» » Где жили купцы в 17 веке. Торговый дом в XVII веке

Где жили купцы в 17 веке. Торговый дом в XVII веке

Шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер, который побывал в Москве еще в годы царствования царя Алексея Михайловича Романова, в своей книге "Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году" писал, что все москвичи "от самого знатного до самого простого любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве". Такой увидел Москву Кильбургер. Но следует сказать, что в XVII -XVIII веках понятие "купечество" не представляло еще определенной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватило все посадское население определенной состоятельности. Доступ в это состояние был широко открыт и для крестьян. Это привело к тому, что количество купцов постоянно увеличивалось, а с 1750-х годов "купечество" потребовало для себя монополии на торговлю, и получила ее в 1755 г.

История собственно московского купечества началась в XVII веке, когда торговое сословие из разряда тяглых людей выделилось в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь стала разделяться на гостей, гостиную и суконную согни и слободы. Самое высшее и почетное место в этой торговой иерархии принадлежало гостям (их в XVII веке было не более 30 человек). Звание это купцы получали лично от царя, и удостаивались его только самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год, что являлось огромной по тем временам суммой. Гости были приближены к царю, освобождались от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Если говорить о членах гостиной и суконной сотен, то в XVII веке их было около 400 человек. Они пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Наконец Низший разряд московского купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом сами же и продавали. Этот разряд торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как "черные сотни", торговали собственной продукцией, а, следовательно, могли продавать ее дешевле. Помимо этого, посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.

Деятельность московского купечества регулировалась Новоторговым Уставом, принятым в 1667 году. Устав прописывал четкую систему налогообложения для купцов: вместо тамги1 был введен полавочный налог (с торговой деятельности) и тягло (с промысла). Для московского купечества XVII-XVIII веков было характерно отсутствие определенной специализации на торговле каким-либо одним товаром. Даже крупные торговцы одновременно торговали самыми разнообразными товарами, а к этому присоединяли еще и другие операции. Так, например, собранные в 1648 г. выписки из таможенных книг о привезенных купцом — гостем Василием Шориным товарах свидетельствуют о том, что в 1645 г. он провез чрез Архангельскую таможню 7 1/2 половинок сукна, 200 аршин атласу, 25 аршин красного бархата, золото пряденое в мишуру, но также тонкую медь, красную досчатую медь и 100 тысяч иголок, а на другом досчанике находилось 16 медных колоколов весом в 256 пудов и 86о стоп писчей бумаги. Из тех же книг следует, что в другой год им были привезены бакалейные товары. Из предметов вывоза приказчики Шорина везли сало топленое, клей, масло, рыбу, икру, но также юфть и весла. Так что один и тот же купец торговал сукном и бархатом, медью, иголками, бумагой, маслом, рыбой и другими разнообразными товарами. Торговля в XVII-XVIII веках в Москве шла прямо на улице или в специальных лавках, расположенных в пределах Гостиного Двора, который был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. Тогда, по велению Государя в Китай-город переселили торговых людей со всей Москвы. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные. О старом Гостином дворе посланник при дворе Ивана Грозного барон Сигизмунд Герберштейн писал в своих "Записках о Московии": "Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют".

Кстати, не все московские купцы имели право торговать в Гостином Дворе. Дело в том, что в XVII веке торговые площади в Москве делились на обычные торговые ряды и ряды Гостиного двора. По Уложению 1649 года в рядах должна была производиться розничная торговля, а на гостиных — оптовая — "врозь никаких товаров на гостиных дворах не продавать".

Типичной лавкой московского купца, что в торговых рядах, что в Гостином дворе, являлось помещение в 2 сажени в ширину, 2 1/2 в глубину. Такая лавка называлась полной. Наряду с полными лавками имелись так называемые полу-лавки, четверти лавки и даже восьмые части лавок. В 1726 года в Московском Китай-городе из 827 всех торговых владений было всего 307 владельцев полных лавок, тогда как в 76 случаях они занимали менее целой лавки, а в 328 случаях торговое место составляло всего пол-лавки.

Но были и другие случаи. Например, некоторые московские купцы соединяли нескольких лавок, но это было явлением весьма редким: насчитывалось всего 32 случая владения по 1 1/2 лавки и 15 случаев свыше 2 1/2 лавки, из них только один, когда торговец занимал 3 3/4 лавки. В 1701 г. 189 человек владело по одной лавке, тогда как 242 занимали всего пол-лавки, а 77 человек 3/4 лавки.

К лавкам присоединялось еще огромное количество торговых мест, которые представляли собою лишь временные, переносные помещения. Таких мест насчитывалось в Китай-городе, например, в 1626 году 680, из них 47 шалашей, 267 скамей и так называемых "мест скамейных", причем и тут нередко торговец занимал пол-шалаша или часть скамейного места.

Итак, крупная торговля в Москве существовала рядом с мелкой. Безусловно, у крупных купцов было явное преимущество. Например, в выборе места для торговли, которое, к тому же, немало стоило. Так московский садовник Кондратий Хвастливый, крупнейший винокур в Москве первой четверти XVIII века, купил в Китай-городе в Смоленском суконном ряду лавку за 1000 рублей, а В. Щеголин, один из первых "суконных" фабрикантов при Петре, приобрел каменную лавку за 500 рублей. Цена такой лавки равнялась стоимости большого двора с хорошими строениями. Ценилось и расположение ее на бойком месте. Лавочники платили солидный доход в казну, что представляло выгоду для всех участвующих сторон: покупателя (больше товара — ниже цены), самого купца и казны.

Главным торговым местом Москвы считался, конечно, Китай-город. Торговых рядов здесь насчитывалось более сотни: почти 20 одёжных, игольный, ножевой и другие, в которых торговали металлическими изделиями; ювелирные ряды, отличавшиеся чистотой и вежливостью продавцов; тишайший иконный ряд; белильный ряд, где торговали стрелецкие жёны и вдовы. Яблочный, дынные и огуречные ряды стояли отдельно. Хлебная торговля велась в основном на берегу Москвы-реки. На мосту, перекинутом через ров от Спасских ворот Кремля, торговали книгами и рукописями. Торговали и в других районах, например на площадях у ворот Белого и Земляного города, но там торг был гораздо менее оживлённым. В своей повседневной деятельности крупные и мелкие московские купцы, случалось, и конфликтовали. Так, например, в конце 20-х гг. XVIII века группа "купцов-компанейщиков" получили в откуп всю водочную торговлю в Москве. Заплатив в казну за откуп большие деньги, они чрезвычайно подняли цены на водку в городе. Увидев это, часть недовольных московских мелких торговцев стала покупать и привозить водку из пригородов, продавая ее по более низкой цене. "Компанейщики" не стали мириться с этим и возвели в 1731 году вокруг всех значительно населенных окраин города невысокий земляной вал со стеной из вбитых в землю деревянных столбов. На главных же дорогах поставили заставы, где все возы осматривали, проверяя, не ввозится ли в город водка. Однако такой частокол оказался для мелких торговцев не помехой. Скоро в нем образовалось множество лазеек, а затем его и вовсе растащили на дрова. И опять дешевое вино стало продаваться в Москве в большом количестве.

Интересно, что еще в начале XVIII века, по Указу 1714 года, все московские купцы и ремесленники были обязаны селиться в загородных слободах. Вскоре вокруг Земляного вала (старой границы Москвы) быстро начал складываться пояс разнообразных пригородных поселений.

Решение о выселении купцов из Китай-города было принято, в том числе, и в связи с тем, что количество московского купечества постоянно увеличивалось. В Китай-городе уже не то что было негде жить, но даже торговать. А потому, в конце XVIII века императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект нового Гостиного двора в пределах улиц Ильинки и Варварки, так как старый Гостиный двор, который к этому времени насчитывал 760 лавок, амбаров, палаток уже не вмещал всех желающих. И это не удивительно, так как к концу XVIII века в Москве проживало более 12 тысяч купцов и членов их семей.

Тамга — с ХIII века в Русском государстве пошлина, взимавшаяся за провоз товара, на который накладывалось специальное клеймо — тамга.

Материал написан на основе монографий, статей, документов и материалов, представленных в разделе «Библиография».

Новое столетие для русского государства было связано с тяжелыми испытаниями, связанными с неурожаями, крестьянскими восстаниями, польской и шведской агрессией. В истории название периода с 1598 по 1613 гг. закрепилось как Смутное время. Благодаря мужеству и патриотизму простого народа удалось изгнать чужеземцев и вернуть мир в страну. Но еще долгие годы пустовали заброшенные поля, а на дорогах "пошаливали" шайки разбойников, грабившие не только торговый люд, но и всякого проезжего. Воцарившись в 1613г. на русском престоле, Михаил Федорович Романов высказывал упреки торговым людям за то, что они не оказывали в трудную годину должной помощи народному ополчению К. Минина и Д. Пожарского. Нередко приходилось принудительно взыскивать средства с купечества. В первые годы правления Михаила Романова для пополнения государственной казны производился сбор чрезвычайных налогов с торгово-промышленного населения страны.

Однако неудачная Смоленская война 1632-1634 гг. болезненно отразилась на начавшей возрождаться экономике страны. Провал соляной реформы 1646г. с возвратом в последующем налогов за 3 года привели к разорению малоимущих слоев и росту недовольства. После кратковременного затишья в 1654-1667 гг. началась долгая и изнурительная война с Речью Посполитой. Медный бунт, вызванный заменой чеканки серебряных денег медными, был жестоко подавлен. Однако дальнейшие преобразования типа церковной реформы патриарха Никона и последовавший за ним раскол еще больше накалили социальные противоречия. Завершением "бунташного века" стала крестьянская война под руководством Степана Разина - яркое проявление недовольства усилившимся закрепощением крестьянства.

Купечество к середине XVII в.

В 1649 г. элита делового мира России состояла из 13 гостей, 158 человек гостиной и 116 человек суконной сотен. Гости, помимо своего богатства (их капиталы составляли от 20 до 100 тыс. руб.), сохраняли права на заграничную торговлю, приобретение вотчин и подсудность непосредственно царю. Торговые люди, вступавшие в сотни, освобождались от посадского тягла и исключались из юрисдикции местных властей. Однако раз в 2-6 лет (в зависимости от количества членов сотен) они, как и гости, были обязаны выполнять правительственные поручения: в таможенной и налоговой службах, покупке товаров для казны, управлении государственными промысловыми предприятиями и т.д. К концу царствования Алексея Михайловича численность гостей составила 30, а людей гостиной и суконной сотен - 200 человек в каждой. Черная сотня составляла низший слой купечества. На одинаковом положении с черной сотней находились посадские люди - мелкие городские торговцы.

Особое положение занимали слободские люди. Так назывались мелочные торговцы и ремесленники, жившие за стенами города белыми слободами, объединяясь в отдельные корпорации по профессиональному признаку. Первоначально они принадлежали монастырям и не облагались государственными налогами и тяглом. Соответственно жизнь в белых слободах была легче, и слобожане составляли серьезную конкуренцию посадским, вызывая возмущение последних. На основании Соборного уложения 1649г. белые слободы были ликвидированы путем конфискации их у церкви и передачи городам, а жители белых слобод и посадов были уравнены в правах.

Посадские люди и слобожане в отличие от "крестьян" именовались "людьми" и занимали более высокое социальное положение. Соборное уложение 1649г. содержало главу (XIX), регламентировавшую положение посадских людей. Согласно Уложению, посадское население обособлялось в замкнутое сословие и прикреплялось к посаду. Все его жители включались в посадское тягло, т.е. были обязаны платить подати и исполнять повинности, но получали право торговли и ведения промыслов, чем больше не могло заниматься крестьянство. Посадское население прикреплялось к посадам, но зато избавлялось от конкуренции со стороны крестьян, "служилых и духовных", которые традиционно занимались торговлей и промыслами. Теперь право на такую деятельность можно было получить, лишь вступив в посадскую общину. Так правительство одновременно решило фискальные проблемы и проблемы конкуренции.

Посадские люди активно торговали. В Москве в 1701г. на каждые 2-3 двора приходилось 1 торговое место. К концу XVI в. в Туле торговцы составляли 44% всех жителей, а вместе с ремесленниками - 70%. Значительная часть посадских людей не имела помещений и торговала вразнос. Они назывались ходебщиками и охватывали мелочной торговлей окрестные села. Широко была распространена и торговля с лотков (шалаши). Крупное торговое дело предполагало участие в нем большого числа доверенных лиц, которые исполняли бы поручения купца. Российская деловая практика ХVII в. выработала разнообразные типы таких помощников. В больших купеческих родах ими становились в первую очередь младшие члены семьи - сыновья, младшие братья, внуки, которые по поручению главы дома разъезжали с "торгом" по городам России. Купеческая молодежь в этих поездках приучалась к торговому делу и тем самым готовилась к будущей самостоятельной деятельности. Постепенно из нее выходили инициативные предприниматели. Так, будущий гость и строитель устюжских храмов Афанасий Федотов прошел первоначальную школу торгового мастерства под руководством старшего брата Василия, посылавшего его в Сибирь "в приказчика место". Порой внутри купеческих родов на почве крайне сложных и запутанных родственных отношений шла незаметная со стороны борьба между "стариками" и "младшими" за самостоятельное участие в общем деле и капитале.

Подобные отношения имели место и в семье знаменитых сольвычегодцев Строгановых. В 1617г. Максим Строганов привез из Вологды своего внука - Ивана Ямского. В течение 9 лет Иван обучался тонкостям коммерции. Дед посылал внука "в сибирские города с деньгами и товаром", внук же приобретал для него "покупку всякую". После смерти в 1624г. старика Строганова Иван продолжал жить у его вдовы и сыновей, то есть своих дядьев, по-прежнему разъезжая с торгами или сидя в лавке у Соли Вычегодской. Однако в 1626г., воспользовавшись отъездом своих родственников, Иван купил собственный двор и перебрался туда вместе с доверенными ему товарами, торгуя с тех пор уже от своего имени. Только после долгой тяжбы вдова Строганова добилась указа о выимке у Ивана Ямского присвоенных им денег и товаров.

"Агенты" купцов

Приказчики

Силами одной семьи было трудно поставить крупное торговое предприятие. Приходилось прибегать к посторонней помощи, в том числе к найму приказчиков. Ими могли быть и торговые люди, сами ведшие самостоятельные большие дела, но предпочитавшие на время, по тем или иным причинам, торговать от имени более состоятельного купца. Василий Федотов, впоследствии один из крупнейших московских гостей, после разорения в 1626г. его деревни разбойниками был вынужден наняться в приказчики к богатому москвичу Афанасию Левашову.

В понятие "приказчик" вкладывалось далеко не всегда одинаковое юридическое содержание.

Известны, по крайней мере, три типа приказчика.

Первый тип - это наемное лицо, которое предприниматель приглашает за определенное годовое жалованье (обычно до 30 руб.) для исполнения определенного торгового поручения. Иногда приказчик нанимался на тот или иной срок и жил "в наймах урочные годы", иногда срок не устанавливался вообще.

Второй тип - приказчик, который брал на себя ведение хозяйственных дел "из прибыли", причем общепринятой нормой было разделение прибыли между хозяином и приказчиком пополам; это называлось брать товары "исполу". Приказчик обязывался вернуть капитал - "истину", как говорили в ХVII в., а затем "разделаться в правду", то есть половину прибыли отдать хозяину, а другую половину взять себе.

Третий тип приказчика - компаньон и участник в торговом предприятии. Обе стороны - хозяин и приказчик - складывали свои капиталы; по окончании операций каждый получал обратно свою часть капитала, а прибыль делилась пополам. В этом случае предполагалось, что предприниматель, например торговец гостиной сотни, кроме большого капитала, предоставлял своему компаньону и ряд выгод, вытекающих из привилегированного его положения. Приказчик, следовательно, пользовался всеми правами, какими обладал его хозяин, действовал от его имени, имел в своих руках выданную ему царскую грамоту. В свою очередь приказчик бесплатно предлагал собственный труд. Обе стороны, таким образом, были в выигрыше.

Возможные злоупотребления приказчика предупреждались обязательством последнего не чинить "никакой хитрости над порученным ему животом (то есть капиталами и имуществом): пьяного питья не пить и зернью не играть и… за женками не ходить и никаким воровством не воровать".

Сидельцы

Рядом с приказчиками свое собственное место занимали сидельцы. Если приказчик - вольный человек, сам нередко ведущий торговлю, то сиделец, напротив, находился временно в личной зависимости от хозяина. Это - "работный человек", который на известный срок поступал во двор к хозяину и давал на себя обычного типа жилую запись (об обязательствах в отношении купца). Чаще всего ему приходилось быть в роли "лавочного сидельца", исполняя конкретные виды работ в торговом заведении.

Разносчики

Ниже его стояли разносчики, по существу мало чем отличавшиеся от него. Они тоже жили у купца с "поручной записью" на "урочные годы", и вся разница заключалась в том, что они торговали "в разноску", а не в лавке и, разумеется, в очень небольших размерах.

Самым низким разрядом агентов, исполнявших поручения купца, были "люди" - работники, попавшие к предпринимателю не по договору, а в силу личной зависимости от него. Порой дворовые люди покупались у донских казаков, которые из своих набегов возвращались с большим количеством "живого товара". Для торговых целей предпочитали приобретать мальчиков: их крестили и обучали русской грамоте. Многие из мальчиков, выросших и воспитанных в хозяйском доме, делались доверенными лицами, занимали положение скорее полноправных приказчиков, чем холопов, а юридическая зависимость, связывавшая их с предпринимателем, скорее скрепляла, чем нарушала взаимное доверие и привязанность.

Деловые отношения

Основой правового обеспечения деловых отношений в XVII в. оставался "правеж". Неисправного должника выводили ежедневно на площадь перед приказом и били прутьями. Подобное "выколачивание" долга не могло длиться более месяца, после чего (при неуплате долга) должник поступал в распоряжение истца. Уложение 1649г. устанавливало определенную норму отработки долга: год работы мужчины оценивался в 5 руб., женщины - 2 руб.50 коп., а ребенка - в 2 руб. Кроме того, была широко распространена и такая форма погашения долга, как отдача "в зажив". В этом случае устанавливалась личная зависимость должника от купца.

До ХVII в. рост по ссудам считался нормальным явлением в деловых отношениях. Но царский указ 1626 года разрешал взимать проценты только на протяжении пяти лет, пока процентные платежи не составят полученную ссуду. Таким образом, имелась в виду ссуда из 20%. Уложение же 1649 года и вовсе запретило процентные ссуды. Этот запрет, призванный покончить с ростовщическими операциями, не имел на практике "серьезного успеха". Активное развитие отечественной торговли обусловило поворот правительства к политике меркантилизма.

В 1649г. были отменены торговые привилегии английских купцов, дарованные ранее Иваном Грозным. Формальным основанием для этого стало известие, что англичане "государя своего Карлоса короля убили до смерти".

25 октября 1653г. был обнародован Торговый устав. Главное его значение состояло в том, что он вместо множества торговых пошлин (мостовой, полозовой и т.п.) устанавливал единую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Устав также повышал размер пошлины с иностранных купцов - вместо 5% они платили 6, а при отправлении товаров внутрь страны дополнительно еще 2%. Ярко выраженный протекционистский характер имел Новоторговый устав, принятый в 1667г. Он резко ограничивал торговую деятельность иностранцев в России. Например, при ввозе товаров в русский порт ими должна была выплачиваться пошлина в 6% цены товара. Если же они везли товар в Москву или другие города, то платили добавочную пошлину в 10%, а при продаже товара на месте еще 6%. Таким образом, пошлины достигали 22% цены товара, не считая расходов по его перевозке. Кроме того, иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю.

Новоторговый устав последовательно ограждал русских торговых людей от конкуренции иностранных купцов и в то же время увеличивал размер поступлений в казну от сбора пошлин. Автором этого устава был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Выходец из захудалого дворянского рода, он стал любимцем царя Алексея Михайловича и одним из виднейших государственных деятелей ХVII в. Нащокин ратовал за всемерное развитие внутренней торговли, освобождение купечества от мелочной опеки властей, за выдачу льготных ссуд торговым товариществам, чтобы они могли противостоять конкуренции со стороны богатых иностранцев. Им предпринимались шаги по налаживанию торговых связей с Персией и Средней Азией, он снаряжал посольство в Индию, мечтал о колонизации казаками Приамурского края. Будучи посажен в 1665г. воеводой в Псков, Нащокин создает выборное купеческое самоуправление из 15 человек для суда по торговым делам; устроенная "выборная изба" выдавала также ссуды малоимущим торговцам. Тогда же он предложил устраивать в Пскове ежегодно две ярмарки, во время которых жители могли бы беспошлинно торговать с иностранцами. Ряд своих идей Нащокин, став боярином и фактическим главой правительства, сумел провести в жизнь.



Глава дома

Во второй половине XVII в. в Новгороде действовала купеческая семья Кошкиных. Эти купцы владели шестью лавками и двумя амбарами на городском рынке. На своих огородах они выращивали овощи для продажи. Кроме того, у них была своя мельница, на которой работал наёмный мельник. На примере их торгового дома видно, что к концу XVII в. в деятельности которых крупных купцов наметилась специализация на торговле определёнными товарами. С середины XVII в. Кошкины вывозили из России в Швецию пеньку, а в Россию из Швеции железо. Через руки Кошкиных проходила десятая часть всего железа, которое русские купцы вывозили из Швеции. Это было главное занятие, на котором было основано их экономическое благосостояние. Вместе с тем они не оставляли и торговли иными товарами – льном, салом и др. В России Кошкины скупали большие партии товаров на вывоз. Чуть ли не ежегодно на судне они отправлялись в Стокгольм, возвращались с товаром, везли его в Москву и там продавали. Вывезенные в Швецию товары продавались по ценам, которые могли в полтора, два и даже в три раза превышать те цены, которые за эти же товары платили внутри России. Таким образом, торговая прибыль была высокой. Стоимость партии товаров, проданных в результате одной поездки, исчислялась в 4-5 тысяч рублей. Кошкины неизменно продавали на бóльшую сумму, чем покупали. Свои товары они сбывали большими партиями столичным кузнецам, московским торговым людям, владельцам лавок на городском рынке, приезжим торговцам из южных городов, а те продавали товары в розницу.

Крупный купец нередко проявлял жадность и скупость. Обычно его богатство было добыто долгими и тяжёлыми трудами, поэтому он требовал от других бережного отношения к его имуществу – его, как он говорил, «не на улице нашли». Он был жестоким и мало склонным к жалости в деловых отношениях. Бывал беспощаден, когда дело шло о выгоде, губил и разорял своих недоброжелателей и должников. Он был тяжёл в обращении со своими подчинёнными и зависимыми людьми, хотя вместе с тем мог оценить работу преданного ему приказчика.

Порой крупный купец проявлял независимость по отношению к власти, самоуверенность. Когда в конце XVII в. начались реформы молодого царя Петра, Гаврила Никитин отрицательно оценивал его деятельность в Черноморье в период походов на Азов. «Чёрт его носит под Царьград,- говорил он о Петре. – Жаль силы, что пропадает, а он хотя б пропал, мало горя».

Купцы Кошкины благодаря своей торговле в Швеции в какой-то мере усвоили некоторые черты западноевропейской культуры. Они изучали шведский язык. В их торговых книгах содержался составленный кем-то из их семьи шведско-русский словарь. Ещё до реформ Петра для них привычным было западноевропейское летосчисление.

Другие участники торговли. В XVI и особенно в XVII в. состав торговцев становился всё более сложным. Торговали не только купцы, но и бояре, монастыри, служилые люди, горожане и крестьяне. Посещавшие Россию иностранцы считали торговлю национальной страстью московитов.

В XVII в. крупнейшим торговцем был царь . Именно в это время появляется государственная торговля. Из царского хозяйства на рынок поступало больше всего водки (в то время она называлась вином), а также такие товары как хлеб, лён, конопляное масло, соль, соболиные меха.

Правительство пыталось посылать торговых людей за рубеж. Обычно это были послы, которые не только выполняли дипломатические поручения, но и должны были продавать казённые товары. При царе Михаиле Фёдоровиче такие попытки были неудачны. В правление Алексея Михайловича они становятся более настойчивыми. Отправленные купцы должны были закупать оружие и металлы, заключать договоры с иностранцами о поставке необходимых правительству товаров. Больших результатов эти попытки не принесли. Русские купцы плохо знали условия западных рынков. Поэтому российское правительство использовало «московских торговых иноземцев», которые жили в Москве и вели там торговлю. Посольский приказ давал им торговые поручения от правительства. Они также закупали за рубежом оружие и военное снаряжение. Для военных целей закупали книги по военному и инженерному искусству, подзорные трубы. С целью меновой торговли с Персией правительственные агенты закупали у зарубежных купцов мелкие дешёвые зеркала и материи. Для нужд дворца покупались редкие вещи – очень дорогие материи, серебряная, хрустальная посуда, ящички и шкатулки, ковры, птицы и лошади.

Торговлей занимались некоторые крупные землевладельцы – бояре. В торг были втянуты служилые люди , составлявшие городские гарнизоны – стрельцы, пушкари и пр. На городских рынках торговало много посадских людей . Обычно ремесленник был производителем и продавцом тех товаров, которые он изготавливал. Значительную роль в торговле играли крестьяне . Они привозили в города сельскохозяйственную продукцию и продукцию крестьянских промыслов. Главным местом сбыта крестьянских товаров были сельский базар или ярмарка. Некоторые из таких крестьян вели очень большую торговлю и фактически переставали быть крестьянами в точном смысле этого слова, превращаясь в купцов.

Внутренняя торговля. Хотя в вотчинах и поместьях феодалов – служилых людей работали домашние мастера, однако их продукция не всегда могла удовлетворить потребности военного человека, например, в вооружении. Эти потребности всё чаще звали на рынок служилого человека особенно потому, что в XVI в. в вооружённых силах Российского государства распространялось огнестрельное оружие, которого вотчинный ремесленник сделать не мог. Это оружие приходилось покупать. К рынку обращались за разными предметами монастыри, у которых к началу XVI в. сложились огромные хозяйства. Многочисленность монахов заставляла монастырские власти покупать для них одежду, обувь, посуду, рабочие инструменты, возводить различные помещения, закупая для этого строительные материалы. На городских и сельских рынках продавалось значительное количество товаров (бытовых предметов), которые раскупались широкими слоями населения.

Лавка московского ремесленника

Рост населения и всё более широкий спрос разных товаров на рынке, особенно в крупных городах, порождали в среде ремесленников очень узкую специализацию: мастер изготавливал обычно лишь особый вид продукции. Поэтому среди ремесленников, которые производили одежду, в XVI-XVII вв. наряду с портными работали сарафанники, шубники, кафтанники, шапочники, шляпники, колпачники и др.

На первом месте в городском ремесле находилась выделка материй. Этот товар занимал видное место на рынке. К этому ремеслу примыкало производство одежды и головных уборов. Более скромное место занимали мастера, работавшие в кожевенном производстве. Однако почти в каждом городе на рынке был сапожный ряд. Крупную отрасль ремесла представляло производство изделий из металлов – «железного товара». На рынках в Пскове и Новгороде продавались медные изделия в котельных рядах, серебряные изделия в серебряных рядах. Очень важное место занимало деревообделочное ремесло. Дерево было самым распространённым и дешёвым материалом, из которого изготавливали разнообразные бытовые предметы – бочки, мочала, сани, хомуты и пр. Всё это было представлено на городских и сельских торгах. Наряду с производством деревянной посуды широко было распространено гончарное производство. Кроме готовой продукции на рынках продавались полуфабрикаты – лён в трёпаном виде, пеньку.

Уже в XVI в. в России стало складываться территориальное разделение труда в виде специализации разных районов страны на производстве того или иного продукта. На основе территориального разделения труда складывались и развивались более или менее постоянные торговые связи между разными, порой отдалёнными районами страны.

Так, в XVI в. выделяется тульско-серпуховский район, где добывали железную руду, обрабатывали и откуда её везли на продажу в другие местности. Обработанную руду везли из Серпухова в Москву, а там его покупали жители северных городов. В самом начале XVII в. жители Устюга везли серпуховское железо на продажу в Сибирь. Связи между районами страны были настолько прочными и регулярными, что в некоторых местах (Тверь) ремесленники работали главным образом с привозным железом.

В XVI в. как центр, откуда везли на продажу кожевенные изделия в северные районы страны, выступает Ярославль.

Производство сукна более высокого качества, чем в крестьянском домашнем производстве, и монашеской одежды из него же было налажено в Троице-Сергиевом монастыре. Эта продукция широко распродавалась в Москве.

Тверской край снабжал страну ложками и посудой. Купцы из северных уездов закупали эту продукцию в Твери большими партиями, а потом распродавали её по северным городам и сёлам. Также повсеместно распродавалась калужская посуда. На севере крупнейшим поставщиком посуды – ложек, деревянных блюд, ковшей, чаш - был вологодско-белозёрский край. Главным центром деревообделочного ремесла в Белозерском крае был Кирилло-Белозёрский монастырь. При монастыре действовала токарная мастерская, которая изготавливала ложки (тысячи штук) посохи, «точёные сосуды». Кирилловские ложки славились по всей стране.

Наряду с торговыми связями, которые соединяли отдалённые районы и городские центры страны, существовали торговые связи, которые связывали город и его ближайшую округу с её сёлами, деревнями, монастырями. Горожане закупали у крестьян сырьё (шкуры диких животных, железную руду и другие продукты промыслов и земледелия), обрабатывали его и продавали на городском рынке. Крестьяне покупали в городе металлические изделия, украшения, привозные товары.

Продававшиеся товары нередко предназначались не для широких слоёв населения, особенно те, которые ценились за очень высокое качество. Железные изделия, довольно дорогие, рядовой житель России не покупал каждый год. Многие предметы первой необходимости, аналогичные продаваемым, но не столь высокого качества, производились внутри натурального домашнего крестьянского хозяйства. Поэтому для XVI в. нельзя переоценивать регулярность и значение торговых связей. Они часто не затрагивали жизнь широких масс населения.

Во второй половине XVII в. развитие российской торговли вышло на новый уровень. Ещё с конца XVI столетия началось быстрое и всё более глубокое проникновение русского населения в Сибирь – Северную Азию. В первую очередь людей сюда влекло стремительное обогащение благодаря охоте на соболей, мех которых особенно высоко ценился как в России, так и в других странах. В Западной Европе он вошёл в моду. Между тем соболя можно было добыть только в Сибири. Таким образом. Россия обладала естественной монополией на этот товар. Торговля с Сибирью находилась в руках крупнейших русских торговых домов Федотовых, Ревякиных, Никитиных, Босых. Мелкие купцы и приказчики крупных торговцев приезжали в сибирские города, помогали местным охотникам снаряжаться для охотничьего сезона и дожидались их возвращения. После периода охоты торговый человек получал от охотника две трети его добычи. С партией товаров - «соболиной казной» - торговец отправлялся из Сибири к Архангельску, куда приходили иностранные суда и где он мог продать свой товар. На вырученные деньги он покупал зарубежные товары и с ними, а также с разнообразной продукцией местного ремесла – бытовыми предметами он ехал в Сибирь. В сибирских городах в ту пору ещё не было ремесленного населения. Эти города представляли собой крепости, поставленные в недавно освоенной стране и населённые военными людьми. Поэтому сибирские горожане нуждались в самых простых вещах – одежде, обуви, посуде и пр. Долгое время Сибирь нуждалась также в хлебе, так как земледелия местное население почти не знало. Находясь в Сибири, торговец продавал эти товары и опять заключал договор с охотниками-промысловиками по поводу добычи соболиных мехов.

Так в XVII в. регулярно использовался русскими торговыми людьми этот торговый путь: Сибирь – Архангельск и снова Сибирь. По этим путям шло торговое движение, связывавшее внутреннюю и внешнюю торговлю. Примечательно то, что эта торговля продвигала не только товары повышенной ценности, что характерно для торговли в древнее время, но и товары повседневного использования.

В развивавшейся внутренней торговле большое значение имели ярмарки . Все они находились на перекрёстках значительных торговых путей. Некоторые ярмарки, действовавшие в XV-XVI вв., перестали играть прежнюю роль, так как, вероятно, не выжили после интервенции и разорения разных местностей России в начале XVII в. В XVII в. выросли масштабы и влияние нескольких крупных ярмарок. В это время главнейших ярмарок, имевших всероссийское значение, было пять: Московская , куда свозились товары из разных концов страны, Архангельская в период пребывания в Архангельске иностранных купцов, Ирбитская (в городе Ирбите), находившаяся на пути в Сибирь, Нижегородская (Макарьевская) на старинном торговом пути в месте слияния Волги и Оки, Свенская у Свенского монастыря близ Брянска, куда приезжали купцы по Десне - притоку Днепра, из Польско-Литовского государства и из Турции.

Макарьевская ярмарка происходила ежегодно в июле у монастыря Макария Желтоводского. В первой половине XVI в. она была переведена сюда из Казани. Её значение определялось тем, что она служила посредническим пунктом, во-первых, в торговле северных и центральных городов с южными, а во-вторых, - европейской части России с Сибирью. Ирбитская ярмарка была узаконена правительством только в первой половине XVII в. Во второй половине столетия здесь были поставлены торговые лавки и другие торговые места, построен гостиный двор. Ярмарка происходила в январе, когда сюда съезжались торговые люди из европейской части России. В конце века установилась связь Ирбитской ярмарки с Макарьевской.

В XVI-XVII вв. в каждом уезде России было множество различных по размерам, часто мелких и мельчайших, сельских торжков и рынков. В течение XVII в. их количество сократилось, так как они поглощались областными рынками.

Торговля в городах. Москва как центр торговли в XVI в. Объединение страны и превращение Москвы в столицу всего Российского государства сказались на её торговом значении. В Москву вели сухопутные и речные торговые пути. Тверская улица, выходя за пределы города, превращалась в дорогу, которая вела в Тверь, а дальше – в Новгород Великий. Сретенская улица продолжалась ярославской дорогой и вела в Ярославль, далее – в Вологду и Устюг, откуда открывался путь по Северной Двине к Белому морю. На восток, в Нижний Новгород и Казань сухопутная дорога лежала через Владимир. Водный путь связывал Москву через Москву-реку и Оку с Волгой, то есть с Нижним Новгородом, Казанью, Астраханью. От Москвы через Можайск до Смоленска шла дорога к границам Польско-литовского государства.

Во второй половине XV – начале XVI в. из присоединённых к Москве земель Иван III и его сын Василий III переводили в свою столицу на жительство в массовом порядке самых богатых иногородних купцов, что увеличивало торговое значение Москвы. Позже, в XVI-XVII вв. из провинции в столицу продолжали переводить только отдельных купцов, а не большие группы торговцев.

При Иване III в Москве впервые были заведены гостиные дворы, в которых должны были жить и торговать приезжие купцы. В XVII в. в столице было два гостиных двора – старый и новый. В них находились большие весы для взвешивания больших по объёму и весу товаров. По периметру двора в два яруса тянулись два ряда мелких сводчатых лавок – одна над другой. Лавки в гостиных дворах и на рынках были довольно тесными, торговец едва поворачивался в лавке, забитой товарами. Во второй половине XVII в. в Москве действовало несколько учреждений, которые занимались таможенными сборами. Московская таможня собирала пошлины с драгоценностей, тканей, мехов, металлов и других товаров. Мытная изба – с мяса, птиц, яиц, сыра… Померная изба – с зерна, ягод, грибов. Посольская Новая таможня – с разных товаров, которые привозили иностранные купцы.

На московском рынке можно было приобрести любой товар. На Красной площади располагался главный рынок столицы. Здесь стояли многочисленные торговые места - будки, лавки, шалаши. Кроме постоянной (стационарной) действовала и разносная торговля. Наряду с главным рынком по городу были разбросаны многочисленные мелкие рынки. Некоторые из них были специализированы на торговле определённым товаром. Так, на одном из них можно было купить готовый деревянный дом, ворота. Их изготавливали за городом, потом разбирали, везли зимой на санях в Москву и там продавали.

Как крупный потребляющий городской центр страны Москва снабжалась продуктами питания и ремесленного сырья из своей ближайшей округи. Часть продуктов привозили издалека: из поволжских центров везли рыбу, из Вологды поступало масло, из северных местностей - соль, из лесных районов Верхнего и Среднего Поволжья привозили мёд и воск, деревянную посуду, из Смоленска – растительное масло. Много хлеба Москва получала из Рязани. Из Устюжны-Железопольской привозили железные изделия, из Новгорода – медь, олово, свинец, из Ярославля – кожи, из Устюга и Перми – пушнину. С конца XVI в. московские купцы стали ездить за пушниной в Сибирь. С собой они везли московские товары, в которых остро нуждалось русское население осваиваемого сибирского края.

В Москву привозилось огромное количество русских и иноземных товаров. Часть из них – ткани, ремесленные изделия, пряности, вино, соль, меха, одежда, оружие и другие товары «московской купли» - вывозили на продажу в другие города и на ярмарки.

В XVII на столичном рынке были представлены торговцы из всех более или менее значительных городов и торговых центров Российского государства.

Железные гири (XVII в.)

Торговля в других городах. Развитие торговли стимулировало жизнь и провинциальных российских городов. Приезжавшие в них торговцы нуждались в питании, в ночлеге, в помещениях для хранения товаров, в достаточных торговых помещениях на городском рынке. Эта потребность заставляла строить в городе специализированные здания – гостиные дворы. В большой город особенно охотно переселялись ремесленники из разных областей России, находя здесь заказы на работу. Городской рынок – торг – располагался на центральной площади города, близ административного центра, крепости. Он представлял собой большее или меньшее количество торговых рядов. Ряд состоял из торговых помещений – обычно деревянных лавок. Они были поставлены фасадами навстречу друг другу так, что покупатель шёл по ряду и рассматривал товары, находившиеся в лавках. Чем больше было лавок, тем длиннее оказывался ряд. В лавках торговали только местные жители. Для удобства торговли ряды имели специализацию – пирожный, хлебный, мясной. В середине XVI в. в таком большом торговом как Новгород были построены каменные лавки. Кроме лавок в торговле использовались амбары и погреба, клети, шалаши, чуланы, навесы, бочечные и кувшинные места. В больших городах действовало несколько рынков. Торговые лавки стояли и вне рынков, на улицах, около дома торгового человека. В городах меньшего размера торговые помещения в ряды не выстраивались.

В Новгороде стояло около 4 десятков рядов. В начале XVII в на новгородском торгу были построены новые ряды, которых не было раньше, - железный, седёлочный, свечной, рукавичный, книжный и др. Богатое купечество, которое вело торговлю заграничными товарами, образовало Великий ряд. Новгородские купцы вывозили в другие города иностранные товары. На деньги этих купцов содержалась стоявшая на торгу церковь Параскéвы Пятницы – покровительницы торговли. Богатые купцы торговали ещё в суконном ряду. Остальные ряды были предназначены для продажи менее ценных товаров - продукции местных ремесленников. В XVII в. здесь было несколько больших гостиных дворов. Существовало несколько иностранных гостиных дворов и контор. Всё так же у торга стояла церковь Ивана-на-Опоке. В ней с торгующих людей собирали плату за взвешивание товара, но уже не в пользу храма, как во времена новгородской самостоятельности, а на «великого государя» - московского князя, царя.

В первой половине XVII в. в качестве крупного торгового центра выдвинулся Ярославль . Он находился на пересечении важных торговых путей между Москвой и северными городами, мимо него шёл волжский торговый путь. Ехавшие из Сибири купцы добирались до Ярославля, а из него двигались в центр страны. Своими кожаными изделиями, сукном, холстами, одеждой Ярославль наполнял рынки Поморья и Сибири. Ярославские купцы вели большую торговлю с иностранцами. В городе находились гостиные дворы английских, голландских и немецких торговцев.

В стране было большое количество средних и мелких в торговом отношении городов. Примером среднего торгового центра был Тихвинский посад на северо-западе страны. В XVII в. на торгу здесь стояло 6 торговых рядов. Основную массу торговцев составляли посадские люди, окрестные крестьяне, скупщики и приезжие торговцы более чем из 40 городов. Тихвинские товары расходились по сельской округе радиусом в 200-400 вёрст.

Внешняя торговля. Ввоз товаров в Архангельск. В XVII в., особенно во второй половине столетия, в Россию из-за рубежа ввозили в основном предметы роскоши, вещи для домашней обстановки, для нужд войска. Главным местом по ввозу иностранных товаров был Архангельск, стоявший на Северной Двине. Из-за долгой зимы он был открыт для иностранных кораблей только шесть месяцев в году. В зимнее время этот отдалённый от центра страны город был как бы в спячке с заколоченными лавками, пустыми харчевнями и мастерскими, безлюдными улицами. Как только вскрывалась река, по правому берегу которой тянулись дома и улицы Архангельска, город пробуждался. Сюда перебирался из соседнего города Холмогор воевода со своей канцелярией. Из Москвы приезжал гость со своими помощниками для сбора таможенных пошлин. К началу ярмарки съезжались торговые люди. Подвозили «русские товары» - сало, кожи, масло, мёд, воск, пеньку, поташ, смольчуг. К устью реки сплавляли лес, предназначенный для продажи иностранцам. Летом через Белое море и Двину к Архангельску приходили иностранные корабли. Срок ярмарки был установлен на три месяца – с 1 июня по 1 сентября, в октябре Двина уже замерзала. Поэтому в сентябре архангельская ярмарка заканчивала свою деятельность.

За первую половину столетия количество иностранных кораблей, приходивших в Архангельск выросло больше, чем в три раза – с 29 до 80. Потом их число уменьшилось из-за политики правительства, которое начало покровительствовать русским купцам, ставя иностранных торговцев в невыгодное для них положение. К концу века количество иностранных кораблей снова возросло до 70. Большая часть кораблей принадлежала голландцам. Обычно на корабле были товары нескольких купцов.

С помощью русского лоцмана иностранный корабль проходил от устья Двины до Архангельска. Здесь товар либо переносился на берег, либо оставался на корабле, куда являлись русские покупатели. Перенесённые на берег товары поступали только на гостиный двор. У ворот двух гостиных дворов – русского и «немецкого» - стояли караулы, которые следили за тем, чтобы никто не покидал эти дворы, не заплатив пошлины.

Главным покупателем в Архангельске была казна. Обычно гостю, который был назначен в Архангельск для взимания пошлин, давалась роспись тех товаров, которые нужно было приобрести для казны. За купленные товары гость расплачивался натурой – поташом, пенькой и смольчугом, склады которых находились в Архангельске. Для царского двора у иностранцев покупали большое количество шёлковой материи, цветные металлы (золото, серебро, олово, медь), писчая бумага, вина и уксус, пряности и фрукты. Большая часть материй шла на жалованье служилым людям. Бумага поступала в приказы. Пряности и вина также расходовались на пожалования.

В соответствии с Новоторговым уставом иностранцы должны были продавать русским торговым людям свои товары крупными партиями. Однако этот порядок часто нарушался, и в своих амбарах иностранные купцы продавали товар и в розницу. Торговля в значительной степени носила меновой характер. Русское сырьё обменивалось на иностранные товары.

Кроме правительства на Архангельском рынке действовали крупные оптовые покупатели из верхнего слоя московского купечества. В их руках была почти вся торговля с иностранцами в этом городе. У таких купцов были свои суда на Двине, на которые грузились привозные товары. Суда отправлялись вверх по течению реки и шли до города Устюга. Он был самым крупным центром по дороге от Архангельска до Москвы. В городе действовал большой рынок. Из Архангельска в Устюг привозили иностранные товары и рыбу. Из Сибири и Казани – азиатский шёлк, персидские и китайские материи и специально обработанные кожи, из северных русских городов – сало, масло, кожи, хмель, которые скупались русскими купцами и вывозились на архангельскую ярмарку. Крупные купцы продавали в Устюге иностранные товары. Этим же занимались и купцы помельче. Район их деятельности был небольшим. Были также и такие, которые, накупив иностранный товар, ходили с кузовом по ближайшим населённым пунктам, по крестьянским волостям.

Местные жители везли в Архангельск излишки продуктов натурального хозяйства для обмена на иностранные товары. Они нанимались на суда, которые плыли по Северной Двине, работали извозчиками, перевозившими товары, лоцманами на иностранных кораблях, грузчиками. Для перевозки товаров с кораблей на берег в город нужны были бочки. Это стимулировало бочарный промысел в Архангельске. Двинско-Беломорский путь был едва ли не самым оживлённым торговым путём в России в XVII в.

Торговля на западной границе. На западе России велась сухопутная торговля через Новгород и Псков . С XVI в. из-за открытия торгового пути через Белое море, долгих войн и опричного погрома, который устроил Иван Грозный в Новгороде и новгородской земле, значение этих старинных торговых центров снизилось. Во второй половине XVII в. оба этих города играли роль торговых центров для местной округи. Как и раньше, в Новгороде и Пскове развивалась торговля с немецким городом Любеком. Однако с середины XV в. Ганза вступила в полосу упадка. Особенно ясно этот упадок дал себя знать в XVI в., когда мировые торговые пути сместились на Атлантический океан в связи с открытием Америки. В новгородской торговле заметную роль стали играть Швеция, Англия, Нидерланды.

В Новгороде жило много шведов. Их товарами были главным образом стекло и металлы (железо, медь, свинец и олово). В отличие от торговли в Архангельске, новгородские купцы часто ездили в Швецию, в Стокгольм. Русские суда, которые ходили по Балтийскому морю, были невелики. В них помещалось обычно около десяти человек и более. Поездки к «свейским немцам» для торговли были настолько обычным делом, что жители города Олонца из

новгородской земли, только благодаря своей торговле со шведами имели деньги для уплаты налогов. Из Олонца в Швецию шли рыба и мясо. Нередко, не имея значительных денег, многие русские торговцы брали в долг деньги у шведов, закупали на них товары в России, а потом продавали их в Швеции по невысокой цене, получая очень небольшую прибыль. Это сильно мешало русской торговле, так как сбивало цены на российские товары на шведском рынке.

В целом внешняя торговля, которая шла через Новгород и Псков, не была особенно значительной. Шведское правительство хотело бы, чтоб внешняя торговля России была переориентирована с Белого моря на Балтийское. Оно даже специально понижало пошлины на русские товары, чтобы стимулировать их ввоз в свою страну. Однако российское правительство не соглашалось на такое изменение системы внешней торговли, так как не имело прибалтийских территорий и выхода на Балтийское море

На западной границе России важным торговым пунктом, через который шла внешняя торговля, был Смоленск. Через этот город шли связи с Польшей и Литвой. Поскольку с Речью Посполитой у России в XVII в. были чаще всего враждебные отношения, торговля в этом направлении не получила большого развития.

Южное и юго-восточное направления торговли. Через южный город Путивль в Россию приезжали греческие купцы. Они торговали и в Путивле, но чаще всего двигались со своими товарами в Москву. В глазах российского правительства греки были единоверцами, гонимыми в своей земле завоевателями турками. Они играли роль послов от константинопольского патриарха, были осведомителями о зарубежных событиях. Благодаря этим обстоятельствам греки пользовались особыми преимуществами

по сравнению с другими иностранными купцами. От границы их товары везли на специальных подводах с провожатыми. Они получали от правительства бесплатное содержание на всё время их пребывания в России. Каждый год в страну приезжало от 50 до 199 греческих торговцев. Они везли вещи, которые шли на нужды дворца: драгоценные материи и камни, жемчуг, украшения, дорогое оружие, конская сбруя.

Астрахань была как бы воротами в Россию для азиатских товаров. Сюда привозились по Каспийскому морю и по Волге товары из Персии, среднеазиатских государств – Бухары и Хивы, а также из Индии, торговля с которой только зарождалась в XVII в. В городе находился обширный караван-сарай, обнесённый каменной стеной с несколькими воротами. Для армянских купцов тут было построено двухэтажное здание. Здесь же стояло деревянное жилое помещение для индийских купцов. Неподалёку было каменное здание, игравшее роль склада и торговой лавки. Главным товаром был шёлк-сырец самых разных сортов, в частности, - дорогой «шёлк белый» и более дешёвый «шёлк жёлтый». Он шёл главным образом для вывоза в западноевропейские страны. Иностранные купцы привозили в Астрахань также восточные ткани, а также готовые изделия – скатерти, полотенца, платки, простыни, ковры, шапки, украшения, фаянсовую посуду, сушёные фрукты, пряности. Всё это были предметы повышенной ценности. В страны Азии из России иностранные купцы вывозили соболей и более дешёвые меха, моржовую кость, западноевропейские шёлковые ткани, огромное количество небольших по размеру зеркал, привезённых в Россию из-за границы.

Во второй половине XVII в. в Персию отправлялось с торговыми целями довольно много купцов. Поэтому в Астрахани на специальном дворе изготавливались суда для торговых поездок через Каспийское море. Они назывались бусы и были снабжены пушками для охраны от разбойников. Два раза в год, весной и осенью, буса с торговцами отправлялась поездку. По прибытии в Персию товары распродавались. Отправляясь назад, судно принимало на борт купцов – выходцев из Средней Азии, которые со своими товарами хотели попасть в Россию.

В XVII в. Россия начала торговать с Китаем через Сибирь. В середине столетия в эту страну было отправлено посольство, чтобы узнать, какие товары там можно покупать и установить торговые отношения. С 70-х гг. началась казённая торговля с Китаем. Скупленные у сибирских промысловиков меха с караванами отправлялась в Китай, где эти товары выменивались на китайские. Стала развиваться и частная торговля. В 90-х гг. в Пекине уже существовала русская колония. Из Китая привозили главным образом материи.

Москва – центр внешней торговли . Приехав в Москву, иностранные купцы должны были предъявить свои товары в Большой таможне, где эти товары осматривались и с купцов взималась пошлина. До принятия торгового устава таможенное обложение было разнообразно и тяжело отражалось на торговле. Кроме основной пошлины было множество мелких сборов в пользу казны и служилого персонала таможни – подьячих, которые вели документацию, носильщиков, дворников, казаков – наёмных людей, исполнявших разные услуги, и других. При записи товара в таможне с купца брали «записное», при провозе товаров к весам для взвешивания – «деловое», при выгрузке товара –«свальную пошлину», особую плату брали за взвешивание.

После уплаты пошлин зарубежные товары везли на гостиный двор, где производилась оптовая торговля ими. Таких торговых дворов в Москве было несколько: в самом центре - Старый, Новый, Персидский, поодаль от центра – Шведский, Литовский, Армянский, Греческий.

Довольно оживлённые торговые отношения были у Москвы с Литвой после того, как Василий III включил Смоленск в состав Российского государства. Литовские купцы привозили в Москву материи, особенно драгоценности и ювелирные изделия и скупали здесь воск. Русские купцы везли в Литву соболей.

Из всех западноевропейских купцов особую роль в московской торговле играли англичане. С XVI в. в Англии было организовано объединение местных купцов - Московская компания, - которая вела торговлю с Россией. В Москве был устроен Английский гостиный двор. Английские купцы привозили в Москву главным образом материи, а также металлы, особенно олово, кружева, жемчуг, ювелирные изделия.

В конце XVI и особенно в XVII в. наряду с англичанами в Москве активную деятельность развернули голландские купцы.

В московской торговле важное значение сохраняло южное направление – контакты с Персией, странами Средней Азии, Крымом, Турцией. Из разных стран, как и прежде, везли тонкие ткани, парадное оружие, предметы роскоши. Более дешёвыми товарами были вывозимые из Крыма предметы татарского ремесла – башмаки, сёдла, предметы одежды. Главным предметом ввоза из степей были лошади. Их пригоняли к Москве для продажи огромными табунами – в тысячи голов.

В XVI в. торговое значение Москвы росло, она по своему значению обогнала Новгород. В начале XVII в. в связи с внутренней войной в стране Москва как центр внешней торговли пережила упадок. Позже её положение укрепилось и значительно выросло. Во второй половине XVII в. к Москве тянулись торговые связи из разных районов России.

В XVI-XVII вв. наряду с внешней торговлей, которая сохраняла своё значение, постепенно росла роль внутренней торговли. Это говорило о том, что торговое развитие страны поднималось на новый уровень: менялось соотношение значения внешней и внутренней торговли. Внутренняя торговля постепенно начинала преобладать. В общей массе товаров, которые торговцы выносили на рынок, наряду с драгоценными предметами всё большую роль играют предметы бытовые, повседневного спроса.

Получили монопольное право на ведение европейской торговли с Россией через «Московскую компанию», в прибылях которой был напрямую заинтересован и английский королевский дом.

Прежде чем влияние английских торговцев не только на экономику, но и на политику Московской Руси было ограничено при царе Алексее Михайловиче, англичане, по мнению многих историков, успели принять активное участие в переломных событиях русской истории на рубеже XVI и XVII веков.

Иван Грозный и «Московская компания»

Начало торговым контактам Англии с Русью положило прибытие в Россию экспедиции Ричарда Ченслора, который рассчитывал найти северо-восточный обходной путь в Китай по морю, однако в итоге прибыл в Северодвинск. Иван Грозный, которому англичанин уже в Москве вручил письмо от английского короля Эдуарда VI, в 1553-1154 годах позволил организовать англичанам торговлю с Россией. В результате последующих контактов и договорённостей между Англией и Русью, организованная английскими купцами «Московская компания» получила право монопольной торговли через северные порты на Белом море и серьёзные привилегии для операций внутри страны. Подобное положение давало колоссальные выгоды англичанам, постоянно расширявшим размеры своего предприятия. Сначала получив право беспошлинной и почти неподконтрольной торговли, они построили гостиные дворы в Холмогорах и Вологде, Москве, а затем «дворы» в Новгороде, Ярославле, Пскове, Казани, Астрахани, Костроме и других городах. Не оставляли английские торговцы и попыток наладить торговые пути в Китай, а когда это не вышло, то в Персию. Торговые контакты шли рука об руку с нарастанием политических связей. Иван Грозный, в определённый момент, опасаясь за исход Ливонской войны и внутренней борьбы с боярами, был готов свататься за английскую королеву Елизавету. На тот момент, Англия ещё не стала ведущей мировой империей, а главным врагом Руси были католические державы, в частности, Речь Посполитая. Политика сближения с Лондоном казалась обоснованной. Однако, многие историки считают, что англичане получили слишком серьёзное влияние в Москве. Представители молодой колониальной империи активно стремились заполучить как можно больше привилегий в России. Купцы из Британии завышали цены на свои некачественные товары и вели нечестную торговлю. В 1570-е годы Иван Грозный неоднократно жаловался на них английскому послу, а в итоге урезал ряд привилегий. При царе Фёдоре Иоанновиче, «Московская компания» могла торговать беспошлинно только оптом. А Борис Годунов оставил прежние привилегии англичанам, но отказал им в предоставлении новых льгот.

Первые Романовы и Англия

Вокруг темы восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова , существует множество версий и во многих из них указывается на наличие контактов между первыми Романовыми и представителями Англии. В частности, что отец будущего царя, Фёдор Романов , до своего насильственного пострижения в монахи при Борисе Годунове, отвечал при дворе за взаимодействие с «Московской компанией». Помимо этого, некоторые исследователи считают, что перед решающим выступлением на Москву народного ополчения Минина и Пожарского из Ярославля, помимо ярославских купцов (денежных средств которых попросту бы не хватило на финансирование всей армии) освобождение столицы от поляков профинансировали английские купцы по поручению своего короля, не заинтересованного в победе Польши. Сторонники данной версии, предполагают, что Михаил Романов подтвердил прежние привилегии английских торговцев, будучи им обязанным за помощь в получении власти, однако, его сын Алексей ограничил их монополию, не считая себя связанным какими-либо обязательствами. Царь Михаил Романов действительно сохранил прежние права английского купечества, а на Земском соборе 1613 года, в числе кандидатов предлагавшихся для избрания царём, звучало имя короля Англии Якова I. По всей видимости, далёкая Англия, действительно имела определённое влияние через свою торговлю на политические дела Руси.

Алексей Михайлович

Агрессивные английские торговцы, которые стали средством построения британской колониальной империи в других частях света, вызывали серьёзное раздражение со стороны отечественного купечества. Поток жалоб на английскую торговлю с самого начала существования «Московской компании» только усиливался. Одна из последних челобитных от русских купцов с просьбой ограничить английскую торговлю была подана царю в 1646 году. 1 июня 1649 года, в год казни короля Англии Карла, был опубликован указ царя Алексея Михайловича, с говорящим названием «О высылке Английские купцов из России и о приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные для торговли Российской поступки, особенно ж за учиненное в Англии убийство Короля Карла I». За «Московской компанией» оставалось право торговли лишь в порту Архангельска. Формальным поводом послужила монархическая солидарность Алексей Михайловича по отношению к свергнутому и убитому английскому монарху, однако, в указе перечислялись и многочисленные ухищрения, обманы и беззакония, чинимые английскими торговцами на Руси, в том числе и контрабанда табака. После реставрации монархии в Англии, английская торговля на Руси была частично восстановлена, однако, несмотря на все усилия королевских дипломатов, прежние привилегии в их полном объёме не были возвращены англичанам. Окончательно монопольные права в ряде отраслей торговли были утрачены «Московской компанией» при Петре Первом. К Романовым пришло понимание того, насколько усилили своё влияние в стране со времён Ивана Грозного представители Англии. Русские цари не могли не увидеть, как сильно возросла мощь Англии спустя почти сто лет после начала совместной торговли. Одним из секретов успеха в построении Британской империи, стало неразрывное сочетание торговли и разведки. Английские торговцы практически везде являлись проводниками влияния британской короны, сочетая функции разведчиков, политических агентов, а иногда и военных. Необходимость устранения подобного рода «агентуры» и защиты собственной экономики от иностранной конкуренции, скорее всего и стала реальной причиной такой политики царя Алексея Михайловича.

Особенности быта купечества

провинциальный городской дворянский административный

Вторым после дворянства сословием, определявшим облик провинциального города, было купечество. Как правило, считается, что наибольшей потребностью купцов было обогащение, причем в первую очередь материальное и лишь затем - духовное. Конечно, купечество только начинало обособляться как отдельное сословие и было еще очень разнородно по образованию, мировоззрению и культуре, но нельзя отрицать общий рост его культурного уровняв указанную эпоху.

В целом, можно сказать, что купечество было очень тесно связано с народной крестьянской средой. Купеческий быт в изучаемый нами период сохранял черты подлинно народного уклада жизни и был достаточно патриархален и консервативен. Несмотря на размеры купеческих домов, большая их часть отдавалась под складские и торговые помещения, а купцы с семьями жили в довольно небольших по размеру жилых комнатах. Тесную связь с городскими низами подтверждает даже выбор имен. Так в Томске нашего периода лидировали имена новорожденных: Иван (с большим отрывом), Петр, Михаил - и совершенно не было имен дворянских, «благородных» (Павел, Александр, Евгений), они появятся только в следующем столетии.

Народным оставался и костюм купцов: сюртуки-сибирки, картузы, сапоги… Также купцы, включая представителей богатейших фамилий, неизменно носили бороды, зачастую окладистые и не всегда - опрятные. Словом, «многое у купцов было как у крестьян и мещан, только богаче и лучше по качеству, и больше по количеству».

Обед сибирских купцов был более чем сытным. Сегюр отмечал: «Богатые купцы в городах любят угощать с безмерною и грубою роскошью: они подают на стол огромнейшие блюда говядины, дичи, яиц, пирогов, подносимых без порядка, некстати и в таком множестве, что самые отважные желудки приходят в ужас». Надо сказать, обед выполнял и дополнительные функции - социальную, эстетическую и этическую. Приглашенный на обед после первого визита считался знакомым и принятым в дом, неприглашение означало нежелание водить знакомства; отказ со стороны приглашаемого от обеда принимался как обида, выражение враждебности и неприязни.

Что же касается условий экономических предприятий купечества, то можно сказать, что огромным тормозом развития торговой деятельности провинциальных предпринимателей было несение ими всевозможных казенных податей, повинностей и служб. Например, в Симбирске купцы должны были выполнять «полицейскую должность», следить за состоянием дорог и мостов, обеспечивать меры противопожарной и противоэпидемической безопасности, нести караульную службу. В Свияжске и Пензе к «градской службе» привлекались, правда, представители и других сословий - в основном, приказных служителей и отставных военных чинов, но главная тяжесть этих повинностей ложилась на спину купцов.

Еще одной тягостной ношей была постойная повинность. Приезжие воинские и гражданские чины, как правило, предпочитали под временные квартиры занимать купеческие дома. Не отягощенные заботами об интересах домовладельцев, постояльцы позволяли себе не только пользоваться хозяйственной пищей, питьем, дровами, свечами, но и чинили различные «обиды».

Но особенно «великое отягощение и разорение» испытывало провинциальное купечество от казенных отъезжих служб. Так, Симбирский посад ежегодно по разным требованиям властей направлял по 300-400 выборных человек в качестве соляных голов, ларечных, целовальников не столько в свой город с уездом, сколько в самые отдаленные места, в чужие города для приема, хранения, продажи казенного вина и соли, а также счетчиками денежной казны при различных канцеляриях. Пензенское гражданство, которое по данным ревизии 1764 г. насчитывало 503 ревизские души купцов и 143 ревизских душ цеховых ремесленников, каждый год отправляло по 128 человек на сбор казенных кабацких денег при продаже вина и 15 человек для сбора денег при продаже соли.

Однако роль купечества в городской жизни не ограничивалась, конечно, только экономической функцией этого сословия. Провинциальное купечество внесло большой вклад и в развитие русской культуры. Как уже упоминалось, с конца XVIII в. богатые купцы являлись главными заказчиками каменного строительства в городах, что серьезно повлияло на городскую планировку и застройку. Имена многих купцов сохранились в названиях улиц и переулков, что подтверждает этот факт.

Во многих русских городах до сегодняшнего дня сохранились купеческие усадьбы, состоявшие из целого ряда складских, торговых и жилых помещений. Флигели такой усадьбы располагались по периметру двора, двор закрывался на глухие ворота. Кирпич не штукатурился, ряды кладки добротны и строго горизонтальны (так называемый «купеческий стиль» кладки). При этом нельзя не сказать, что купцам было разрешено держать лавки в своих домах только с конца столетия, и до 1785 г. русский город вообще не знал домашней торговли.

Грамотность в среде купечества - вопрос спорный. Н.Г. Чечулин писал, что «только немногие купцы могли читать, писать и механически считать на счетах». При этом, в 1784 г. в донесениях «лутчих купцов» в Комиссию о коммерции 65% томских купцов расписались собственноручно, а также 75% красноярских и 90% тобольских. Благодаря этому, можно предположить, что во второй половине XVIII в. в купеческой среде активно развивается образование, по сравнению с предыдущим временем.

Примером этой тенденции может служить тот факт, что 23 мая 1776 г. в Твери открылась одна из первых в провинции России школ для купеческих и мещанских детей. Однако сначала учебные заведения не встретили должной поддержки у горожан, которые не хотели отдавать в них своих детей и выделять для них средства из городского или семейного бюджета. Впрочем, в Казани еще в 1758 г. под патронажем Московского университета открылась выдающаяся для своего времени гимназия, в которой наряду с дворянами могли обучаться и разночинцы - в отдельном классе, но по той же программе. Однако, судя по описанию обучавшегося там Г.Р. Державина, основной массой гимназистов были все же отпрыски дворянских родов.

Эффективным методом обучения была также отдача мальчиков из купечества «в люди» для обучения торговли и прислуги. Такое практиковалось и внутри семьи, под руководством родителей, учивших своих чад торговому делу. Так, в записке купца Смышляева мы читаем, что после смерти отца автора его мать не могла платить за его обучение и «в девятилетнем возрасте, оставя школьную скамью, пошел я к соликамскому купцу Ивану Братчикову».

Однако недостаток образования в современном смысле этого слова компенсировался у купцов вышеупомянутой укорененностью в народной культуре, знанием фольклора - сказок, пословиц, поговорок, помогавшим в делах и торговле. Имелись у них и основы религиозного образования, тем более что многие знаменитые купеческие фамилии относились к старообрядцам, а в Сибири принадлежность купцов к раскольничьим сектам была даже в некотором роде нормой. По этой причине настоящий шок у старозаветного купечества Иркутска вызывал «один молодой согражданин» по прозвищу Куликан, который «брил бороду, пудрился, щеголял во французских кафтанах и водил знакомства только с барами». В результате молодой человек был подвергнут форменному бойкоту в купеческом обществе («он прослыл язвой и чумой, и все почитали за долг удаляться от его знакомства») и позднее вынужден был сдаться и вернуться к дедовским обычаям.

В плане выбора досуга купцы были верны народным забавам. Видимо, их привлекал спортивный азарт, без которого невозможно ведение бизнеса. Так, в Томске проводились кулачные бои «стенка на стенку» со своими неписаными правилами (не бить по лицу, не пинать лежащего, биться без оружия…). Бились русские и татары, 100 на 100 человек и более, но благодаря честным правилам никто не бывал убит. На рубеже XVIII - XIX вв. в Томске были два силача-купца - Коломыльцов и Серебренников, которые играли двухпудовой гирей как мячиком, в часы досуга перекидывая ее через высокий забор. Помимо общих праздников, характерных для всех сословий и всей территории России, существовали праздники, отмечавшиеся только купцами с привычным для них размахом.

Нет сомнений, что и среди купечества были богатые и бедные, хотя значения слов «бедно-богато» в XVIII в. значительно отличаются от современного понимания. Впрочем, по некоторым данным, провинциальное купечество было зачастую даже богаче дворянства. Например, в 1761 г. власти пригласили представителей от губерний в Петербург с целью участвовать в выработке нового свода законов. Из всех приглашенных явились в основном купцы из Иркутска, Оренбурга и Киева, так как столица сулила им коммерческие перспективы, а вот простому дворянину из провинции было непросто содержать себя в Петербурге.

Ученые отмечают, что во второй половине XVIII в. купечество не было однородным, что подтверждает также своеобразная специализация купцов в различных регионах Российской империи, зависевшая от многих факторов. Так, Смоленск, в силу своего удобного географического положения занимался в основном внешней торговлей пенькой. В ведомости, составленной Смоленским губернским магистратом в 1764 г., из 53 состоятельных купцов, отвозившим товары к портам и пограничным таможням, 43 торговали пенькой на суммы от 1 тыс. до 50 000 руб., а всего - на 283 000 руб. в год. Хозяевами же местного торга были смоленские мещане, часто и сами отправлявшиеся торговать за рубеж.

Ориентация на внешний рынок, одна из самых характерных особенностей смоленского купечества, нашла яркое выражение в жалобах смолян, адресованных в Комиссию о коммерции. В 1764 г из 12 пунктов документа 8 были связаны с проблемами зарубежной торговли. Если сравнить жалобы смолян с «изнеможениями» вяземского купечества, перечень которых был подан в то же время (положение Вязьмы можно определить как промежуточное между западными и центральными городами России), то ясно, что вязьмичи отводили своей внешней торговле гораздо меньше места: из 9 пунктов только 1 жалоба касалась торговли с заграницей.

В то время Средневолжский регион был одним из крупнейших хлебопроизводящих районов. Характерными в этой связи представляются свидетельства симбирских купцов, что купля-продажа хлеба занимала центральное место в их предпринимательской деятельности. Но хлебной торговлей в тех краях также занималась немалая часть торгующих крестьян, дворян, разночинцев и приезжих людей, создавая конкуренцию купечеству.

А из записок Лепехина о русском Севере мы узнаем, что «купцы Соли Вычегодской, коих там 445 душ, <…> небеззажиточны и промышляют большей частью отъезжими торгами, то есть ездят в город Архангельский с хлебом и салом, оттуда берут всякие товары, как заморские, так и российские, и отвозят на Кяхту, откуда, запастись китайскими и сибирскими товарами, возвращаются на Ирбитское, а потом на Макарьеское годовое торжище; нередко же с оными ездят и в другие российские города». Подобные же свидетельства масштабных торговых операций приводит ученый и при описании города Устюга: «Купечества 1956 душ, заживны и имеют довольные промыслы. В городе кроме лавочного торгу, содержат мыльные и кожевенные заводы и салотопни. Торгуют в Сибири на Кяхте и других сибирских ярмарках; а главнейший их порт состоит в хлебе и пеньке, говяжьем сале, рогожах и проч.». И все-таки, несмотря на свою неоднородность, купцы провинциальных русских городов имели некоторые общие черты. Так, между собой у них существовало понятие «купеческой чести» - свода неписаных правил, по которым, например, обман казны и покупателя не считался пороком, а вот в расчетах со своими, с такими же купцами даже при крупных суммах все держалось на честном слове, которое не нарушалось. Под честное слово давались большие займы, арендовывались склады, заключались крупные сделки.

Таким образом, применительно ко второй половине XVIII в. мы можем говорить о купечестве как важной и достаточно единой части населения провинциального города. Купцы, в некотором роде, занимали промежуточную ступень между дворянством и простым людом - не столько по богатству, сколько по бытовому укладу и культурной ориентации. Во многом, именно в недрах этого сословия зарождалась новая, капиталистическая Россия, проявившая себя в полной мере позднее. В изучаемую же нами эпоху купечество еще только начинало свое восхождение, а подлинное лицо города составляли те, кто не входил в купеческие гильдии, не обладал большими богатствами и кого дворяне презрительно именовали «чернью», а мы условно назовем городскими низами.