» » КТО ОН — человек XXI века? Современные проблемы, связанные с телесностью Что такое человек 21 века.

КТО ОН — человек XXI века? Современные проблемы, связанные с телесностью Что такое человек 21 века.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Жизнь человека меняется с каждым днём. Постоянно создаются инновационные технологии, совершаются какие-то открытия, появляется новая информация. Одним словом, время идёт вперёд. И жизнь также не стоит на месте.

Именно поэтому, те навыки и умения, которые были полезны человеку несколько десятилетий (не говоря уже о столетиях) назад, в настоящее время не то чтобы оказываются совсем ненужными, но теряют свою ценность и актуальность на фоне современно ритма и условий жизни. Есть, конечно же, такие навыки, которые пригодятся человеку в любое время и, так скажем, в любом мире, например, умение общаться, или , и . Но далее мы поговорим именно о тех навыках, которыми должен владеть любой человек, если он намерен развиваться, быть успешным, достигать целей и жить гармоничной, комфортной и полноценной жизнью в современном мире.

Пролог

Сегодня уже практически невозможно себе представить, что наши мамы и папы ещё не знали о том, что такое портативный компьютер или как можно общаться с человеком, находящимся на другом континенте, при помощи сотового телефона. Мы же, в свою очередь, реагируем с доброй усмешкой, когда нам рассказывают о том, что письмо могло доставляться до адресата несколько недель, или мотаем головой, когда слышим, как кто-то проявлял фотоснимки в тёмной комнате при свете красных ламп и при помощи какого-то химического раствора. В это и в самом деле трудно поверить, но всё это было реальностью людей всего каких-то 20-30 лет назад. А сегодняшняя реальность, увидь её по телевизору наши бабушки, воспринималась ими бы как нечто фантастическое и абсолютно нереальное.

Если же попытаться взглянуть на представленную тему с более практической точки зрения, то можно неплохо озадачиться и обеспечить себя пищей для ума на долгое время. Вот куда, например, нужно идти учиться и какую профессию выбирать, чтобы быть уверенным, что «завтра» она не окажется неактуальной и ненужной? Какое давать образование своим детям и как их воспитывать, чтобы они смогли достичь успеха и стали полноценными членами общества, когда вырастут?

Эти и многие другие подобные вопросы сегодня можно назвать просто животрепещущими, т.к. от ответов на них зависит качество нашей жизни в целом. И, если уж мы практики, а не теоретики, если мы хотим быть теми, кто реально способен чего-то достичь, то мы должны быть гибкими, а для этого нужно начать овладевать новыми навыками, которые будут являться современными на протяжении хотя бы нескольких ближайших десятилетий и, вполне возможно, даже дольше.

Но на что же мы должны ориентироваться, чтобы не попасть впросак? Что позволит нам гармонировать с постоянно изменяющимся миром? Согласно мнению авторитетных специалистов по вопросам будущего технологий из Института Будущего (IFTF), расположенного в городе Пало-Альто (Калифорния, США), имеются шесть главенствующих факторов, которые в будущем будут влиять на изменения в мире:

  • Увеличение продолжительности жизни
  • Эпоха глобального развития компьютерных технологий
  • Вычисляемый мир
  • Новейшие разработки в области СМИ
  • Организации, имеющие сверхструктуру
  • Глобализация

Именно эти факторы и являются тем, что обуславливает тот комплекс новых навыков, которыми необходимо владеть человеку в настоящем XXI веке.

Навыки человека XXI века

Итак, есть всего десять базовых навыков, освоению которых нужно посвятить время современному человеку.

Способность к отбору информации

По мере развития и изменений в жизни людей будет появляться всё больший объём информационного «шума». По этой причине очень важно и нужно научиться фильтровать поступающую информацию, извлекать из её огромного потока только то, что действительно важно, а всё, являющееся второстепенным и второсортным, отсеивать. Такое умение подразумевает работу именно над умственным восприятием переработанной информации, что делает возможным успешное развитие человека на социальном уровне.

Способность мыслить нестандартно и гибко

В наше время наиболее эффективные решения многих задач можно найти лишь за границами какой-либо системы. Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Способность понимать смыслы

Если сравнить человека, например, с механизмом, не составит никакого труда заметить, что механизм не обладает способностью к пониманию скрытых смыслов, подтекстов и множества значений получаемого сообщения. Человек же, в свою очередь, способен развивать в самом себе умение распознавать множество «подводных камней» при взаимодействии с другими людьми, а также делать верные выводы, основываясь на мизерном количестве получаемой информации.

Социальный интеллект

Социальный интеллект, как качество, будет обладать даже большей ценностью, нежели коэффициент интеллекта. Хорошо развитые коммуникационные навыки могут считаться гарантом того, что человек будет в состоянии не только создать вокруг себя наиболее подходящую среду, но и . Посредством умелого разделения различных проявлений других людей, таких как, к примеру, тон, настроение или , можно многократно .

Способность работать с современными средствами массовой информации

Ни для кого не секрет, что в наше время веб-сайты, называемые блогами, уже считаются полноценными средствами массовой информации. Также и социальные сети, наряду с ними, являются тем пространством, где происходит общение людей, причём, не только развлекательное или, но и деловое. Освоение современных СМИ предлагает человеку широчайший спектр возможностей, от знакомства с новыми людьми и поиска информации до заключения сделок, общения с клиентами и т.п.

Универсальность навыков и

Сегодня быть профессионалом в каком-либо одном направлении уже совершенно недостаточно. Основной и главной задачей человека сегодня и в ближайшее будущее должно стать , т.к. наибольшей ценностью будут обладать люди, развитые разностороннее. Помимо этого, такие люди более практичны, ведь они могут подходить к решению даже одной задачи с множества сторон, а также способны налаживать контакт и находить общий язык с профессионалами в других областях.

Способность мыслить проективно

Этот навык представляет собой умение и процесс их достижения от начального до финального этапа, а также способность организовывать для достижения необходимого результата все ресурсы, которые имеются в распоряжении. Кроме того, способность мыслить проективно требует от человека умения ставить задачи в простой форме и взаимодействовать в процессе реализации планов с множеством разных контекстов. Сюда же можно смело отнести умение .

Способность вычислять

Всё большую актуальность приобретает способность человека к обработке больших объёмов информации и определению её достоверности и значимости в каждом отдельном случае. В мире современности каждый день появляется колоссальное количество всевозможных данных, которые человек должен быть в состоянии свести к простым и чётким алгоритмам действий.

Сотрудничество в виртуальном пространстве

Несложно заметить, что сейчас всё большое количество сотрудников разных фирм и организаций . И большое значение во всём этом имеет способность человека, как и самих организаций, организовывать процесс удаленной работы и сотрудничества с другими людьми и организациями в виртуальном пространстве Интернета.

Межкультурная компетентность

Как и раньше, знание человеком одного или нескольких является очень полезным навыком. Но только теперь этого недостаточно – в наши дни для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия с людьми других стран уже нужно быть знакомым с их культурой, традициями, обычаями, этическими и моральными нормами. К тому же, работников разных национальностей сейчас можно встретить даже в рамках какой-то одной компании, из-за чего межкультурная компетентность является ещё более актуальной.

И, заключая, можно сказать, что многие люди не прилагают никаких усилий к тому, чтобы освоить новые навыки и умения. Они руководствуются не очень верными доводами, размышляя о том, что до будущего ещё далеко, и пока что можно обойтись тем, что есть. В действительности же, будущее уже совсем рядом – он может наступить уже завтра. Поэтому, не стоит откладывать , пока не стало поздно. Сейчас у вас есть все шансы, чтобы шагнуть в новый день с теми умениями, которые в нём пригодятся.

Субетто Александр Иванович

«Человек XXI века»? – Каков он?

Ответ на этот вопрос не может быть простым, хотя бы потому, что XXI век только-только наступил, прожито всего-то 12 лет, и, следовательно, обращаясь к образу человека XXI века, мы должны включить в нашу логику рефлексии какие-то оценки будущего XXI века, т.е. оценки его предназначения, оценки тех «вызовов», которые он несет в своем содержании, как неких «вопрошаний» к человеку и неких «испытаний» на соответствие его разума, духа самим основанием его бытия на Земле.

Во-первых, когда мы заводим речь о человеке XXI века, хотим мы того или нет, мы заводим речь о «человеке вообще», потому что в «человеке XXI века» в снятом виде присутствуют все «чело-века», т.е. вся история развития человека.

Во-вторых, каждый век ставит перед человеком свои проблемы, испытания, задачи, решая которые он поднимается по ступеням своего прогресса, ступеням возвышения в своем духовно-нравственном и интеллектуальном развитии.

Как оценивать «человека века»?

А как вообще оценивать «человека века»?

По высшим достижениями культуры, духовного подвига, нравственным высотам, по вершинам научного познания, творчества, созидания, или по глубинам его падения в «пучины зла», по разрушительным потенциалам войн, по объемам насильственной гибели людей в войнах, революциях, в диктаторских режимах, тюрьмах и концлагерях?

А может быть надо оценивать по «напряжению» противостояния великого и низменного, по «расстоянию» между высотой возвышения духа и созидания и глубиной падения в «низменное», в «инферно», в «пучину» разрушения и деградации?

В той или иной мере попыткой ответить на эти вопросы занята вся человеческая культура, вся философия, вся история человечества как наука, весь комплекс социально-гуманитарных наук, все система образования и воспитания как таковая.

Что нам дал ХХ век с позиции исторического самосознания человека?

Каким историческим опытом он нас вооружил, какие свои вопрошания он оставил XXI веку с позиций логики истории человечества?

Чем велик ХХ-й век?

Во-первых, космическим прорывом человека в космос.

Вначале 12 апреля 1961 года в ближний космос поднялся на ракете и облетел вокруг Земли гражданин СССР, первого социалистического государства в мире, Юрий Алексеевич Гагарин.

Затем 8 лет спустя, благодаря успехам «лунной космической программы» в США, первым вступил на поверхность Луны, космического спутника Земли, Нил Армстронг, американский астронавт, морской летчик ВВС ВМС США, недавно ушедший из жизни. За этим космическим прорывом стоят все достижения науки ХХ века, в том числе физики, биологии, медицины, астрономии, планетологии и т.д., в том числе, такие гиганты отечественного космоведения, какими были К.Э.Циолковский, Н.Ф.Цандер, С.П. Королев.

Во-вторых, социалистическим прорывом в начале ХХ века России, итогом которого стало появление СССР, а затем во второй половине ХХ века Китайской Народной республики, социалистического Вьетнама, социалистических стран Восточной Европы, социалистической Кубы и т.д.

Общество социальной справедливости, в котором были открыты возможности для творчества каждого человека на общее благо всех людей, на повышение качества жизни, остается главным ориентиром гуманистической направленности человеческой истории на Земле.

У истоков прорыва человечества к социализму вечно будут стоять В.И.Ленин и И.В.Сталин.

В-третьих, появлением учения о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского, 150-летие со дня рождения которого мы будем отмечать 12 марта 2013 года.

В.И.Вернадский первым в истории человечества обратил внимание на то, что планетарная мысль человечества, в первую очередь представленная наукой, вооруженная большой энергетикой хозяйственного воздействия на природу, превратилось в значимый фактор эволюции планеты Земля, оказывающий, в первую очередь, преобразующее воздействие на оболочку живого вещества вокруг Земли – Биосферу.

Ноосфера, дословно – «сфера разума» (от слова «ноо» – разум), по В.И.Вернадскому, есть не только и не столько сфера разума, хотя таковой и является, сколько новым состоянием (новым качеством) Биосферы, в котором человеческий Разум становится значимым фактором ее планетарной эволюции.

В.И.Вернадский подчеркивал, что «основное влияние мысли человека как геологического фактора выявляется в научном ее проявлении: она главным образом строит и направляет техническую работу человечества, переделывающую биосферу»2. Поэтому «человек, как он наблюдается в природе, как и все живое организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени», «составляет определенную закономерную часть строения биосферы».

Это и определяет переход биосферы в ноосферу, при этом определяет как эволюционно-необходимый этап все эволюции Биосферы на планете Земля. «Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие»4 (выдел. мною, С.А.).

Появление учение о ноосфере В.И.Вернадского в СССР я отношу к масштабному всемирно-историческому явлению ХХ века, осмысление которого будет происходить непрерывно, потому что оно показывает неизбежность ноосферного этапа развития и Биосферы, и человечества, неизбежность наступления новой, управленческой парадигмы Истории в форме ноосферной истории. И это величайшее достижение именно «человека ХХ века» в лице гения Владимира Ивановича Вернадского.

А в чем проявилось низменное в ХХ-ом веке?

Во-первых, в 2-х мировых империалистических войнах в 1914 – 1918гг. и в 1939 – 1945гг., страшных по истребительной силе техники разрушения – вооружений воюющих армий, и по античеловеческому цинизму (применение химического оружия немецкой армией в Первой мировой войне, применение ядерного оружия Соединенными Штатами Америки в 1945 году против мирных японских городов – Хиросима и Нагасаки и химического оружия во Вьетнаме на рубеже 60-х – 70-х годов ХХ века).

Во-вторых, в феномене фашизма, как своеобразной экстремистской мутации капиталистических систем. Наиболее ярким и концентрированным выражением античеловечности фашизма стал гитлеризм. Гитлеровская фашистская система только в концлагерях, расположенных в европейских странах под пятой фашистских солдат, уничтожила более 10 млн. мирных людей и военнопленных.

В-третьих, в расцвете различных преступных бизнесов, приносящих прибыли, измеряемые сотнями и тысячами миллиардов долларов, включая наркоторговлю, торговлю женщинами и детьми, торговлю человеческими органами, проституцию, торговлю услугами частных военных компаний и т.д., и т.п.

Разрыв между «высокими» и «низкими» в бытии человечества в ХХ веке.

Отставание прогресса человека от научно-технического прогресса, ведущее к антропотехногенному коллапсу

Разрыв между «высоким» и «низким» в бытии человечества в ХХ веке материализовался в том, что прогресс человека, его духовно-нравственное совершенствование и интеллектуальное развитие отстали от научно-технического прогресса и привели к коллапсу между человеком (антропосферой) и техникой (техносферой).

Н.А.Бердяев как-то высказался еще в начале ХХ века (в 1918 году), что «своекорыстие таит в себе безумие». Эта «формула» близка оценке К.Маркса: если капиталист получает прибыль 300% и более, он готов идти на любые преступления. «Безумный» своекорыстный человек, вооруженный атомной бомбой, в лице президента США Гарри Трумена, отдает приказ об атомной бомбардировке Хиросима и Нагасаки, последствия которой оказываются страшными – около 200 тысяч жизней, сгоревших в «атомной топке» или умирающих спустя некоторое время от лучевой болезни.

«Хиросима» и «Нагасаки» – и есть символ-предупреждение об этом коллапсе между «безумным» своекорыстным человеком и созданной человеком (другим, вполне возможно, не своекорыстным человеком) техникой.

В ХХ веке произошел скачок в энергетике мирового хозяйства на несколько порядков. Скачок в энергетическом базисе техносферы, воздействующей, через хозяйственное природопотребление, на биосферу, на несколько порядков, на фоне отставания в качестве управления будущим и в качестве предвидения негативных экологических последствий, породил особый тип асимметрии в совокупном интеллекте общества – общественном интеллекте, названный мною еще в конце 80-х годов ХХ века информационно-интеллектно-энергетической асимметрией человеческого разума (ИИЭАР). Человек стал похож (с позиции ИИЭАР) на «динозавра», у которого «маленькая головка» есть выражение низкого качества в предвидении негативных последствий, кризисов и катастроф, а «большое туловище» – огромная энергия хозяйственного воздействия на природу, на Биосферу, порождающая, из-за своекорыстного «безумия», усиливающийся поток техногенных и экологических катастроф.

В результате логика усиления разрыва между «высоким» и «низким» в ХХ веке уже к концу ХХ венка породила первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

Рефлексия по поводу глобального экологического кризиса превращается в одну из главных тревог научного сообщества и честных думающих людей в мире, которая присутствует постоянно уже во второй половине ХХ века.

Важным событием стала Конференция ООН по окружающей середе и развитию в июне 1992 год в а Рио-де-Жанейро («РИО-1992»), на которой был выдвинут императив перехода человечества к устойчивому развитию («Повестка дня на XXI век») и было признано, что на этом пути главным препятствием является частная собственность на средства производства, т.е. частная капиталистическая собственность.

«Вердикт Космоса» или «Вердикт Природы»: будущего у рыночно-капиталистического человечества нет

Что же произошло в конце ХХ века?

С чем столкнулся человек?

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы означала, что человек столкнулся с неким своеобразным «Вердиктом Космоса» или «Вердиктом Природы»: если человек не изменит систему ценностей, если не изменится в своем отношении к Природе, он будет Природой, или Космосом, как неким суперорганизмом, экологически уничтожен.

Это означает, что переживаемый глобальный экологический кризис (по принципу зеркальной симметрии!) есть глобальный антропологический кризис, глобальный кризис Разума человечества.

Переход этого кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы в конце ХХ века есть переход и в первую фазу Глобальной Антропологической Катастрофы.

Природа, Космос требует от нас радикального изменения.

Человечество не может дальше так жить на Земле, как жило. Этот «Вердикт» затрагивает все «институты» бытия человечества: хозяйство, экономику, культуру, науку, образование, систему ценностей, духовности и нравственности, мировоззрение.

Можно сказать образно и так: закончился период «беременности» (перинатальный период) Биосферы «человеческим Разумом», или, другими словами, – «настоящим человеком»; наступили на рубеже ХХ и XXI веков его «роды», которые могут охватить весь XXI век. И как любые «роды», они смертельно опасны, могут закончиться и «выкидышем», т.е. экологической гибелью человечества.

Я думаю, в этом и состоит миссия или предназначение XXI века. Это век появления действительного, настоящего, ноосферного человека и соответственно – действительного, настоящего, ноосферного разума.

Что показали 12 лет XXI века?

XXI век вступил в свои права. История ускоряется, поток исторических событий уплотняется. Что показали прошедшие почти 12 лет?

Первое. Они показали, что рынок и капитализм, система ценностей, обслуживающая рыночно-капиталистическую форму хозяйствования на Земле, служат барьером (своеобразной преградой) в решении выхода человечества из экологического тупика. Известные ученые-экономисты-экологи Гудленд, Дейли и Эль-Серафи в аналитическом докладе, выполненном по заказу Мирового банка, показали, что в экологически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок давно исчерпал себя. А это и означает, что и капитализм, строй капиталократии являются экологической «утопией», они должны быть ликвидированы, поскольку несут в себе смертельную опасность для всего человечества. Проведенные конференции ООН («РИО+10», «РИО+20») только показали, что в рыночно-капиталистическом формате развития человечество не может создать стратегию своего выхода из экологического тупика истории.

Выход единственный – ноосферный экологический духовный социализма в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Итак, стратегия выхода из экологического тупика Истории в XXI веке востребует социалистический императив, опыт истории социализма в ХХ веке.

«Человек XXI века», становление которого и есть миссия XXI века, есть в своем становлении человек социалистический и одновременно человек ноосферный.

Второе. Прошедшие 12 лет, в частности волна мирового финансового кризиса в 2008/2009 году, показали, что идеал социализма – идеал социалистического строения общественной жизни – остается ориентиром устремлений истории человечества. Сдвиг в сторону социалистических преобразований в Латинской Америки, в Венесуэле в частности, в первом десятилетии XXI века – это только начало.

Третье. Прошедшие 12 лет показали, что глобальный экологический кризис, по моей оценке – процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, продолжают углубляться. А это означает, что в рыночно-капиталистическом мире – мире «безумия своекорыстия» – продолжает действовать, набравшая ускорение, тенденция экологического самоуничтожения.

В то же время нарастают процессы осознания того, что так больше жить нельзя, что надо менять духовно-нравственные и мировоззренческие основания человеческого Разума.

В России – это приобрело рамки ноосферного научно-мировоззренческого и образовательного движения, одним из событий в развитии которого явилось появление Ноосферной общественной академии наук в 2009 году.

В 2012 году мы можем говорить о создании целой научной ноосферной библиотеки, охватывающей десятки авторов, множество книг и монографий. Проведены Международных Ноосферных Северных Форумов «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке» (2007, 2009, 2011гг.) на базе Государственной Полярной академии и Международных научных конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (2009, 2010, 2011, 2012гг.) на базе Смольного института (университета) Российской академии образования (РАО).

27-28 сентября 2012 года будет проведена юбилейная международная научная конференция «Владимир Иванович Вернадский и Лев Николаевич Гумилев: Великий Синтез творческих наследий» с изданием капитальной научной (коллективной) монографии с одноименным названием.

Мною за последние годы по проблеме ноосферизма, ноосферной философии и ноосферно-социалистического императива написаны и изданы «Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке» (2010, издание профинансировал РГНФ), «Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма)» (2010), «Манифест ноосферного социализма» (2011), «Начала теории социального менеджмента качества (ноосферно-социальная парадигма)» (2012), «Ноосферное смысловедение» (2012).

«Человек XXI века» – это социалистический ноосферный человек, который должен состояться.

«Быть или не быть – таков вопрос»

«Человек XXI века» – это становящийся ноосферный (или космоноосферный) человек. Он должен еще состояться. XXI век – это своеобразный «роддом», в котором такой человек должен «родиться».

«Роды» ноосферного человека – это и есть та ноосферная человеческая революция, которая и определяет позитивный «вектор» Эпохи Великого Эволюционного Перелома.

«Быть или не быть – таков вопрос:

Что благородней духом – покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?» - так начинается знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет».

«Быть или не быть – таков вопрос», поставленный перед человеком XXI века самой Природой, Биосферой, логикой ее эволюции на Земле, первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы.

«Быть «человеку – означает для него – отказаться от частной капиталистической собственности, рынка, системы капитализма как таковой, отказаться от системы ценностей, обслуживающих такой «мировой порядок».

«Быть» – означает стать настоящим, действительным человеком, «челом» века, в данном случае – разумом XXI века, разумом Биосферы, переходящей благодаря такому разуму в Ноосферу.

Это означает – стать «человеком любви», причем Любви, обращенной не только к «ближнему» («возлюби ближнего как самого себя»), но и к «дальнему», Любви, обращенной к Природе, к любой жизни (к любой «твари») на Земле и в Космосе.

Это означает – стать человеком-гармонителем, выполняющем гармонизирующие воздействия на всю систему отношений человека, общества, человечества с Природой.

Это означает – стать человеком-альтруистом, чей смысл жизни определяется как смысл разумной жизни, продолжающей жизнь во всем ее многообразии на Земле и в Космосе, одухотворяющей и оразумляющей жизнь на Земле и в Космосе в подлинном значении этой миссии, в которой соединяются воедино, в единый сплав Истина, Добро и Красота, что и есть Онтологическая Правда, Правда Бытия человека и Космоса, который его эволюционно и породил.

Это означает – преодолеть самого себя прежнего, стать «началом» новой человеческой истории – Истории кооперационной, т.е. на базе Закона Кооперации (его можно назвать условно и «Законом Космической Любви»), – Истории в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. А это и есть Ноосферная История, которую будет творить ноосферный человек.

Чтобы это произошло, нужно чтобы ноосферное мировоззрение благодаря ноосферному образованию («Системе Учитель» по Н.Н.Моисееву), стало основой взгляда человека на себя и на окружающий мир, стало основой сознания нового качества – ноосферного сознания.

Иван Антонович Ефремов, предложив миру свою философию красоты, изложенную в форме «романа приключений» под названием «Лезвие бритвы» (потому что идти по пути красоты и гармонии – это означает идти по «лезвию бритвы», – такова главная метафора романа), подчеркивал, обращаясь к современному человеку:

«…воспитать человека – это главная задача для будущего Земли, более важная, чем достижение материального благополучия. И в этой задаче красота – одна из главных сил, если только люди научатся правильно понимать и ценить ее, также и пользоваться ею ». В XXI веке главная эта задача преобразуется в долженствование – воспитать ноосферного человека. От решения этой задачи зависит и будущее человечества, а через будущее человечества – и будущее Земли, потому что завершение «оразумления» эволюции Земли и Биосферы, его ноосферного этапа, связано со становлением действительного человека, соответствующего своему званию «человек» («чело – века»!), способного, благодаря достижениям науки, культуры, образования, духовности и нравственности, в становлении социальной справедливости на Земле и правды Истории, взять на себя ответственность за качество своего управления социоприродной (ноосферной) эволюцией – и, значит, социоприродной – ноосферной гармонией! В этот состоит главный итог в становлении истинной Красоты Человека, рожденной Красотой Природы, высшей целесообразностью Эволюции Природы на Земле и в Космосе (по И.А.Ефремову).

«Не быть» человеку в XXI веке – это означает «не быть человеком», так и погибнуть, не став действительным разумным человеком.

«Человек XXI века» – это не только и не столько то, что есть в качестве человека во всем его многообразии на Земле в 2012 году, сколько то, чем должен стать человек в XXI веке, совершив свой ноосферный прорыв.

Человек есть становящийся человек!

И как становящийся человек – он выражает собой весь потенциал человечности, весь потенциал гуманизма, который накоплен историей человечества, всей культурой человечества. В этом «спрятан» залог того, что человек XXI века, выпестованной всей Историей человечества в пространстве Эволюции Жизни на Земле, станет ноосферным человеком. И как легендарный Данко из произведения Максима Горького понесет свет своего сердца, разума в Будущее, даря другим людям, человечеству, биосфере, Земле, Солнечной Системе, Космосу свои Любовь, творчество, Гармонию и восхождение всего космоса к Новому качеству бытия, еще более гармоничному, разумному и более величественному в своей красоте!

Человек на Земле появился неслучайно. Его появление закономерно. Это появление – результат действия закона «оразумления» все эволюции Вселенной и значит самой Вселенной – закона, который сопровождает рост сложности и кооперированности структур – от низших форм до высших.

Случайной окажется гибель человечества, вследствие действия «Анти-Разума» капиталистического человека, как некоего капиталорационализированного, – и вследствие этой капиталорационализации, экологически самоуничтожающегося «разума».

Гибель человечества – это экологическая гибель капитализма, как противоестественного Природе, социального устройства и значит – противоестественного природе человека устройства, который, погибая, «обняв» человека в своих «объятиях мертвеца», погубил его, так и не вырвавшегося из «паутины» ценностей капитализма. В этом заключается противоестественность будущей экологической гибели человечества.

Чтобы она не произошла в XXI веке, нужно человеку найти в себе силы «сбросить» с себя капитализм, как устаревший способ своего развития, не отвечающий новым экологическим требованиям.

Поэтому вопрошание «Человек – стань человеком!» в XXI веке означает одновременно и вопрошание «Человек, – преодолей самого себя, откажись от ценностей рынка и капитализма», «вращающихся» вокруг ценности денег, ценности капитала, ценности обогащения любыми способами (когда прибыль достигает 300 и более процентов, капиталист идет на любые преступления).

Таким образом, «Человек XXI века» – это и проблема человека XXI века, состоящая в необходимости его Великого Отказа от ценностей, обслуживающих рынок и «общество Капитала».

Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть Эпоха Великого Отказа от всех оснований, которые, в конце концов, и определили то, что можно назвать «Стихийной парадигмой» состоявшейся Истории. Она закончилась в ХХ веке. Человек больше не может сохранить себя на Земле в этой парадигме бытия, когда он жил по принципу «не ведаем, что творим», оправдываясь тем, что «благими намерениями дорога устлана в ад». Великий Ф.М.Достоевский этот принцип в своем «Дневнике писателя» назвал законом «искажения великодушных идей».

Возникший императив выживаемости человечества в XXI веке – императив выхода из экологической «пропасти» в форме развивающихся процессов Глобальной Экологической Катастрофы – потребовал перехода к «Управленческой Парадигме» Истории, которая и есть «Ноосфера будущего», – к управлению социоприродной эволюцией и, значит, к управлению собственной историей.

Для этого человек должен обрести космопланетарную ответственность за все, что он творит на Земле. Его Разум должен стать действительным, «управляющим разумом».

Свобода вне такой истории, вне такого управления, вне такой ответственности предстает, как иллюзия капитализма и либерализма, разрушаемая самим фактом уже состоявшейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

«Человек XXI века» – гигантская задача XXI века

Человек XXI века? Кто он?

Это мы – все люди на Земле, которые живем, творим свою историю, страдаем, мыслим, созидаем, думаем о будущем!

Человек XXI века – в нас, которые должны решить эту гигантскую задачу XXI века – задачу ноосферной человеческой революции, т.е. задачу решительного своего восхождения к вершине своей космопланетарной ответственности за сохранение и развитие жизни на Земле и за дальнейший процесс «оразумления» вначале «ближнего», а потом и «дальнего» космоса.

Но прежде чем выйти в Космос, мы должны стать лучше, духовнее, нравственнее, умнее, мудрее, с тем, чтобы, отправляясь в Космос, мы знали, что несем туда, на другие звезды и планеты, возможно – к другим космическим цивилизациям, весть любви, добра, красоты, гармонии, жизнелюбия и ответственности перед этим Великим Храмом под именем «Вселенная»!

Субетто Александр Иванович,
Актовая лекция перед студентами в Смольном институте РАО 3 сентября 2012 года.

Сегодня исследователи общества - социологи, психологи, социальные философы - выделяют в обществе новую движущую силу, инновационный авангард, называемый условно "Люди XXI века"
Конечно, фактически все мы находимся в оном, 21м веке - но оказывается, что в своих представлениях о жизни, в своих жизненных картах значительная часть населения "отстает", по-прежнему продолжает стремиться к привычному жизненному укладу, сформированному десятилетия назад, еще в веке 20-м. И лишь небольшая часть в своих стремлениях и планах, в своем образе жизни соответствует сегодняшнему динамичному времени.
А вы - относите себя к "Людям XXI века"?
Расшифровка радиоэфира

В эфире радио "Говорит Москва" - ведущий Игорь Игорев, а также Павел Лебедев, директор проекта «Мир Интернета» Фонда "Общественное Мнение" и Марк Сандомирский, психотерапевт

И.И. - Кто такие люди XXI века? Как они живут, какие они? Успешных россиян тревожит всепроникающая коррупция, административное давление на бизнес и интеллектуальная деградация России. Они понимают, что страна дряхлеет в социально-экономическом и культурном отношении, но не знают, как помочь ей, а только констатируют факт. Среди людей, которые присутствуют в интернете, выделяется та самая группа людей XXI века. Это люди, которые овладели технологиями, продвинутые люди. Что они думают о себе?

П.Л. – Действительно, пользование информационными технологиями – это одна из неотъемлемых черт современных людей. Тем не менее, в этом исследовании, выделяя людей XXI века, мы понимаем, что некоторые из них пока еще не пользуются интернетом. Люди XXI века – это люди, которые усваивают новые ценности. Соответственно, они рассматривают через них Россию, свою жизнь, устремления и так далее. При этом технологии остаются для них важными. Но у них, на мой взгляд, инструментальное отношение к технологиям.

И.И. – Все прошлые годы проходили под лозунгами «уехать за границу». Довольно долго была очарование Западом. А теперь во всех интернет-сообществах успешные бизнесмены, люди XXI века, считают, что это время прошло. Теперь они иначе ориентированы. С чем это связано? С тем, что изменились их ценности, может быть, Запад их не принял, и они, обидевшись, ушли в свою нору?

П.Л. – На мой взгляд, здесь важны 2 тенденции одновременно. С одной стороны, это и стабилизация внутри страны, с другой стороны, мобилизация людей в связи с кризисом. Внутренние вызовы просто переориентировали людей.

М.С. – На мой взгляд, с одной стороны, здесь играет роль жизненный опыт, понимание того, что на Западе не только никто никого не ждет, но и значительная часть искателей лучшей жизни там оказывается в положении граждан третьего сорта. С другой стороны, имеет место психологический защитный механизм, способность объяснить то, что у человека не получается, тем, что это неправильно и не нужно. А то, что у человека есть, признается нужным и хорошим. Можно сравнить Россию и Запад. С психологической точки зрения представления в ваших исследованиях о людях ХХI века – это зеркальное отражение того, что американцы называют поколением Y, поколением Z. Существует определенный возрастной водораздел, граница между людьми, которые родились уже в эпоху компьютеров, интернета, цифровой связи, современных технологий, и людьми, чье детство и молодость прошли в доинтернетную эпоху. Между ними принципиальная разница. Даже когда мы произносим словосочетание «люди XXI века» некоторым нашим радиослушателям это напоминает то, что в советское время можно было слышать о том, какие они будут замечательные, когда наступит рай на земле, то есть коммунизм. Люди ХХI века – это обычные люди, которые с нами живут. Они просто констатируют то положение вещей, которое уже существует на сегодняшний день. Люди, которые с детства, с юности активно пользуются новыми информационными технологиями, психологически отличаются от других поколений. В работе психологов разные поколения отцов и детей в компьютерном смысле называют цифровыми аборигенами и цифровыми мигрантами. Это люди, которые живут в цифровых условиях все время, и люди, которым за 40 лет. Для них новые технологии – это нечто привлеченное позже в их жизнь. Даже привычный способ функционирования мозга у тех и у других отличается. Молодые люди цифрового поколения, люди ХХI века, более рациональны, более логичны, несколько менее эмоциональны. Поэтому они планируют свою жизнь. В ваших исследованиях показано, что люди кроме активного использования новых технологий отличаются склонностями к финансовому планированию, планированию своей жизни, разумным отношением к своему здоровью, поиском нового стремления к разного рода изменениям, совершениям, инновациям в жизни.

И.И. – Это и есть средний класс, который не называется, а присутствует. Он назван людьми ХХI века. Что инновационного в том, что эти люди пользуются новой техникой, что нового в потребительском заделе, который сейчас есть? Они же придумывают себе жизнь. А слишком широкое использование интернета говорит о том, что жизнь меняется постоянно. Постоянно идет прогресс, но в стране ничего не меняется веками. Создается впечатление, что идет рост, человек постоянно движется, совершенствуется. Но это только наносное, в жизни это не происходит, все это остается только в виртуальном мире. Может быть, здесь кроется главная ошибка в понимании людей ХХI века?

П.Л. – На мой взгляд, когда мы говорим о людях ХХI века, надо понимать, что люди до этого были людьми ХХ века, ХIХ века. Всегда была активная инновационная группа людей, которые двигают вперед повседневную жизнь, пытаются чего-то добиться, тянут за собой остальную часть общества. Но надо понимать, что технологии, которые во многом виртуальны, уже сильно погружены в реальность. Противостояние реального и виртуального, на мой взгляд, с каждым днем уменьшается. Все это настолько близко к реальному человеческому опыту, что разделить их уже невозможно.

М.С. – Все изменения в образе жизни людей, в их взглядах, ценностях, которые мы сейчас наблюдаем, закономерным образом вытекают из того, что меняется способ организации общества. Речь идет об экономике, производстве. Мы живем во время научной и технологической революции. Общество переходит от так называемого индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. Правда, в некоторых странах, например, в Соединенных Штатах Америки и в Европе этот переход уже произошел, а мы стоим на его пороге. Вы упоминали о среднем классе. Люди ХХI века – это новый средний класс. Его изменение наглядно показывает, как все это происходило. Примерно 50 лет назад люди нынешнего среднего класса были мелкими собственниками. Это была опора общества, заинтересованная в стабильности. Потом представления о среднем классе изменились. 30-40 лет назад главным стал маркетинговый подход. Тогда стало считаться, что средний класс – это люди, которые имели такой уровень дохода, который выше, чем у малообеспеченных, но не позволяет дотягивать до высших слоев. Кто же стал средним классом? Это те люди, которые являются представителями наиболее востребованных профессий. Они связаны не с производством, не с сельским хозяйством, а с информацией. Речь идет о компьютере, интернете, обработке цифр разными способами.

И.И. – Когда такой человек едет на буровую установку, у него ничего не получается, нет сигнала, 2 часа отправляется одно сообщение. Так средний класс заканчивается. Это остается только в мегаполисах, в цивилизации. Если чуть-чуть отъехать, ничего не ловится.

П.Л. – Вы правы, пока это так. Но с этой точки зрения у нас мало что меняется в экономике, производстве, социальной сфере. Но в отношении информационных технологий, средств связи все меняется быстро. Здесь нет принципиальных проблем и сложностей. Вернемся к тому, как люди в советское время представляли себе будущее. Слова о том, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме, произнесенные 50 лет назад, не осуществились. Но были и слова о том, что нынешнее поколение людей будет жить в период сингулярности. Это время не за горами, компьютеры станут умнее человека. К этому все идет, технологии развиваются очень быстро. Те изменения, которые происходят в сознании, в поведении, отражают этот процесс.

И.И. – Почему так происходит? Что предлагают эти люди? Они сидят в «Одноклассниках», ничего больше не любят.

М.С. – Нельзя сказать, что они не знают, как помочь стране. Как показывают наши исследования, они пытаются начать с себя менять мир, помогая себе, своим ближним. Делая небольшой вклад в развитие общества и своего окружения, они фиксируют большое количество социальных проблем. Среди них они чаще всего указывают на проблемы, связанные с развитием экономики, общества, борьбы с коррупцией и так далее. Это проблемы, которые, по мнению населения, очень значимы. Эти люди нацелены на какие-то достижения, они актины. Они начинают с себя, потому что им так проще менять что-то.

П.Л. – Это только одна сторона медали. Новое поколение людей ХХI века, новый средний класс, информационное общество наряду с достоинствами имеет и характерные черты, которые можно назвать недостатками. С одной стороны, они более практичны, с другой стороны, они более индивидуалистичны. В них ярче применяется принцип, по которому каждый сам за себя. Поэтому они все начинают с себя. Нереально с их точки зрения, что-то сделать. Эта точка зрения является преобладающей. У них несколько иное стремление к знаниям. С одной стороны, есть постоянная жажда нового, поиск информации в интернете. Но чем больше этой информации накапливается в наш информационный век, тем сама информация все больше обесценивается.

(Подробности интервью слушайте

С приходом третьего тысячелетия и XXI века наша планета вступила в очередной, новый этап цивилизационных процессов и научно-технологической революции. Конечно, на первый взгляд, такое явление характерное и обусловлено, в первую очередь, историческими обстоятельствами времени, которые формируют систему нового мировосприятия годами, при смене веков и тысячелетий. Такое свойство усовершенствоваться говорит о том, что человек на каждом отрезке времени прогрессирует в своем развитии и таким образом становится создателем окружающего мира, в котором живет, устанавливает новые законы, не придерживается этих новых законов, рождает новое поколение и в конце концов умирает естественным путем. Эта закономерность должна устраивать каждого человека, при условии, если не будет ни одного посягательства на право мирного и безопасного сосуществования. Но, как видим, в последнее время в мировом содружестве образца XXI века наблюдаются процессы абсолютно противоположные; процессы, которые с каждым разом все меньше гармонизируются и совпадают с законами природы, человеческой морали и даже Всевышнего.

Стремительное развитие новейших компьютерных технологий, науки, техники намного облегчило жизнь человека на Земле: полностью заменило ручной труд, который преобладал в течение веков, на труд технического характера, когда те же руки изготовили средства, которые ускорили производство необходимой продукции. Современному человеку не нужно «вручную» обрабатывать землю, добывать огонь и топливо, шить одежду и конструировать средства передвижения. Когда-то, в старину, изобретение воздушного шара, самолета, поезда, автомобиля, телефона, радио и телевидения было чем-то чрезвычайным, непонятным, удивительным. Теперь все эти вещи настолько вошли в быт каждого, что мы даже не замечаем их вокруг. Причина только одна - человечество перевернуло новую страницу истории, где широкую популярность приобрели материальные и технические ценности, а такие вещи, как мораль, вера, любовь и мир, отходят на задний план. Человека XXI века отождествляют с массовой компьютеризацией и вооружением, клонированием, развитием терроризма, материальным обогащением, жаждой власти и войны. Чего следует ожидать после ста лет такого способа жизни? Ответ однозначный: человек собственными руками уничтожит себя и все живое на планете!

Мы перестали читать книги, посещать библиотеки, музеи, театры и кинотеатры, мы забыли о настоящих, натуральных человеческих чувствах и эмоциях. Все это мы заменили компьютером и Интернетом, с которыми проводим большую часть своей жизни; не знаем, что такое настоящее живое общение с человеком, настоящие ощущения от прочитанной книги в оригинале, а не на дисплее, от просмотренного спектакля или кинофильма. Это невооруженным глазом не заметно, но человек деградирует в своем культурно-духовном развитии, полностью сливается с техногенной сферой и меняет свой ум, душу и сердце на так называемый «электронный суррогат», который вместо него мыслит и ощущает. Вскоре мы превратимся в роботов или зомби, способных только воспринимать, а не осмысливать информацию. В таком случае человеческая цивилизация предопределена на вымирание, если не успеет задуматься над своими поступками и не сумеет удачно сочетать в себе наилучшие интеллектуальные и духовные потребности.

Недавно приобрело широкую огласку требование американских ученых-медиков об узаконивании и легализации клонирования человека. Я очень рад, что она не нашла поддержки у американского президента и весьма неоднозначно была воспринята мировым сообществом. Сильные мира сего в лице иностранных ученых пытаются в очередной раз посеять вражду между церковью и наукой. Если мы хотя бы частично позволим прогрессировать такому изобретению как клонирование, то подвергнем себя фатальной опасности. Суть этой опасности очень простая: факт естественного появления человека постепенно отходит на задний план, исчезает вера в Всевышнего, распространяется среди общества волна атеизма, а опыты по клонированию известных исторических фигур вызовут угрозу межэтнических и расовых конфликтов.

Теперь никто не удивляется, когда в очередной раз слышит по радио и телевидению или же читает на страницах газет информационные сообщения о массовых террористических актах в различных уголках мира. Слова - «терроризм», «оружие», «кровопролитие» и «война» становятся темами для разговоров не только в узких кругах политической элиты, но и бойко обсуждаются в обществе. События 11 сентября 2001 года в США значительно посодействовали изменениям политической атмосферы мира и в который раз доказали, что ни одно государство в мире, независимо от своего военного или экономического могущества, не защищено перед лицом террора. Человек, которым управляет жажда власти и богатства, не остановится ни перед чем, он берет в руки оружие и идет жестоко убивать других людей. Даже вера в высшие небесные силы не останавливает таких людей, о чем свидетельствуют военные конфликты на «священной земле» - в Ерусалиме и Вифлиеме. Но, как видим, никаких шагов в борьбе с милитаризацией мира со стороны супердержав не делается. Соединенные Штаты, которые «на собственной нации» почувствовали зло террора, продолжают вести агрессивную дипломатическую политику относительно России и стран Ближнего Востока. Тысячи невинных человеческих жертв во время военной антитеррористической операции в Афганистане никогда не послужат оправданием для американского народа и никогда не станут средством искоренения военных настроений в мире.

Если мы и дальше будем позволять материальным ценностям преобладать над культурными и духовными идеалами, то портрет человека XXI века не изменится. Он навсегда забудет о мире и согласии, о добре и любви, о вере и надежде, он погибнет, исчезнет с лица Земли. Он сделает это собственными руками!

Анна Топоркова | 26 декабря 2015

ОбЗоркий взгляд

Современный человек. Кто он? Чего он хочет от жизни? Во что верит? Чем же он отличается от людей, которые жили до него?

У человека в XXI веке появилось огромное количество самых разных возможностей: благодаря интернету мы можем делать такое, что нашим предкам и не снилось. Подумайте, могли ли люди мечтать о том, чтобы слышать и видеть своих друзей, находящихся на другом конце Земли, в любой момент получать доступ к необходимой информации? Для нас это уже стало обыденностью. Мы зависимы от наших гаджетов, без которых чувствуем себя незащищенными и беспомощными. Живое общение постепенно сходит на нет, действительно, проще же написать соседке с третьего этажа, чем подниматься целый этаж! В некоторых случаях онлайн-общение здорово выручает, но нельзя же ограничиваться только им. Приятнее смотреть на безэмоциональный экран или на радостную улыбку друга? Выбор достаточно несложный, но почему- то большинство предпочитает 1 вариант.

Написать можно все, что душе угодно. То, о чем в личной беседе язык не повернется сказать, в интернете не будет казаться таким диким. К сожалению, действительность такова, что интернет делает из нас зомби, которые способны выражать свое мнение исключительно в социальных сетях. Трагедия современного человека — интернет-зависимость и как следствие — угасание индивидуальности.

Культура речи. Отсутствие грамотности и самое страшное — стремления к ней. А зачем? У нас же есть автоисправление! Но устную речь наши гаджеты исправить не в силах! Поэтому читайте книги, статьи, написанные грамотно и лаконично, слушайте радио (и не только песни), пишите настоящие бумажные письма друзьям, живущим далеко (это вдвойне приятно для них и полезно для вас). Грамотная речь — это ваша визитная карточка, едва ли кому-то понравится, если вы будете коверкать слова. Ваша речь может создать благоприятное (или не очень) впечатление, которое трудно изменить впоследствии (как показывает практика).

Что сейчас у людей на первом месте? Семья? Нет. Карьера? Да, но не совсем. Деньги? Да!

Удивительно, насколько в последнее время обострился синдром жажды материальных благ. Первостепенная роль в выборе профессии отводится заработной плате. Конечно, это важно, но как можно строить свое будущее по принципу: работаю там, где больше платят? Высокооплачиваемая работа — это превосходно, но любимая работа — гораздо лучше! В первую очередь нужно выбирать то, к чему стремится твоя душа, тогда это будет приносить вдвое больше удовольствия (и денег, кстати). Несчастливый человек- тот, кто занимается не своим делом. Как можно каждый день заниматься тем, что ненавидишь? Это уже экзекуции какие-то!

Мы постепенно забываем свою историю. А все почему? Любовь к американским фильмам, отсутствие хороших учителей истории, нежелание учить этот предмет (что естественно: у кого же будет желание учить то, что нам не могут нормально приподнести) истребляют в нас потребность знать свои корни. Чтение русской классики тоже постепенно сходит на нет, а ведь в ней описаны основные события русской истории, притом описаны невероятно интересно! Неужели вы никогда не задумывались, почему то или иное произведение называют культурным достоянием России? Не просто же так! А этот глупый стереотип: якобы то, что называют классикой, бесконечно нудно и скучно. Это просто причина не читать. Нужно преодолеть это предубеждение и сесть за хорошую книгу!

Происходит переоценка ценностей. Конечно, этот процесс начался уже давно, но мне кажется, что так отчетливо и явно мы увидели это только в XXI веке. Люди ставят карьеру выше семьи, предпочитают деньги дружбе, онлайн общение — живому, во всем ищут выгоду. Неискренность и корысть распространяются с удивительной быстротой. А самое страшное, мы с вами всего этого просто не видим, думая, что нас это коснется и обойдет стороной. Но посмотрите на своих друзей. Посмотрите на самих себя. Что вами движет, когда вы совершаете тот или иной поступок?