» » Дубровский. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян? Сочинения Как вырастает гнев и возмущение крепостных крестьян

Дубровский. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян? Сочинения Как вырастает гнев и возмущение крепостных крестьян
главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

ГНЕВ, ВОЗМУЩЕНИЕ ГНЕВ, ВОЗМУЩЕНИЕ

Впадать в гнев - значит вымещать на себе ошибки другого.
Александр Поп
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Царь Соломон - Притчи, 12, 16
Бойся гнева терпеливого человека.
Джон Драйден
Мы все закипаем при разных температурах.
Ралф Эмерсон
Смело выходи из себя, если другого выхода нет.
Януш Васильковский
Выходя из себя, не хлопай словами.
Мариан Карчмарчик
Умейте так хлопнуть дверью, чтобы никто не слышал.
Константин Елисеев
Лучшее лекарство против гнева - отсрочка.
Сенека
Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти; если сильно разгневан - до ста.
Томас Джефферсон
Если ты разгневан, сосчитай до десяти, а уж потом говори; если сильно разгневан, сосчитай до ста и ничего не скажи. Если ты разгневан, сосчитай до четырех; если сильно разгневан, выругайся.
Марк Твен
Если б я знал, на что я так зол, я бы не был так зол.
Миньон Маклофлин
(см. БРАНЬ, МАТЕРЩИНА)

(Источник: «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "ГНЕВ, ВОЗМУЩЕНИЕ" в других словарях:

    Бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление, опала, остервенение, раздражение, свирепость, ярость. В гневе в сердцах, с сердцов, в… … Словарь синонимов

    Восстание, мятеж, бунт, повстание, беспорядки. Ср. бунт … Словарь синонимов

    ВОЗМУЩЕНИЕ, возмущения, ср. 1. только ед. Сильный гнев, негодование. Испытывать возмущение. Прийти в возмущение. Вызвать возмущение. 2. только ед. Действие по гл. возмутить в 3 знач. возмущать (офиц. устар.). 3. Мятеж, восстание (устар. офиц.).… … Толковый словарь Ушакова

    гнев - ГНЕВ, бешенство, возмущение, негодование, раздражение, ярость ГНЕВНЫЙ, взбешенный, возмущенный, разгневанный, раздраженный, рассерженный, разъяренный, яростный ГНЕВНО, разгневанно, раздраженно, разъяренно, яростно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гнев (значения) … Википедия

    ГНЕВ - – чувство негодования, возникающее у субъекта в конфликте в результате действий оппонента, явно ущемляющих его интересы, или явной неправоты его позиции. * * * (по наиболее убедительной версии – от огневати «рассердить», в свою очередь… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    возмущение - я; ср. 1) Крайнее недовольство, негодование, гнев. Испытывать чувство возмущения. С возмущением посмотреть на кого л. 2) астрон. Отклонение небесных тел от своей орбиты под влиянием притяжения других планет. 3) устар. Мятеж, восстание. 4) техн.… … Словарь многих выражений

    I ср. устар. Восстание, мятеж. II ср. Крайнее недовольство, негодование, гнев. III ср. Отклонение направления движения или изменение состояния под воздействием чего либо (обычно внешних сил, физических тел и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    возмущение - (негодование, недовольство, гнев) против кого чего. Так мало помалу развивалось во мне чувство возмущения против существовавшего тогда самодержавного строя (Морозов) … Словарь управления

    возмущение - 1. Syn: пертурбация 2. Syn: восстание, бунт, мятеж 3. Syn: гнев, негодование … Тезаурус русской деловой лексики

Книги

  • Наследник , Коултер Кэтрин. Завещание трагически погибшего графа Деверилла явилось неожиданным и страшным ударом для его высокомерной дочери Арабеллы. По воле отца девушка должна стать женою кузена Джастина, в противном…

Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Иоанна Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему . Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот, по крайней мере, да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен диаволу.

Стр. 215 (474 от слов «не будем гневаться»)

5. Что значит гневаться на брата всуе? (Матф., 18–22).

Брат вопросил отца Пимена: что значит гневаться на брата всуе? Старец отвечал ему: суетным (неправильным и неправедным) признается гнев за всякую обиду, какою бы ни обидел тебя брат твой, даже если бы он выколол у тебя правый глаз или отсеку тебя правую руку, и ты на него прогневался, то прогневался всуе. На того имеешь право разгневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога.

Стр. 28 (128)

8. Чем укрощается возмущение гнева?

Парящий (находящийся в развлечении и рассеянности) ум приводится в состояние непарительности чтением, бдением и молитвою; разжение вожделения погашается постом, трудом и уединением; возмущение гнева укрощается псалмопением, долготерпением и милосердием. (Авва Евагрий).

9. Какие примеры борьбы с гневом показали святые Отцы в своей жизни?

Брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского: авва! отчего демоны так сильно боятся тебя? Старец отвечал: с того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей.

Говорил авва Исидор: Вот! совершилось сорок лет, как я не увлекся ни вожделением, ни гневом, хотя и ощущаю пришествие греховных помыслов.

Он поведал о себе: Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал. (Авва Исидор).

10. Как боролись святые Отцы с гневом?

Однажды во время жатвы авва Иоанн, услышав, что один брат говорит гневно и скорбно с ближним своим, – оставил жатву и поспешно удалился.

Стр. 293 (36)

Авва Иоанн поведал: однажды я шел по скитской дороге с своим рукоделием. Встретившись с хозяином верблюдов и вступив в разговор с ним, я заметил, что словами его могу быть приведен в гнев, – и немедленно бежал, оставив тут и корзины мои.

Стр. 293 (37)

Авва Иоанн, настоятель великого общежития и многочисленного братства, посетил авву Паисия, проведшаго сорок лет в отдаленнейшей пустыне. Находясь с Паисием в ближайших отношениях, Иоанн спросил у него, как у прежнего товарища своего по монашескому новоначалию, что особенно исполнил он, пользуясь уединением пустыни, в течение столь продолжительного времени, не тревожимый никем из братий? Авва Паисий отвечал: солнце не видело меня ядущим. А меня гневающимся, сказал на это Иоанн. (Авва Иоанн).

Стр. 296 (47) от слов «Авва Иоанн...»

11. Пример о том, каким образом подвижники побеждали духа гнева и пребывали в мире друг с другом.

Были два монаха, родные братья по плоти и братия по духу. Против них кознодействовал лукавый диавол с целью разлучить их друг от друга каким бы то ни было образом. Однажды к вечеру, по обычаю их, младший брат засветил лампаду и поставил ее на подсвечнике. По злонамеренному действию демона упал подсвечник, и лампада погасла. Лукавый диавол устраивал этим повод к ссоре между ними: старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговаривал своего родного брата так: успокойся, владыко мой, я снова засвечу лампаду. По той причине, что он не отвечал гневными словами, лукавый дух, будучи посрамлен, тотчас отступил от них.

Стр. 454 (37)

12. Пример о том, что гнев всюду сопутствует человеку, куда бы он ни пошел, и врачевать его необходимо среди общества терпением и помощию Божиею.

Некоторый брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: пойду в пустыню, может быть там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти. Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водою сосуд свой и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же. В третий раз кувшин тоже опрокинулся: монах, рассердясь, схватил кувшин, ударил о землю. Кувшин разбился. Возвратясь к себе, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: вот! Я – один, однако побежден сграстию гнева. Возвращусь в монастырь: видно – везде нужна борьба с самим собою и терпение, в особенности же помощь Божия. И, встав, возвратился монах в обитель свою.

Стр. 460 (47)

Святые наставники монашества строго воспрещают монахам, в которых сильно действует гнев, жительство наедине, в пустыне или затворе. От уединенного жительства гневная страсть усиливается и возрастает, в общежитии она врачуется, но единственно при условии: если монах решится каждый раз, когда он увлечется гневом и вспыльчивостью, просить прощения и раскаяваться, а не оправдывать себя и не обвинять других.

13. Сколько времени трудились святые Отцы над побеждением в себе гнева?

Авва Аммон сказал: Я препроводил четырнадцать лет в Скиту, моля Бога денно-нощно, чтоб Он даровал мне победить гнев.

Паисий Святогорец

Как преодолеть гнев

— Геронда, я хочу освободиться от гнева Вижу, насколько неуместен для монаха гнев.

— Гнев, чистый гнев — это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства

— Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.

— Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.

— Геронда, мои гнев и упрямство — это детские страсти?

— Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку — хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.

— Получается, что гнев — это вымещение злобы?

— Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?

Почему мы гневаемся

— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.

— Это как? Если раздражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

— Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.

— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

— Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

— Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.

— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?

— Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным

— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?

— Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.

«Гневайтеся, и не согрешайте»‘(Пс.4,5)

— Геронда, негодование происходит от эгоизма?

— Не всегда Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. «Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», — говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит «Что случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», — ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!… Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.

Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?

«Уготовихся и не смутихся» (Пс.118,60)

— Геронда, как же мне преодолеть гнев?

— Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

— А как не доходить до гнева?

— Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

— Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не выдерживаю, срываюсь.

— Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала «Верую» и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!

— Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

— Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.

Смирением и молчанием мы побеждаем гнев

— Геронда, как человек может победить гнев?

— Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.

— Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.

— Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень — только искры летят!- Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком», и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.

— А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?

— Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.

— Но почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?

— Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божий нарекутся» (Мф.5,9)

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва, 2009 г.

Молитва от гнева аввы Дорофея

Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

Гнев, по мнению святых отцов, является одним из восьми смертных грехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) под гневом учил понимать целый список грехов, объединенных этой страстью: «вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего». В гневе человек может быть менее или более озлобленным и испытывать разную силу ненависти к другому человеку. Если гнев продолжается, то, естественно, он набирает силу, что провоцирует и других на эмоциональное заражение этой страстью. Гнев создает цепную реакцию: его пламя распространяется от человека к человеку - в результате, грех порождает грех.

Архиепископ Серафим (Звездинский) точно заметил: «Не согласятся в чем-то с нами — и мы гневаемся, кричим, укоряем, дальше раздражение усиливается, заставляет нас браниться, часто злыми, отвратительными словами; мы забываем тогда, что за всякое слово гнилое воздадим ответ в день суда. Бывает и хуже: мы не только браним своего брата, а еще дальше и убиваем или словом, или взглядом. Да, други мои, и взглядом можно убить человека…»

Как известно, агрессивно настроенные люди убивают не только взглядом. В гневе люди часто нападают друг на друга. В этот момент разум у человека отключается, он перестает контролировать свои животные страсти, становясь, по сути, диким зверем. По словам свт. Игнатия Брянчанинова, «страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом». Гнев начинается с эмоциональной вспышки, которая является отрицательной реакцией на конкретную ситуацию, имеющей три нарастающие степени: внутреннее раздражение, гнев со словом, ярость с рукоприкладством. «Замечай, как происходит зло: горесть (раздражение) рождает гнев, гнев — ярость, ярость — крик, крик — хулу (злоречие), то есть бранные слова, затем хула — удары, уда-ры — раны, раны — смерть» (свт. Феофан Затворник). Как пример опасности гнева можно привести убийства на бытовой почве, совершаемые в состоянии аффекта. Грубо говоря, к трагедии ведут следующие стадии: спор (доказывание собственной правоты) — гнев с криком — ярость с рукоприкладством — непредумышленное убийство (по неосторожности), например: жена во время скандала «случайно» ударила мужа сковородкой по голове…

Конечно, люди верующие до таких крайностей не доходят, однако греху гнева подвержены и они. Это и понятно: на первый взгляд, все мы хорошие и добродетельные, но внутри каждого из нас кроется множество слабостей и несовершенств. Под влиянием гнева все недостатки и пороки выходят наружу, и наши худшие качества становятся очевидными. Знакомый поделился такой историей: он «не вовремя» зашел по делам в одно издательство религиозной литературы, а там производственный аврал, и вот один из воцерковленных сотрудников в пылу раздражения начал на него кричать: «Вон отсюда! Не мешайте работать!» Хорошо, что человек, рассказавший это, сам воцерковлен и подобные хамско-гневные выходки воспринимает спокойно. А если бы на его месте был человек неверующий? Что греха таить, светские люди идеализируют верующих, поэтому ждут от них кроткого, терпимого, смиренного отношения. Неслучайно святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях психологические аналогии. До революции, например, архимандрит Киприан составил общий обзор характеров и типов грешников и кающихся: «характер простеца», «характер интеллигента», «характер человека с самодовольной совестью», «характер человека с мнительной совестью» и т.д.

Что такое гнев и как с ним бороться

Самое время разобраться с тем, что такое гнев и как с ним бороться, с точки зрения духовно-ориентированной психологии. А прежде поразмышляем: можно ли в редких случаях испытывать гнев, безопасный для здоровья души? — Да. Это, так называемый, «праведный гнев» (например, к врагам веры и Отечества). Также можно испытывать подобного рода гнев по отношению к себе за то, что отворачиваемся от Божиих заповедей и идем на поводу похотей — то есть для духовного развития. Если же свою ненависть направляем не на собственные грехи, а на других людей, то, естественно, сами деградируем.

Таким образом, гнев — обоюдоострый меч: с одной стороны, опустошающая и уничтожающая сила, с другой — созидающая. В праведном гневе Христос выгнал торговцев из храма. Родители иногда могут проявлять «неэгоистичный» гнев ради блага своих детей. Однако, по слову апостола Павла, «гневаясь, не согрешайте». К сожалению, люди часто занимаются самооправданием и пытаются обелить свою страсть гнева, то и дело безосновательно приписывая ей «праведность», да еще подкрепляют это евангельскими примерами. Действительно, Спаситель иногда проявлял праведный гнев, но не стоит забывать, что при этом Господь Сам есть Любовь, Кротость, Смирение. Поэтому лучше руководствоваться словами святого праведного Иоанна Кронштадского: «Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью».

Гнев и проблемы со здоровьем

Грех — это зло, которое человек причиняет сам себе. Если человек подвержен гневу, тогда серьезные проблемы со здоровьем неизбежны. Вспыльчивые, гневливые люди наиболее подвержены риску появления сердечных приступов и других опасных для жизни болезней. Гнев часто становится причиной язвы желудка. Доказано, что пищеварительная система работает нормально, если человек спокоен и умиротворен. Врачи не рекомендуют обедать, если испорчено настроение.

Одно время многие психологи, особенно западные, ошибочно считали, что выражать, выплескивать наружу свой гнев — хорошо. Действительно, это приносит облегчение, но временное. Затем негодование снова закипает в душе, и человек готов обрушить его на кого угодно. Постепенно гнев становится привычкой, а значит, человек становится его рабом. К тому же, в результате такого поведения портятся отношения с близкими.

С другой стороны, подавление гнева в себе загоняет его разрушительную силу в подсознание, что приводит к психосоматическим расстройствам. Поэтому правильный путь — путь прощения, терпения, снисхождения, принятия. Прощение дарует внутреннюю свободу человеку и обезвреживает опасность гневной страсти для здоровья.

В мир самому нужно нести спокойствие и радость

По большому счету, нет таких людей и ситуаций, которые провоцируют гнев. Только наша реакция на людей и события определяет, будем мы сохранять душевное спокойствие или нет.

Человек мыслит посредством слова и называется в патристике словесным существом. Важно научиться беседовать с собой, терпеливо, как ребенку, объяснять себе евангельские истины (особенно при ежедневном вдумчивом чтении Священного Писания): например, что Бог ни делает, все к лучшему, имея в виду слова апостола Павла: «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Постепенно работая над собой в таком ключе, человек обретает состояние эмоциональной стабильности. Очень сложно расстроить верующего, если он действительно верит: «На все воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Ведь такой христианин живет по принципу: «Злой человек оскорбил вас — не злитесь на него — улыбнитесь ему и молча помолитесь за него. Кто-то что-то украл у тебя — успокойся, пусть тебя утешает мысль: Господь даст тебе больше. Кто-то обманул тебя — подумай, сколько лжи Господь простил тебе и так далее».

Из простых рецептов борьбы с гневом обычно советуют следующее:

Во-первых, особенно на начальном этапе, избегайте ситуаций, провоцирующих гнев. Выше сил не берите на себя подвиги. Однако при этом стоит учитывать: постоянное избегание травмирующих ситуаций — не выход, так как приводит к малодушию.

Во-вторых, при приближении гнева держать рот на замке. Не получается молчать - непрерывно мысленно повторяйте краткую молитву.

В-третьих, развивайте чувство юмора. При желании нечто неприятное, услышанное от домочадцев, всегда можно перевести в шутку, тем самым нейтрализовав конфликт. Если злитесь, то полезно сжигать негативные эмоции через физическую активность. Например, одна женщина во избежание скандалов с мужем, когда чувствовала, что не в силах больше сдерживать эмоции, выбегала из квартиры и пробегала несколько кругов вокруг дома, пока не успокаивалась.

В-четвертых, избегайте спешки. Спешка — мать гнева. Никогда не торопитесь, что бы вы ни делали. Также стоит избегать чрезмерной работы и многозаботливости. Сейчас многие люди, например, занимающиеся бизнесом, пытаются эффективнее использовать свое время. Однако в каком-то смысле тайм-менеджмент — путь к неврозу: просыпаясь по утрам, человек составляет себе длинный список дел, которые необходимо выполнить в течение дня. Если что-то не успеваешь сделать за этот день — переносишь запланированные дела на следующий день. Это заставляет нервничать, когда не успеваешь сделать задуманное. Человек, регулярно испытывающий непомерные физические и эмоциональные нагрузки, находится в постоянном стрессе, поэтому легко срывается на близких.

В-пятых, нужно развивать сочувственное понимание: прежде чем на кого-то разозлиться, поставьте себя на место этого человека. Постарайтесь понять его точку зрения. Часто мы делаем неверные, поспешные выводы о других. Соломон молил Бога даровать ему мудрое, понимающее сердце. Важно научиться слушать, не унижая и не критикуя других. Не бывает истинного понимания, а значит, и прощения и безгневия без смирения.

Как победить гнев

Но без помощи Божией ни искренне простить, ни справиться с гневом не получится. Как только человек начинает чувствовать, что гнев в его душе начинает зарождаться, нужно сразу искренне и по-детски просто просить помощи у Бога. А прежде важно отказаться от гордого убеждения, что своими силами сможешь справиться с гневом и получится контролировать себя. То есть к Богу следует обратиться со смиренным сердцем, в полной беспомощности: «Господи, я не могу справиться сам, помоги, только с Твоей помощью смогу контролировать гнев. Это будет Твоя Победа!»

Как учил святитель Феофан Затворник, помимо молитвы необходимо еще Богомыслие — благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях. Такими размышлениями лучше заниматься в уединении, на природе, для начала отводить на это в день хотя бы минут пятнадцать. У профессора И. А. Ильина есть даже «книга тихих созерцаний», поэтому хорошо бы и нам выработать в себе вкус к размышлениям в тишине.

Проявление гнева — это выход из себя, во внутренней же тишине происходит обратное: мы встречаемся с собой, становимся осознанней, трезвее. А значит, профилактикой привычки гневаться является практика внутреннего молчания, о которой много и популярно пишет митрополит Антоний Сурожский: «Первая задача, которая перед нами стоит — это молчание, потому что разговором, общением мы друг друга вырываем из внутренней собранности… Очень важно в какие-то моменты найти в себе силу, решимость вступить в период молчания. Все духовные наставники говорят нам, что надо начинать день с такого короткого периода и кончать день тем же; а затем надо в течение дня вырывать какие-то моменты, когда вдруг мы можем сказать времени, течению наших мыслей, движению наших чувств и даже внешнему слову: "Остановись!"».

В моменты молчания человек как бы убирает внутренне сопротивление, смиряется, все начинает принимать с благодарностью, как из Руки Божией.

Повторюсь, чтобы контролировать гнев, нужна осознанность. Как только человек осознаёт, что он православный христианин, что главное для него — спасение души, что в каждом из нас есть образ Божий, что, находясь в Лоне Церкви, он — часть Целого, — то поводов для гнева и раздражительности сразу становится меньше. Верующий начинает понимать, что только от него зависит выбор: гневаться или нет. Чтобы не быть рабом греха, лучше отказаться от гнева и не терять самообладание. Ставя во главу угла спасение души (то есть, начиная смотреть на свою жизнь с позиции вечности), человек учится принимать с благодарностью волю Бога.

Если вдуматься, то какова глубинная причина гнева? Это своеволие: я хочу, чтобы все происходило определенным образом, а все идет не так. Я злюсь. Справиться с таким душевным состоянием поможет понимание того, что в мире все происходит в согласии с волей Господа, которая предусматривает высшее благо для человека. При осознании этого для гнева не останется места. Вырабатывая в себе мирное внутреннее устроение вкупе с философским отношением к жизни, легче научиться принимать различные обстоятельства, окружающих и даже самого себя. Ведь в основе такого взгляда на мир — любовь и доверие к Богу.