» » День отцов пилигримов когда отмечается. Кто такие были пилигримы

День отцов пилигримов когда отмечается. Кто такие были пилигримы

Немилость короля

Пуританизм хоть и возник в XVI веке, но влиятельной религиозной и политической силой он стал в период Английской буржуазной революции. Генрих VIII инициировал в Англии Реформацию, чтобы порвать с папой и Ватиканом и укрепить королевскую власть. Для этого была создана англиканская церковь, которая подчинялась непосредственно королю и должна была объединить всю нацию. Но именно из-за попытки угодить всем, английская Реформация оставалась незавершенной. Хоть монастырское имущество и было секуляризовано, но белое духовенство сохраняло за собой обширные земельные участки, в храмах сохранилось дорогое католическое убранство, а с населения по-прежнему взималась десятина. Недовольные этим буржуазия и новое дворянство требовали довести Реформацию до конца и объединились в борьбе под знаменем пуританизма.

Высадка пуритан в Америке

Свое название «пуритане» получили за стремление «очистить» англиканскую церковь, также они провозгласили себя «избранными» и истинными церковными реформаторами. Особенно радикальные настроения пуритан обострились в годы правления Стюартов — королей Якова I и его сына Карла I. Оба монарха проявляли прокатолические симпатии и вступали в конфликт с действующими парламентами. Каждый из них распустил по три парламента.

Пуритане бежали из Англии от репрессий Стюартов

Суть противостояния сводилась к двум причинам: король, дабы пополнить казну, котел получить право без санкции парламента вводить новые налоги, и явная любовь короля к католицизму привела к преследованию пуритан. Парламент к тому же, состоящий преимущественно из пуритан, пытался всячески пресечь попытки Карла I заморозить реформы в англиканской церкви. Пуритан стали всячески притеснять: священников выгоняли из церквей, их книги сжигали. Видя, что Европа и родная Англия все больше погружается во тьму греха и разврата, пуритане решили действовать.

Живи там хорошо…

Подвергаясь преследованиям со стороны властей, часть пуритан решила перебраться в Голландию, где к их взглядам относились терпимо. К 1617 году там они образовали общину, численность которой возросла до 300 членов. Но многие не могли найти работу в Голландии, а также привыкнуть к культурным различиям, и возвращались в Англию. Общине грозила ассимиляция, а пуритане хотели сохранить свои строгие традиции. Тогда они решили перебраться в Новый Свет и там, на еще неосвоенных территориях, воспитывать своих детей в чистоте и проповедовать учение Господа.


«Корабль Мейфлауэр». Уильям Холсалл, 1882

Выбор пал на недавно основанную (1607) колонию Вирджинию, пуритане надеялись, что ее жители помогут им защититься от враждебных племен. Пуритане подумали, что достаточно большая территория колонии позволит им удалиться от прежних поселений и развиваться самостоятельно. В 1620 году они получили от «Вирджиния Компани» право на землю в Новом Свете в обмен на отработку.

Во время плавания на «Мейфлауэре» родился один ребенок

На корабле «Спидвел» пуритане отправились из Голландии в Англию. Компания оплатила переезд. По пути к ним присоединилась другая группа переселенцев на корабле «Мэйфлауэр». Оба судна направились в Плимут, но «Спидвел» оказался непригодным для длительных путешествий, и все пассажиры перебрались на второй корабль. Так 16 сентября 1620 года со 102 людьми на борту «Мэйфлауэр» вышел в море.

Помощь пришла, откуда не ждали

Во время тяжелого двухмесячного плавания на корабле погибли два человека, а само судно отклонилось далеко на север. 21 ноября переселенцы бросили якорь у мыса Код (штат Массачусетс). Из-за отклонения от курса колонисты оказались далеко от того участка, которой должны были отработать. В связи с этим, было решено считать договор с «Вирджиния Компани» утратившим силу. В этот же день главы 41 семьи переселенцев подписали «Мэйлауэрское соглашение» по которому они обязались основать колонию и подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу колонии».


«Мэйфлауэрское соглашение». Жан Ферри, 1899

С 25 ноября отцы-пилигримы (как принято называть первых поселенцев) постепенно стали высаживаться на берег и обследовать новые территории. Они подверглись нападению индейцев, но благодаря огнестрельному оружию сумели от них отбиться. В Рождество 25 декабря началось строительство Дома собраний, что положило начало поселению Нью-Плимут.


Первая зима была суровой, жить приходилось на корабле, многие не пережили ее. Помощь пришла, откуда не ждали. Индеец Тискуантум, которого переселенцы прозвали Скванто, немного понимал речь колонистов и научил их выращивать тыкву и маис, показал где водится дичь и ловится рыба. Благодаря этим знаниям переселенцы смогли выжить в новом неизведанном краю.


Первый День Благодарения

На следующий год отцы-пилигримы собрали богатый урожай и смогли обеспечить себя продовольствием на следующую зиму. Они восприняли это как подарок небес. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд решил провести этот день в благодарности богу и пригласил на праздник вождя и еще 90 индейцев из племени Скванто. Трапеза, которую поселенцы и индейцы разделили в тот день, стала первым празднованием Дня Благодарения. Позже, этот обычай распространился и на другие колонии в Америке, а в 1789 году первый президент США Джордж Вашингтон объявил 26 ноября общенациональным Днем Благодарения. И по сей день миллионы жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.

В наши дни в США быть потомком отцов-пилигримов - колонистов, приплывших в 1620 году на корабле «Мейфлауэр», - почетнее, чем происходить из аристократов. Но есть нюанс: история поселенцев-первооснователей началась с обмана

Колонисты 1620 года не были первыми британскими поселенцами в Новом Свете - англичане пытались обосноваться на берегах Северной Америки с 1585 года. Не стали они и первой общиной, закрепившейся на негостеприимной чужбине, - в области Виргиния, хартию на заселение которой король Яков I даровал Лондонской компании акционеров, существовали город Джеймстаун, основанный в 1607-м, и несколько поселков вокруг него. Не богачи, не аристократы, не мореходы-авантюристы, они были теми, что называются «маленькими людьми», но именно их по сей день почитают как легендарных патриархов американской нации, а миллионы гордятся тем, что являются потомками отцов-пилигримов. Среди этих миллионов немало знаменитостей: кинозвезды Клинт Иствуд и Ричард Гир, писатель Томас Пинчон, издатель журнала Playboy Хью Хефнер, президенты Буш...

Лейден, Лондон

Кредит на переезд

Почти половину пассажиров «Мейфлауэра» составляла сплоченная община пуритан-браунистов. Браунисты - они же сепаратисты, они же конгрегационалисты, они же «святые» - отличались от прочих пуритан особым свободолюбием, не признавая над собой центральной церковной власти. Их идеалом были маленькие самоуправляемые общины ранних христиан, которые сами выбирали себе лидеров. Как и все пуритане, браунисты ратовали за строгость в быту и ритуале, отвергали пышные богослужения и церковную иерархию англикан. Главой англиканской церкви был британский монарх, и он, разумеется, счел подобные взгляды опасными. «Нет епископа - нет короля», - говаривал Яков I. Власти преследовали еретиков: молитвенные дома пуритан по всей Англии закрывали, их лидеров арестовывали.

Община браунистов из Скруби, Ноттингемшир, в 1608 году переселилась в Голландию и много лет провела в Лейдене, но на чужбине не прижилась: иммигрантам казалось, что иноязычное окружение и местные обычаи дурно влияют на их детей. К тому же истекал срок перемирия голландцев с испанцами - католиками, злейшими врагами пуритан. Английские власти меж тем установили за лейденской конгрегацией слежку: они разыскивали старосту-управителя, издателя Уильяма Брюстера за его памфлеты против Якова I и иерархов англиканской церкви, чтобы судить и повесить.

В Европе не было покоя от королей и епископов, так что мысль обживать Новый Свет, подальше от них, казалась браунистам из Лейдена все более заманчивой. Решение уплыть за океан далось нелегко: они были наслышаны о голоде, непосильном труде на неплодородной целине, кровожадных туземцах и прочих тяготах жизни колонистов. Чуть не выбрали Гвиану, но испугались тропической лихорадки и постановили ехать в Северную Америку. Пуритане из лейденской общины помнили о странствиях библейских пророков и поиске Земли обетованной. Грядущее путешествие казалось им похожим на божественное предназначение, следовать которому - основное правило протестантской этики.

Предшественники
Пропавшая колония

В конце XVI века идея колонизации Северной Америки не давала покоя сэру Уолтеру Рэли, фавориту английской королевы Елизаветы. Сам он туда не плавал, но отправлял экспедиции. Первый снаряженный Рэли отряд из 160 поселенцев высадился на острове Роанок в Виргинии летом 1585 года. Англичане прожили там около года и чуть не вымерли от голода и постоянных стычек с индейцами. В 1586-м колонистов по их просьбе увез обратно в Англию проплывавший мимо знаменитый мореход Фрэнсис Дрейк. В 1587 году Рэли предпринял вторую попытку. Более сотни колонистов моряки отвезли на тот же остров. Переселенцы скоро стали нуждаться в продовольствии, тогда их лидер - художник, ветеран предыдущей попытки колонизации Джон Уайт - уплыл за продуктами и помощью в метрополию. Начавшаяся война Англии с Испанией задержала его возвращение, и когда в 1590 году Уайт все же достиг Роанока, в оставленном им поселении не было ни души. На столбе ограды кто-то нацарапал слово cro - возможно, имелось в виду соседнее индейское племя кроатонов. Колонисты не оставили и условленную метку в виде мальтийского креста, которая означала бы, что они спешно покинули поселение из-за опасности. Впоследствии никого из жителей пропавшей колонии так и не нашли.

Почти три года представители общины в Лондоне добивались от короля Якова I разрешения переселиться за океан. Британская империя владела обширными землями в Северной Америке вдоль побережья Атлантики, но на тот момент у англичан там была всего одна жизнеспособная колония в Виргинии. На этих землях, принадлежавших Лондонской компании, лейденским браунистам в конце концов и было позволено разместиться. Им надлежало отсылать плоды своего труда кредиторам и подчиняться губернатору колонии, которого назначало правление компании из метрополии. Однако собственных средств общине не хватало даже на дорогу, а Лондонская компания находилась на грани разорения. Нужен был кредит, чтобы нанять корабли и запастись продовольствием, - его предоставило объединение лондонских купцов.

Плимут, Новый Свет

Майский цветок

Пока пуритане препирались с кредиторами по поводу условий отработки, те набрали в столице еще с полсотни добровольцев - безработных, обедневших ремесленников и торговцев. Люди, которых лейденские эмигранты прозвали «чужаками», были в основном англиканами, и их в итоге оказалось больше, но именно сплоченная община пуритан-сепаратистов стала, как бы сейчас выразились, инициативной группой будущей колонии. Впоследствии летописец колонии и один из лидеров пуритан Уильям Брэдфорд назвал спутников-единоверцев пилигримами - благочестивыми странниками по воле небес. «Они знали, что они пилигримы, - и возводили очи к небесам, их дражайшему отечеству, и успокаивали свои души» , - писал он о том, как в тревоге будущие колонисты покидали Лейден ради неизвестности. Под именем отцов-пилигримов они и войдут в историю.

Предполагалось, что переселенцы доберутся в Новый Свет на двух кораблях - «Мейфлауэр» («Майский цветок») и «Спидуэлл» («Вероника»), но второе судно, как выяснилось, было непрочным, и от него отказались. Из-за этого нескольким добровольцам пришлось остаться. Среди вернувшихся на берег оказался лейденский браунист Томас Блоссом - предок нынешнего американского президента Барака Обамы по материнской линии . Блоссому с семьей удалось добраться до Нового Света лишь девять лет спустя.

16 сентября 1620 года (здесь и далее даты приводятся по новому стилю. - Прим. «Вокруг света» ) «Мейфлауэр» наконец отчалил из английского порта Плимут и направился к берегам Америки. На его борту было 102 пассажира: мужчины, женщины - даже беременные, дети. Осень - не лучшее время для дальнего плавания: когда начались штормы, команда и пассажиры испугались, что корабль вот-вот развалится, и чуть было не повернули назад. Но «Мейфлауэр» выдержал.

21 ноября 1620 года взволнованные переселенцы высыпали на палубу, вглядываясь в горизонт: вдали показалась земля. Радость довольно быстро сменилась тревогой. Как пишет Брэдфорд: «Все, что они могли видеть, - это дикие заросли, полные диких зверей и таких же диких людей, и никто не знал, какое их тут множество!»

Новая Англия

Намеренная ошибка

Скоро выяснилось, что берег, к которому приплыл «Мейфлауэр», находится на сотни миль севернее устья Гудзона, куда он должен был прибыть по соглашению, да и вообще далеко за пределами владений Лондонской компании. Удивление колонистов выглядело искренним, но была ли это непредвиденная ошибка? С одной стороны, из-за несовершенства навигационных приборов того времени сбиться с курса было легко. С другой стороны, причалили они в итоге южнее мыса Код в Новой Англии, территорией которой по бумагам распоряжалась Плимутская компания, только-только, в ноябре 1620 года, преобразованная в Совет Новой Англии. Ни поселенцев, ни местной администрации тут не было. Некому подчиняться. Весьма заманчивая ситуация для общины, стремящейся к самоуправлению. Такой вариант кажется уж очень подходящим для пуритан, еще 12 лет назад уставших от королевского надзора. При этом предводители пуритан были хорошо осведомлены о регионе, где оказались: они встречались в Лондоне со знаменитым исследователем тех мест капитаном Джоном Смитом и купили составленную им карту побережья и его книгу о Новой Англии.

Мыс Код

Первые выборы

Когда все пассажиры «Мейфлауэра» осознали свое положение, дух свободы начал кружить самые буйные головы. Пошли «недовольные и мятежные», по выражению Брэдфорда, разговоры о том, что отныне переселенцы никому ничего не должны. Назревал бунт и распад сообщества колонистов. Лидеры пуритан решили взять ситуацию в свои руки. Они составили текст договора и представили его на собрании всех совершеннолетних (то есть достигших 21 года) мужчин корабля. Это было знаменитое Мейфлауэрское соглашение - короткий документ, утверждающий объединение переселенцев в самоуправляемый «гражданский политический организм», который сам себя обязывал в дальнейшем жить по законам, каковые сам же и установит. Имя короля и изначальное намерение основать колонию в Виргинии в тексте упомянуты, но и только. Мейфлауэрское соглашение подписали все: и пуритане, и «чужаки». Как выразился историк-американист Александр Самойло, «отцы-пилигримы» заняли территорию Плимута без всяких юридических прав на нее, путем захвата, став таким образом первыми сквоттерами Америки» . По сути, они обманули Лондонскую компанию и короля, ускользнув из-под надзора его функционеров. Только поставщиков продовольствия колонисты не могли позволить себе обмануть - препирательства насчет долговых обязательств затянутся на годы. Но политическое самоуправление - вот что стало самым ценным и самым желанным приобретением переселенцев. Можно себе представить, какие чувства они испытали, когда в 1624 году король ликвидировал Лондонскую компанию и перевел ее земли под свой прямой контроль.

Документ
Мейфлауэрское соглашение

«Во имя Господа Бога, аминь. Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные нашего великодержавного государя - короля Якова, Божьей милостью государя Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры, etc. Предприняв во славу Божию, и во имя распространения христианской веры, и в честь нашего короля и страны путешествие с целью основания первой колонии в северных областях Виргинии, настоящим торжественно и по взаимному согласию перед Богом и друг другом обязуемся объединиться в гражданский политический организм для установления у нас наилучшего порядка, и безопасности, и осуществления вышеуказанных целей; и на основании этого составлять, учреждать и формулировать по мере надобности такие справедливые и равные для всех законы, ордонансы, акты, постановления и должности, которые будут сочтены наиболее подходящими и соответствующими общему благу колонии, коим мы обязуемся подчиняться и их всецело соблюдать. В подтверждение чего мы поставили здесь наши подписи у мыса Код 11 ноября (21 по н. ст. - Прим. «Вокруг света» ) 18 года правления нашего повелителя короля Якова Англией, Францией и Ирландией и 24-го - Шотландией, Anno Domini 1620».

Впоследствии Мейфлауэрское соглашение станут считать прообразом Декларации независимости, утвердившей свободу североамериканских штатов от власти метрополии.

В тот же день поселенцы выбрали губернатором Джона Карвера, дьякона общины (одна из трех выборных руководящих церковных должностей в конгрегации), человека зажиточного и уважаемого. «Скорее, утвердили» , - уточняет Брэдфорд, поскольку Карвер и так был одним из лидеров лейденской части пассажиров «Мейфлауэра». Он считается первым в истории колонизации англичанами Америки главой поселения, избранным народом.

Новый Плимут

Холодный дом

Отряд колонистов на лодке, которую они привезли с собой, обследовал окрестности в поисках подходящего места для поселения. В бухте севернее мыса Код присмотрели удобный холм, где протекал ручей с питьевой водой, и 26 декабря «Мейфлауэр» доставил туда всех пассажиров. Ранее Джон Смит назвал эти места Новым Плимутом­; получилось­, что путешественники из Плимута английского в конечном счете приплыли в Плимут американский; так стала называться и их колония.

Праздник
День благодарения

Эпидемия и междоусобицы обошлись индейцам Новой Англии слишком дорого, чтобы воевать еще и с белыми чужаками, поэтому туземцы не нападали на плимутских колонистов, а весной 1621 года отправили к ним переговорщиков. Плимутцы заключили с индейцами мирный договор, которого хватило на 40 лет. Те многому научили колонистов: сажать кукурузу, ставить силки, добывать сахар из кленового сока. Осенью того года плимутцы собрали первый урожай и устроили по этому поводу праздник, на который позвали 90 индейцев-союзников во главе с великим вождем. В 1863 году в память о пире выживших колонистов президент Авраам Линкольн объявил День благодарения национальным праздником. Его стали отмечать в последний четверг ноября. Это один из двух самых «американских» праздников в календаре США наряду с Днем независимости.

Новоприбывшим повезло: несколько лет назад в этом месте была индейская деревня, но в 1617 году все ее население выкосила инфекция, занесенная приплывавшими в эти края рыбаками-европейцами. Когда-то возделанные поля лишь недавно пришли в запустение, и культивировать их было легче, чем целину. И хотя в первую зиму холод, голод и болезни унесли жизни половины поселенцев (предание гласит, что своих мертвых плимутцы хоронили тайком по ночам в безымянных могилах, чтобы индейцы не знали, как быстро тают ряды белых людей), колония продержалась год и собиралась развиваться дальше.

С 1621 года все больше кораблей стало прибывать к берегам Новой Англии. Вдохновленные примером плимутцев, британцы основывали другие колонии - Род-Айленд, Коннектикут, Массачусетс... Первопоселенцы с «Мейфлауэра» создали ценный прецедент: принцип самоуправления и выборности местных властей, по которому они жили, перенимали как нечто само собой разумеющееся колонисты на всей территории Новой Англии. До Войны за независимость было еще далеко, но будущие американцы приобрели нечто важное - традицию. И обязаны ею США десяткам человек, которые пересекли океан в поисках не золота, не романтики первопроходцев, а свободы.

Фото: Getty Images / Fotobank.com, Architect of the Capitol, Getty Images / Fotobank.com, Getty Images / Fotobank.com (x2), Shutterstock (x2)

Отцы-пилигримы (Pilgrim Fathers), так в 19 в. стали называть 102 основателей Плимутской колонии в Америке, к-рые отплыли из Плимута (Англия) в 1620 г. на корабле «Мейфлауэр». Нек-рые О.-п. ранее подвергались преследованиям за отделение от англиканской церкви; в 1608 г. они бежали из Скруби (Ноттингемшир) в Голландию и позже присоединились к остальным. В 1618 г. О.-п. заручились поддержкой синдиката лондонских купцов и получили разрешение поселиться в Вирджинии. Во время плавания они подписали Мейфлауэрское соглашение - договор о самоуправлении. Колонисты высадились у Кейп-Кода (Массачусетс) в декабре и решили здесь же остаться. Лишь половина из них пережила первую суровую зиму. Яркое описание невзгод О.-п. оставил Уильям Брадфорд. Торговля пушниной с индейцами обернулась прибыльным делом, но колония развивалась медленно. Сказывался и огромный наплыв в Массачусетс в 30-е гг. 17 в. переселенцев-пуритан. В 1643 г. Плимутская колония присоединилась к Конфедерации Новой Англии ив 1691 г. вошла в состав Массачусетса. Хотя О.-п. не сыграли сколько-нибудь значит, роли в истории Новой Англии, они стали важным символом европ. колонизации Сев. Америки.

В Вирджинии) на территории современных США . Будучи глубоко религиозными людьми, поселенцы Плимутской колонии отличались пуританскими нравами и приверженностью традициям. Некоторые из их традиций стали неотъемлемой частью американской культуры . К числу таковых относится обычай праздновать День благодарения (впервые отмечался пилигримами в Новом Плимуте в году). История Отцов-пилигримов, переселившихся за океан в поисках религиозной свободы , стала центральной в истории и культуре Соединённых Штатов Америки .

История

Основную часть поселенцев составляли английские пуритане , религиозные диссиденты . Недовольные тем, что господствующая Англиканская церковь склоняется к идеям католицизма , они желали создать независимую церковь. Одна из подпольных общин собиралась в деревушке Скруби графства Йорк . Её лидерами были проповедники Ричард Клифтон и Джон Моррисон.

Из-за преследования со стороны властей, диссиденты перебрались из Англии в Голландию , где к их взглядам относились терпимо, в году - в Амстердам , а в году - в Лейден . К году община обосновалась на новом месте и возросла до 300 членов. Однако, многие переселенцы не нашли работы в Голландии, а некоторые, не выдержав тяжелых условий жизни и культурных различий, уезжали обратно в Англию. Новое поколение, родившееся на голландской земле, забывало традиции и обычаи предков. Общину ожидала постепенная ассимиляция .

После долгих размышлений было решено отправиться в Америку, в недавно основанную () колонию Вирджиния . Прежние колонисты могли оказать поддержку в защите от враждебных местных племен. С другой стороны, территория колонии была достаточно велика, чтобы вновь прибывшие могли поселиться на некотором расстоянии от прежних поселений и чувствовать себя относительно независимо. Для переезда и обустройства пуритане нуждались в кредитах и разрешении на строительство. Они нашли такую поддержку у Томаса Вестона, лондонского торговца скобяным товаром.

В наши дни десятки миллионов жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов .

Происхождение названия

Первоначально у пилигримов не было собственного названия. Иногда они называли себя святыми, богоизбранным народом. Другие их названия - сепаратисты или браунисты (от имени автора идеи сепаратизма Роберта Брауна). Название - библейского происхождения, восходит к посланию ап. Павла к евреям (Евр. 11:13-14). Впервые оно появляется в книге Уильяма Брэдфорда «Плимутское поселение». В 1793 году на празднике «Дня отцов-первопоселенцев» в Плимуте преподобный Чарльз Роббинс употребил это название в проповеди, а в 1820 году в своей речи - известный политик и оратор Дэниэл Уэбстер. В 1825 году была опубликована поэма англичанки Фелиции Хеманс «Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию». К 1840 году название «Отцы-Пилигримы» стало общеупотребительным.

См. также

Напишите отзыв о статье "Отцы-пилигримы"

Примечания

Ссылки

  • . .
  • . .
  • Уильям Брэдфорд. . .
  • Дэниел Бурстин. Американцы: колониальный опыт - М.: изд. группа «Прогресс» - «Литера», 1993

Отрывок, характеризующий Отцы-пилигримы

– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.

Город Плимут (Plymouth) имеет большое значение для американской истории. Именно здесь в 1620 году высадились отцы-пилигримы и основали первое поселение Новой Англии. Отцы-пилигримы – это английские пуритане, которые были недовольны положением дел в англиканской церкви и хотели создать свою независимою церковь. Сначала они бежали в Голландию, а потом решили перебраться в Америку, что и было сделано в 1620 году на корабле "Мэйфлауер". Корабль до наших дней не сохранился, но была сделана реплика, за посещение которой с туристов требуют деньги:

Плимут - город небольшой (около 50 тыс. жителей), но очень трогательный для американцев. Именно здесь английские пуритане подружились с индейцами-вампаноагами. Подружились, а не стали расстреливать их из винтовок. И не прогадали. Индейцы научили англичан выращивать кукурузу, делать инструменты и ловить рыбу. Но самое главное, именно как результат сотрудничества с индейцами зародился День Благодарения. Я знаю, что некоторые с осуждением относятся к белорусскому агрофесту "Дажынкi", но День Благодарения зародился именно как "Дажынкi". Осенью 1621 года был собран первый большой урожай, и было решено это дело отметить "Дажынкамi". Под эту тему много баблоса было распилено в 1621 году. Кум мэра покрасил церковь, сват привез из гор гранита, натесал плитки и уложил ей все центральные улицы, и т.п. На "Дажынкi" пригласили вампаноагов. Провели грандиозное шествие с танцующими гигантскими кукурузами и закатили банкет для закрытой аудитории пуританско-индейских начальников. Потом еще долго КПК (Комитет пуританского контроля) обнаруживал недоделки и недостачи (так и не наладилась горячая вода в индейском районе, пропали две статуи лошади, 4 вилки, 1 тарелка, а на покраску церкви по документам почему-то ушло 100 бочек краски). Праздник, тем не менее, понравился, и его решили праздновать каждый год. В 1921 году благодарные потомки установили памятник вождю вампаноагов Массасойт. С 1941 года День Благодарения стал государственным праздником.

Город хоть и старый по американским меркам, но сохранилось немного оригинальных старинных зданий. Часть были воссозданы. Так воссоздали первую мельницу Новой Англии - мельницу Дженни Грист (Jenney Grist Mill), построенную в 1636 году.

Важным историческим местом города является мемориал Плимутского камня (Плимутской скалы), где находится кусок скалы, на который, по преданиям, ступила нога первого пилигрима в 1620 году:

Город не забыл увековечить пилигримов в гигантском памятнике отцам-основателям, ребра которого символизируют добродетели и основы американского общества, заложенного ими.

Архитектура в городе - типичная новоанглийская. Деревянные домики, изредка перемежающиеся с дикенсовскими кирпичными строениями.

Тема религии безусловно была важна для плигримов-пуритан. В Плимуте находится Церковь Первого Прихода (First Parish Church), относящаяся к унитарной универсалисткой направлению. Изначально деревянная церковь, построенная в 1621 году, была перестроена в каменную в 1899 году в неороманском стиле с оригинальными внутренними балками и дизайном (обратите внимание, что витражи отражают не религиозные темы, а тему отцов-пилигримов):

В 50 метрах находится деревянная Церковь Паломничества (Church of the Pilgrimage), которая отделилась в 1801 году от Церкви Первого Прихода и построила свое здание в 1840. Разделение произошло на идеологической почве. Церковь Первого Прихода приняла унитаризм (веру у одного единого бога), а Церковь Паломничества сохранила устои тринитарианизма (веру в святую троицу). Современные американские церкви разделяются по более насущным вопросам, в какой цвет покрасить скамейки, кто должен петь в хоре и т.п.

В городке есть и другие церкви, не упомнишь, каких ответвлений и направлений:

Недалеко от Плимута находятся американские Дудутки, представляющие из себя колониальное поселение со смешанным английско-индейским населением, домиками, утварью и ремесленными мастерскими. Попасть туда, к сожалению не удалось по техническим причинам. Так что, может, в другой раз.