» » Самые знаменитые библиотекари. Высказывания о библиотеке и чтении — список и интересные факты О личной библиотеке

Самые знаменитые библиотекари. Высказывания о библиотеке и чтении — список и интересные факты О личной библиотеке

Когда вы последний раз были в библиотеке? Давно? А ведь эти заведения заслуживают вашего внимания. В них хранится мудрость поколений, которую порой не найдешь в интернете. и библиотекарях были сделаны известными людьми, которые неплохо разбирались в чтении и в культуре. Хотите узнать, что они думали на этот счет?

О публичной библиотеке

Публичная библиотека - это открытый стол идей, за который приглашен каждый. (А. И. Герцен)

Это высказывание о библиотеке говорит о том, что на человека не так часто находит озарение. Новые идеи могут рождаться в голове только тогда, когда персона будет обладать достаточным количеством знаний. Приобрести их можно в библиотеке. Каждый желающий ежедневно может расширить свои знания, причем за это от него потребуют не такую уж и большую плату - свободное время. Если учесть, что человек ограничен в этом ресурсе, то, взглянув на его жизнь, можно понять, насколько правильно персона расставляет приоритеты. Порой кажется странным, что люди выбирают в качестве средства познания интернет, а не книги. В интернете сложнее найти полезную информацию, так как там ее слишком много. В книгах знания систематизированы, упорядочены и проверены многими поколениями наших предков.

О библиотекаре

Никуда не годится тот библиотекарь, который не любит читать, который, читая интересную книгу, не забывает все на свете. (Н. К. Крупская)

Подобные высказывания о библиотеке и библиотекарях встречаются нечасто. А ведь они точны. Человек, который любит свою работу, может сделать профессию престижной. К сожалению, на библиотекарей сегодня учатся те персоны, которые не смогли поступить на другие профессии. Такие «специалисты» не смогут поднять престиж библиотек. Только человек, который любит читать сам, может привить любовь к чтению окружающим.

Высказывания о библиотеке и чтении очень точны. Как часто можно встретить в храме знаний людей, которые искренне заинтересованы в своей работе? Таких персон можно найти максимум 2. Этого недостаточно, чтобы зажечь немногочисленных читателей. Тот, который разбирается в литературе и любит ее, может не только дать хороший совет начинающему читателю, но и развить у него хороший литературный вкус. Именно эта задача должна стоять перед каждым человеком, который хочет претендовать на высокий статус библиотекаря.

О сокровищнице

Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого духа. (Г. В. Лейбниц)

А с чем вы можете сравнить библиотеку? Со складом? Умные люди в своих высказываниях о библиотеке сравнивают ее с сокровищницей. В этих зданиях хранятся все мировые знания. А приобрести их может любой желающий. Но, к сожалению, в последнее время не так много людей, которые хотят обогатиться духовно. Жители нашей страны предпочитают материальный достаток какому-либо другому. Плохо это? Да. Культура умирает, люди деградируют. Все это происходит по той причине, что у личностей идет подмена ценностей. Они не могут отличить настоящие сокровища от вымышленных. Люди похожи на аборигенов, которые с удовольствием меняли золото на кусочки битого стекла. Человек должен понимать, что знания, накопленные им, останутся в его голове навсегда и со временем смогут породить новые идеи. Деньги разлетятся на удовлетворение сиюминутных нужд, и от них ничего не останется.

О запрете на чтение

Нельзя держать книги запертыми, точно в тюрьме, они должны непременно переходить из библиотеки в память. (Ф. Петрарка)

Наши предки писали книги для того, чтобы современники могли ими пользоваться. Знания, зафиксированные на бумаге, могут сохранить мудрость поколений. Приведенное выше и библиотеки помогает человеку понять истинное назначение храмов науки.

Сегодня библиотеки действительно похожи на тюрьмы. Люди их обходят стороной, боясь даже перешагнуть порог этого заведения. Общаться с «жителями» библиотек многие персоны не решаются, считают их недостойными своего внимания. А ведь это очень глупо. Книги - источник человеческой мудрости, не должны пылиться на полках. Их предназначение - делиться знаниями с людьми, помогать найти себя и свое место в жизни. Вы замечали, что молодежь часто не может найти свое призвание и идет работать в магазины? Думаете, что изменилось общество и время и что другой работы сегодня просто нет? Это не так. Изменились люди и их ценности.

О будущем библиотек

Наиболее яркой характеристикой библиотеки будущего явится не столько ее внешний вид, сколько интеллектуальная деятельность в ее стенах - та деятельность, которая была отличительной чертой каждой библиотеки во все времена, начиная с Александрийской... (Шира)

Библиотеки потихоньку отмирают. Чтобы храмы науки не исчезли с лица земли, их нужно переквалифицировать. Данное высказывание о библиотеке помогает понять, в каком направлении следует работать. Человек идет в храм науки за знаниями, но ведь их можно получать не только из книг. Люди могут развиваться путем дискуссий и лекций. Такие мероприятия обязательно должны устраиваться под крышей библиотеки. Читающая молодежь сегодня находится в очень невыгодном положении. Порой люди не могут найти себе единомышленников, чтобы обсудить с ними понравившееся произведение. Библиотеки и библиотекари могут взять на себя труд по организации книжных клубов. Еженедельно или же ежемесячно в храме наук могут проходить встречи по интересам. Например, в один день там будут собираться люди, неравнодушные к фантастике, в другой день - поклонники классической литературы. На таких живых встречах у читателей будет возможность познакомиться с единомышленниками, высказать свое мнение, а также узнать немного больше о том жанре литературы, к которому есть интерес.

О мере

Я люблю библиотеки, люблю в них засиживаться, умею и уходить оттуда вовремя. В этом не раз меня упрекали, но я только горжусь этим. Надо быть библиотечным читателем, но не библиотечной крысой. (А. Франс)

Существуют различные высказывания о библиотеках. Цитата, приведенная выше, может кого-то шокировать. Но ничего ужасного в ней нет. Люди должны с умом распоряжаться своим временем. Человек может любить библиотеки, но он не обязан в них жить. У хорошо образованного интеллектуала есть много интересов, помимо чтения. Поэтому не стоит все свое свободное время проводить среди книг. Иначе может возникнуть такая ситуация, когда человек будет жить не в реальном мире, а в иллюзорном, в том, который придумали многочисленные авторы. Следует уметь закрывать книгу, когда за окном поздний вечер. Семья, друзья и любимые люди, в отличие от книг, не вечны. Поэтому проявите к живым людям уважение и внимание. Высказывание не призывает читателей отвернуться от библиотек. Оно нацелено на то, чтобы человек пересмотрел свои жизненные приоритеты и в случае необходимости их немного сместил.

О знаниях

Библиотека - это не только книги. Это прежде всего колоссальный концентрат спрессованного времени, как бы сопряжение тысячелетий человеческой мысли. (М. Шагинян)

А что значит библиотека для вас? Красивое здание, стоящее в центре города? Высказывания о библиотеках великих людей совершенно о другом. Для кого-то это сокровищница, а для кого-то - концентрат спрессованного времени. Да лучше и сказать сложно.

Книги - это память поколений, которая хранится под одной крышей. В библиотеке можно найти книги, которые расскажут о жизни наших современников и далеких предков. По бумажным реликвиям можно изучать культуру, быт, а также разговорную речь. Ведь все это менялось на протяжении веков. Сложно представить всю мощь, которая сосредоточена в библиотеке. Но как много современников готовы тратить свое время на то, чтобы проникнуться ощущением старины и посидеть в читальном зале? Такое мероприятие является обычным для одного человека из сотни, а возможно, из тысячи. Люди ходят в библиотеку по острой необходимости, чтобы написать курсовую или диссертацию. Мало кто идет в храм науки не из-под палки.

О золоте

Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка. (С. И. Вавилов)

Хотите найти монологическое высказывание для школьной библиотеки? Оно приведено выше. Эта фраза подходит для школьного помещения, в котором составлено несколько стеллажей. Подростки не любят читать по разным причинам. Одним эту привычку не привили родители, а другим не повезло с учителем литературы. Если в школе будет работать хороший библиотекарь, то он может изменить взгляд юных ребят на книги. Толковое объяснение и наставление поможет школьнику разобраться в дебрях литературы. Самостоятельно бывает сложно найти интересную книжку, которая бы пришлась очень кстати по возрасту и уровню развития. Библиотекарь может посоветовать хорошую литературу на основании разговора с ребенком. И в этом случае школьнику не придется самостоятельно, путем проб и ошибок, искать клад на стеллажах. Ведь много людей потому и не читают, что не смогли в юные годы найти человека, который смог бы развить хороший литературный вкус.

Об украшениях

Библиотеки - гардеробы, из которых умелые люди могут извлекать кое-что для украшения, многое - для любопытства, и еще больше для употребления. (Дж. Дайер)

Не все высказывания о библиотеке великих людей приобретают известность. Большинство из них забывается. Да это и не сложно объяснить. Статус библиотек сегодня настолько низкий, что об этих заведениях говорят исключительно редко. А ведь если подумать, то библиотека - это уникальное помещение, где каждый может найти что-то для себя. Кто-то может блеснуть остроумной фразой, взятой из книги, на светском мероприятии. Кому-то книги помогут найти ответ на интересующий вопрос. А кто-то просто не мыслит свою жизнь без хорошего чтива. Популярность библиотек нужно поднимать, иначе уровень культуры совсем упадет. Кто-то может сказать, что ниже уже некуда, но если посмотреть на страны Запада, то можно с уверенностью отвечать, что российская культура находится не на самом дне, и упасть еще глубже можно.

О тщетности надежд

Нигде так сильно не ощущаешь тщетность людских надежд, как в публичной библиотеке. (Сэмюэл Джонсон)

Это высказывание про библиотеку очень актуально сегодня. Если взглянуть на посещаемость данных заведений, то можно понять, что любовью молодежи храм наук не пользуется. Печально ли это? Конечно. Наши предки надеялись на то, что их знания не забудутся. И для того чтобы это так и было, люди писали книги. Но что сегодня читает молодежь? Биографию Ольги Бузовой или же книги о том, как стать богатым и успешным, не прикладывая для этого никаких усилий. Подобная литература не содержит никакой полезной информации. При посещении библиотеки становится грустно от мысли, что множество великих авторов так и останутся непрочитанными, а некоторые из классиков уйдут в забытие уже через несколько лет. Время меняется, меняются люди и их интересы. Но в лучшую ли сторону происходят эти перемены? Сложно сказать, кто в этом виноват. Но следует помнить, что выход есть всегда. И в случае с тщетностью людских надежд он очень прост. Нужно повысить популярность храма наук, который будет прививать людям хороший литературный вкус.

О личной библиотеке

Я люблю время от времени навещать друзей, просто чтобы взглянуть на свою библиотеку. (Уильям Гэзлитт)

Это высказывание о библиотеке и книге вызывает улыбку. Конечно, оно сегодня неактуально, но провести аналогию можно. Люди любят одалживать вещи, а вот возвращать их не очень. Раньше такими предметами были книги. Хотя подобная ситуация может повториться и в наши дни. Читающий человек может настолько расхвалить какое-нибудь произведение, что нечитающая личность решит, что тоже хочет взглянуть, что же друг тут нашел хорошего. Но в итоге книга оседает на книжной полке. Одалживающий ее товарищ вскоре забывает о своем недавнем приобретении, так что оно продолжает мирно жить в его книжном шкафу. Странно ли это? Не очень. Это высказывание не призывает вас быть злым другом, который ничем ни с кем не делится. Будьте разборчивы и не давайте в пользование дорогие вашему сердцу вещи, так как они могут к вам больше не вернуться.

О характере

Личная библиотека глубже всего раскрывает характер человека. (Ли Майклс)

Чтобы понять, что думает человек об этом мире, нужно посмотреть на его библиотеку. Обо всех предпочтениях личности полностью расскажет собрание книг. Человек, который имеет маленькую библиотеку, очень ограничен. Его кругозор и запас знаний невелик. Личность с большой библиотекой разносторонне образована и начитана. Конечно, сейчас речь идет о людях со средним достатком, которые покупают книги не для красоты, а для того, чтобы использовать их по назначению. Хотите узнать о личных качествах человека? Спросите его о том, какую литературу предпочитает ваш оппонент. Если девушка любит читать романы, значит, она сентиментальна и очень впечатлительна. Человек, который предпочитает фантастику, обладает незаурядным умом и хорошим воображением. Персона, которая любит историческую литературу, обладает хорошей логикой и трезвым взглядом на мир.

Бизнес-хватка Брэнсона проявилась ещё в детстве. В возрасте 16 лет он стал основателем и главным редактором журнала Student. А свой самый известный бренд Virgin, в который входят более 400 компаний, он создал в 1970 году, начав с доставки музыкальных записей.

Сейчас оборот Virgin Group составляет более 24 миллиардов долларов, а число сотрудников - 50 тысяч человек по всему миру. Компания имеет свой болид «Формулы-Е», а также планирует запускать ракеты с туристами в космос. Стоимость одного билета, к слову, 250 тысяч долларов. Купить можно .

Ричард Брэнсон, как и многие другие выдающиеся люди, с детства любил читать. Вряд ли для кого-то это станет новостью. Вот что он говорил по поводу любимых книг:

Меня недавно попросили назвать пять любимых книг, и задача оказалась сложнее, чем я думал. Я люблю десятки книг и каждую по разным причинам.

Ричард Брэнсон

К сожалению, Брэнсон не так много рассказывает о своих привычках в чтении и о том, как много он читает. Удалось найти его любимую поэму - The Quitter Роберта Сервиса. Об этом сам Брэнсон рассказал в Twitter.

Любимые книги Ричарда Брэнсона

  1. «Краткая история времени », Стивен Хокинг.
  2. «Дайсмен, или Человек жребия», Люк Райнхарт.
  3. «Сталинград », Энтони Бивор.
  4. «Дикие лебеди: три дочери Китая», Юн Чжан.
  5. «Долгая дорога к свободе», Нельсон Мандела.
  6. «Ласточки и амазонки», Артур Рэнсом.
  7. «Там, где живут чудовища», Морис Сендак.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед, астролог. Родился в 1646 г. в Лейпциге. Отец Лейбница, известный юрист, умер, когда мальчику не исполнилось и семи лет. Мать, заботясь об образовании сына, отдала его в школу Николаи, считавшуюся в то время лучшей в Лейпциге. Готфрид целыми днями просиживал в отцовской библиотеке.
Пятнадцатилетним он поступил в Лейпцигский университет. Официально числясь на юридическом факультете, посещал также лекции философии, математике и по другим предметам. В 18 лет Лейбниц получил степень магистра словесности и философии, а в 20 защитил докторскую диссертацию «О запутанных делах». Затем он избрал карьеру придворного, отказавшись от предложенной ему должности профессора, однако продолжал активно заниматься наукой.
В 1667 году Лейбниц отправился в Майнц к курфюрсту, который пригласил ученого принять участие в составлении нового свода законов. В течение пяти лет Лейбниц занимал видное положение при майнцском дворе, а в 1672 г. выехал во Францию с дипломатической миссией, имея также желание познакомиться с исследованиями Ферма, Паскаля и Ньютона. В 1876 г. он принимает приглашение герцога Иоганна Фридриха и приезжает в Ганновер.
С 1676 г. до конца жизни Лейбниц – историограф и тайный советник юстиции при дворе ганноверских герцогов. Он исполнял здесь также должности астролога (в частности, составлял гороскопы) и библиотекаря Придворной библиотеки в Вольфенбюттеле (она являлась тогда самой большой в Европе и мире). Лейбниц руководил этой библиотекой с 1690 г. на протяжении 23 лет совмещая эту деятельность с руководством Придворной библиотекой в Ганновере. Именно здесь ему удалось воплотить многие свои библиотечные идеи.
Здесь же он встретил свою будущую возлюбленную, Софию Шарлотт, дочь ганноверской герцогини. Тогда ей было 12 лет, и она была его ученицей. Четыре года спустя девушка вышла замуж за бранденбургского принца Фридриха III, будущего короля Пруссии Фридриха I. О Лейбнице она сохраняла воспоминание как о дорогом, любимом учителе, между ними началась переписка, затем встречи. Основание Бранденбургского научного общества (позднее – Берлинская Академия наук) в Берлине в 1700 г. окончательно сблизило Лейбница с королевой. Лейбниц был назначен первым президентом Общества.
В 1697 г. Лейбниц впервые встретился с Петром I, предпринявшим путешествие в Голландию для изучения морского дела. Тогда Лейбниц набросал проект реформы образования и проект учреждения Петербургской академии наук. Осенью следующего года Петр прибыл в Карлсбад. Во время этого путешествия план Академии наук был выработан Лейбницем во всех подробностях.
Лейбниц стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии и новейшее научное знание на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. Его философская система – монадология – основана на представлении о физическом мире как чувственном выражении мира монад – первоэлементов истинного, умопостигаемого мира. Он развивал учение об относительности пространства, времени и движения, сформулировал закон «сохранения живых сил», явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии.
Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики, был одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений, двоичной системы счисления. Он сконструировал первую механическую счетную машину, способную производить сложение, вычитание, умножение и деление.
Идеи Лейбница в области астрометеорологии не утратили своего значения до наших дней; именно он впервые указал на связь между колебаниями в показаниях барометра и погодой.
Библиотечная деятельность Лейбница была гораздо шире, чем деятельность большинства других ученых, работавших библиотекарями. В целом ряде своих трудов он рассматривает книги и библиотеки как своего рода инструменты получения знаний. Библиотечный фонд, по его мнению, должен иметь интеллектуальную и научную ценность, энциклопедически охватывать все знания. Библиотека – одно из звеньев интегрированной системы знаний, включающей архивы, издательства, типографии, учебные заведения, учреждения науки и культуры.
Лейбниц разработал целостную концепцию научной библиотеки. Один из элементов этой концепции – необходимость подготовки с полугодовой периодичностью аннотированных списков новых изданий. С этим предложением он обратился к австрийскому герцогу Леопольду I, но не получил поддержки.
Вместо каталогов Франкфуртской и Лейпцигской книжных ярмарок, где указывались только автор и название книги, Лейбниц предложил готовить обзоры с биографиями писателей, анализом их творчества, анализом произведения и отрывками из него. Он считал, что правительство сможет с помощью таких обзоров получать информацию о циркулирующих в обществе идеях, а, следовательно, и контролировать их.
Он предлагал создать сводный каталог всех библиотек страны. Предлагал создать особую библиотеку, в фондах которой были бы самые нужные для общества книги.

Иоганн-Даниил (Иван Данилович) Шумахер (1690–1761) считается первым профессиональным отечественным библиотекарем по должности. До этого было «звание библиотекарь» – очень почетное, дававшееся по особому распоряжению. Владевший таким званием признавался как грамотный, приобщенный к искусству собирания книг и их хранения, человек.
Немец Шумахер был родом из Эльзаса, который в то время принадлежал Франции. Окончил философский факультет Страсбургского университета. В 1714 г. его пригласили на службу в Россию, где он был вначале секретарем Медицинской канцелярии. Будучи человеком деятельным, ловким и дипломатичным, Шумахер постепенно завоевал расположение многих влиятельных деятелей и самого царя.
В это же время на основе коллекции книг, собранных в Летнем дворце в Санкт-Петербурге, было решено создать библиотеку, а затем вокруг нее – и Академию наук. Создавать библиотеку поручили именно Шумахеру. Книги привозились из Германии, Польши, Финляндии, из завоеванных в ходе Северной войны провинций. Десять лет собиралась библиотека. В 1721 г. Петр I отправил Шумахера за границу, поручив ему ознакомиться с устройством библиотек в разных странах и купить нужные для России книги. Через год, вернувшись в Россию, он написал отчет о своем путешествии, который считается одним из самых ранних отечественных светских документов по библиотечному делу.
В 1724 г. была открыта Академия наук, а Шумахер назначен ее библиотекарем. Он назывался «главным командиром под президентом», то есть по сути дела стал вторым лицом после Президента академии; в отсутствии Президента он исполнял его обязанности. Ему было назначено жалованье 1200 руб. в год; это было сравнимо с жалованьем высшего чиновничества России и в полтора-два раза выше, чем жалованье губернатора. Академики получали в среднем 1000 руб., профессора – 660 руб.
Фактически Шумахер создавал библиотеку нового для России типа: она была публичной, имела достаточно полный и разнообразный фонд научных книг, систематическую расстановку, подробный каталог (который был вскоре издан в виде четырехтомника). Из-за границы Шумахер привез десятки каталогов различных библиотек (Римского кесаря, Берлинской, Оксфордской, Кембриджской и другие). Современники-европейцы высоко оценивали и содержание библиотеки, и порядки в ней. Хороший организатор, Шумахер придавал большое значение интерьеру библиотеки, удобству работы.
Отношение к Шумахеру в Академии, судя по сохранившимся источникам, было различным, называли его и злым гением, врагом продвижения русских людей в Академию, личным врагом самого Ломоносова. В должности начальника академической канцелярии (которую он также занимал) Шумахер действовал, вероятно, как самовластный бюрократ. В 1742 г. его отстранили от должности и даже посадили под домашний арест, но потом все-таки вернули в Академию.

Андрей Иванович Богданов, один из первых русских книговедов, лингвист, автор первого труда по истории Петербурга, родился в 1692 г. в Петербурге. Отец его был мастером порохового дела. До семи лет мальчик помогал отцу, затем поступил на службу в городскую типографию, после 1727 г. работал печатником в академической типографии.

В 1730 г. Богданов подаёт прошения о переводе в библиотеку Академии наук. Оно было удовлетворено, и Андрей Иванович стал фактически заведующим русским отделением библиотеки. В 1737 г. ему было присвоено звание «библиотекарского помощника».

Богданов описывал собрание рукописей Феофана Прокоповича, поступившее в библиотеку после смерти этого известного религиозного и государственного деятеля, писателя. Также он составлял «реестры» книг и рукописей, конфискованных у нескольких опальных деятелей и переданных в библиотеку.

Андрей Иванович активно участвовал в подготовке первого печатного описания рукописей, хранящихся в библиотеке Академии наук – так называемого «Камерного каталога». После выхода книги в 1742 г. он продолжал пополнять каталог сведениями о поступавших в библиотеку новых рукописях и изданиях, уточняя имена их бывших владельцев. Скрупулезность и трудолюбие немало помогли ему и в этих трудах, и в работе над рукописью под длинным, как было принято в те годы, названием «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов, которыми ныне весь свет пишет и ими всякое книжное сочинение составляется, купно же при том со внесением истории и о наших российских азбучных словах». Это был первый в России оригинальный, репертуар русской книги – к сожалению, полностью опубликованный лишь спустя двести лет, в 1958 г. Необходимо подчеркнуть, что репертуар имеет самостоятельную схему классификации наук, включенную в библиографическую часть. В те годы термина «книговедение» ещё не существовало, сам Богданов считал эту область научных трудов «наукой словской». Но он был первым русским книговедом; не случайно одна из частей этой его работы называется «Краткое ведение о авторах российских, кто какие на русском языке издавал книги и разные переводы, и тому следующее известие», в другой части помещён биобиблиографический словарь.

Многие годы Андрей Иванович собирал и обрабатывал сведения по истории Санкт-Петербурга. Итогом стало сочинение «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год». Этот труд содержал важнейшие факты из истории раннего Петербурга, а также сведения по географии, топонимике, административной структуре, населению города, был, по сути, энциклопедией столичной жизни первой половины XVIII века. Предполагалось его издание к пятидесятилетию столицы Российского государства, отмечать которое должны были в 1753 году. Но язык рукописи был слишком тяжёл, светское сочинение буквально скрежетало архаической церковнославянской лексикой. В отредактированном и сокращённом виде этот текст был опубликован уже после смерти Богданова в 1779 г.

Брендон Берчард приводит результаты двадцати лет исследований, десяти лет аналитических данных коучинга высокой результативности, а также обширные данные по успешным людям во всем мире, полученные через опросники, структурированные интервью и профессиональные методы оценки. Оказывается, чтобы стать не просто успешным, а мегауспешным, нужно обладать шестью конкретными качествами. Тогда вы добьетесь экстраординарного процветания и благополучия в долгосрочной перспективе.

Вот эти качества.

Понимание

На вопрос «как вы хотели бы изменить жизнь» наверняка самый популярный ответ будет примерно таким: «Я бы все бросил и начал жизнь заново». Мы восхищаемся историями, когда в кино или книгах герой бросает работу в офисе, запирается в квартире и через некоторое время становится известным писателем. Так вот. Успешные люди переживают непростой период в жизни совсем не так. Они не бросают все в одну секунду, не сжигают мосты, не крушат свой бизнес или отношения за один безумный выходной, помутившись разумом.

Когда им тяжело, особенно когда они не знают, чего хотят, они продолжают маршировать, как хорошие солдаты. Они не хотят все портить. Они боятся внезапных изменений, потому что на самом деле все хорошо. Они не хотят отказываться от того, ради чего так долго работали. Не хотят делать шаг назад, или сбавлять обороты, или уступать место коллегам и конкурентам. Не зная, чего они хотят на самом деле, успешные люди зачастую просто продолжают жить как жили.


Хочется все разрушить? Остановитесь, успешные люди так не поступают.

Неважно, насколько хорошо вы понимаете себя и свою жизнь, не переживайте, этому можно научиться. Понимание - не личностная характеристика, которой немногие счастливчики наделены с рождения. Не надейтесь, что на вас снизойдет вдохновение и вы поймете, чего хотите в жизни. Вы сами генерируете это понимание, задавая вопросы, исследуя, пробуя новое, анализируя жизненные возможности и вычисляя, что вам подходит. Невозможно выйти на улицу в один прекрасный день, чтобы вам на голову свалился и все встало на свои места. Понимание рождается из тщательного осмысления и значимых экспериментов. Оно появляется, когда мы регулярно задаем себе вопросы и детально прорабатываем свое отношение к жизни.

Энергия

Нужно немало энергии и жизненных сил, чтобы преуспевать в течение долгого времени. Результативные люди обладают Энергией с большой буквы - волшебной триадой, включающей непоколебимую позитивную психологическую, физическую и эмоциональную энергию. Это ключевая сила, которая помогает им добиться лучших результатов во многих сферах жизни. Именно поэтому результативные люди более увлеченные, выносливые и мотивированные. Если вы сможете воспользоваться всеми благами Энергии, мир ваш.

Энергия - не только физическое понятие, хотя именно так большинство воспринимают ее. Психологическая активность и ясность ума тоже важны, как и позитивные эмоции. По сути, они все связаны с высокой результативностью.

Необходимость

Необходимость - эмоциональный стимул, который превращает высокие результаты из предпочитаемого варианта в обязанность. В отличие от более вялых, неубедительных желаний, когда вам хочется сделать что-то, необходимость требует от вас определенных действий. Когда чувствуешь необходимость, уже не сидишь и не мечтаешь, а встаешь и делаешь, потому что так надо. Выбора практически нет; ваше сердце, душа и ситуация призывают вас к действиям. Ты просто знаешь, что нужно что-то делать, а если не сделаешь, на сердце будет погано. Как будто недотягиваешь до собственных стандартов, не выполняешь свои обязательства, свой долг или предназначение. Необходимость вдохновляет мотивацию гораздо более высокого уровня, потому что ваша личность зависит от этого и нельзя терять ни секунды.

Продуктивность

Продуктивность начинается с целей.


Путь к вершине начинается с цели.

Когда есть четкие, трудные, но интересные цели, вы более сосредоточены и увлечены, что ведет к ощущению потока и наслаждению. Наслаждение дает ту внутреннюю мотивацию, которая коррелирует с высокой продуктивностью и в смысле количества, и в смысле качества результата. То же верно и для команд. Группы с четкими, амбициозными целями почти всегда превосходят по результатам группы без определенных целей. Исследование регулярно показывает, что групповые цели работать быстрее и дольше, больше внимания уделять важным задачам, меньше отвлекаться и вкладывать больше усилий.

Энергия - еще один важный фактор продуктивности, о чем мы писали ваше. Практически все, что вы делаете, чтобы заботиться о себе, важно для роста результативности. Полноценный сон, питание, спорт значительно влияют на продуктивность. И не только вашу - продуктивные результаты целых стран могут быть связаны, к примеру, с привычками питания населения.

Влияние

Чтобы рассматривать вопрос в широком аспекте, определим «влияние» как способность формировать убеждения и поведение других людей в соответствии со своими желаниями. То есть вы можете заставить людей поверить вам, убедить их следовать за вами или выполнять действия, которых вы требуете от них.

Конечно, влияние - улица с двусторонним движением. Но все чаще исследования показывают, как сильно вы можете воздействовать на восприятие людей и в итоге увеличивать влияние, которое вы оказываете на них. Факты говорят о том, что, независимо от вашей личности, вы способны усилить свое влияние в этом мире намного больше, чем могли бы предположить.

Одна из причин, по которым людям сложно получить влияние в личной и профессиональной жизни, - они не просят то, чего хотят. Отчасти потому, что чудовищно недооценивают желание других людей участвовать и помогать. Несколько повторных исследований показали, что люди склонны говорить «да» в три раза чаще, чем мы считаем. Это значит, что мы абсолютно не умеем прогнозировать, согласится человек на нашу просьбу или нет. Другая причина, по которой люди не умеют просить, - они думают, что их осудят. Однако выяснилось, что и здесь мы плохие предсказатели. Исследования показывают, что люди переоценивают, насколько часто или насколько негативно их судят.

Вы не узнаете, обладаете ли влиянием на своих коллег, пока не попросите их о чем-то.

То же касается супруги/супруга, соседей и начальства. Вот почему поговорка «не узнаешь, пока не спросишь» вполне обоснована. Да и в Библии написано: просите, и дано будет вам. Среди всего прочего, чтобы укрепить влияние, придется научиться часто о чем-то просить и формулировать свои просьбы эффективно (это приходит только с опытом). Многие люди мечтают о влиянии, но никогда не используют основной инструмент - просьбу.

Смелость

«Смелость - это сопротивление страху, контроль над страхом, а не его отсутствие», - писал Марк Твен. Психологи согласны с ним: смелость - не бесстрашие; это способность действовать и проявлять упорство, несмотря на страх. Однако смелость может привести к бесстрашию во многих сферах. К примеру, психологи выяснили, что большинство парашютистов боятся выпрыгивать из самолета первый раз. Первый прыжок - настоящий акт смелости. Но чем чаще они прыгают, тем больше в них уверенности и бесстрашия. Со временем даже прыжки с парашютом могут стать обычным делом - я преувеличиваю, конечно, однако никакого страха уже точно не будет. Исследователи выяснили, что тот же принцип применим к саперам, солдатам и астронавтам: чем больше опыта противостояния страху, тем меньше страха и стресса.


Смелость - это не отсутствие страха, а то, как вы со страхом справляетесь.

Все же в основе наших исследований смелости лежит четкий паттерн: результативные люди склонны к действиям, даже когда результаты этих действий пугающие, рискованные или ненадежные.