» » Европа и мир за ее пределами. §14

Европа и мир за ее пределами. §14

С точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состо­яла в том, что она простирает, усиливая, свою экспансию за пределы собственной территории. Хотя Мишель Мол-ла и посвятил замечательную книгу средневековым путе­шественникам-исследователям, но ни такого занятия, ни специального слова для него в то время не существовало. Редкие вылазки римских христиан за пределы Европы были


VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ? 287

либо экспедициями миссионерскими, как, например, пу­тешествия францисканца Джованни да Плано Карпини в XIII веке, который, в дополнение к своим миссионерским задачам в областях, недавно обращенных в христиан­ство, - Скандинавии, Богемии, Польше и Венгрии, - вез письма Папы Иннокентия IV русским князьям и монголь­ским ханам Батыю и Гуюку, безуспешно предлагая им войти в соглашение с Римской церковью 1 , либо это были купцы вроде венецианцев братьев Поло и их племянника Марко, которые отправились по торговым делам на Цей­лон, потом состояли на службе у монголов и добрались, может быть, до самого Китая.

Если не считать недолговечных латинских государств в Палестине, единственным результатом средневековой европейской экспансии было создание торговой империи - обладавшей иногда и собственными территориями - внут­ри Византийской империи и на Ближнем Востоке. Это был результат активности крупных итальянских торговых портов, в особенности Генуи и Венеции. В восточном Средиземноморье европейцев среди множества разнооб­разных товаров в первую очередь привлекали пряности. Согласно трактату флорентийца Пеголотти «Практика торговли» («La Pratica della mercatura»), к 1340 году было известно 286 видов пряностей - на самом деле 193, по­скольку в тексте не обошлось без повторов. Эти пряности использовались, прежде всего, в средневековой фармако­пее, кроме того - в красильном деле и в парфюмерии и, наконец, для приготовления пищи. Судя по всему, люди Средневековья были весьма неравнодушны к острым блю­дам. К пряностям в Средние века относили цитрусовые и тростниковый сахар. Больше четверти этих продуктов привозилось из Индии, Китая и с Дальнего Востока. Они

1 Вернувшись в Лион в 1247 году, Джованни да Плано Карпини рассказал о своем путешествии и обо всем, что ему довелось узнать, Людовику Святому, который перед отправлением в крестовый поход надеялся прийти к соглашению с монголами, чтобы напасть на му­сульман с тыла. - Прим. авт.

РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


ценились очень дорого, арабы покупали их у индийцев, а европейцы-христиане - уже у арабов, приезжая для это­го в регион торговых контактов, которым являлся Ближ­ний Восток. Главными портами, где продавали эти пряно­сти и грузили их на корабли, были Акра, Бейрут и в осо­бенности Александрия, которые являлись одновременно и конечными пунктами древнего Шелкового пути.

Активнее всех в Европе в конце Средневековья торго­вали пряностями венецианцы, которые ежегодно вклады­вали в эту торговлю около 400 000 дукатов и отправляли за пряностями от трех до пяти галер в год - совсем не­мало, если учесть, что при весьма высокой цене пряности занимают довольно мало места. Вторыми по активности после венецианцев были купцы из Генуи, Каталонии и Ан­коны - они привозили по одной-две галере в год.

1. Какой период в современной хронологии понимается под термином «Средние века»? Почему многие ученые говорят о «европейском Средневековье»?

Хронологическими рамками Средних веков служат падение Западной Римской империи и начало Великих географических открытий. Влияние обеих этих событий хорошо прослеживается в истории Европы, но в отделении от неё они прошли незамеченными. Великие географические открытия в итоге привели к созданию обширных колониальных империй, что сказалось практически на всех народах Земли, но совсем не сразу после начала самой эпохи. Потому можно с уверенностью говорить о европейских Средник веках, но с меньшей - выделять этот период в истории других регионов.

Средние века связывают с эпохой феодализма. Сам по себе феодализм хорошо прослеживается в Европе, где сформировалась классическая феодальная лестница с соответствующими формами землевладения. Но в других регионах планеты она проявляется гораздо хуже или сведения о таковом вообще отсутствуют. Это также побуждает некоторых учёных говорить лишь о европейских Средних веках.

2. Чем характеризовалось мировоззрение средневекового европейца? Каким ему виделся окружающий мир? Расскажите о доколумбовых цивилизациях Америки.

В Средние века знания об окружающем мире сильно разнились в зависимости от степени учёности человека. Некоторые античные знания сохранялись. В частности, европейцы никогда не забывали до конца, что Земля круглая. Но эти знания хранили отдельные интеллектуалы, наиболее учёные люди своего времени. Гораздо более широко сегодня известны средневековые представления о мире как о плоском диске земли под куполом неба. Широко известны географические карты того времени в виде трёхлистного клевера, где в качестве лепестков изображались Европа, Африка и Азия, а в центре мироздания помещался Иерусалим. Настоящего путешествия по такой карте, конечно, совершить было нельзя. Подавляющую часть населения средневековой Европы составляли крестьяне. Они вообще слабо представляли себе мир за пределами окрестностей собственной деревни. Для них главнейшим представление о мире была века в постоянную борьбу Господа и Дьявола за душу каждого человека в отдельности, вся география отступала перед осознание важности этой борьбы и места человека в оной.

Доколумбовые цивилизации Америки в основном сосредоточились ближе к центру сдвоенного материка. Они имели ряд особенностей по сравнению с цивилизациями Старого света. Они сформировались в условиях каменного века, без использования металлических орудий труда и войны. Им было известно колесо, но они не использовали его в транспортных средствах, только в детских игрушках.

3. Как вы считаете, были ли они «отсталыми» или же речь идет об особом пути развития?

Несмотря на все перечисленные в ответе на предыдущий вопрос особенности, доколумбовые цивилизации Америки во многом напоминали древневосточне цивилизации Старого света. Многочисленные воюющие друг с другом города-государства были характерны как для американских майя, так для месопотамских шумеров, государства ацтеков и инков во многом напоминают военные деспотии вроде Ассирии или Персии. Потому в данном случае действительно можно говорить об «отсталости» американских цивилизаций. Однако при этом они после этого вполне могли вступить в стадии не античности и феодализма, а показать полностью альтернативные варианты развития. Но им не дали возможности это продемонстрировать.

4. Почему европейцы в Средние века мало знали о народах Африки? Расскажите, что вам известно об особенностях африканских цивилизаций.

Европейцы в Средние века относительно неплохо знали страны северной Африки, с которыми торговали через Средиземное море, то есть Королевство вандалов, византийские провинции, арабские государства, царство Аксум на территории современной Эфиопии и т. д. Но сами страны Севереной Африки относительно мало знали о Тропической и Южной Африке из-за того, что были отделены от последних пустыней Сахара. Но со временем арабские купцы стали торговать там, двигаясь вдоль побережья, однако в Европу эти здания всё равно транслировались мало за ненадобностью.

Большая часть народов Тропической и Южной Африки до эпохи Великих географических открытий жило в условиях первобытно-общинного строя. Однако и в этом регионе существовали относительно цивилизованные государства. Приблизительно с III в. территорию от Сенегала до среднего течения Нигера занимало государство Гана. После его ослабления последовательно возвышались государства Мали и Сонгай. Также на побережье Западной Африки, в бассейне реки Конго, Великих озёр, а также в междуречье Замбези и Лимпопо в XV-XVI вв. существовали многочисленные небольшие государства с развитым ремеслом, которые поддерживали некоторые торговые связи с Индией и даже Китаем.

Европа и мир за ее пределами

С точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла в том, что она простирает, усиливая, свою экспансию за пределы собственной территории. Хотя Мишель Молла и посвятил замечательную книгу средневековым путешественникам-исследователям, но ни такого занятия, ни специального слова для него в то время не существовало. Редкие вылазки римских христиан за пределы Европы были либо экспедициями миссионерскими, как, например, путешествия францисканца Джованни да Плано Карпини в XIII веке, который, в дополнение к своим миссионерским задачам в областях, недавно обращенных в христианство, - Скандинавии, Богемии, Польше и Венгрии, - вез письма Папы Иннокентия IV русским князьям и монгольским ханам Батыю и Гуюку, безуспешно предлагая им войти в соглашение с Римской церковью, либо это были купцы вроде венецианцев братьев Поло и их племянника Марко, которые отправились по торговым делам на Цейлон, потом состояли на службе у монголов и добрались, может быть, до самого Китая.

Если не считать недолговечных латинских государств в Палестине, единственным результатом средневековой европейской экспансии было создание торговой империи - обладавшей иногда и собственными территориями - внутри Византийской империи и на Ближнем Востоке. Это был результат активности крупных итальянских торговых портов, в особенности Генуи и Венеции. В восточном Средиземноморье европейцев среди множества разнообразных товаров в первую очередь привлекали пряности. Согласно трактату флорентийца Пеголотти «Практика торговли» («La Pratica della mercatura»), к 1340 году было известно 286 видов пряностей - на самом деле 193, поскольку в тексте не обошлось без повторов. Эти пряности использовались, прежде всего, в средневековой фармакопее, кроме того - в красильном деле и в парфюмерии и, наконец, для приготовления пищи. Судя по всему, люди Средневековья были весьма неравнодушны к острым блюдам. К пряностям в Средние века относили цитрусовые и тростниковый сахар. Больше четверти этих продуктов привозилось из Индии, Китая и с Дальнего Востока. Они ценились очень дорого, арабы покупали их у индийцев, а европейцы-христиане - уже у арабов, приезжая для этого в регион торговых контактов, которым являлся Ближний Восток. Главными портами, где продавали эти пряности и грузили их на корабли, были Акра, Бейрут и в особенности Александрия, которые являлись одновременно и конечными пунктами древнего Шелкового пути.

Активнее всех в Европе в конце Средневековья торговали пряностями венецианцы, которые ежегодно вкладывали в эту торговлю около 400 000 дукатов и отправляли за пряностями от трех до пяти галер в год - совсем немало, если учесть, что при весьма высокой цене пряности занимают довольно мало места. Вторыми по активности после венецианцев были купцы из Генуи, Каталонии и Анконы - они привозили по одной-две галере в год.

В конце XV века в Европе коммерсанты и богатые заказчики поставили себе цель найти новые источники пряностей и сахара, к которым, чтобы удовлетворить их финансовые запросы, должны были еще добавиться золото и другие драгоценные металлы.

Из книги Мое обретение полюса автора Кук Фредерик

17 За пределами распространения жизни Второе дыхание. Земля Брэдли остается позади. Каким был мир до сотворения человека. Гримасы полуночного солнца. Наши страдания. Невероятные усилия - и еще одна сотня миль позади31марта, днем, новая земля скрылась в тумане, и как мы ни

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

СОБЫТИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ Америка700–800 Расцвет цивилизации майя в Центральной Америке.800–925 Гибель цивилизации майя.1000–1200 Расцвет культуры тольтеков в Мексике.XII в. Основание (полумифическое) династии Инков в Перу.1370 Ацтеки основывают город Теотихуакан в Мексике.XV в.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЕВРОПА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИМПЕРИЙ Значительная часть Европы в VIII–IX вв. оставалась за границами Византийской и Каролингской империй, и там происходили, возможно, не менее важные события. В отличие от Римской империи власть Каролингов не распространилась на Англию, хотя

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Буддизм в Индии и за ее пределами Буддизм Махаяны был важным шагом в превращении первоначально не очень-то известной за пределами узкого круга монахов хинаянистской религиозной философии в более обычную и понятную людям религию. В этой религии многие будды и бодисатвы

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 1 Римская Европа и варварская Европа в начале Темных (Средних) веков. – Общественный и экономический уклад захватчиков С V в. начался долгий – длиной в тысячу лет – период, известный под названием Средние века, в течение которого произошли одни из величайших

Из книги Большой террор. Книга II автора Конквест Роберт

ЗА ПРЕДЕЛАМИ Расправляться с иностранцами в Москве было сравнительно легко. Но для осуществления террора за рубежом нужна была особая, секретная, техника.В декабре 1936 года в составе Главного управления государственной безопасности (ГУГБ НКВД) под личным управлением

Из книги Континент Евразия автора Савицкий Петр Николаевич

ЕВРОПА И ЕВРАЗИЯ (По поводу брошюры кн. Н. С. Трубецкого "Европа и Человечество") В недавно вышедшей в свет брошюре кн. Н. С. Трубецкого "Европа и Человечество" с большой определенностью ставится вопрос о соотношении западноевропейской культуры (которую князь Трубецкой

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

Раздел II МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

3. Европа Часть 1 Европа: ранний период Расцвет рыцарства Глава 1 Битва при Адрианополе – конец римского величия Конец римского величия – это битва при Адрианополе. Непобедимые легионы империи уже не были непобедимыми. Империя цезарей стала быстро клониться к пропасти и,

Из книги Демографическая история Европы автора Ливи Баччи Массимо

За пределами Европы Какой была бы Европа без Америки, а Америка без Европы? Такой вопрос, разумеется, не вправе ставить перед собой ученый, но искушение очень велико: настолько важной была трансмиграция, на протяжении XIX в. связывавшая эти два континента. Мы уже говорили о

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 1 Загадочное царство пресвитера Иоанна, о котором знала вся Европа - это Великое Русское царство Ивана Калифа (Калиты) В него в XIV–XVI веках входила и завоеванная царем Иваном Западная

Из книги Египет. Возвращение утерянной цивилизации автора Тилдесли Джойс

Глава 11 За пределами Долины Трагичная цепь событий, произошедших в Долине царей, привлекла внимание всего мира. Тем временем, за пределами Долины другие важные находки – в пирамидах и в одном из городов Дельты, Танисе – прошли почти незамеченными. В Среднем Египте,

Из книги Ганнибал автора Лансель Серж

За пределами Италии Нередко возникает вопрос: мог ли Ганнибал выиграть войну в Италии? При всей его сложности мы, несколько забегая вперед, пожалуй, ответили бы на него так: Ганнибал не мог выиграть войну в Италии, потому что проиграл ее в Испании.Читатель помнит, что в

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

Клиринги за пределами СЭВ Надо сказать, что СССР использовал клиринговые расчеты для обеспечения торговли также со странами, которые не были членами СЭВ или даже не входили в состав социалистического лагеря. Там использовались иные клиринговые валюты. Прежде всего, это

Из книги Битва дипломатов, или Вена, 1814 автора Кинг Дэвид

Глава 7 «ЕВРОПА, НЕСЧАСТНАЯ ЕВРОПА» Политика - это искусство вести войну не убивая. Принц де Линь Все лето князь Меттерних старался как можно чаще бывать с герцогиней де Саган. Он влюбился так, как никогда прежде. Император Франц вовсе не шутил, говоря: «Я считаю ее одной

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

С точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла в том, что она простирает, усиливая, свою экспансию за пределы собственной территории. Хотя Мишель Молла и посвятил замечательную книгу средневековым путешественникам-исследователям, но ни такого занятия, ни специального слова для него в то время не существовало. Редкие вылазки римских христиан за пределы Европы были либо экспедициями миссионерскими, как, например, путешествия францисканца Джованни да Плано Карпини в XIII веке, который, в дополнение к своим миссионерским задачам в областях, недавно обращенных в христианство, - Скандинавии, Богемии, Польше и Венгрии, - вез письма Папы Иннокентия IV русским князьям и монгольским ханам Батыю и Гуюку, безуспешно предлагая им войти в соглашение с Римской церковью , либо это были купцы вроде венецианцев братьев Поло и их племянника Марко, которые отправились по торговым делам на Цейлон, потом состояли на службе у монголов и добрались, может быть, до самого Китая.

Если не считать недолговечных латинских государств в Палестине, единственным результатом средневековой европейской экспансии было создание торговой империи - обладавшей иногда и собственными территориями - внутри Византийской империи и на Ближнем Востоке. Это был результат активности крупных итальянских торговых портов, в особенности Генуи и Венеции. В восточном Средиземноморье европейцев среди множества разнообразных товаров в первую очередь привлекали пряности. Согласно трактату флорентийца Пеголотти «Практика торговли» («La Pratica della mercatura»), к 1340 году было известно 286 видов пряностей - на самом деле 193, поскольку в тексте не обошлось без повторов. Эти пряности использовались, прежде всего, в средневековой фармакопее, кроме того - в красильном деле и в парфюмерии и, наконец, для приготовления пищи. Судя по всему, люди Средневековья были весьма неравнодушны к острым блюдам. К пряностям в Средние века относили цитрусовые и тростниковый сахар. Больше четверти этих продуктов привозилось из Индии, Китая и с Дальнего Востока. Они ценились очень дорого, арабы покупали их у индийцев, а европейцы-христиане - уже у арабов, приезжая для этого в регион торговых контактов, которым являлся Ближний Восток. Главными портами, где продавали эти пряности и грузили их на корабли, были Акра, Бейрут и в особенности Александрия, которые являлись одновременно и конечными пунктами древнего Шелкового пути.

Активнее всех в Европе в конце Средневековья торговали пряностями венецианцы, которые ежегодно вкладывали в эту торговлю около 400 000 дукатов и отправляли за пряностями от трех до пяти галер в год - совсем немало, если учесть, что при весьма высокой цене пряности занимают довольно мало места. Вторыми по активности после венецианцев были купцы из Генуи, Каталонии и Анконы - они привозили по одной-две галере в год.

В конце XV века в Европе коммерсанты и богатые заказчики поставили себе цель найти новые источники пряностей и сахара, к которым, чтобы удовлетворить их финансовые запросы, должны были еще добавиться золото и другие драгоценные металлы.

Средневековым периодом принято называть временной отрезок между Новой и Давней эпохой. Хронологически его умещают в рамки от конца V-VI до XVI (иногда включительно) веков. В свою очередь, Средневековье делится на три периода. Это, в частности: ранняя, высокая (середина) и поздняя эпоха (начало Возрождения). Далее рассмотрим, как развивались средневековые

Общая характеристика

По объему событий, имеющих то или иное значение для культурной жизни, XIV-XVI столетия считаются обособленными, самостоятельными периодами. Степень наследуемости характерных черт прежних этапов была различной. Средневековая Центральная и Восточная ее части, а также некоторые территории Океании, Азии и Индонезия сохранили элементы, свойственные Древнему периоду. Населенные пункты территории Балканского полуострова стремились к достаточно интенсивному Той же тенденции придерживались и другие Европы: на юге Испании, Франции. При этом им свойственно обращение к прошлому, сохранение рудиментов достижений предыдущих поколений в тех или других областях. Если говорить о юге и юго-востоке, то развитие здесь опиралось на традиции, сформированные еще в Римское время.

"Культурная колонизация"

Этот процесс распространился на некоторые средневековые Существовало достаточно много этносов, культура которых строго придерживалась рамок древности, но их стремились приобщить к господствующей на многих других территориях религии. Так, к примеру, было с саксами. Франки пытались силой приобщить их к своей - христианской - культуре. Это же коснулось и прочих племен, сохранивших политеистические верования. А вот римляне при захвате земель никогда не пытались заставить народ принять новую веру. Культурной колонизацией сопровождалась с XV столетия завоевательная политика голландцев, португальцев, испанцев, а позднее и прочих государств, осуществлявших захват территорий.

Кочевые племена

История средневековой Европы, на раннем этапе в частности, была наполнена пленениями, войнами, разрушениями населенных пунктов. В это время активно проходило движение кочевых племен. Средневековая Европа переживала Великое переселение народов. В ходе него происходило распределение этносов, которые оседали в определенных регионах, вытесняя или объединяясь с уже существовавшими там народностями. В результате формировались новые симбиозы, социальные противоречия. Так, к примеру, было в Испании, которая была захвачена арабами-мусульманами в VIII столетии нашей эры. В этом плане история Средневековой Европы мало чем отличалась от Древней.

Образование государств

Средневековая развивалась достаточно бурно. В ранний период сформировалось множество мелких и крупных государств. Самым большим было франкийское. Римская область Италии также стала независимым государством. Остальная Средневековая Европа разбилась на множество крупных и мелких княжеств, находившихся лишь в формальном подчинении королей более обширных образований. Это, в частности, относится к Британским островам, Скандинавии и прочим землям, не вошедшим в состав больших государств. В восточной части мира также проходили аналогичные процессы. Так, к примеру, на территории Китая в разное время существовало порядка 140 государств. Вместе с императорской существовала и феодальная власть - владельцы феодов имели, кроме прочего, администрацию, войско и в некоторых случаях даже собственные деньги. В результате этой раздробленности частыми были войны, отчетливо проявлялось своеволие, а государство было в целом ослабленным.

Культура

Средневековая развивалась весьма неоднородно. Это нашло свое отражение в культуре того периода. Существовало несколько направлений развития этой сферы. В частности, выделяют такие субкультуры, как городская, крестьянская, рыцарская. Развитием последней занимались феодалы. К городской (бюргерской) культуре следует относить ремесленников и купцов.

Виды деятельности

Средневековая Европа жила в основном за счет натурального хозяйства. В тех или других регионах, однако, отмечается неодинаковый темп развития и приобщения к тем или иным видам деятельности. Например, кочевые народы, оседавшие на землях, освоенных ранее другими народностями, стали заниматься земледелием. Однако качество их труда и последующие результаты деятельности были гораздо хуже, чем у коренного населения.

В ранний период Средневековая Европа переживала процесс дезурбанизации. В ходе него жители из разрушенных крупных населенных пунктов переезжали в сельскую местность. В результате горожане были вынуждены переходить к другим видам деятельности. Все необходимое для жизни производили крестьяне, кроме изделий из металла. Вспашка земли практически повсеместно осуществлялась либо самими людьми (они впрягались в плуг), либо с использованием крупного скота - быков или коров. С IX-X столетий стал применяться хомут. Благодаря этому стали впрягать лошадь. Но эти животные были в очень небольшом количестве. Вплоть до XVIII века крестьяне пользовались сохой и деревянной лопатой. Достаточно редко можно было встретить а ветряные стали появляться в XII столетии. Постоянным спутником того периода был голод.

Социально-политическое развитие

Земельная собственность начальных периодов распределялась между общинами крестьян, церковью и феодалами. Постепенно происходило закабаление людей. Земли свободных крестьян стали присоединяться под теми или другими предлогами к участкам церковных либо светских феодалов, проживающих с ними на одной территории. В итоге к XI столетию процветала экономическая и личная зависимость в разной степени практически повсеместно. Крестьянин за пользование участком должен был отдать 1/10 всего производимого, молоть на барской мельнице хлеб, работать в мастерских или на пашне, принимать участие в прочих работах. В случае военной опасности ему вменялась защита земли хозяина. Крепостное право Средневековой Европы отменялось в разных регионах в различные периоды. Первыми были освобождены зависимые крестьяне во Франции в XII столетии - в начале Крестовых походов. С XV века стали свободными крестьяне в Англии. Это происходило в связи с огораживанием земель. В Норвегии, например, крестьяне и не были зависимыми.

Торговля

Рыночные отношения были или обменными (товар на товар) или финансовыми (товар-деньги). Для разных городов был свой вес серебра в монетах, различная покупательская способность. Чеканить деньги могли крупные феодалы, те, кто брал патент на чеканку. В связи с отсутствием систематической торговли стали развиваться ярмарки. Они, как правило, приурочивались к тем или иным религиозным праздникам. Под стенами княжеского замка формировались крупные рынки. Купцы организовывались в цехи и вели внешнюю и внутреннюю торговлю. Приблизительно в то время образовался Ганзейский союз. Он стал крупнейшей организацией, объединившей купцов ряда государств. К 1300 году в его составе находилось более 70 городов между Голландией и Ливонией. Они были поделены на 4 участка.

Во главе каждой области стоял какой-либо крупный город. Они имел связи с более мелкими населенными пунктами. В городах были складские помещения, гостиницы (в них останавливались купцы), торговые агенты. Развитию в материально-культурном плане содействовали в определенной степени

Технический прогресс

В рассматриваемый период он имел исключительно количественный характер. Это можно отнести и к Китаю, который шагнул далеко вперед относительно Европы. Однако любое усовершенствование встречалось с двумя официальными препятствиями: цеховым уставом и церковью. Последняя налагала запреты в соответствии с идеологическими соображениями, первый - из-за боязни конкуренции. В городах ремесленники были объединены в цеха. Организация за их пределами была невозможна по нескольким причинам. Цеха распределяли материал, количество продукции, места для сбыта. Ими также определялось и строго контролировалось качество товара. Цеха следили за оборудованием, на котором осуществлялось производство. Устав регламентировал и свободное время, и трудовое, одежду, праздники и многое другое. Технологии хранились в строжайшем секрете. Если их записывали, то только шифром и передавали исключительно родственникам по наследству. Часто же технологии так и оставались загадкой для будущего поколения.