» » Макар чудра - анализ произведения. Сочинение на тему: Романтизм в рассказе Макар Чудра, Горький Подробный анализ произведения Горького Макар Чудра

Макар чудра - анализ произведения. Сочинение на тему: Романтизм в рассказе Макар Чудра, Горький Подробный анализ произведения Горького Макар Чудра

Основные черты романтизма. Романтический герой. Романтические произведения «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Композиционные особенности рассказов. Автор: Зюзина Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края.




Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, зачастую одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми.


Основные черты романтизма Основа стиля - изображение внутреннего мира человека. Центральная идея – героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и гибель героя в борьбе. Особенности стиля: обращение к народному творчеству; использование тем, языка, образов, интонации, свойственных народным песням, балладам, эпосу; обилие метафор, эпитетов, символов; создание лирического пейзажа.










Чайки стонут перед бурей, стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: Пусть сильнее грянет буря!..


Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга! "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет..." "Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О смелый Сокол! …Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!.."








Старуха Изергиль Кому из героев близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре? 1 вариант Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту. 2 вариант Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Старуха Изергиль и Ларра оба красивы в молодости, но от обоих осталась только тень. Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды. Её жизнь, так же как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только для себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых людей. Её равнодушие поражаетравнодушие и сближает с Ларрой. Жить с людьми, но для себя






Свет Тьма Добро Думает о людях Думает о себе Зло Презирает законы общества Эгоизм, индивидуализм гордыня, преступление Ради спасения людей жертвует собой Любовь к людям, подвиг во имя спасения других Горящее сердце, освещающее дорогу Никчёмный призрак, тень, каменное сердце


Какие выражения называются меткими? Подберите синонимы к этому слову. Найдите в тексте такие выражения. Какой поучительный смысл в них содержится? Выразите своё отношение, опираясь на одно из них. Какое из них служит напутствием для молодых? «Что вы знаете, молодые? Смотрели бы в старину зорко- там все отгадки найдутся …» «..за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью» «В жизни… всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы…» «Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот поют» «Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать» «…Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди…»






Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей- богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. С таким человеком ты и сам лучше становишься. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его. Вот тебе сейчас кто-то стонет горько, просит помощи и режет тебе грудь, как ножом. А вот степь говорит небу сказки, печальные сказки. Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девицу в степь. Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню!


В чём конфликт произведения и как он разрешается?конфликт Но смотри, воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить так, как я хочу! А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. -Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!.. - Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая!


Найдите выражения, которые сближают рассказ с произведениями УНТ очи, как ясные звезды улыбка - целое солнце остры зубы мудр, как старик два камня друг на друга катятся точно снегом в нас кинула крикнул на всю степь, как раненный в грудь зашатался, как сломанное ветром дерево сердец молодецких красив он был, как черт в праздник как ковыль под ветром, качается в седле




Что общего в композиционном строении рассказов? Композиция рассказов Образы рассказчиков: Макар Чудра, старуха Изергиль. Рассказ в рассказе: рассказ о жизни старухи Изергиль легенды о Данко и Ларре; рассказ о жизни Макара Чудры, рассказ о Лойко Зобаре и Радде. Образ повествователя: человек, путешествующий по Руси, встречающийся с разными людьми. Характеристика героев через портрет Пейзажные зарисовки, раскрывающие внутренний мир героев


В рассказах рассмотрены разные философии жизни: -Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые вторую; - Кто ничего не делает, с тем ничего не станется; -Чтобы жить – надо уметь что- нибудь делать; - Жить без людей и только для себя; -Жить с людьми, но для себя; -Жить с людьми и для людей… Какая философия жизни близка вам? Приведите аргументы, опираясь на читательский или жизненный опыт.


Индивидуализм- 1.Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности в противопоставлении себя коллективу. 2. Интересы отдельной личности выше интересов общества. Равнодушие-безразличие, безучастие, лишение интереса к чему-нибудь. Антитеза-противопоставление. Конфликт- столкновение, серьезное разногласие. Композиция- построение художественного произведения. Цель- наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Сочинение

«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического».

Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького — сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.

Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.

Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Еще одна особенность рассказа — это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького.

Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком — автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.

Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь — просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся — лег и умирай — вот и все!"

Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.

Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго — поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь.

В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю».

И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня».

Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход — смерть одного или двух героев. Так и происходит — Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца.

Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай — вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…"

Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни.

Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.

Другие сочинения по этому произведению

Герои ранней романтической прозы М.Горького

Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.

Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма , но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического .

В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ «Макар Чудра» , в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи» , открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море. Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя , ведь его именем назван рассказ.

Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, - максимальное стремление к свободе . Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» .

Такое неразрешимое противоречие между любовью и гордостью в романтическом характере воспринимается Макаром Чудрой как абсолютно естественное, а разрешиться оно может только смертью: романтический герой не может пожертвовать ни своей безграничной любовью, ни абсолютной гордостью. Но ведь любовь предполагает смирение, самопожертвование и способность покориться любимому человеку. А этого-то как раз и не могут сделать герои легенды, рассказанной Чудрой.

Какую же оценку дает этой позиции Макар Чудра? Он считает, что только так и должен понимать жизнь настоящий человек, который достоин подражания, и только с такой позицией можно сохранить личную свободу.

Но соглашается ли автор со своим героем? Какова же авторская позиция и каковы средства ее выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить важную композиционную особенность ранних произведений Горького – наличие образа повествователя . На первый взгляд, это незаметный образ, ведь он не проявляет себя в каких-либо действиях. Но именно позиция этого человека, странника, который встречает на своем пути разных людей, особенно важна для самого писателя.

Практически во всех ранних романтических произведениях Максима Горького будет воплощено и негативное сознание, искажающее реальную картину бытия, и позитивное, наполняющее жизнь более высоким смыслом и содержанием. А пристальный взгляд автобиографического героя как будто выхватывает самые яркие характеры – такие, как Макар Чудра.

И пусть он довольно скептически выслушивает возражения героя-повествователя, но именно финал расставляет все точки над «и» в позиции автора. Когда рассказчик, глядя во тьму бескрайней степи, видит, как цыгане Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно» , и никак «не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой» , он и выявляет свою позицию. Да, в этих словах звучит восхищение, но думающий читатель осознает бесплодность такого кровавого исхода: даже после смерти Лойко не может стать вровень с красавицей Раддой.

В соответствии с лучшими традициями романтизма Максим Горький использовал в своем рассказе множество средств выразительности. Описывая главных героев, он пользуется гиперболой: красоту Радды можно только на скрипке сыграть, а усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями. Для передачи особенностей речи, особенно старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания.

Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на .

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
  • Проблематика

    • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
    • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
    • Смысл рассказа

      Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

      Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ Макар Чудра, который написал Максим Горький , повествует нам о печальной судьбе двух молодых людей Лойко Забаре и Радде .

Эту историю рассказывает старый цыган своему собеседнику. Действие происходит на берегу моря, где Макар присматривает за конями из табора. Писатель сразу же погружает нас в атмосферу романтизма – ночь, берег моря, цыгане, доносящийся красивый голос дочери Макара и т.д. Сам Чудра тоже пропитан романтизмом. Он успевает немного рассказать о себе, и мы узнаём, что он обошёл весь свет, всё видел и везде был. Он считает, что человек должен ходить по свету и смотреть, а как насмотрелся, так можно и помирать. Самое грустное в его жизни было, это когда он сидел в тюрьме и не мог вести свободолюбивый образ жизни.

Настроив нас на романтический лад, писатель начинает устами Макара Чудры вести свою главную историю. Оно, конечно же, тоже пропитана романтизмом – Радда – это неписаная красавица, от одного только взгляда на которую зажигается любовь в сердцах абсолютно всех парней. Лойко – не только тоже красавец, но и ещё умеющий петь и играть на скрипке, так хорошо, как никто другой. Также же, он лучше всех умеет воровать коней и во многих областях местные жители поклялись убить его при первой возможности.

Романтизм продолжается и при их встрече – несмотря на то, что они понравились друг другу, они выставляют невыполнимые условия, из-за чего их встреча заканчивается трагедией – Лойко убивает Радду, а её отец убивает его самого.