» » Удивительные свойства снега и льда. Конспект занятия «Свойства снега и льда Исследования процесса замерзания

Удивительные свойства снега и льда. Конспект занятия «Свойства снега и льда Исследования процесса замерзания

Хрупкий как стекло и твердый как камень. Прозрачный как воздух и мутный как дым. Легкий как перышко и тяжелый как свинец. Он затягивает тонкой коркой утренние осенние лужи, покрывает зимние катки, нарастет шубой в морозилке. Его бросают в лимонад и шампанское, его прикладывают к ушибам. И что это? Правильно! Это лёд! А что такое лед, вы знаете? Откуда он берется?

Лед как состояние вещества

В общепринятом понятии лед - это замерзшая вода. Говоря научный языком, лед - это вода в твердом состоянии, которое также называется агрегатным. Лед образуется под воздействием низких температур и давления. Образование льда происходит в результате кристаллизации - изменения состояния молекулярной решетки. В такое состояние превращаются также некоторые другие жидкие и газообразные вещества.

Свойства льда

Самое известное свойство льда - его способность таять или расплавляться. Об этом свойстве мы уже писали в статье . Но это не единственная его способность. Лед может течь, плавать, раскалываться. Физические свойства обычного льда, существующего в природе, зависят от его возраста, от давления и от температуры.

Свойства льда:

  • бесцветность (не обладает цветом);
  • прозрачность (пропускает свет);
  • твердость (сохраняет форму);
  • плавучесть (обладает низкой плотностью);
  • текучесть (способен течь, как вязкая жидкость);
  • спайность (способность раскалываться по кристаллографическим направлениям);
  • непрочность (хрупкость).

Лед на земле, в океане, в космосе

На нашей планете лед существует на суше и в океане. Это атмосферный лед, ледниковый, водный (морской) и подземный.

  • Атмосферный лед. Замерзшие частицы воды, взвешенные в атмосфере, которые также выпадают в виде осадков: снега, града, инея.
  • Ледниковый лед. Это ледяная монолитная порода, образующая ледники. Ледники появляются в результате скопления и уплотнения снега.
  • Подземный лед. Замерзшая вода, которая находится в верхних слоях земной коры и содержится в ее многолетнемерзлых породах.

Лед в океане - морской лед. Может быть однолетним и многолетним, неподвижным и дрейфующим (плавучим). Пресноводные плавучие льды, айсберги - это отколовшиеся куски ледникового льда, спустившегося в океан.

Существует лед и в космосе. Он встречается в ядрах комет, на планетах Солнечной системы и их спутниках. Так, например, поверхность одного из спутников Юпитера полностью состоит изо льда.

Фазы льда

Фазы льда - это ступени его переходного физического состояния, изменения химического состава. Некоторые фазы льда образуются в естественных природных условиях, другим необходимы специальные условиях. В настоящее время науке известны следующие разновидности льда и его фазы льда:

  • аморфный;
  • гексагональный (лед Ih и лед XI);
  • кубический (лед Ic, лед VII и лед VIII);
  • тригональный (лед II);
  • тетрагональный (лед III, лед VI, лед IX и лед XII);
  • метастабильный (лед IV);
  • моноклинный (лед V, лед XIII);
  • симметричный (лед X);
  • кристаллический (лед XIII, лед XIV, лед XV).

В настоящее время ученые предсказывают и возможность формирования других фаз льда и модификаций его разновидностей. В научных лабораториях продолжаются исследования этого природного минерала, так как лед используется во многих отраслях, а также помогает исследованию прошлого нашей планеты и изучению законов и явлений Космоса.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия с. Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан

Тема проекта «Свойства снега и льда»

Выполнил: ученик 1а класса

Нигаметзянов Аскар

Руководитель: Ахметова З.М.

2015 год

Введение

    1. Научно- теоретические подходы к проблеме.

2.2. Роль льда в жизни человека и природы.

Используемая литература.

Введение.

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин.

Много чудес приготовила волшебница –природа. Каждое время года по-своему интересно и красиво. У каждого свои тайны, чудеса и сказки. Но самые волшебные сказки бывают только зимой.

Снег и сказка... У них есть одна удивительная общая черта. И сказка, и снег говорят нам о чудесных превращениях. С приходом зимы понижается температура, выпадает снег - и унылое черное поле превращается, как по волшебству, в великолепный белый ковер, сверкающий на солнце. Преображаются лесные чащи, в белые одежды наряжаются ели, крыши домов. Вода в водоёмах замёрзает. Лёд сковывает реки, озёра, пруды.

Поистине снег - один из удивительнейших феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. В старину многие светлые головы интересовались хлопьями, ниспадающими с небес. Так, немецкий астроном Иоганн Кеплер выяснил, что почти все снежинки представляют собой шестиконечные кристаллики. Французский философ Рене Декарт занимался не только философическими рассуждениями, но и наблюдениями в области естественных наук. Так, он опубликовал первые зарисовки снежинок. На его эскизах можно увидеть даже двенадцати- и восемнадцатиконечные кристаллики, которые в природе встречаются очень редко.

Снег и лед изучает одна и та же наука - гляциология, наука о льдах, которая зародилась в конце 18 века в Альпийских горах. Проблема снега и льда интересна не только для астрономов,физиков, но и не менее привлекательна для поэтов С.А. Есенина, А.А Фета и многих других. Тонкие ценители прекрасного в природе, японцы сравнивают выпавший снег с лепестками цветов сливы.

Все, все бело! Глаза не различат,
Как тут смешался с цветом сливы снег...
Где снег? Где цвет?
И только аромат
Укажет людям: слива или нет.

С. Г. Островой как-то сказал, что снег завораживает, притягивает к себе, подобно какому-то волшебному магниту. Поэт попытался выразить это в стихотворении, которое он посвятил снегу:

А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал...
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Он весь как музыка. Он - весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег... Не зря в нем есть

Всегда какая-нибудь тайна.

Трудно себе представить леса и равнины, величавые горы, да и всю нашу жизнь без снега, без его очарования. Он, пушистый, искрящийся, кипенный, дарит нам радость, учит прекрасному с самого детства. Да и сам снег! Что может быть более непостоянным, более изменчивым и таинственным? Вот он есть - и вдруг, подобно сказочной Снегурочке, он исчезает, тает. Сейчас он белый и пышный, а завтра осел, стал серым, мокрым. Или иначе - вчера он был пушистым и мягким, а теперь стал твердым, плотным. Полежит еще некоторое время - и превратится в лед. Он родился над землей в виде почти невесомых снежинок, но вот прошло какое-то время - и он поплыл по реке льдинами, пополз с высоких гор ледниками, закачался на волнах океанов айсбергами.
Удивительная изменчивость снега мешает подчас осознать и понять, что же такое снег, а что лёд?

Мне очень давно нравится зима. Это красивое время года. Мы всей семьей любим зимой ходить на лыжах, кататься на санках.

Как-то в одной африканской школе проходил урок на тему “Вода” и учитель рассказывал детям, что существует такая страна, в которой люди ходят по воде. И он не шутил. Такая страна действительно есть.

Как вы думаете, что это за страна?

Хотите увидеть эту страну прямо сейчас? Выгляните в окно. …..Это Россия!

По какой же воде люди ходят в России? (По снегу)

Сегодня я бы хотел раскрыть все тайны снега и льда.

Итак, что такое снег и лед?

Снег - форма , состоящая из мелких .

Лёд - в твёрдом , .

Всё вышеизложенное определило выбор моей темы: «Снег и лёд».

Гипотеза: можно предположить, что снег и лёд- это замёрзшая вода и их родство определено общими физическими свойствами.

Цель исследования: выявить и изучить физические свойства снега и льда путём практических опытов.

Объект исследования: снег и лёд.

Предмет исследования: физические свойства.

В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

    Изучить и проанализировать научную, художественную литературу по проблеме.

    Познакомиться с физическими свойствами снега и льда.

    Выявить сходство и различие путём практических опытов.

В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной, художественной литературы, прямые и косвенные наблюдения, проведение опытов, анализ полученных результатов путём сравнения.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап (декабрь)-экскурсия в зимний парк, изучение литературы по проблеме.

2 этап(январь)-проведение практических опытов.

3 этап (февраль)- анализ и обобщени6е опытно-экспериментальной работы, оформление исследовательской работы.

Глава 1. Физические свойства снега и льда.

    1. Научные теоретические подходы к проблеме.

Снег - твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С. Чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров - четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами.

Снег поразительно изменчив. Такие физические свойства, как плотность, теплопроводность, теплоемкость, пористость, влажность, скорость распространения звука и т. д., для снега принципиально не могут длительно сохраняться, быть неизменными. Меняется, трансформируется решительно все, вплоть до структуры, формы и размеров снежинок, их связности. Достаточно сказать, что плотность снега способна изменяться. При дальнейшем увеличении плотности снег превращается в лед, в корне отличающийся по свойствам от своего предшественника,- утверждает академик наук А.К. Дюнин.

По плотности лесной снег отличается от снега на равнине. В сибирской тайге, где не бывает зимних оттепелей, средняя плотность метровой толщи снега местами не превышает 0,10 г/см3. В степях и в тундре метели сильно уплотняют снег, там плотность – в 2...4 раза больше. На Крайнем Севере снег бывает настолько твердым, что топор при ударе по нему звенит, словно ударили по железу. Такой снег шлифует поверхность почвы, ранит растения. А в Антарктиде выпавший 3...4-метровый слой снега за несколько дней становится таким плотным, что его с трудом вспарывает тяжелый нож мощного бульдозера.

Чем же объяснить причуды и непостоянство Снежной Королевы? Тем, что колыбель жизни на Земле - вода - существует в уникальных условиях, совсем близко от так называемой тройной точки фазовых переходов, различной для разных веществ.

В снежном покрове постоянно происходят весьма сложные процессы переноса массы и тепла. Особенно интересны процессы испарения и кристаллизации. Проще их описать на примере отдельной снежинки. Как же она образуются?
Первоначально вокруг ядер кристаллизации (мельчайших инородных частичек возникают зародышевые ледяные кристаллы. Перемещаясь вверх-вниз, они попадают в слой воздуха с переохлажденными капельками воды. Здесь будущая снежинка начинает интенсивно увеличиваться в размерах за счет сублимации (перехода водяного пара, содержащегося в воздухе, в снег). При этом выпуклые участки снежинки растут быстрее. Таким образом, из первоначально шестигранной пластинки вырастает шестилучевая звездочка. Множество факторов влияет на образование и рост снежинок, поэтому так велико разнообразие их форм. Если снежинка сталкивается на своем пути с переохлажденными мелкими капельками, то она упрощается по форме. Если столкнется с крупной каплей, то может превратиться в градинку. При низкой температуре и сильном ветре снежинки сталкиваются в воздухе, крошатся и падают на землю в виде обломков. Иногда, если мороз около 40°C, зарождающиеся в атмосфере кристаллики льда выпадают в виде «алмазной пыли». В Якутии в ясную морозную погоду выпадают тоненькие ледяные иголки, образующие на земле слой пушистого снега.

Срок жизни свободно парящей снежинки составляет десятки минут. Пусть снежный облачный слой находится на высоте 2 км над поверхностью земли. Средняя скорость падения снежинок равна 1 м/с. Значит, от облака до земли снежинка падает в течение 2000 с, или 33 мин. При низкой температуре снег успевает упасть на землю и образовать снежный покров. При высокой температуре и большом дефиците влажности воздуха снежинки испарятся, не достигнув земли, и в таком случае "тучи есть, а снега нет". В горах расстояние от облаков до земли значительно меньше, чем на равнинах. Это одна из главных причин того, что в горных районах снега выпадает намного больше, чем в равнинных.

Упадет снежинка на руку - не почувствуешь. Ведь весит она всего около миллиграмма!

Но «пуховое» одеяло снега на поверхности Земли становится похожим на тяжеленные гири, способные повлиять на скорость вращения Земли. В период наименьшей заснеженности Земли снегом бывает покрыто 8,7 процента всей поверхности планеты (7 процентов в южном полушарии и 1,7 процента – в северном), а весит такой покров 7400 миллиардов тонн. К концу зимы в северном полушарии масса сезонного снега достигает 13 500 миллиардов тонн.

Снег подобен громадному зеркалу, отражающему в космос почти 90 процентов лучистой энергии Солнца. Такой высокой отражательной способностью не обладает больше ни одно естественное тело. Снежное покрывало, которое принято считать теплым и которое спасает от морозов растения и животных, в масштабах всей Земли значительно способствует выхолаживанию планеты: оно надолго изолирует от солнечных лучей обширные территории.

Снег скрипит только в мороз, и тональность его скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. Есть люди, которые могут оценивать температуру воздуха по воспринимаемым на слух изменениям в характере скрипа снега. Скрип снега – не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега. В отдельности каждый из них так мал, что, ломаясь, издает звук, недоступный человеческому уху Но когда суммируются мириады таких «голосов», появляется вполне явственный скрип. Акустические измерения показали, что в спектре скрипа снега есть два максимума – в диапазоне 250...400 Гц и 1000...1600 Гц. В большинстве случаев низкочастотный максимум на несколько децибел превышает высокочастотный. Если температура воздуха более минус 6°C, высокочастотный максимум исчезает. Усиление морозов делает ледяные кристаллики более твердыми и хрупкими. При каждом шаге ледяные иглы ломаются, акустический спектр скрипа смещается в область высоких частот. С изменением температуры от минус 8°C до минус 20°C сила звука скрипа снега возрастает на 1 децибел.

От того, каков снег в лесу – пушистый, глубокий или покрыт настом, – часто зависит жизнь млекопитающих. Удельное давление на снег – вес тела животного, приходящийся на единицу площади его стопы, – вот что определяет «соотношение сил» в заснеженном поле или лесу Так, у зайцев нагрузка на снег обычно не превышает 30 граммов на кв. см опорной площади конечностей, у лисицы - 40... 50г, у волка – около 10г, у копытных – от 200 до 970г. У хищников значительно меньшая нагрузка на след, чем у их жертв. Поэтому, если снег покрыт настом, копытные глубоко вязнут в снегу, а хищники бегут легко, почти не проваливаясь. Но если снег пушистый и глубокий, тут преимущество у копытных. При глубине снега 50 см волк не может догнать оленя. А при 60 см волк еле пробирается через сугробы. У человека же в зависимости от веса и типа лыж нагрузка на сне изменяется в пределах 10...25 г на кв.см Это означает, что на снегу любой охо Чтобы скользить по снегу – передвигаться на санях, надо затратить в 10 раз меньше энергии, чем при передвижении на колесах. При давлении и трении полозьев саней или лыж поверхностные частички снежного покрова тают, появляющаяся при этом пленка воды служит смазкой. Поэтому «скользкость» зависит от температуры снега и от скорости перемещения. Трение минимально при скольжении по сухому снегу при температуре близкой 0°C. Если снег увлажняется, трение начинает возрастать пропорционально увлажнению При температуре ниже минус 25°C сопротивление снега скольжению с малыми скоростями приближается к величине сопротивления скольжения по сухому песку. Увеличение скорости скольжения приводит к уменьшению трения Высокая скорость бега как бы помогает скольжению и тем самым способствует еще большей скорости. При остановке водяная пленка под полозом замерзает, образуется лед. Чем дольше остановка, тем - прочнее вмерзаешь. Соответственно увеличивается и усилие, требуемое для того, чтобы снова сдвинуться с места. При кратковременной остановке (например, в конце скольжения на лыже, перед очередным толчком) оно минимально. Если прочность смерзания между поверхностью лыжи и снегом окажется больше чем сопротивление снега сдвигу лыжи, то возникает явление знакомое многим – снег налипает на лыжи. И чем чаще останавливаешься передохнуть, тем тяжелее от этого становятся лыжи. Тут может помочь специальная смазка, уменьшающая прочность смерзания и улучшающая скольжение.

Таким образом, физические свойства снега и льда таят в себе множество загадок. Их разгадывание представляет собой не только интересную проблему, но и имеет прямое отношение к круговороту влаги на планете Земля.

1.2 Практическое изучение физических свойств снега и льда.

Можно предполагать, что столь распространенный в природе материал, как снег и лёд достаточно хорошо изучены и свойства их общеизвестны. Какие тайны они еще могут хранить? Я решил неожиданно для себя вступить в неизведанное царство, на нехоженые мною тропы познания. Вот, что из этого получилось. Приведу примеры своих плутаний по одной из таких, казалось бы ясных, троп.

Цель: выявить сходство и различие льда опытным путём.

Опыт № 1. Возьмём лист белой бумаги, поднесём к нему снег. Цвет одинаковый. Возьмём кусочек льда и листы цветной бумаги. Поднесём листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.

Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.

Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Опыт № 2. Возьмем рисунок цветка, поместим его за ком снега - ничего не видно. Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же цветок. Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.
Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный. Опыт № 3
После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий. (Приложение 4)
Рассмотрим одинаковые свойства снега и льда.
Опыт № 4. Возьмём снег и кусочек льда, принесем домой, поместим их в стаканы. Через некоторое время в стаканах появилась вода.
Вывод: снег и лёд под действием тепла превратились в воду.
Причем снег растаял быстрее, чем лёд.

Опыт № 5. Бросим снег и лёд в емкости с водой. Мы видим, что снег и лёд не тонут.
Вывод: снег и лёд легче воды.
Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.
Наблюдение № 1. Раскопаем снег лопаткой. Мы видим маленькие ростки травы. Это озимые сорта пшеницы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик,
Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Вывод: снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных.
Наблюдение №2. Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей.

Вывод: снег рыхлый, а лёд скользкий.

Можно составить итоговую таблицу (Приложение1)

Глава 2. Значение снега и льда в жизни человека и природы.

2.1 Снег и его роль в жизни человека и природы.

М ы любим снег не только за то, что он дарит нам великолепные зимние пейзажи. нашей любви к снегу немало рациональных причин. «Снег на полях - хлеб в закромах», «Зима без снега – лето без хлеба» ,- справедливо утверждают старинные русские пословицы. Снежный покров - это огромный запас влаги, столь необходимый полям, в то же время это своеобразное гигантское одеяло, защищающее поверхность земли от холодных ветров. Академик Б. И. Вернадский подчеркивал, что снежный покров - «не просто теплая покрышка озимых, это живительная покрышка», весной он дает талые воды, насыщенные кислородом. Известно, что количество азотистых соединений летом в почве пропорционально высоте сошедшего снежного покрова. Недаром снежная мелиорация рассматривается сегодня как одно из важнейших условий получения высоких и устойчивых урожаев.

Запасы снега существенно влияют на уровень воды в реках, определяют изменения климата на больших территориях.

Кроме того, снег является хорошим строительным материалом для различных построек на севере - от иглу (жилищ эскимосов) до больших складских помещений. Существует самая большая в мире гостиница, полностью сделанная изо льда и снега, находится она в шведской Лапландии в 200 километрах от Северного полярного круга. Скромно начав с одноместного номера, отель за 15 лет разросся до 5 тысяч квадратных метров. 30 тысяч тонн снега и 4 тысячи тонн льда принимают за сезон 37 тысяч гостей. Климат внутри гостиницы меняется в зависимости от температуры снаружи - в пределах от 4 до 9 градусов Цельсия ниже нуля. А на улице запросто может быть минус 40. Постояльцы гостиницы спят в тёплых спальных мешках на специальных кроватях, построенных из снега и льда, на оленьих шкурах.

Он служит основой зимних дорог и даже аэродромов.

Благодаря снегу мы каждый год любуемся сказочными зимними пейзажами, играем в снежки, строим снежные городки, крепости, катаниемся на лыжах, санка. В снежном уборе приходит к нам прекрасный новогодний праздник.

2.2. Лёд в жизни человека и природы.

Значение льда трудно недооценить. Лёд оказывает большое влияние на условия обитания и жизнедеятельности растений и животных, на разные виды хозяйственной деятельности человека. Покрывая воду сверху, лед играет в природе роль своего рода плавучего экрана, защищающего реки и водоемы от дальнейшего замерзания и сохраняющего жизнь подводному миру. Если бы плотность воды увеличивалась при замерзании, лед оказался бы тяжелее воды и начал тонуть, что привело бы к гибели всех живых существ в реках, озерах и океанах, которые замерзли бы целиком, превратившись в глыбы льда, а Земля стала ледяной пустыней, что неизбежно привело бы к гибели всего живого.

Лёд может вызывать ряд стихийных бедствий с вредными и разрушительными последствиями - обледенение летательных аппаратов, судов, сооружений, дорожного полотна и почвы, град, метели и снежные заносы, речные заторы с наводнениями, ледяные обвалы и др. Прогнозирование, обнаружение, предотвращение вредных явлений, борьба с ними и использование льда в различных целях (снегозадержание, устройство ледяных переправ, изотермических складов, облицовка хранилищ, льдозакладка шахт и т.п.) представляют предмет ряда разделов гидрометеорологических и инженерно-технических знаний (ледотехника, снеготехника, инженерное мерзлотоведение и др.), деятельности специальных служб (ледовая разведка, ледокольный транспорт, снегоуборочная техника, искусственное сбрасывание лавин и т.д.).

Природный лёд используется для хранения и охлаждения пищевых продуктов, биологических и медицинских препаратов, для чего он специально производится и заготавливается.

На Руси катались на «санках-ледянках». Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.

Заключение.

В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами. Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых.

И все же, любуясь снегом, мы обычно не задумываемся о том, насколько он полезен. Заснеженный пейзаж, как правило, приглашает нас в сказку. Человек не заселил в своем воображении царство снега мистическими чудищами, не придумал мифов и легенд о каких-либо «снежных богах». Но зато он навеял великое множество чудесных сказок.

А вам интересно, чем же закончилась сказка о льдинке и снежинке? Тогда, слушайте. Прилетел ветер. Увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул теплым ветром. Растаяла снежинка, превратилась в маленькую капельку. И льдинка, растаяв, стала капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. «Я тебе все прощаю, - говорит льдинка – думаю, что ты никогда - никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого». Обе капельки, влились в ручеёк и о чем- то весело и долго- долго говорили. Их говорок, наверное, и вы слышали, ребята, ведь к нам пришла весна!

Приложения.

Приложение 1

Снег

Лёд

Белый

бесцветный

Непрозрачный

прозрачный

Быстро тает

медленно тает

Мягкий

твёрдый

Нескользкий

c кользкий

Рыхлый

хрупкий

Литература.

    Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.: В. А. Маркин.

    Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Бирюкова.

    Детская энциклопедия от А до Я.Москва, РОСМЭН,2009-255с: Стив Паркер.

    Животный мир нашей Родины. Пособие для учителя начальных классов, Москва, Просвещение 1985.-205с: В.П.Герасимов.

    Мы и окружающий мир; учебник 2класс - Самара, «Фёдоров»,2003. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

    Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» -М:ВАКО, 2004 , Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко.

7.Словарь русского языка, под ред. Н.Ю.Шведовой, Москва « Русский язык».1989.

8. Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1990

9. Мир вокруг нас: Учеб. 1 класс Москва «Просвещение», 2001

10. Энциклопедия юному эрудиту обо всём от А до Я. Москва,«Махаон». 2008


Урок «Свойства снега и льда».

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «А»

* познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;

* формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;

* познакомить с учёными – покорителями Арктики;

* развивать воображение, наблюдательность;

* воспитывать любовь к родной природе;

* Познакомить с русским промыслом – вологодским кружевом;

Оборудование:

* снег и лёд,

* стаканы, блюдца,

* цветная бумага,

* презентация,

* набор для модели круговорота воды в природе,

* куклы – Снежинка и Льдинка.

* карточки 1, 2, 3.

Ход урока:

I . Организационный момент

2. - Кто угадай-ка

Седая Хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки? (зима)

Сегодня мы продолжим говорить о зиме, о зимних явлениях в неживой природе. Презентация. Слайд 1 (Зимний пейзаж) (1 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image002_26.jpg" width="239" height="179 src=">

3. Проверка домашнего задания

Какие наблюдения над природой вы сделали? (дневник наблюдений).

Что изменилось за прошедшие дни декабря?(1 мин)

Вода в природе встречается в:

1) 2 состояниях

2) 3 состояниях

3) 4 состояниях.

Снег и лёд находятся в:

1) Жидком состоянии

2) Газообразном состоянии

3) твёрдом состоянии.

https://pandia.ru/text/78/207/images/image004_16.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">

С. 39 учебника – вопросы к теме. (3 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image008_10.jpg" width="239" height="179 src=">

Снежинка 1:

В небе зародилась из капельки воды

Звездочка резная дивной красоты.

Хрусталиком искристым с неба прилечу,

Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка 2:

И я тоже капелькой чистой была.

А когда замерзла, словно замерла.

Тоже я искристая, ростом невеличка.

Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!

Снежинка 3:

А вот и нет!!

Я – из солнца, серебра!!

Ты же – мутная вода!

Просто замарашка!!

Тоже мне, близняшка.

Льдинка 4:

Да опомнись!! Вот так да!!

Все же, я твоя сестра!!

Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?

О чем они вас просят?

Доказать, что они родные сестры.

Чтобы доказать родство снега и льда, нам нужно исследовать их свойства. А помогут нам в этом опыты. (2 мин)

II. Новый материал.

1) Практическая работа.

Положим в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставим их на некоторое время в сторону

https://pandia.ru/text/78/207/images/image010_10.jpg" width="239" height="179 src=">

А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т. е. бесцветный.

Возьмём блюдце с цветной бумагой. Положим на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?

https://pandia.ru/text/78/207/images/image012_5.jpg" width="239" height="179 src=">

Дети. Снег - рыхлый, лёд - плотный.

Установим еще одно свойство льда. (Учитель дробит лёд. Лёд раскалывается)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image014_7.jpg" width="239" height="179 src=">

Презентация. Слайд 4. (полярная станция, Ладога) (3 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image016_7.jpg" width="239" height="179 src=">

Учитель. Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Так что такое снег и лёд?

Дети. Снег и лёд - это замёрзшая вода.

Учитель. Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?

Дети. Да, доказали. (2 мин)

6. Обобщение. У детей карточки с заданиями.

Снег и лёд – это вода в ____________ состоянии.

Цвет снега___________, а лёд _______________.

Непрозрачный, а _____________ прозрачный.

Снежинки образуются из __________________ ___________.

https://pandia.ru/text/78/207/images/image018_5.jpg" width="239" height="179 src=">

https://pandia.ru/text/78/207/images/image020_7.jpg" width="239" height="179 src=">

7.Физминутка. Музыка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли. (1 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image022_6.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">

А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Вдруг подуло теплым ветром,

В небе солнце заискрилось,

Все сугробы потемнели –

В город к нам пришла весна.

Что же стало с нашей Льдинкой?

Льдинка 7:

Я ужасно огорчилась,

Что Снежинка не признала

Факт, что я её сестра…

Снежинка 8:

И под солнышка лучами

Льдинка плакала от горя.

И, растаяв, превратилась

Снова в капельку воды.

Льдинка 9:

И Снежинка, между нами,

Победив со мною в споре,

Капелькой влилась весною

В полноводные ручьи.

Тут и встретились сестрёнки

Среди миллиона капель.

Сразу же узнав друг друга

Засмеялись, обнялись.

Снежинка 10:

И о том, что будем вместе

Летом с неба ливнем падать,

Льдинка 11:

А зимой кружиться в небе

Снегом белым, поклялись. (3 мин)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №44 «Сказка»

Проектно-исследовательская работа

«Что такое снег?»

«Что такое лёд?»

Воспитатель:

Белянская Любовь Сергеевна

    Тип проекта – исследовательско-творческий

    Вид проекта – групповой, краткосрочный

    Вид детской деятельности – познавательно-исследовательская

    По составу участников: дети старшей группы

Цель:

    Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

    Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

    Активизация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Задачи исследования:

    Узнать, что такое снег и как он образуется.

    Узнать, почему скрипит снег.

    Изучить свойства снега.

    Рассмотреть формы снежинок.

Определить чистоту снега.

    Узнать, что такое лед.

    Формы нахождения.

    Месторождения и образование льда.

    Структура льда.

    Что такое снежинка.

Методы исследования :

    Изучение природоведческой литературы по данной теме;

    Наблюдения;

    Проведение опытов;

    Анализ полученных результатов путем сравнения.

Объект исследования : снег и лед.

I этап – Информационно-технологический :

    Подбор материала по теме проекта;

    Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.

I I этап – Практический:

    Экскурсия на участок с целью наблюдения за зимними природными явлениями (снег, иней на деревьях, гололед);

    Работа с иллюстрациями «Природные явления»;

    Целевая прогулка – эксперимент: свойства снега: легкий, рыхлый. Изготовление снеговика;

    Составление рассказов детьми «За что я люблю зиму»;

    Научно - экспериментированная деятельность «Свойства снега»;

    Рисование на тему «Снежные забавы»;

    «Лаборатория Всезнайки» - экспериментирование

со льдом.

III этап – Результативный:

    Папка-передвижка «Снежные забавы»;

    Фотогазета « Мы - исследователи»;

    Снежный городок на территории детского сада.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :

    Расширение экспериментальным путем знаний у детей о свойствах снега и льда.

    Возможность найти решение познавательной задачи и умение делать выводы.

    Проявление интереса к исследовательской деятельности.


Свойства снега и льда.

Опыт 1. Снег мягкий, легкий. Лед плотный и хрупкий. Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок. Лед легко раскалывается.

На мягком снегу видны следы. Снег очень легкий!

Мы проверили – лед хрупкий!

Опыт 2. Снег скрипит.

Вывод : Скрип снега слышен при морозе. Основной причиной хруста снега считается ломание кристалликов, из которых состоит снежинка.

Опыт 3. Определение прозрачности и цвета.

Вывод: Картинку под снегом не видно. Лед прозрачный, а снег – непрозрачный. Снег белый, лед бесцветный



Сквозь льдинку видно друга!

Опыт 4. Снег и лед легче воды.

Лед плавает в воде.

Опыт 5. Воздействие температуры.

Вывод: Под действием тепла снег и лед превратились в воду. В тепле снег и лед быстро тает. Но снег тает быстрее льда.


Ладошки холодные и мокрые!

Опыт 6. Образование льда . Изготовление цветных льдинок.

Вывод: На морозе вода превращается в лед.


Наливаем цветную воду и …на мороз.

Ура! Льдинки готовы!

Опыт 7. Что такое иней.

Вывод: Снег и иней − одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки − это пар, который замерз в облаках, а иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках.


Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)

Опыт 8. Ледяной секретик.

Вывод: Лед прозрачный и хрупкий, скользкий. Поэтому очень опасный для человека, если не соблюдать осторожность.


Где можно встретить лед?

Существуют такие разновидности льда, как озерный лед, морской, речной.

Всем знакомы ледяные сталактиты, по-простому названные «сосульками». Эти сосульки растут везде на поверхности при медленной кристаллизации (замерзании) капающей и стекающей воды при разнице температур. «Сосульки» обыденны и в ледяных пещерах.

Выводы исследования:

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это − изморозь .

Лед - является кристаллическим состоянием воды. Лед бесцветный, стеклянный блеск, прозрачный.

Снежинка – снежный кристалл в форме шести лучевого многогранника.

Обобщение знаний о свойстве снега и льда.

Состояние воды

Свойства

Прозрачность

Действие тепла

Другие свойства

Непрозрачный

Тает быстро, превращается в воду.

Не скользкий

Бесцветный

Прозрачный

Медленно тает, превращается в воду.

Плотный,твердый, упругий, хрупкий.

Снег и лёд – это зимние развлечения для ребят.


В результате проведенных опытов и наблюдений, мы узнали, что снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано.

Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи.

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.

«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

« Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». К.Э. Циолковский

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Для знакомства малышей с физическими свойствами снега и льда можно провести следующие опыты:

Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если ребенок называет: белый, голубой, серый - покажите ему эти цвета и сравните их со льдом.

***
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где - нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

***
Опыт №3. (по возможности провести на улице)
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

***
Опыт №4. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

***
Опыт №5 Дед Мороз и расписные окна
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла или пластика (будет выполнять роль окна), кисточки разной толщины, очень холодная погода.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза. С детьми постарше можно придумать и обсудить, какую именно картинку они хотят создать на окне (эскиз на бумаге можно взять с собой). На улице кисточкой наносите водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой), Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстыми.

***
Опыт №6 Поиски сокровищ


Вам потребуется: тарелка, вода, «сокровища» (пуговицы, маленькие игрушки, монетки)
Ход эксперимента: Заранее заморозьте в тарелке (лучше не глубокой) ваши «сокровища», а затем вместе с малышом вызволяйте их из ледяного плена с помощью струи тёплой воды или свечки.

***
Опыт №7 Снежные цветы

Вам потребуется: соломинку, мыльный раствор
Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.
Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Опыт №8 Разноцветный снег
ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: покрытые снегом разной толщины поверхности, пластиковые бутылки с горячей водой, подкрашенной гуашью, в пробке которых иголкой проделано отверстие, детская лопатка.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: после снегопада, когда на улице лежит пушистый снег, выйдите с малышом на прогулку. С собой возьмите несколько бутылок с подкрашенной гуашью водой яркого цвета. Лучше, если вода будет горячая — так ею будет проще рисовать, она дольше не замерзнет. Найдите несколько поверхностей, на которых снег лежит слоями разной толщины, Попросите кроху порисовать на снегу, просто выливая крашеную воду из бутылки. Это само по себе очень увлекательное занятие — поэтому, возможно, в первые несколько раз на дальнейшие обсуждения сил у ребенка уже не останется. Ничего страшного! Когда интерес к рисованию будет удовлетворен, можно продолжить исследование. Подняв лопаткой прокрашенный слой, рассмотрите его внимательно. Заметил ли малыш, что чем больше воды он лил, тем глубже прошла краска? Чем пушистее снег — тем, опять же, толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать — прокрашиваться будет только верхний слой.

***
Опыт №9 Чистый лед
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: обычная, сладкая и соленая вода.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.

***
Опыт № 10 "Полосатая бутылка"
Берем небольшую пластиковую бутылочку и наливаем в нее немного воды. подкрашенной гуашью, например голубого цвета. Выходим на прогулку и закапываем ее в снег. Обязательно запомнить где закопали))))). На следующий день, доливаем в бутылку немного воды другого цвета. И так в течение нескольких дней. Потом можно увидеть, как лед застыл в бутылке разноцветными полосками

***
О наблюдениях за живой и неживой природой зимой замечательно написано в посте бучаки