» » Интимно личностное общение в психологии. Ведущая деятельность

Интимно личностное общение в психологии. Ведущая деятельность

один из видов О., основанный на личной симпатии партнеров по отношению друг к другу, их взаимной заинтересованности в установлении и поддержании доверительных отношений. Предполагает Я-Ты-контакт, высокую степень доверия партнеру, взаимное глубокое самораскрытие. И.-л.о. реализуется преим. в дружеских или любовных отношениях. Оно способствует самоактуализации личности и поддержанию ее психич. здоровья. В толковом словаре рус. яз. С. И. Ожегова «интимный» определяется как сокровенный, задушевный, глубоко личный, а «интимничать» - значит обращаться с кем-нибудь чересчур доверительно, вести интимные разговоры. Х. Салливен (Н. Sullivan) считает, что психол. интимность, наличие подтверждения или одобрения со стороны партнера по О. способствуют открытию для субъекта истинной сущности его личности и помогают сохранить устойчивость своего Я. В психологии представлены разл. т. зр. по поводу определения личностного О. М. И. Бобнева предлагает рассматривать его в кач. субстанциональной формы существования и проявления внутр. мира личности. То личностное качество, о к-ром сообщает субъект, непосредственно проявляется в ходе личностного О. (напр., человек не просто сообщает о своей искренности, но и проявляет ее в процессе О.). При этом вербальные компоненты не играют первостепенной роли. Внутр. мир личности не передается, а существует. А. С. Слуцкий и В. Н. Цапкин видят в личностном О. процесс взаимодействия 2 или неск. субъектов, в ходе к-рого осуществляется взаимное раскрытие внутр. мира каждого из них. Е. А. Родионова констатирует, что при личностном О. важна не столько прямая непосредственная информация, сколько отношение одного партнера к т. зр. другого, т. е. обмен «вторичной информацией»; при этом личностное О. регулируется скорее образом собеседника, а не образом ситуации. Следуя этим определениям, можно заключить, что личностное О. всегда взаимно и протекает на глубинном ценностно-смысловом уровне, при этом информационные моменты присутствуют, но часто как бы отходят на задний план, в то время как личность партнера по О. выдвигается на передний. В процессе И.-л. о. происходит взаимная передача интимной личной информации. Согласно данным исследований Е. В. Зинченко, проведенных на рос. выборке, самыми интимными для личности являются темы собственного тела и финансов. Такая тенденция прослеживается у лиц разного возраста и пола. Особо значимым для личности И.-л. о. становится в подростковом возрасте. И. С. Кон отмечает, что в возрасте 9-15 лет у субъекта актуализируется потребность делиться самым сокровенным. Д. Б. Эльконин и ряд др. представителей деятельностного подхода считают И.-л. о. со сверстниками ведущим видом деятельности подростка, обусловливающим главные изменения в психич. процессах и психол. особенностях его личности. Д. И. Фельдштейн, отдавая предпочтение общественно полезной деятельности в кач. ведущей в подростковом возрасте, при этом тоже указывает на большую роль И.-л. о. Он рассматривает И.-л. о. как одну из 3 форм О. подростков, наряду со стихийно групповым и социально ориентированным. С его т. зр., И.-л. о. происходит только в случае общности ценностей собеседников, при этом его содержанием является соучастие партнеров по О. в проблемах друг друга, к-рое обусловлено взаимопониманием мыслей, чувств и намерений, а также наличием обоюдной симпатии. И.-л. о. значительно активизируется в подростковом периоде при невозможности удовлетворения потребности в социально ориентированном О. Согласно полученным Д. И. Фельдштейном эмпирическим данным, потребность подростков в И.-л. о. в осн. удовлетворяется в реальном О. Их партнерами по И.-л. о. выступают (по мере убывания частоты выбора): друзья-одноклассники, друзья по двору, друзья по клубу, кружку, секции или команде, более старшие подростки. Взрослые и дети, как правило, не воспринимаются подростками в кач. субъектов И.-л. о. К высшим формам И.-л. о. автор относит дружбу и любовь. И.-л. о. со сверстниками в подростковом возрасте становится важным специфическим каналом передачи интимной информации, значимой для развития подростка, в т. ч. психосексуального. С помощью И.-л. о. со сверстниками удовлетворяется потребность подростка в познании интересующих его областей действительности, к-рая по каким-либо причинам не полностью удовлетворена взрослыми. И. С. Кон отмечает, что способность к И.-л. о. психологи связывают с высоким уровнем развития идентичности юношей и девушек. Потребность в И.-л. о. у девушек формируется раньше, чем у юношей. И.-л. о. с разными партнерами реализуется и на более поздних этапах онтогенеза (напр., И.-л. о. дружеское, И.-л. о. супружеское, И.-.л. о. детско-родительское, И.-л.о. психотерапевтическое), хотя при этом его роль и значение для личности по сравнению с подростковым возрастом неск. снижаются. Лит.: Зинченко Е. В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами. Ростов-н/Д, 2000. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987; Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избр. тр.: в 2 т. М., 2005. Т. 1. Е. В. Зинченко

Интимно-личностное общение - Наряду с познавательным и деловым общением существует интимно-личностное общение, содержанием которого выступает соучастие партнеров в проблемах друг друга, возможность разделить с другим свое духовное и практическое бытие. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях происходит самоактуализация индивида, чему в наибольшей степени способствуют высшие формы интимно-личностного общения - дружба и любовь.

Деловое общение - это взаимодействие между собой двух и более людей, построенное вокруг общего , что есть между ними, в данном случае - вокруг дела . Поэтому самое главное правило делового общения - никогда не забывать, что ты общаешься ради дела , а не ради удовольствия или забавы, не ради каких-то абстрактных принципов и идей.

Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек - не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей - и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное "Я".

Социальная роль

В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы людей), обусловленную его объективным положением внутри данной системы. Составляющие общество индивиды приходят и уходят, но их определенные функции продолжают осуществляться сменяющими друг друга поколениями. Каждый год обновляется состав того или иного вуза, но всегда в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный состав. Некоторые полагают, что будто человек как актер просто получает роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меняющихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно сказались бы на результатах дела..

Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т.д. Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что "положено" на данном месте при данных обстоятельствах. "Положено" - это, с одной стороны, законами, установлениями, с другой - нравами, обычаями, существующими там, где мы живем.

Всему, что "положено", нас учат с детства, а когда делаем "что не положено" - наказывают. В конце концов ребенок не только научится следовать образцам, но и узнает, что другие люди адресуют ему определенные ожидания, которым должно соответствовать его поведение, и сам научается ожидать и требовать от других определенных реакций. В основе формирования ожиданий лежит собственный опыт.

Итак, социальная роль - это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.

Межличностная роль

Помимо социальных ролей, мы играем роли "межличностные". У каждого есть круг людей, с которым он сталкивается изо дня в день. В отношении одного человека я выступаю в роли Друга, в отношении другого - в роли Недоброжелателя. Кто-то для меня Подопечный, кто-то Покровитель, кто-то Враг или Мучитель, кто-то Партнер, а кто-то предмет обожания. Распределение межличностных ролей между мной и кем-то другим связано с нашими чувствами друг к другу и с "предысторией" нашего взаимодействия. Но коль скоро роли распределены, у меня есть ожидания к Ивану Ивановичу, а у него - ко мне. Межличностная роль - это то поведение, которое ожидается от меня другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. Если я пренебрегаю ролевыми ожиданиями партнера, наши отношения меняются и межличностные роли распределяются по-новому.

Вступая в общение с кем бы то ни было, мы должны исполнять одновременно и свою социальную роль, и межличностную. Причем на первом плане - роль социальная. И нередко они расходятся. Такое расхождение между социальной и межличностной ролью делает нас "актерами поневоле". Неспроста социологи так любят ссылаться на Шекспира: "Весь мир - театр":

Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.

Поистине - "не одну"! Ведь, кроме социальных и межличностных ролей, мы играем еще "внутригрупповые". Например, роль Лидера, роль Соперника и Союзника, роль Иванушки-дурачка.

В подростковом возрасте изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола.

В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина».

Вначале интерес к другому полу проявляется в неадекватных формах: «задирание», приставание, игнорирование. Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении: проявляется демонстрация безразличия или стеснительность. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако

внешне возникает еще большая изолированность.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени. Они побуждают к мечте, фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Отрок учится действовать в своих фантазиях,

но отрабатывает свои действия и поступки понастоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью.

Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и

собственными внутренними табу. Социально приемлемой формой таких контактов считаются танцы.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров.

37. Особенности общения подростка со взрослыми.

Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится

к родительской семье.

Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено

отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот

раз это «Мы» составляют сверстники.

Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Друг здесь обретает особую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты (подвержены мнению группы). Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.

уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность.

В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения – эмпатия. Еще одна классификация видов межличностного взаимодействия принадлежит известному американскому психологу Эрику Берну. В ее основе лежит то, что Берн назвал потребностью в структурировании времени, объяснив это следующим образом: «Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: „Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Достаточно вспомнить труднопереносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, незаполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. <...> Одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе» (Берн, 1988, с. И).

Выделенные Берном способы структурирования времени представляют собой по существу способы организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения – четыре основные и два пограничных случая.

1) На одном полюсе пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически – вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в самых различных ситуациях, например, в купе железнодорожного поезда, в больничной палате, даже во время вечеринки. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызовет проблем, если только оно не превращается в привычку.


2) Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа общения – возможность провести время совместно, но не сближаясь.

3) Времяпрепровождения – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы (например, светский разговор или женский разговор). Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4) Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи.

5) Игры – наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. По мнению Э. Берна, важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Объяснение этому Берн видит в следующем.

Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Кроме того, многие формы близости для большинства людей психологически неприемлемы, требуют осмотрительности. Западная культура в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут использовать с дурным умыслом. В свою очередь, повторяющиеся времяпрепровождения в конце концов приедаются.

Чтобы избавить себя от скуки времяпрепровождения, одновременно не подвергаясь опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве компромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит социальное значение игр. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.

6) За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий, – близость. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.

Времяпрепровождения и игры – это суррогат истинной близости. Их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только она может полностью удовлетворить сенсорный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Сравнивая приведенные классификации, легко заметить принципиальное сходство в описании целей и структуры различных видов межличностного поведения. В последующих главах мы более подробно рассмотрим взаимодействие между людьми на каждом из названных уровней. Здесь отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления;

2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности);

3) правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.

Таким образом, характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение.

Подростковый возраст характеризуется неоднозначностью в определении ведущей деятельности. Наиболее распространенными являются точки зрения, согласно которым ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение (Д.Бы.Эльконин), общественно полезный труд (Д.И.Фельдштейн).

Общение подростка со сверстниками по уровню значимости занимает ведущую позицию. В отличие от младшего школьного возраста, когда взрослый занимает авторитетное положение, подросток имеет сильное стремление к общению со сверстниками. Наибольшее желание подростка - заслужить уважение и признание сверстников, стать авторитетным в группе. Поэтому он должен соответствовать ожиданиям сверстников, а это иногда противоречит моральным нормам.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои "кодексы чести". В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои "кодекс чести". Подросток начинает ценить такие качества как принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту, силу, а также качества, которые относятся к его взаимодействию со сверстниками.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Часто подростки для усиления этого "Мы" используют автономную групповую язык, автономные невербальные знаки.

В неформальных подростковых в " соединениях формируется своеобразный сленг - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг создает впечатление усиления чувства "Мы" тем, что сокращает дистанцию между теми, кто общается, через идентификацию всех членов группы общими знаками общения.

Кроме автономной сленгового языка, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и позы-агрессивные, снимающие дистанцию, иногда откровенно циничные. Невербальное общение может вызывать протест со стороны взрослых.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом невербальных средств, которые они используют в общении. Конечно, значительную роль в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще.

Для подросткового возраста большое значение имеет обретение друга, который имеет особую ценность. Характерной чертой дружбы в подростковом возрасте является непостоянство, изменяемость отношений и интересов, авторитетов, усиление или ослабление влияния сверстников в группе. Это является проявлением процесса внутреннего осмысления, переживания поступков друзей, соответствие их морали.

Подросток начинает больше времени проводить вне дома, с друзьями. Большое значение приобретает подражание рис высокостатусных, авторитетных сверстников и старших по возрасту подростков или юношей. Появляется дружба, которая основывается на общих интересах и симпатиях. Друзья вместе проводят время, имеют сходство в манере одеваться и вести себя, читают одинаковые книги, слушают одинаковую музыку. Подростки положительно оценивают своих друзей, наделяя их такими качествами как ум, веселость, искренность, а все негативные реплики взрослых по поводу друзей отрицаются и не имеют никакого влияния.

в то же Время для подростка важное значение имеет оценка друзьями его личностных качеств, знаний и умений, способностей и возможностей. Друзья лучше, чем взрослые проявляют сочувствие, адекватное восприятие радостей и невзгод друг друга.

Подростковая дружба, начавшись в 11-12 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации.

Общение подростка со взрослыми также отводится важная роль. В общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий. При этом подросток находится в позиции младшего, подчиненного, а это не всегда способствует усвоению морально-этических норм.

из-За возникновения у подростка чувства взрослости, он стремится выглядеть как взрослый, иметь его права и возможности. Для него характерно подражание взрослого, поэтому в совместной деятельности взрослый имеет возможности влиять на становление личности подростка, его взросления.

Общение с родителями, учителями и другими взрослыми складывается под влиянием чувства взрослости, что возникло. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к требованиям со стороны взрослых, которые раньше выполнял, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, которая отождествляется в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Вместе с тем подросток начинает критично оценивать взрослых, их слова, поступки, поведение, отношения, социальную позицию. Однако, требования подростка к взрослому являются категоричными и противоречивыми. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля, недоверия, с другой испытывает страх и тревогу при необходимости преодолевать проблемы, надеется на помощь и поддержку взрослого, хотя не всегда откровенно признается в этом.

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Подросток скорее притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, что исходит от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отрицается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс не всегда происходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет, ряд факторов, прежде всего, экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроений. В течение незначительного промежутка времени оно может меняться на прямо противоположный. Смена настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении освободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побег из дома.

Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на ее внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Это бывает кто-то из родителей, что принесли много горя и обид подростку.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком, поскольку он чувствует себя лишним. В таких случаях подросток начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль со стороны родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности, на что взрослые реагируют более жестким контролем, изоляцией подростка от сверстников. Противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

При условии привязанности взрослых, подростки способны во многом доверять им. Наличие взрослого друга является важным условием нормального развития личности подростка. Позитивным в отношениях со взрослыми является включение подростка в совместной деятельности, которая организуется на основе единства интересов, увлечений. В ходе выполнения такой деятельности возникают совместные переживания, чувства, настроения, намерения, обусловливающих эмоциональную и духовную близость.

Общение с взрослыми помогает подростку понять особенности взрослой жизни, сопоставлять свои поступки и поступки взрослого. Подросток категорически и критически относится к просчетов и ошибок взрослого, особенно остро реагирует на несправедливость учителя.

Несмотря на важное место, которое занимает общение подростка со взрослыми, все же типичной для этих отношений является наличие конфликтов, проявлений грубости, упрямства, агрессии. Это связано с тем, что подросток чувствует себя взрослым и требует соответствующего отношения к себе, а взрослый все еще продолжает относиться к нему как к ребенку. При условии изменения отношения взрослого к подростку ситуация может нормализоваться и их общение станет более продуктивным.

Таким образом, интимно-личностное общение в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, в ходе которой происходит полноценное развитие личности подростка.

Общественно полезная деятельность является не только средством освоения знаний, развития умений и навыков, но и развития личности подростка. В ходе этой деятельности подросток усваивает правила поведения, общественной морали, у него формируются взгляды, убеждения, принципы, идеалы, жизненные цели.

Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы занимался Д. И. Фельдштейн, который считал эту деятельность ведущей в подростковом возрасте. Исходными положениями для исследования были: во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основы для реализации потребности в самостоятельности, потребности в признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей; во-вторых, развитие у подростков ориентирован на нормы человеческих отношений.

Д.Л.Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности. В связи с переустройством государственной системы с 1991 года, потребность в общественно полезной деятельности не исчезла - она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы.

Как правило, ученики средних классов охотно берутся за любое общественно полезное дело, их увлекает содержание и форма внеклассной или внешкольной деятельности, романтика, им нравятся походы, путешествия. Эта деятельность обеспечивает условия для самовыражения подростка в общественно значимых делах, что дает возможность занять более весомое положение в системе общественных отношений. Главной положительной чертой здесь является возможность моделирования реальных общественных отношений, что отвечает потребности подростка войти в активную жизнь общества.