» » Кто изобрел чашку петри. Чашка Петри и её история Подготовка чашек Петри

Кто изобрел чашку петри. Чашка Петри и её история Подготовка чашек Петри

В 1887 году Юлий Петри изобрел простую пару блюд для гнездования, идеально подходящую для хранения образцов растущих бактерий стерильными - «чашка Петри ».

Историк науки Говард Маркель рассказывает историю этой повсеместной лабораторной поставки, а также убедительное открытие материала в нем, агара.

Шекспир заметил: «Некоторые рождаются великими, некоторые достигают величия, а некоторые возлагают на них величие». Последняя статья этой знаменитой аксиомы прекрасно описывает единственное научное достижение Юлиуса Ричарда Петри (1852-1921).

В 1877 году, будучи еще молодым немецким военным врачом, Петри назначили работать на доктора Роберта Коха в Имперском отделении здравоохранения в Берлине. Кох, конечно же, был кайзером бактериологии и был всемирно известен своей работой, помогая установить теорию болезни зародыша как принятый научный факт. Двухлетний пост Петри под руководством Коха была большая удача.

Но, чтобы объявить его поразительные результаты на несметном числе инфекционных болезней, Кох должен был вырастить бактерии, многие из них. И таким образом, он и его помощники сосредоточились на создании самых надежных, чистых методов лаборатории.

Самой большой проблемой, с которой они столкнулись, было загрязнение их культур воздушно-капельными бактериями. Один ранний подход включал выращивание бактериальных колоний на плоской пластине, содержащей питательную среду желатина. Затем планшет хранился в контейнере с тяжелым стеклянным стеклом, чтобы предотвратить плавление микробов от осаждения на пластину и умножения. Но этот метод был слишком неуклюжим, особенно при попытке наблюдать за колониями через микроскоп.

Появление Юлиуса Петри. Под влиянием своего поста на фабрике открытий Коха он возился со стеклянной посудой, а в 1887 году появился знаменательный документ «Небольшая модификация техники покрытия Коха». Этот титул немного преуменьшен. В 300-словной статье Петри описывается теперь знакомая круглая стеклянная пластина с прямыми сторонами, которая содержит культуральную среду вместе с аналогичной формой чуть более широкого диаметра.

Это было просто, практично и блестяще. Пластинка Петри не только препятствовала проникновению в организм микробов, но и была достаточно плоской, чтобы ее можно было легко просмотреть под микроскопом для количественного и морфологического анализа.

Кстати, именно Фанни Гессе, жена другого помощника Коха, предложила гораздо лучший культурный субстрат, чем желатин: агар-агар, малайский термин для полисахарида, полученного из морских водорослей красных водорослей или багрянки. Г-жа Гессе использовала материал, когда делала свои летние фруктовые желе. В 1881 году она убедила своего мужа Уолтера, что агар не будет таять под инкубационным жаром, наиболее болезненные бактерии должны процветать. Это масло из водорослей стало идеальным помощником для чашки Петри , хотя мы редко вспоминаем имя Фанни сегодня.

Доктор Петри продолжал управлять санаторием туберкулеза. Он делал свои клинические раунды в полной одежде униформы доктора прусской армии. Его мундир включал алый красный пояс, обернутый вокруг его болезненно тучной талии. Некоторые высмеивали его как контрольного уродца, который выглядел как трехмерная карта экватора, вращавшегося вокруг земного шара.

Не важно. Хорошее назначение доктора в лабораторию Коха, возможно, было хорошей удачей. Но его оценка по истории неоспорима. Толчок в суровое испытание открытия, он появился с блюдом, общепризнанным как «

Чашки Петри имеют множество применений, но чаще всего они используются для культивирования бактерий. Чашки Петри - это маленькие, прозрачные, пластиковые или стеклянные контейнеры, которые также могут надежно содержать мелких животных или прорастающие семена. Ростовую среду часто помещают на дно чашки Петри , которая обеспечивает источник пищи для бактерий, что позволяет им быстро воспроизводить

Для изучения бактерий ученый начинает с взятия тампона или образца бактерий, о которых идет речь. Например, если ученый изучал бактерии сальмонеллы, он может перетащить ватный тампон по какой-то испорченной пище. Затем тампон протирают на источник пищи в чашке Петри и запечатывают. В зависимости от рассматриваемых бактерий чашку Петри можно инкубировать в нагретой коробке для ускорения роста бактериальной культуры. Через несколько часов, дней или недель ученый откроет чашку Петри и осмотрит бактерии, растущие внутри.

Ученые могут рассматривать бактерии в чашке Петри микроскопически или они могут подсчитать количество бактериальных клеток в культуре. Ученые могут сравнить результаты различных источников пищи, используя чашки Петри с различными видами пищи. В качестве альтернативы, ученые могут обрабатывать каждую чашку Петри другим химическим веществом, чтобы увидеть, какие из них оказывают желаемое действие на бактерии.

Знаете ли вы, сколько бактерий обитает на ваших ладонях? А на крышке телефона? А на каком-нибудь предмете, которым вы пользуетесь каждый день и, как вам кажется, содержите в чистоте? Нет? Хотите посмотреть? Предлагаем доступный способ увидеть мир, обитающий на кончиках пальцев.

Что понадобится

1. Бульон:

  • жирное мясо (50 г);
  • вода (0,5 л);
  • пакетик агара (это вещество выделяется из красных и бурых водорослей, продаётся в некоторых продуктовых магазинах в виде порошка).

2. Стерильные чашки Петри (5–10 шт.):

Это такая стеклянная или пластиковая лабораторная посуда, состоящая из двух плоских чашек, которые входят друг в друга. Такое строение служит для защиты от внешних загрязнений или газов, выделяемых самими колониями бактерий. Чашки Петри продаются в большинстве аптек, стоят дёшево.

3. Холодильник.

4. Термометр.

5. Ватные палочки (20 шт.).

6. Антибактериальное мыло (для проверки).

7. Маска, перчатки.

8. Раствор хлора, например жидкость «Белизна» (0,5 л).

Последовательность действий

Строим дом

1. Подготовьте среду для роста и размножения будущих бактерий: сварите мясной бульон. Лучше поварить мясо подольше, чтобы получилось наваристее.

2. Добавьте в сваренный бульон агар из расчёта 1/2 чайной ложки (1,2 г) на каждые 1/4 стакана (60 мл жидкости). Это количество подходит для одной чашки Петри.

3. Разогрейте вашу свесь в микроволновке, доведите до кипения, и дождитесь, пока весь порошок агара не растворится. После этого остудите.

4. Возьмите чашки Петри. Обратите внимание: они должны быть стерильными внутри! Если не уверены, окуните в кипяток, только аккуратнее, чтоб не ошпариться. Чтобы не занести бактерии из воздуха, лучше проделывать все операции возле горящей газовой горелки.

5. Залейте питательную смесь в нижнюю половинку тонким слоем, лишь слегка покрывающим дно, и как можно быстрее закройте ёмкость верхней чашкой. Дайте остыть.

6. Поставьте закрытые чашки Петри в холодильник. Лучше, чтобы нижняя половинка оказалась сверху. Это нужно, чтобы предотвратить разрушение среды каплями конденсата. Дождитесь, пока среда станет похожей на твёрдое желе. Готовые чашки Петри могут храниться в холодильнике около двух месяцев.

Новоселье

1. Достаньте чашки Петри из холодильника и разогрейте их до комнатной температуры. Теперь можно приступать к заселению! Тут есть множество вариантов - всё зависит от вашей фантазии. Мы решили посмотреть, какие бактерии живут на кончиках пальцев.

2. Прикоснитесь к желе поочерёдно пятью пальцами в разных местах. Делать это надо аккуратно, не повреждая поверхность. Накройте ёмкость со следами пальцев верхней чашкой (это надо делать очень быстро) и запечатайте, например, клейкой лентой. На нижней поверхности чашки маркером обведите отпечатки пальцев и подпишите.

3. Поставьте заселённые «дома» в тёплое и тёмное место. Со вторым пунктом всё вроде бы понятно, но что касается тепла - бактерии достаточно привередливы и наиболее активно растут при +37 градусах. Для того чтобы определить оптимальный режим, возьмём термометр и измерим температуру тёплых поверхностей в доме - например, за холодильником. Время роста в этом случае составит 1–2 дня. Можно выращивать бактерии и в более прохладных условиях, но тогда процесс будет идти гораздо медленнее.

4. Зафиксируйте результаты: через сутки маркером начните рисовать круги на внешней стороне дна чашки вокруг разросшихся бактерий, плесени, грибков или других «жильцов». Так вы будете ежедневно получать информацию, каким образом и с какой скоростью заселяется «жилплощадь» (возможно, появится рисунок, напоминающий срез дерева).

5. Попробуйте идентифицировать микроорганизмы, колонии которых вырослив чашках. Для этого у микробиологов есть множество способов типа выделения чистой культуры, окраски по Граму, биохимических проб. Мы сможем использовать лишь некоторые - определить цвет и форму колонии.

6. Проверьте действие антибактериального мыла. Как только в чашке Петри разовьётся жизнь, нанесите ватной палочкой каплю мыла между двух колониальных островков. Закройте чашку и оставьте её ещё на сутки в тёплом и тёмном месте. Области заселения будут разрастаться вокруг капли на некотором отдалении от неё, и чем активнее вещество, тем шире окажется «зона отчуждения».

Знакомство

Можно просто оставить отпечаток своих пальцев (тогда вам понадобится только одна чашка Петри). А можно провести эксперимент и сравнить состав «жильцов» в разных ситуациях (для этого придётся задействовать несколько чашек), например:

  • после поездки в общественном транспорте;
  • после долгой работы за компьютером;
  • после того как руки помыты с мылом / без мыла;
  • после возвращения с работы / из школы / из университета;
  • после рукопожатий с соседями справа, слева и снизу, а также поездки в лифте с хозяином трёх американских бульдогов...

Для сравнения оставьте в одной из чашек отпечатки максимально чистых рук (помыть антибактериальным мылом, протереть дезинфицирующим раствором).

На ваших пальцах обитают самые разные виды микроорганизмов, и определить, что в каком месте выросло, очень сложно. Можно лишь делать предположения, например:

  • разные виды стафилококков могут образовывать красящие вещества (пигменты) золотистого, белого и лимонно-жёлтого цветов;
  • колонии Serratia marcescens имеют красный цвет;
  • розовый микрококк - розовый;
  • Pseudomonas aeruginosa - синий;
  • хромобактер фиолетовый - фиолетовый;
  • микобактерии туберкулёза - жёлтый или ярко-оранжевый;
  • некоторые виды плесени (на всякий случай напоминаем, что плесень - это разновидность грибов, а не бактерий) образуют чёрные мохнатые колонии.

Разумеется, точно определить микробов можно только в лаборатории.

Выселение

Рано или поздно колония полностью удовлетворит ваше любопытство и по закону роста микроорганизмов начнёт погибать. А это значит, что пришла пора от неё избавиться - жёстко и беспощадно, чтобы освободить дом для новых жильцов. Ну, или решить, что быть микробиологом не ваше призвание, и избавиться от чашек Петри. На самом деле колонии, выросшие по мановению вашей руки, вряд ли опасны, однако это не освобождает вас от обязанности похоронить их по всем правилам микробиологии со всеми ритуалами и почестями.

1. Обеспечьте себя защитой: наденьте фартук, маску и резиновые перчатки.

2. Залейте чашки Петри небольшим количеством хлорного раствора и оставьте на несколько минут.

3. Вылейте содержимое, ополосните чашки, положите их в пакеты, а после - в мусорное ведро.

Предупреждение : если вы захотите самостоятельно продолжить эксперименты по выращиванию микробов, не используйте какие-либо биологические жидкости (например, слюну), иначе можно вырастить колонии, опасные для здоровья. Соблюдайте меры предосторожности и будьте аккуратны!

Чашка Петри. Каждый, кто когда-либо имел дело с медицинскими или биологическими исследованиями знает, что это такое. Круглая и плоская стеклянная тарелочка с крышкой, диаметром 5 или 10 см, предназначенная для выращивания лабораторных микроорганизмов была изобретена в 1877 году немецким бактериологом Юлиусом Рихардом Петри, ассистентом Роберта Коха. Теперь в ней буквально выращивают произведения искусства. Научная Россия рассказывает о совместном творчестве ученых и бактерий.

На протяжении более 100 лет это самая привычная лабораторная посуда. В нее заливают разогретую жидкую питательную среду — агар-агар — и он застывает в плоскую полупрозрачную сероватую пластинку. На эту питательную среду ученые «сеют» микроорганизмы. Микробам нравится жить в чашках Петри, у них есть там все, что нужно для жизни — корм и тепло термостата. Колонии бактерий растут, принимая самую разную форму и цвет. «Посеять» микробы можно просто открыв чашку Петри с агаром, например, в помещении студенческой столовой. И все, что попадет в нее с воздухом, через считанные дни расцветет пышным цветом. Этот опыт частенько практикуют студенты-младшекурсники.

Однако новые времена сделали чашку Петри настоящим арт-объектом. Кому и когда первому пришло в голову сделать причудливость форм бактериальных колоний предметом искусства — история умалчивает. Возможно, первым был знаменитый Александр Флеминг, британский микробиолог, открывший антибактериальный фермент лизоцим, вырабатываемый человеческим организмом и впервые выделивший пенициллин из плесневых грибов Penicillium notatum — исторически первый антибиотик.

Флеминг славился среди коллег творческим беспорядком в лаборатории и удачливостью. Однажды, когда доктор был простужен, он посеял слизь из собственного носа на чашку Петри, в которой уже находились бактерии, и через несколько дней обнаружил, что в местах, куда была нанесена слизь, бактерии были уничтожены. Так был открыт лизоцим, и первая статья о нем вышла в 1922 году. А в 1928 году он обнаружил, что в одной из чашек Петри с бактериями Staphylococcus aureus выросла колония плесневых грибов. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток. Так был открыт пенициллин, спасший миллионы жизней. Как истинный британский ученый, Флеминг был не чужд оригинальности, и на одной из своих чашек Петри оставил вот такой шедевр.

В наши дни уже есть несколько признанных мастеров агар-арта — нового вида творческого самовыражения ученых, притом не только биологов. В 2015 году американское сообщество микробиологов организовало первый международный конкурс «The Agar art» (Агаровое искусство). Победу одержала работа «Нейроны» британского микробиолога Марии Пенил (Maria Penil) из Биолабораторий Новой Англии (New England Biolabs). После выращивания бактерий в течении двух дней при температуре 30°С, автор, обычно, оставляет их еще на несколько дней в покое. После этого результат фиксируется эпоксидной смолой.

На втором месте — бактериальная карта Нью Йорка, созданная в New York City"s Community Biolab. Здесь уже не классические круглые чашки Петри, а квадратные стеклянные пластины с культурами бактерий, взятыми у 50 с лишним жителей Нью-Йорка.

Завершает тройку победителей картина «Сезон урожая» аргентинского микробиолога Марии Евгении Инда (Maria Eugenia Inda), из Cold Spring Harbor Labs. В работе использованы дрожжевые бактерии, которые являются основой таких продуктов как хлеб, вино, пиво и так далее. На картине представлен скромный фермерский домик с окружающим его дрожжевым полем. «Это дрожжевое поле созрело к сбору урожая!» — комментирует автор работы.

Истинным мастером агар-арта, нашедшим собственный способ выращивания уникальных шедевров является израильский ученый Эшель Бен-Якоб, профессор физики из Университета Тель-Авива в Израиле.

Он нашел способ направленного выращивания отростков колоний микроорганизмов, регулируя области нахождения питательных веществ. В его работах колонии сами «тянутся» своеобразными «усиками» или «щупальцами» к источнику питательных веществ. Получившиеся удивительные формы ученый-художник окрашивает в разные цвета.

Эшель Бен-Якоб —один из авторов работы о биокоммуникации у микроорганизмов. Ученый считает, что у бактерий есть особый вид коллективного поведения и примитивная форма социального сознания. В эксперименте показано, что при попадании колонии в экстремальные условия недостатка питательных веществ, воздействия антибиотиков или выхода из температурного оптимума, микрорганизмы сами сокращают собственную популяцию, выделяя специальное вещество, которое убивает часть колонии. Общаются бактерии, по словам Бен-Якоба, при помощи «химического языка», который позволяет им превращать колонии в большой «мозг». Он-то и помогает бактериям так эффективно реагировать на изменения окружающей среды.

Хантер Коул из чикагского Университета Лойолы (США) создает композиции из нескольких чашек Петри, куда посеяны бактерии, обладающие свойством биолюминесценции. Она фотографирует их на разных стадиях жизненного цикла колоний, при этом получаются удивительные светящиеся композиции.

Ученые идут еще дальше в создании удивительного нового искусства, являющегося частью исследовательского процесса. Они используют методы генной инженерии, чтобы добиться появления новых бактериальных пигментов и флуоресцентных белков, направленного изменения структуры бактериальных колоний. В какой-то момент начинаешь понимать, что наука и искусство — две абсолютно неразделимые части одного удивительного творческого процесса, дополняющих друг друга и создающих неповторимый результат.

Закрываемого прозрачной крышкой подобной формы, но несколько большего диаметра. Применяется в микробиологии и химии .

История

Модификации

Чашка Петри обычно изготавливается из прозрачного стекла или пластмассы (прозрачный полистирол) и может иметь самые различные размеры. Наиболее часто используемые варианты имеют диаметр порядка 50-100 мм и высоту около 15 мм.

Применение

Чашка широко используется в микробиологии для культивирования колоний микроорганизмов . Для этого её заполняют слоем питательной среды , на который производят посев культуры микроорганизмов.

Стеклянные чашки - многоразовые, но требуют стерилизации перед повторным посевом. Чашки из пластических материалов поставляются стерильными, в герметичной упаковке.

Кроме того, чашка Петри зачастую используется в прикладных целях, например, для испарения жидкостей, хранения мелких фрагментов различных препаратов, препарирования небольших животных и растений, травления печатных плат небольших размеров.

Нередко чашки Петри используют в террариумистике для «гнездовой основы» при разведении земноводных (древолазов , листолазов и других животных).

См. также

Напишите отзыв о статье "Чашка Петри"

Отрывок, характеризующий Чашка Петри

Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.