» » Учреждение Малороссийской коллегии. Правление второй малороссийской коллегии и генерал-губернатора п Деятельность второй малороссийской коллегии была направлена на

Учреждение Малороссийской коллегии. Правление второй малороссийской коллегии и генерал-губернатора п Деятельность второй малороссийской коллегии была направлена на

Удобная навигация по статье:

Создание коллегий Петром I

Петровскими коллегиями историки называют центральные органы управления в России, которые были сформированы в период правления Петра Первого вместо устаревшей системы приказов. Размещались коллегии в специально отстроенном для них колоссальном здании, которое так и прозвали дом Двенадцати коллегий. В 1802 году они были встроены в обновлённую систему министерств, а после её стремительного развития были вовсе упразднены.

Причины появления коллегий

В 1718 и 1719 годах происходит ликвидация прежних основных государственных органов и их последующая подмена более подходящими. Формирование Сената в 1711 году, согласно утверждениям современных историков, являлось главным сигналом к разработке коллегий, представляющих собой совершенно отличные органы отраслевого управления. По плану самого государя, данные коллегии должны были не только полностью вытеснить систему приказов, но и внести в существующую систему государственного управления следующие два начала:

  • Совещательный порядок рассмотрения и решения дел.
  • Систематическое разделение ведомств (чаще всего, приказы лишь подменяли друг друга и выполняли одну и ту же работу, что вносило непонимание в систему управления).

При этом, царь Пётр Первый решает выбрать в качестве основы форму управления центральных органов, которая на тот момент функционировала в европейских странах. В частности, в Германии и Швеции. Законодательной базой для управления коллегиями послужила позаимствованное у Швеции законодательство.

Так, уже в 1712 году делается первая попытка правителя Российской империи (при участии иностранцев) учредить Торговую коллегию. Для этого царь нашёл опытных чиновников и юристов, которые до этого осуществляли деятельность в развитых европейских странах. Стоит отметить, что в этот период самыми квалифицированными работниками данной сферы считались шведы. Вот почему Пётр старался заполучить такие кадры и взял за образец для своей Торговой коллегии шведские органы управления.

Однако, сама система коллегий сложилась лишь к 1717 году, ведь как оказалось, довольно непросто заменить одну систему управления другой в одночасье. Таким образом, приказы либо подчинялись коллегиям, либо постепенно поглощались ими.

Реестр коллегий Российской империи

К 1718 году в России был принят реестр коллегий в который входили:

  • Адмиралтейств-коллегия;
  • Военная коллегия;
  • Иностранных дел;
  • Ревизион-коллегия;
  • Берг-Мануфактур-коллегия;
  • Штатс-контора;
  • Коммерц-коллегия;
  • и Юстиц-коллегия.

Спустя два года был сформирован Главный магистрат, координировавший функционирование каждого магистрата и являющийся для них судебной апелляционной инстанцией.

В этом же году появляется так называемая Юстиц-коллегия Эстляндских и Лифляндских дел, которая впоследствии (с 1762 года) именуется Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел и занимается судебными и административными вопросами работы протестантских церквей.

В 1721 году формируется Вотчинная коллегия, которая заменяет Поместный приказ, а спустя год Берг-Мануфактур-коллегия разделяется на Мануфактур-коллегию и Берг-коллегию. В этом же году учреждается Малороссийская коллегия, поглотившая со временем Малороссийский приказ.

Создание коллегий завершило процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата Российской империи. Чёткое разграничение всех ведомственных функций, а также общие нормы осуществления деятельности, регулируемые Генеральным регламентом – все эти нововведения существенно возвышали коллегии над приказами.

Данный Генеральный регламент был составлен при участи самого Петра Первого и издан двадцать восьмого февраля 1720 года и являлся документом. Данный документ определял порядок, взаимоотношение и организацию коллегий и их отношения с местными органами власти и Сенатом.

Кроме этого, появление коллегий нанесло сокрушительный удар по системе местничества, которая хотя и была упразднена в 1682 году, но существовала неофициально.

Необходимо отметить, что замысел царя Петра Первого полностью разграничить ведомственные функции и передать каждому чиновнику собственный порядок действий, был претворён не в полной мере. Как правило, коллегии продолжали подменять друг друга, как и приказы. К примеру Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии фактически выполняли одну и ту же работу.

При этом, вне сферы контроля петровских коллегий довольно долго оставались почта, просвещение, медицина, а также полиция. Однако, со временем, в системе коллегий появлялись новые отраслевые органы или же канцелярии. Например, Аптекарский приказ, осуществляющий деятельность в Петербурге с 1721 года стал Медицинской канцелярией.

Такие канцелярии могли быть как коллегиальными, так и единоначальными. Канцелярии не имели чёткого регламентирования, как коллегии, но были приближены к ним по значению и структуре.

Историческая таблица: основные функций коллегий

Название Компетенции
1.Военная коллегия Армия
2.Адмиралтейств-коллегия Флот
3.Коллегия иностранных дел Внешняя политика
4.Берг-коллегия Тяжелая промышленность
5.Мануфактур-коллегия Легкая промышленность
6.Комерц-коллегия Торговля
7.Камер-коллегия Государственные доходы
8.Штатс-контр-коллегия Государственные расходы
9.Ревизион-коллегия Контроль за финансами
10.Юстиц-коллегия Контроль за судопроизводством
11.Вотчинная коллегия Землевладение
12.Главный магистрат Городское управление


Видео-лекция: Реформы Петра I. Создание коллегий.

В 1722-1727; 1764-1786 гг.

Центральное государственное учреждение, созданное для надзора за деятельностью и казацкой старшины в целях ограничения автономии Левобережной Украины и постепенного подчинения ее общероссийскому управлению.

Малороссийская коллегия была учреждена императорским указом Петра I от 29 апреля 1722 года, в резиденции гетманов в г. Глухове взамен существовавшей до этого должности воеводы при гетмане и бывшего Малороссийского приказа в Москве.

Присутствие коллегии состояло из президента в генеральских чинах, 6 членов (штаб-офицеров из состава местных гарнизонов, сменяемых через несколько лет) и прокурора из капитанов или капитан-поручиков гвардии, сменяемого ежегодно.

В состав коллегии входили также общеколлежская канцелярия и 6 отраслевых контор, каждую из которых курировал один из членов коллегии. Общеколлежская канцелярия во главе с секретарем состояла из нотария, актуария, регистратора, переводчика и более 10 канцеляристов, подканцеляристов и копиистов. Отраслевые конторы представляли собой те же канцелярии, но в уменьшенном виде. Крепостная контора, ведавшая сбором пошлин с судных дел и составлением крепостных актов на недвижимые имения, царским указом от 3 июня 1726 года была ликвидирована.

Малороссийская коллегия в гражданском отношении подчинялась Сенату (сенатской конторе малороссийских дел), а в военном - русскими войсками на Украине (главному малороссийскому командиру). Самой же Малороссийской коллегии были подведомственны все органы украинского самоуправления ( - до упразднения этой должности в 1722 году, Генеральный войсковой суд, Генеральная войсковая канцелярия и пр.), а также русские коменданты (воеводы) в украинских городах.

Согласно инструкции от 16 мая 1722 года Малороссийская коллегия принимала от населения челобитные на Генеральную войсковую и полковые канцелярии и суды, а также на суды ратушные и выносила по этим жалобам решения; ведала денежными и хлебными сборами и распределением повинностей на Украине, наблюдала, чтобы казачья старшина не притесняла народ налогами; раздавала жалованье сердюкам и компанейцам; следила, чтобы русские солдаты при постое местным жителям "обид не делали и лишнего с них не требовали". Кроме того, в обязанности Малороссийской коллегии входили суд и решение по жалобам украинцев на российских военнослужащих и последних на украинцев и представление для Сената проектов новых указов по малороссийским делам. Сенатским указом от 3 июня 1724 года Малороссийской коллегии было подчинено в гражданском отношении и украинское духовенство. Все распоряжения (пока он был) и генерального казацкой старшины считались недействительными без утверждения Малороссийской коллегии. Т.о., Малороссийской коллегии принадлежала вся полнота власти на Украине, она самостоятельно решала наиболее важные политические, административные и финансовые вопросы, ущемляя при этом нередко интересы казацкой старшины, что вызывало ее недовольство и рост сепаратистских настроений. Поскольку этим недовольством намерена была воспользоваться Турция, с которой у России в 1727 году обострились отношения, российское правительство решило пойти на временные уступки казацкой старшине и указом от 22 июля 1727 года упразднило Малороссийскую коллегию, возобновило на Украине выборное гетманство.

В 1734 – 1750 гг., когда пост был вакантным, Левобережной Украиной, наряду с Генеральной войсковой канцелярией управляли Правление гетманского уряду и Канцелярия министерского правления, упраздненные в 1750 году с избранием на пост К. Разумовского. С упрочением русских позиций на Украине императорским указом от 10 ноября 1764 года гетманское правление было опять отменено, Генеральная войсковая канцелярия упразднена и восстановлена на прежних правах Малороссийская коллегия. Президентом коллегии был назначен русскими войсками на Украине, он же генерал- края (в чине генерал-аншефа П.А. Румянцев). В присутствие этой второй Малороссийской коллегии входили 8 членов: 4 русских из генералов и штаб-офицеров местных гарнизонов и 4 украинца из казачьей генеральной старшины. Имелся и прокурор (русский) в чине . Вместо контор Малороссийская коллегия была разделена на экспедиции, к которым высочайшим указом от 17 ноября 1767 года была добавлена еще особая экспедиция для надзора за иностранными колонистами. Общеколлежская канцелярия возглавлялась уже 2 секретарями (русским и украинским). Канцелярские служащие и там, и в конторах наполовину состояли из русских и наполовину из украинцев. Кроме того, при Малороссийской коллегии состояли еще , капрал, 2 десятка солдат и вольнонаемные сторожа.

Выполняя наказ Сената и Екатерины II, Малороссийская коллегия окончательно ликвидировала остатки автономии Украины, ввиду чего после создания на ее территории наместничеств и полного подчинения всех украинских местных учреждений центр, коллегиям Малороссийская коллегия именным указом от 20 августа 1786 года была упразднена.

Окончательная ликвидация института гетманства.

Вступление на российский престол Екатерины II (1762-1796) знаменовало собой заключительный этап в истории существования автономного устройства Левобережной Украины. Сохранение гетманского правления в планы императрицы, противницы сохранения особого статуса отдельных земель империи, не входило. В секретном наставлении генерал-прокурору А.А.Вяземскому она предлагала добиться "легчайшим способом", чтобы Малороссия, Лифляндия, Финляндия и Смоленская провинция обрусели и "перестали бы глядеть, как волки в лесу". Когда же в Малороссии гетмана не станет, писала она, надо стремиться не только к тому, чтобы исключить гетманские выборы вообще, но и чтобы навсегда даже "имя гетмана исчезло".

Хотя К.Разумовский и принимал участие в дворцовом перевороте 1762 г., но конфликт с фаворитом новой императрицы Г.Орловым окончился для него отлучением от царского двора. Возвратившись в 1763 г. на Украину, он созвал старшинский съезд для утверждения судебной реформы. Неожиданно старшина, наивно надеявшаяся на благосклонность императрицы к гетману, решилась направить Екатерине II петицию с просьбой возвратить ей утраченные права и вольности, а гетманство сделать наследственным в роду Разумовских.

К.Разумовского вызвали в Петербург. Только столичные друзья спасли графа от гнева императрицы. Но, будучи опытным царедворцем, гетман поспешил просьбой об отставке предупредить дальнейшую немилость. 10 ноября 1764 г. вышел указ о ликвидации института гетманства и создании Малороссийской коллегии.

Ликвидация гетманства еще не означала ликвидации атрибутов украинской автономии. Сохранялись низшие органы власти, полково-сотенное устройство, особые финансовая и судебная системы. Обеспечить наступление на остатки Гетманщины должна была Малороссийская коллегия, получившая название "второй". Президентом ее был назначен граф П.А.Румянцев.

"Главного малороссийского командира" считали внебрачным сыном Петра I, а официальным его отцом был комендант одной из украинских крепостей. Поэтому П.Румянцев хорошо знал местные условия, имел связи с казацкой старшиной. Это был человек образованный, крупный военачальник и толковый администратор. Как надежный исполнитель воли Екатерины II он на протяжении 25 лет заправлял делами Украины с такими полномочиями, которые приравнивали его власть к власти гетманской

П.Румянцев прибыл в Глухов в начале 1765 г. и сразу же приступил к проведению ревизии земель, переписи населения, предприятий, скота. Эта ревизия продолжалась до 1769 г. и была настолько всеохватывающей, что получила название "Генеральной описи Малороссии".

Уже в первые годы своей деятельности на Украине П.Румянцев провел крупные мероприятия по унификации местных органов власти и порядков с общероссийскими учреждениями и законодательством, увеличению поступлений в государственную казну. Руководимая им Малороссийская коллегия незаметно поглотила Генеральную войсковую канцелярию, подчинила другие органы Гетманщины своим департаментам. На Украине с 1765 г. была заведена регулярная почтовая связь. Натуральные поборы и повинности на содержание российских войск ("консистентские дачки") были заменены денежной податью в размере 1 рубля 2 копеек со двора. Преобразования П.Румянцева прервала война с Турцией 1768 - 1774 гг.

Малороссийская коллегия

правительственный орган по управлению украинскими землями, входившими в состав Российской империи, учрежденный указом Петра I 16(27) мая 1722 в резиденции украинских гетманов в городе Глухов е (вместо существовавшего до этого Малороссийского приказа (См. Малороссийский приказ) в Москве) с целью ограничения власти казацкой старшины на Украине и подчинения её общероссийскому управлению. М. к. состояла из президента, шести членов и прокурора и подчинялась Сенату. М. к. рассматривала жалобы на генеральный суд, полковые и ратушные суды, наблюдала за своевременным направлением хлебных и денежных сборов в царскую казну, за распределением военного постоя, а также за деятельностью генеральной войсковой канцелярии. В 1727-64 М. к. была заменена гетманством, в 1764-86 восстановлена для окончательной ликвидации автономии Украины. Упразднена 20(31) августа 1786 после создания на территории Украины наместничеств и полного подчинения всех украинских местных учреждений центральным коллегиям.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Малороссийская коллегия" в других словарях:

    МАЛОРОССИЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ - центральное учреждение Российской империи, образованное в 1722 г. для контроля за деятельностью украинского гетмана и генерального старшины. Состояла из шести офицеров русских полков, расквартированных на Украине; по гражданским делам подчинялась … Юридическая энциклопедия

    - … Википедия

    Учреждена в 1722 г. в Глухове, для управления Малороссией, с подчинением сенату, в составе которого тогда же была учреждена контора для малороссийских дел. Гетману и генеральной старшине предписано было никаких указов и универсалов по важным… …

    Центр. учреждение в России, созданное в 1722 для контроля за деятельностью укр. гетмана и генеральной старшины. Состояла из 6 офицеров рус. полков, расквартированных на Украине, и прокурора. По всем гражд. делам подчинялась Сенату, а по военным… … Советская историческая энциклопедия

    МАЛОРОССИЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ - (1722–1727, 1764–1786), орган управления Украиной. Воссоздана в 1764 г. во главе с П.А. Румянцевым, ставшим одновременно и генерал губернатором края. Членами М.к. были назначены поровну русские и украинцы … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    Многозначный термин. Содержание 1 Управление 1.1 В Российской империи 1.2 В СССР … Википедия

    См. Малороссийская коллегия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    С. в Малороссии назывались первоначально лица занимавшие должности (уряды) при гетмане, в полках и в сотнях. Соответственно этим урядам, и С. делилась на генеральную, полковую и сотенную (см.). Вскоре понятие С. значительно расширилось. Под этим… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Малороссийская экспедиция, государственное учреждение в России 18 в., орган надзора и высшего управления Левобережной Украиной. Образована в январе 1756 при Сенате в связи с передачей дел по управлению Украиной из Коллегии иностранных дел … Большая советская энциклопедия

    Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д. … Википедия

Фактически после заключения "Мартовских статей" начался процесс постепенного распространения в Украине власти, законов, распоряжений и контрольных функций российских органов государственного управления, которые стали действенным рычагом ограничения казацко-гетманской автономии и разрушения традиционного политического уклада.

Хронологически первой, которая была специально создана для управления казацкой Украиной, российской учреждением был Малороссийский приказ (1663-1722 гг.), действовавший в структуре Посольского приказа в Москве в составе нескольких десятков чиновников - дячків и подьячих. Главные задачи Малороссийского приказа обусловливались сношениями с гетманским правительством, контролем деятельности учреждений военно-административного управления Гетманщиной и реализацией мероприятий московского правительства на Левобережной Украине (содержание московского войска, строительство крепостей и тому подобное). В частности, Малороссийский приказ следил за назначением на офицерские должности лиц, желательных для царского правительства; назначал воевод для Украины и непосредственно осуществлял руководство их деятельностью; проводил розыск и возврат беглых крестьян и солдат с Украины в Россию или наоборот; собирал сведения о политической ситуации в Украине; контролировал деятельность духовенства; ведал вопросами размещения и содержание русского войска в Украине. Также был наделен судебными функциями - рассматривал дела о преступлениях своих чиновников в Украине.

с тех пор, Как после "дела Мазепы" был взят курс на окончательную ликвидацию украинской автономии, при гетмане ввели институт царского резидента (1708г.) с правом контроля за деятельностью гетмана и его администрации. Для реальной поддержки резидента в гетманской столице (которую за царским распоряжением было перенесено под московский границу к м. Глухова) разместили два пехотных полка. При гетмане Дайплі Апостоле, согласно "Решительными пунктами", снова восстанавливался институт царского резидента, впоследствии "тайного советника".

Своеобразным рубиконом в отношении царского правительства к украинской гетманской государственности стало (1722) Решение российского царя Петра И передать управлению Украиной из Коллегии иностранных дел в Сенат, что означало его окончательный отказ признать Украину отдельным государственным организмом. Для управления Левобережной Украиной (Гетманщиной) в Глухове было создано новое государственное учреждение царской администрации - Малороссийскую коллегию.

Первая Малороссийская коллегия (1722-1727 pp.), состоявшая из шести штабс-офицеров - представителей полков русской армии, которые дислоцировались в Украине, была фактически единоличным органом управления Левобережной Украиной, средством ограничения ее автономных прав и жесткого надзора за деятельностью гетманской администрации. Украинское правительство с его главным административным органом Генеральной войсковой канцелярией был в полном подчинении Малороссийской коллегии, которая, пользуясь отсутствием выборного гетмана после смерти в 1722 p. И. Скоропадского (П. Полуботок был только наказным гетманом) вела себя в Украине как высшая административная, судебная (высшая апелляционная инстанция) и финансовая (контролировала денежные и натуральные поступления в гетманской казны) учреждение. Образование Коллегии лишало гетмана законодательной функции. Без санкции Коллегии гетману запрещалось рассылать универсалы, а сама Коллегия имела право издавать приказы, адресованные Генеральной военной канцелярии и казацким полкам без согласия гетмана. Первая Малороссийская коллегия имела своим долгом надзор за поліційною деятельностью царских воевод и комендантов, назначенных в некоторые украинские города.

После непродолжительного гетманства Д. Апостола с его смертью новая императрица Анна Иоанновна вновь запретила выборы гетмана и основала в столичном Глухове коллегиальный орган управления Гетманщиной под названием "Правление гетманского правительства" (1734-1750 pp.) во главе с русским князем А. Шаховским в составе шести человек: трех назначали от российского правительства и трех - от украинской генеральной старшины. Правления гетманского правительства объявлялось высшей апелляционной инстанцией и подчинялось российскому Сенату через специально созданную Канцелярию малороссийских дел. В практической деятельности руководствовалось указами российских императоров, местными правовыми нормами и "Решительными пунктами" (1728 p.). В соответствии с тайными инструкциями, главным назначением "Правление гетманского правительства" было проведение такой политики, при которой украинский народ привыкал бы к великорусского правления (В. Гончаренко). Результатом его деятельности стало, в частности, существенное ограничение функции казацких полковых канцелярий, перевод казацкого судопроизводства на российское законодательство.

С восстановлением последнего гетманства российские институты покинули территорию Украины. Однако с приходом 1762 г. на российский престол Екатерины II, известной сторонницы политики централизации и русификации всех приобретенных Москвой земель, К. Разумовский "добровольно" отрекся от гетманского звания (1764 г.). Место гетмана заступила Вторая Малороссийская коллегия в составе восьми постоянных членов, которые назначались правительством: четырех украинцев (с гетманской старшины) и четырех российских чиновников во главе с президентом (граф П. Румянцев). Согласно тайной инструкции главной задачей этой Коллегии было упразднение автономных различий в государственном устройстве Левобережной Украины и приравнивание ее в административном аспекте других провинций Российской империи.

Правя Украиной более двадцати лет, П. Румянцев постепенно ликвидировал украинские права и вольности: было уничтожено полковое (10 полков) административно-территориальное устройство Украины Гетманщины (1781 г.). Малороссийская коллегия уступила место обычным российским административным и судебным органам. В 1783 г. окончательно прикрепили крестьян к земле и распространено на них российский режим полного закрепощения. Того же году казацкие полки были преобразованы в 10 карабинерських полков с 6-вещь-ным сроком службы. На основании "Жалованной грамоты" (1785 г.) украинская шляхта была получить права российского дворянства вместе с провозглашением шляхетских свобод, права самоуправления, корпоративных учреждений. Наконец, секуляризация монастырских имений (1786 г.) нанесла решающий удар украинскому духовенству.

Введение российского административно-территориального устройства и административно-полицейских органов самодержавия в Украине.Было еще одним рычагом ограничение казацкой автономии, а, следовательно, нивелирование политического устройства Гетманщины.

С утверждением абсолютной монархии в России произошла реорганизация практически всех органов власти вместе с местными органами управления. На развитие последних большое влияние оказало создание губернской системы (П08 г.). Две из восьми российских новых административно-территориальных единиц - Киевская и Азовская губернии - несмотря на существование в Украине полкового устройства, имели в своем составе украинские земли. Процесс распространения российского территориального административного управления Украиной распространилось на земли Запорожской Сечи в последнем десятилетии ее существовании, также, несмотря на ее паланковое устройство. На правобережном Запорожье, что находилось под международно-правовой юрисдикцией России, создавалась Новороссийская губерния (1764 г.), а запорожское Левобережья были отнесены к Азовской губернии.

Завершающими актами инкорпорации Гетманщины стали прекращении действия местного права, организация деятельности судов Украины только на основе общероссийских законов. В этом плане важным этапом была общероссийская реформа местных органов управления, известная как губернская реформа (1775 г.). ее внедрение в Украине зависело от ряда внешних и внутриполитических причин и знаменовало собой конечный этап унификации, ликвидации практически всех различий в организации органов местной администрации, полиции и суда.

Поэтапное введение требований реформы 1775 г. на украинских землях отразило степень "готовности" до общероссийского порядка. Первый этап (по А. Талдикіним) охватил 1780-1783 гг., когда реформы было распространено на территории Слободской Украины, Гетманщины и южнорусских земель, и связывается с ликвидацией полкового административно-территориального устройства. Второй этап пришелся на начало 90-х годов XVIII века. - создание наместничеств на землях Правобережной Украины, которые отошли от Польши.

На первом этапе российские губернии в Украине было реорганизовано (1781 г.) в наместничества: Киевское (Киев, Переяславский, Пирятинский, Лубенский, Миргородский, Хорольский, Голтвян-ский, Городиский, Золотоношский уезды); Черниговское, в который вошло 7 сотен Киевского, 12 - Нежинского, 12 - Лубенского, 16 сотен Галицкого, 11 сотен Черниговского и сотня Стародубского полков. Образовались уезды: Березнянский, Борзнянский, Гадячский, Глинский, Городнянский, Зеньковский, Лохвицкий, Нежинский, Прилуцкий, Роменский, Черниговский. На месте бывшего Стародубского полка и отдельных сотен Черниговского и Нежинского полков было образовано Новгород-Северское наместничество (1781-1782 гг.), к которому принадлежали уезды: Глуховский, Конотопский, Коропский, Кролевецкий, Мглинский, Новгород-Северский, Новомістський, Погарский, Сосницкий, Стародубский и Суражский. Административный центр - Новгород-Северский (ныне город над Десной на границе современных Черниговской и Сумской областей). С реорганизацией Новороссийской губернии (1783 г.) образовалось Екатеринославское наместничество с центром в г. Екатеринослав (современный г. Днепропетровск). До наместничества принадлежали новые земли в Северном Причерноморье, которые отошли к России по результатам русско-турецких войн.

Вместе с российским административно-территориальным устройством в Украине распространилась и российская система территориального административного управления, составной частью которой была полицейская деятельность.

Первыми органами России, что появились на украинских землях и имели в своей компетенции полицейские функции, были воеводские канцелярии - "приказные избы". Полицейская деятельность воевод и их канцелярий не была отделена от военной, обще-административной, а также судебной. Этот этап существования административно-полицейских органов России на украинских землях характеризовался отсутствием четкой нормативно-правовой базы полицейской деятельности, неопределенностью штатного аппарата, подчиненного воеводе. Розыскная и следственная деятельность воевод и подчиненных им должностных лиц проводилась преимущественно над русским населением, что же касается украинцев - ими же вместе с полковой, сотенной и городской администрацией. Применялись такие меры: повальный обыск, показания свидетелей (послушенство), допрос с пытками, которые применялись как к обвиняемым, так и к свидетелям. Правовая регламентация полицейской деятельности воевод определялась действующими законодательными актами Российского государства, договорами Гетманщины и России, а также специальными приказами царя и приказов.

Во второй четверти XVTJI ст. расширялись полномочия губернских органов в Украине; в частности, значительно расширялась и дополнялась полицейская деятельность российских должностных лиц и органов: было образовано воеводские канцелярии в городах и пригородах. Основное назначение новых должностей и органов - осуществление полицейской и судебной деятельности. Было введено строгое иерархическое подчинение воевод пригородов - городским, городских воевод - провинциальным, а провинциальных воевод - губернаторам. Полицейская деятельность имела несколько направлений: полиция общественной безопасности, полиция нравов и надзор за санитарно-против пожарным состоянием (приказ от 12 сентября 1728 p.). Кроме органов местного управления, которые имели полицейские функции, в 30-х годах XVIII века. в Украине (Киев) было создано и, альтернативную им, централизованную систему полицейских органов - поліцмейстерську контору. С образованием Новороссийской и Азовской губерний их полиция сперва состояла в основном из военных комендантов гарнизонов, офицеров, которых назначали управлять провинциями, а также на должности комиссаров. Функции низших полицейских чинов было предоставлено военным комендантам.