным проблемам современности. Неоднозначностью этих проблем обусловлено и употребление в тексте такого синтаксического средства выразительности, как _____________(предложения 16, 18, 19).

Научная проблема, обсуждаемая в тексте, по мнению автора, имеет и важное социальное значение, поэтому автор вовлекает в дискуссию читателя, излагая сложные мысли в доступной форме. Этому служат, например,_________ («начало ознаменовалось», «круг проблем», «с…точки зрения») и такой приём, как_________(«одни требуют...» - «другие с нетерпением ждут...» в предложении 7)».

Список терминов:

    метафора

  1. противопоставление

    вопросительные предложения

    риторическое восклицание

    диалектизмы

    газетно-публицистическая фразеология

Часть 3

C 1 Напишите сочинение но прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский

опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150" I .он

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается.

ВАРИАНТ 3

Часть 1

A 1 . В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный звук?
1) жертва 2) щекотно 3) больше 4) почуять

A 2 . В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    воссоздалА

A 3. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно потребить ЦЕННОСТНЫЙ?

    Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками и призами.

    В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

    В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

    В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

A 4 . Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    поезжай домой

    в двухсот метрах

    сельских читален

    пара туфель

A 5 . Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над рецензией,

    главная мысль определяется не сразу.

    учеником была дана оценка прочитанного.

    анализируется художественное своеобразие текста.

    не подменяйте оценку текста пересказом содержания.

A 6 . Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт.

    Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.

    Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернется к праздникам.

    Скоро будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

Прочитайте текст и выполните задания А 7 - А12.

(1)... (2)Она занимает первое место в мировом хозяйстве но размерам промышленного и сельсхозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, но развитию международного туризма. (З)Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. (4)Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. (5)Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось: роль лидера перешла к Германии, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. (6)... Великобритания, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.

A 7 . Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Западная Европа - это не только один из очагов мировой цивилизации, но и родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции.

    Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция имеют большой экономический вес в современном мире.

    Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

    Особое место на экономической карте мира занимают сегодня восточноевропейские страны.

A 8 . Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

  1. Во-вторых,

A 9 . Какое слово или сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

    понятно (предложение 3)

    соотношение изменилось (предложение 5)

    определяют четыре страны (предложение 3)

    экономика которой развивается (предложение 5)

A 10 . Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

    сложноподчинённое

    сложное бессоюзное

    сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

    сложное с союзной сочинительной и подчинительной и бессоюзной
    связью

A 11 . Укажите, в каком предложении употреблено прилагательное в превосходной степени. 1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

A 12 . Какое слово в тексте имеет значение «группа соседствующих стран, объединённых по какому-либо общему признаку»?

    хозяйство (предложение 2)

    регион (предложение 3)

    комплекс (предложение 4)

    отрасль (предложение 4)

A 13 . В каком слове нет суффикса -К- ?

1) чайка 2) батарейка 3) змейка 4) семейка

A 14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Опорой семьи Турбиных в романе М. Булгакова «Белая гвардия» является Елена, воплощение женстве(1)ости, преда(2)ости, уюта, которая тщетно пытается сохранить прежний нравстве(3)ый уклад

1) 1,3 2) 2 3) 2,3 4) 1,2,3

A 15 . В каком раду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    ди…пазон, ант…гонизм, п..ролон

    д…кламировать, ур…внение, выр..стить

    впл.лную, ут…пический, р…птать

    подп..рая, в..ртуоз, хр..зантема

A 16 . В каком раду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

    нер..ссказанный, под..спел, н…ибольший

    пр…образился, пр..ступные (планы), пр..уныл

    ра..грызть, ему не..доровится, ни..падающий

    пред…дущий, раз.грать, об..ск

A 17 . В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

    высмотр…шь, замет..вший

    выкрут…шься, окружа..мый

    провер…шь, осмысл…нный

    прокат.. шься, выбира.. мый

A 18 . В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. рассла..ваться

Б. щавел..вый

В. окольц...вать

Г. недогадл..вый

1) А, Б, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

A 19 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

С кем бы я н(1) охотился, Дик приносил дичь мне, даже если птица была убита другим охотником, и я н(2)чсго н(3) мог с этим поделать.

1) 1,2 2) 1,3 3) 3 4) 2,3

A 20 . В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    Больные ждут этих лекарств, ПО(ЭТОМУ) нам как никогда нужно работать быстро, собранно, ЧТО(БЫ) ни мешало.

    Вдруг Герману показалось, что в спальне (КАК)БУДТО ТО(ЖЕ) засмеялись и шепчутся.

    Младший сын, гимназист, не понимал, ЗА(ЧЕМ) родителям понадобилось, ЧТО(БЫ) он знал греческий язык.

    Убеждение человека должно быть дорого ПО(ТОМУ) только, что оно истинно, но истинность иногда приходится доказывать (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.

A 21 . Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Дворцовая казна была всегда полна () и все налоги взыскивались в

срок и полностью.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A 22.

Вскидывается мелкая рыбёшка, дробит сонную воду (1) оставляя после себя (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

1) 1,4 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 4

A 23 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Суворов ещё при жизни (1) как известно (2) стал легендой. Военное дарование - та сторона его облика, в которой (3) конечно (4) наиболее ярко отразились его интеллектуальная и волевая мощь.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,3

A 24 . Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    Несогласованное определение связано с определяемым существительным по способу управления или примыкания.

    Ослепительно белый снег и ветерок закружили его и опустили на землю.

    Среди сибирских рек есть большие и малые спокойные и бурные быстрые и медленные.

A 25 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении"?

Я отворяю окно и словно по сне вижу: под окном, прислонившись к

стене, стоит женщина, ярко освещённая луной.

    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

A 26 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Более других (1) П.И. Чайковского привлекал балет А. Адена «Жизель» (2) в музыке (3) которого (4) фантастика органически сочеталась с лиризмом.

1) 1,2 2) 2 3) 3,4 4) 2, 4

A 27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он полно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,4 4) 2,4

A 28 . В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    Тема сада и парка, которые были для А.Л. Фета «идеальным миром», аранжирована поэтом в соответствии с его эстетическим вкусом в стихотворении «Вечерние огни».

    В семьдесят лет Л.А. Фет испытал высочайший творческий подъём, который напомнил его современникам творческий порыв Гёте в пору создания «Мариенбадской элегии».

3) В десяти километрах восточнее Коренной пустыни находится деревня Воробьёвка - имение русского лирика А.А Фета, в котором поэт провёл лучшие годы своего творчества.

4) В парке усадьбы А.А. Фета был посажен молодой каштан, который поэт привёз из имения Тургенева Спасское-Лутовиново.

Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В8; С1.

(1)Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип» купца, вышедшего из приказчиков и достигшего хорошего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его.

(2)Федотов был среднего роста, плешивый, старался не смотреть вам в глаза. (З)При встречах он поднимал веки, быстрым взглядом осматривал вас и сейчас же опускал их; такой же взгляд, применяемый как особый род кокетства, приходилось наблюдать у некоторых женщин. (4)0н был крайне нервный; когда он говорил с вами, поднимал глаза к небу, руки тоже, чтобы засвидетельствовать правоту свою, а если этого было, по его мнению, мало, он изливал слезу, бил себя в грудь. (5)Вся его фигура, весь вид его с этими жестами и слезами были какие-то неестественные, и ему особо не доверяли, называя его за глаза Васькой Федотовым, говоря: «Этот Васька всё-таки пригласит нас на «чашку чая». (6)У купечества «чашка чая» означала собрание кредиторов с предложением скидки. (7)И это мнение оказалось совершенно правильным; он своевременно, перед приглашением на «чашку чая», перевёл на свою жену оба дома, стоимость которых составила около трёхсот тысяч рублей, положил на ее имя в банк капитал, тоже триста тысяч рублей, и был уверен: этим он обеспечил себя на чёрный день.

(8)Но оказалось, что, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. (9)Конкурс прошёл, а жена выпроводила его из своего дома. (10)Федотов, оскорблённый, разорённый, чтобы существовать, стал биржевиком и, занимаясь комиссионерством, захаживал к знакомым с разными предложениями. (11)Однажды во время такого прихода он, хмурый, несчастный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул и, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. (12)Рыдания его были искренние, а не лукавые, как приходилось ему проделывать раньше для получения каких-либо выгод; сейчас он действительно страдал. (13)Вода и валерьяновые капли привели его в более спокойное состояние, он извинился за причинённое беспокойство и рассказал:

(14) - Вам известно, что я лишился всего состояния, любимого дела, покинут женой, но это, как ни больно было для меня, я перенес. (15)У меня была единственная дочка, которая была для меня дороже всего. (16)Выдавая замуж, я наградил её пятьюдесятью тысячами рублей, на столько же дал ей бриллиантов и приданого; когда бы она ни приходила ко мне, я всегда дарил ей что-нибудь, спрашивал её: «Не нужно ли чего тебе?» (17)Она была для меня радость и любовь, я жил для неё, и она была для меня всё! (18)И вот по дороге к вам, у Ильинских ворот, я вижу её, идущую мне навстречу. (19)Можете представить мою неожиданную радость! (20)Я спешу к ней. (21)Она же, увидев меня, повернула в сторону, сделав вид, что не желает со мной говорить. (22)Это было уже сверх сил моих!

(По Н. Варенцову)

A 29 . Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

    После разорения купец Федотов стал биржевиком

    Федотову особо не доверяли в купеческой среде.

    Главный герой текста - человек легко возбудимый, болезненно раздражительный.

    Василий Федотов был выходцем из старинного купеческого рода.

A 30 . Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 2-4?

    рассуждение

    повествование

    описание

    повествование и рассуждение

A 31 . Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.

Часть 2

B 1 . Из предложения 11 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

B 2 . Из предложения 18 выпишите производный предлог.

B 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании (С) ЖЕЛАНИЕМ ПОЛОЖИТЬ (предложение 1).

B 4 . Среди предложений 1-7 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер этого сложного предложения.

B 5 . Среди предложений 10-16 найдите предложение, в состав которого входят два обособленных обстоятельства. Напишите номер этого предложения.

B 6 . Среди предложений 2-10 найдите сложное предложение, в котором есть определительное придаточное. Напишите номер этого сложного предложения.

B 7 . Среди предложений 8-13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна

стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

B 8 . « Рассказ о купце Василии Федотове, с которым когда-то был знаком герой Н. Баренцева, состоит из двух частей. В первой части, где описывается купец и его манера вести дела, используется такое синтаксическое средство, как __________

(в предложениях 2, 3).

Неблагоприятное впечатление о Федотове создаёт________ (например,

«миллиончик»). Во второй части, где звучит голос самого Федотова,

особое значение приобретают ____________, передающие его эмоциональное

состояние («хмурый, несчастный»), а также________(предложения 17,19, 22)».

Список терминов :

    гипербола

    ряды однородных членов

  1. вопросно-ответная форма изложения

    восклицательные предложения

  2. риторические вопросы

    разговорная оценочная лексика

Часть 3

C 1 . Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 4

Часть 1

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

Методические указания

... научить учащихся работать со словариком паронимов и выучить как ... Русский язык : сочинение -рассуждение (часть С): ЕГЭ . Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007 Т.Б. Трошева, «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку ... каких предложениях нужно писать ...

  • Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть с) содержание

    Методические рекомендации

    ... по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С) Содержание 1.Введение………………………………………………………………………..3 2. Особенности работы над экзаменационным сочинением ... по русскому языку , обучение сочинению -рассуждению имеет немаловажное значение. Как научить ...

  • Справочник для подготовки к егэ по русскому языку 10 - 11 класс

    Интернет справочник

    ... подготовки к ЕГЭ по русскому языку 10 - 11 класс Структура экзаменационной работы В работу по русскому языку ... писала , что ей очень нравится в деревне, что она научилась ... Русский язык : сочинение на ЕГЭ . Москва: «Просвещение», 2009 Н.Н.Соловьева. Какое ...

  •