» » Энди Уорхол как культурное явление: нелогичный успех или феномен поп-арта. Энди уорхол - биография, информация, личная жизнь Энди уорхол что с лицом

Энди Уорхол как культурное явление: нелогичный успех или феномен поп-арта. Энди уорхол - биография, информация, личная жизнь Энди уорхол что с лицом

Приветствую вас, друзья и ценители искусства!

Сегодня я хочу поговорить с вами об Энди Уорхоле - культовом художнике столь же великом, сколь и неоднозначном. Это имя слышали многие. Еще бы - это же мастодонт поп-арта! Но чем он знаменит?

Что сделал такого, что спустя 30 лет после смерти его все еще превозносят его поклонники , а завистники, наоборот, пытаются втоптать память о нём в грязь? Давайте разбираться с феноменом Энди Уорхола!

«Я - это именно то, что говорит обо мне моя коллекция газетных вырезок»

Для большинства людей искусства он - противоречивый пример. Но для кого-то - пример подражания, а для кого-то - пример того, как не нужно делать. Взять только такое противоречие: Уорхол более всего известен, как художник, при этом из сотен тысяч его работ лишь единицы нарисованы лично им от руки. Кстати, а задумывались ли вы, как живут, чем дышат эти современные художники? Кто они и зачем нужны, уверена, вам будет интересно узнать «о людях не из мира сего»

Зато он сделал невероятно популярными трафареты и коллажи. Собственно, с их помощью и были созданы многие известные и популярные картины художника-феномена. А еще именно Энди Уорхол превратил закрытое и уединенное искусство живописи в открытую вечеринку.

Но обо всем по порядку… о поп — творчестве и популярных высказываниях по этому поводу….

Становление творца

Будущий гений родился в беднейшей семье американских иммигрантов-русинов (восточнославянское население в Европе), на территории современной Словакии 6 августа 1928 года. Мальчика назвали Андрей Вархола. Он был четвертым ребенком в семье, ходил в обносках, был болезненным и совершенно не ладил с окружающими.

Вдобавок ко всему в 3 классе Андрей переболел скарлатиной, которая осложнилась хореей Сиденгама, или «пляской святого Витта» — болезнь, из-за которой ребенок часть своего детства оказался прикованным к постели, а затем стал причиной насмешек сверстников. В итоге, у будущего гения и звезды поп-арта в детстве практически не было друзей.

Энди Уорхол - личность незаурядная

Однако именно плохое здоровье и прикованность к постели выявили у маленького Андрея тягу к искусству. Он собирал фото звезд, делал из них коллажи, рисовал картины на простые темы: брелоки от ключей, пачки сигарет.

Наверное вы знаете, что коллаж и краски на холсте применяются… От этого, многие работы получаются достаточно интересными и смотрятся достойно

В таких условиях сформировался его вкус, но вместе с ним развились мнительность, страх больниц и смерти. Но главное - юный гений точно знал, что он хочет стать художником и создавать произведения, равных которым не было и не будет.

«Вы должны уметь находиться в одиночестве, ведь именно так в человеке развиваются особые черты, делающие его интересным»

В 1949 году Энди стал бакалавром графического дизайна и уехал в Нью-Йорк, где взялся за рекламное оформление витрин, открыток, плакатов. Тогда же он изменил фамилию на американский манер: Вархола - Уорхол.

Его рекламные проекты сильно отличались от других. Например, специально посаженные кляксы на рекламе обуви «И. Миллер» принесли художнику выгодные контракты. Это казалось парадоксом: художник словно намерено испортил изображение нелепыми кляксами, но именно это привлекло внимание к работе.

И как мы увидим, в дальнейшем творческий успех Уорхола во многом был результатом таких парадоксов, которых даже допустить не могли художники, мыслившие более традиционно

«Как только перестаешь чего-то хотеть, оно само идет в руки. Мой опыт доказывает - это абсолютная аксиома»

Баночные мотивы стали произведениями вышедшими за рамки классическтго искусства

Позже появилась знаменитое многоцветное оформление банки Coca— Cola, и креативные картины с ней. Затем была реклама супов Campbell’s, и в дальнейшем творчестве Энди Уорхол часто использует эти «баночные» мотивы.

Художественные приемы и ноу-хау Энди Уорхола

Главное ноу-хау в произведениях Энди Уорхола - использование трафаретов. Он , обводил проекции реальных объектов и фотографий на холсте, а затем придумал свой собственный, достаточно сложный способ написания картин: накладывал диапозитив на смоченную фотоэмульсией нейлоновую сетку.

Когда лишнее смывалось, оставалась пленка, которая использовалась как печатная форма. Ее можно было применять сотни раз!

Именно так появилась повторяющаяся Мэрилин Монро в ярких цветах - Энди не побоялся сделать портрет дивы с помощью своей техники, и очередным нарушением правил поднялся ещё на одну ступеньку ближе к вершине славы.

Пожалуй, это одна из самых растиражированных работ Энди Уорхола. Как говориться, у творческой фантазии нет границ….

Многоцветная Мэрилин Монро до сих пор популярна и покупаемая

В 1963 Энди создал знаменитую «Фабрику» - выкупил дом на Манхэттене и превратил его в свою студию. И она была полностью открыта для посещений. Никакой тайны живописи, которую свято хранили мастера, никаких секретных приёмов и техник, только совместное творчество, общение и обмен опытом.

Это помогло Уорхолу не только стать проповедником нового стиля, но и превратиться в публичную личность и найти новых заказчиков с большими деньгами. Опять шаг вразрез с устоявшейся практикой, и опять успех…

«Создание денег - это искусство, работа - это тоже искусство, а хороший бизнес - это лучшее искусство»

Среди своих работ, набросков и красок феноменальный художник проводил вечеринки, которые постоянно светились в СМИ. Энди стал узнаваемой и публичной личностью.

Подход к искусству у художника постоянно менялся. Например, одна из выставок состояла из сотен упаковок и коробок: из-под яиц, стиральных порошков, шоколадок, бутылок кетчупа… Это был эпатаж чистой воды, но на него слетались, как мотыльки на лампу, представители богемы всех мастей.

И здесь остаться безызвестным в принципе было уже нельзя.

А затем появилось массовое производство. Пожалуй, это главный парадокс, из которого Уорхол смог извлечь имиджевый и финансовый успех. Ведь известно, что произведение искусства может творить только мастер, талантливый, опытный, хорошо обученный.

А тем не менее, с помощью своей методики создания трафаретов, наняв рабочих, новатор начал выпускать по 80 репродукций в день руками людей, мало что смысливших в самом искусстве!

« Иногда что-то кажется красивым просто потому, что немного отличается от окружающих предметов»

До 1980 года использовались только фото из СМИ, а потом появились заготовки Полароидом. Эти кадры сортировались, лучший увеличивался и превращался в трафарет для картин Энди Улохола. Он сам делал главный вариант, а копии выполняли помощники.

Так появился бизнес-арт - искусство, в котором идею творил мастер, а воплощали их в жизнь простые ремесленники.

Далее, Уорхол первым заявил, что «звезды» должны выглядеть на картинах без изъянов. Он активно использовал ретушь: убирал двойные подбородки, морщины, изьяны на коже, увеличивал глаза и губы… Опять же, это шло вразрез с негласными правилами искусства - на холсте нужно изображать то, что видишь или чувствуешь, а не то, что хочет видеть заказчик.

« Красота сильно зависит от того, как она подана. Когда созерцаешь «красоту», все имеет значение: где это происходит, во что человек одет, кто находится рядом с ним, из какого именно помещения он спускается вниз по лестнице»

Но Энди в очередной раз доказал, что правила - на то и правила, чтобы их нарушать и делать на таких нарушениях деньги. Его подход к ретуши обожали многие известные знаменитости: Бриджит Бардо, Джон Леннон, Лайза Минелли, Мик Джаггер.

Картины со знаменитостями

И эта своеобразная лесть в портретах позволила Уорхолу стать одним из самых востребованных художников своего времени и выстроила к нему целую очередь из заказов.

Это интересно: Портрет Бриджит Бордо, написанный Уорхолом в 1974 году по заказу мужа актрисы, был продан на аукционе в Лондоне из коллекции бывшего мужа миллионера после его смерти в 2011 году за … 3 миллиона фунтов стерлингов! (Фото сверху слева)

Кстати, знаете ли вы, что многие известные мировые актеры рисуют? У многих, оказывается, помимо актерского мастерства, скрыто и другое мастерство — мастерство художника! Может, в вас тоже спрятан такой дар, о котором вы не подозреваете? Попробуйте мои авторские ы и узнайте, есть ли у вас природное притяжение к творчеству

Как-то Энди сказал, что просто делает то, что ему нравится. И хотя странные работы вызывают возмущение или недоумение, они также вызывают и бурю эмоций!

Хочу закончить свой маленький рассказ об Энди Уорхоле его же цитатой:

«Художник - это человек, создающий то, в чем у людей нет необходимости, но - по какой-то причине - как он считает, это следует им дать.»

Возможно, именно в этой фразе кроется вся суть отношения Уорхола к искусству. Как вы думаете, он прав?

Видео для размышления: Зачем нам нужны картины?

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохранитеее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Энди Уорхола (Andy Warhol) считают земляком и на Украине и в Словакии, несмотря на то, что он американец и по паспорту и по месту рождения. Художник, продюсер, дизайнер, писатель и один из главных идеологов поп-арта родился и вырос в Питсбурге (штат Пенсильвания) в семье иммигрантов-русинов. Русины - народ, проживающий в Карпатских горах преимущественно на территории современных Польши, Словакии и Украины, и который зачастую не идентифицирует себя ни с теми, ни с другими, ни с третьими. Так вот, родители Андрея (да-да, именно, Андрея) иммигрировали в США из Словакии. В 1928 году в их семье родился четвертый ребенок, которому суждено было стать одним из «идолов» контркультуры 60-х годов.

В детстве Андрей, на тот момент уже Эндрю, заболел хореей. Страшная болезнь, которую иногда еще называют «пляской святого Витта», надолго приковала мальчика к постели. В период болезни одним из развлечений Уорхола стало рисование и составление коллажей из газетных вырезок. Именно в это время у него начал формироваться самобытный художественный вкус.

Далее история юноши по имени Эндрю Уорхола напоминает американское кино. Он заканчивает Технологический институт Карнеги и становится специалистом в области графического дизайна. В 1949 году переезжает в Нью-Йорк, где сокращает свою фамилию до Уорхол. В 1950 году он проводит успешную рекламу обувной фирмы «И. Миллер», после чего его приглашают в «RCA Records» для разработки дизайна обложек пластинок. Так Уорхол попадает в мир музыки. Область применения для его талантов в послевоенном «большом муравейнике» оказалась весьма обширной.

В начале 60-х Энди Уорхол становится одним из самых экстравагантных и, в то же время, оплачиваемых дизайнеров Нью-Йорка. Его гонорары растут, «как на дрожжах». Безусловно, подход Уорхола к искусству был новаторским, революционным. Безудержная фантазия толкала художника на самые смелые эксперименты, однако представители «старой школы» были, мягко говоря, в шоке от его творчества, которое постоянно подвергали критике.

Нью-Йорк 50-60-х оказался в центре культурной революции, когда старое искусство многим представлялось мертвым, а новое еще только появлялось на свет. Америка в эти годы затаилась в ожидании больших культурных перемен.

Все это послужило поводом к приходу битников и эры рок-н-ролла, и как нельзя лучше способствовало возникновению интереса к творчеству различного рода фриков от искусства, к которым безусловно можно отнести и самого Уорхола. Не в том, конечно, смысле, что творения фриков представляют собой уродство, а в том значении, которым наделяется этот термин в приложении к искусству, то есть, характеризующем яркое, необычное, экстравагантное, эпатажное творчество, сопровождаемое отказом от культурных и социальных стереотипов.

В 1962 году Энди Уорхол открывает на Манхэттене собственную арт-студию «Фабрика», где совершает очередную удивительную и шокирующую вещь - ставит искусство на конвейер. «Фабрика» представляла собой организованное производство с планом и наемными рабочими, выпускающее до 80 печатных произведений в день. Эксперименты в арт-студии Уорхола послужили возникновению термина «бизнес-арт» и соответствующего ему направления в искусстве.

В рамках этого проекта Уорхол реализовал идеи трафаретной печати. Метод воспроизведения изображений, также известный как шелкография, состоял в том, что фотография, увеличенная при помощи проектора переносилась на холст, бумагу или другой материал, и затем, изображение доводилось до конечного вида вручную.

Фабрика привлекла множество людей известных, влиятельных и небедных, желавших запечатлеть себя во всей красе современного искусства. Это принесло немалую прибыль автору. Печатая портреты, Уорхол делал определенную коррекцию изображения: убирал лишнее, выделял глаза, удалял морщины. Для рекламной компании, направленной на привлечение богатых клиентов, был придуман специальный слоган: «лучшее лицо от Уорхола». Одной из особенностей фирменного стиля Уорхола была техника повторения одного и того же изображения в разной цветовой гамме.

Новый подход к искусству, а также шумные вечеринки в компании самых ярких представителей нью-йоркской богемы послужили тому, что имя Уорхола надолго перекочевало в светские хроники.

Революционный дух 60-х крайне бурно восставал против сложившихся в Америке за последние десятилетия традиций общества потребления, и здесь творения Уорхола пришлись как нельзя кстати. Уорхоловские Мерлин Монро и Элизабет Тейлор, Кока-Кола и рисово-томатный суп «Кэмпбелл», упаковочная тара кетчупа «Хайнц» и стирального порошка «Brillo» - все это весьма иронично показывало буржуазные устои современного общества.

В 1965 году Уорхол становится менеджером рок-группы Velvet Underground. Он же вводит в коллектив в качестве вокалистки свою подругу Нико (Nico). Обложку дебютного альбома Velvet Underground со знаменитым бананом создал также Энди Уорхол.

В 1968 году на знаменитого дизайнера было совершено покушение. Он перенес клиническую смерть, выжил и продолжил экспериментировать с различными формами искусства, однако «эра Фабрики 60-х» на этом закончилась.

70-е годы, в сравнении с 60-ми, прошли для Уорхола более, чем тихо. В это время он создал целый ряд портретов известных личностей, повысив тем самым еще больше свою репутацию и обретя новых покровителей. В 1979 году он становится одним из основателей Нью-Йоркской Академии художеств (New York Academy of Art).

В феврале 1987 года Энди Уорхол попал в одну из больниц Нью-Йорка, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря. Во время постоперационного сна у художника остановилось сердце.

Удивительно, но на мировых аукционах цены на работы Энди Уорхола по сей день существенно превышают цены на классику. Гламур, одним из идеологов которого стал знаменитый дизайнер, по-прежнему пользуется огромным спросом. История сыграла с Уорхолом и прочими представителями поп-арта довольно злую шутку, переведя их революционные идеи на обывательский уровень.

6 августа Энди Уорхол, икона поп-арта, отпраздновал бы свое 85-летие. Он оставил глубокий след в истории современного искусства, став одним из основателей нового стиля.

Картины Уорхола сегодня входят в топы самых дорогих произведений искусства, они продаются за десятки миллионов долларов и выставляются в музеях по всему миру. Сегодня мы вспоминаеv самые известные его работы.

«Зелёные бутылки кока-колы»

Впервые об Энди Уорхоле заговорили в 1950 году, когда молодой художник нарисовал удачную рекламу обувной компании. Но настоящий успех пришел к нему после создания картины «Зеленые бутылки кока-колы ».

Уорхол быстро понял, что искусством может быть все, что угодно, поэтому он и вложил в свое творчество рекламный бренд, соединив тем самым, массовую культуру потребления и современное искусство.

Художник сделал ставку не на элитарность, а на массовость и не прогадал. "В этой стране грандиозно то, что Америка породила новую традицию потребления - богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. «Президент пьет "Колу, Лиз (Тейлор ) пьет "Колу" и только подумай - ты тоже пьешь "Колу", - говорил он.

"Банки супа "Кэмпбелл"


Уорхол не остановился на картине, изображающей газировку. В том же 1962 году художник создает, по его собственному мнению, свою лучшую работу – «Банку супа «Кэмпбелл».

Началось все с одной картины, потом родилась целая серия. Большая банка с открывашкой уже после смерти Уорхола ушла на аукционе за 24 миллиона долларов. Сам же отец поп-арта продавал подобные по 100 долларов, не подозревая, что позже его произведение станет иконой искусства.

Свою страсть к рисованию обыденного Уорхолл объяснял очень просто: «Я работаю с тем, что мне нравится». А супы «Кэмпбелл» он действительно любил, поедая их прямо из банки, не перекладывая в тарелку.

192 однодолларовые купюры

Энди Уорхол как пропагандист всего, что имеет характер массовости, не смог обойти своим вниманием такую привычную американскому человеку вещь, как однодоллоровая купюра.

Именно в этой картине он максимально раскрыл тему духовных и материальных ценностей. На картине нет ничего, кроме денег. Тем не менее это произведение входит в число самых дорогих: оно было продано за 43,8 миллионов долларов. Тем самым Уорхол доказал свою главную идею «искусство – это прибыль, если оно хорошо продается».

Мэрилин Монро

Но, пожалуй, самой главной удачей можно назвать созданный Уорхолом культ Мэрилин Монро. Все началось с открытки, на которой некогда снялась самая желанная блондинка века. Энди Уорхол использовал это фото и поставил его на поток, иконизировав образ самой Монро. Ее изображения в кислотно-ярких тонах до сих пор являются самыми узнаваемыми работами художника.


Сегодня исполняется 86 лет со дня рождения Энди Уорхола – знаменитого американского художника, дизайнера, скульптора, продюсера, режиссера, писателя, издателя журналов, родоначальника идеологии «homouniversale» и автора работ, которые уже стали синонимом понятия коммерческий поп-арт. Энди Уорхол сделал искусство доступным широким массам, чтобы люди научились видеть красоту повседневных вещей и понимать, что всё, что их окружает – прекрасно по своей сути. По случаю дня рождения гения-провокатора мы вспомнили 10 самых известных его работ.

1. Диптих Мэрилин

Диптих Мэрилин, 1962

Полотно было написано сразу после смерти Мэрилин Монро. Энди Уорхол соединил две картины: пятьдесят грубо раскрашенных растиражированных портретов актрисы и точно такую же, но черно-белую. На втором полотне большинство портретов плохо видны или смазаны. Таким образом, художнику удалось показать облик смерти, преследовавший Мэрилин, и подчеркнуть контраст с ее жизнью. Сейчас картина находится в Лондоне, в Галерее Тейт.

2. Банка супа «Кэмпбелл»

Банка супа «Кэмпбелл», 1962

Эта картина, по мнению художника, была его лучшей работой. Началось всё с одной картины, потом родилась целая серия. В ней выражено стремление Уорхола раскрыть поверхностную суть вещей и дать возможность каждому понять, что утюг или пылесос так же прекрасны, как зеленые холмы или поляна с цветами. Свою страсть к рисованию обыденного Уорхол объяснял очень просто: «Я работаю с тем, что мне нравится». А супы «Кэмпбелл» он действительно любил, поедал их прямо из банки. Эта картина уже после смерти Уорхола была продана за 24 миллиона долларов. Сам же автор в свое время, ни о чем не подозревая, продавал подобные по 100 баксов.

3. Пистолет

Пистолет, 1981-1982

3 июня 1968 года Энди Уорхол пережил покушение на свою жизнь – он получил три пулевых ранения в живот. Близкая встреча со смертью вдохновила новатора поп-арта на создание нескольких картин, в том числе и знаменитого «Пистолета» – копией револьвера, из которого он чуть не был застрелен. На красном фоне изображено трафаретное изображение револьвера в черном и белом цветовых решениях. Сегодня эта работа оценивается в 6-7 миллионов долларов.

4. Банан

Банан, 1967

Уорхол был продюсером группы Velvet Underground. Главным его вкладом стало создание обложки дебютного альбома The Velvet Underground and Nico. Именно на ней были впервые изображены знаменитый ярко-желтый банан, подпись художника и надпись «Peel slowly and see». А первые тиражи альбома были снабжены наклеенным на конверты желтым бананом, оторвав который, можно было обнаружить еще один фрукт – на этот раз розового цвета и очищенный.

5. 200 однодолларовых купюр

200 однодолларовых купюр, 1962

Уорхол рассказывал: «Я попросил несколько моих знакомых предложить темы для моих работ. Наконец одна подруга задала правильный вопрос: «Слушай, а ты сам-то, что больше всего любишь?» Вот так я и начал рисовать деньги!». Энди Уорхол как пропагандист всего, что имеет характер массовости не смог обойти своим вниманием такую привычную для американца вещь, как однодоллоровая купюра. Именно в этой картине он максимально раскрыл тему духовных и материальных ценностей. На картине нет ничего, кроме денег. Тем не менее, это произведение входит в число самых дорогих: оно было продано за 43,8 миллионов долларов. Тем самым Уорхол доказал свою главную идею «искусство – это прибыль, если оно хорошо продается».

6. Восемь Элвисов

Восемь Элвисов, 1963

Пальма первенства среди самых дорогих работ Уорхола принадлежит полотну «Восемь Элвисов», на которое художника вдохновил безвременно ушедший король рок-н-ролла. Эти несколько Пресли стоят 108,1 млн. долларов. Художник хотел не только вспомнить Элвиса, но и отразить свою любимую тему в искусстве – тему бренности славы, монотонного повторения одинаковых образов и страха смерти. Выполнил Уорхол картину в своем любимом цвете – серебряном.

7. Зеленые бутылки Кока-Колы

Зеленые бутылки Кока-Колы, 1962

Что могло быть проще – просто изобразить всем известную бутылку? Но в этом и был весь секрет искусства Энди Уорхола – оно должно быть понятно каждому, а Кока-Колу пьют все: от президента до простого рабочего. Художник сделал ставку не на элитарность, а на массовость, и не прогадал. «В этой стране удивительно то, что она породила новую традицию потребления – богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. Президент пьет Колу, Лиз Тейлор пьет Колу и, только подумай, – ты тоже пьешь Колу», – говорил он.

8. Красный Ленин

Красный Ленин, 1987

От знаменитостей, которых Энди Уорхол рисовал очень часто, художник перешел к политикам. Одной из его поздних работ стала картина «Красный Ленин», которая до недавнего времени принадлежала Борису Березовскому. Еще до своей смерти олигарх продал произведение искусства и «Красный Ленин» ушел с молотка почти за 202 тысячи долларов частному коллекционеру. Изначально шелкографическая репродукция Уорхола оценивалась в 45-75 тысяч долларов.

9. Королева Елизавета II

Королева Елизавета II, 1985

Изображения Елизаветы II размером 100 на 80 сантиметров были написаны по фотографии королевы, сделанной в 1975 году фотографом Питером Грюжоном и были включены Уорхолом в подборку «Правящие королевы». В нее вошли также его портреты королевы Нидерландов Беатрикс, Дании – Маргрете II и Свазиленда – Нтомби Твала. Британская королева изображена на работах художника во Владимирской тиаре, принадлежавшей когда-то представительницам российского императорского дома Романовых. Недавно Елизавета II купила для Королевского собрания четыре своих портрета, написанных Энди Уорхолом.

10. Че Гевара

Че Гевара, 1968

Мало кто знает, что известная версия постера Че Гевары «Героический партизан» не принадлежит Энди Уорхолу. Дело в том, что его компаньон Джерард Маланга создал это произведение в стиле Уорхола, выдав работу за рисунок последнего ради прибыли. Но афера Герарда раскрылась и его ждала тюрьма. Тогда ситуацию спас Уорхол – он согласился признать фальшивку своей работой при условии, что весь доход от продажи достанется ему.