Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.
Воспитание подрастающего поколения - процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.
Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:
- традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
- дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
- национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
- нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;
- импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание - высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.
Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Методисты выделяют виды деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы в школе. Школьные педагоги, имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.
Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации - главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).
Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
Словесно - логические - образно - художественные - трудовые - игровые - психологические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.
Образно- художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.
Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок - концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания , действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки , обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.
Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” - собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.
Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем, что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.
“Викторина”.
Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников.
Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.
Требования к викторине:
Общая тема; - вопросы должны быть конкретные; - подобрать определенное количество вопросов; - учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы; - продумать форму проведения - “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей - ринг”, “Счастливый случай”; - вопросная - ответная (устная или письменная); - возможно проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются детям заранее;
Викторина может быть с разными заданиями:
Объясни, если сможешь; - какое утверждение верно и т.д.
Давать вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Литературу указать.
“Час тихого чтения”.
Воспитательные задачи: прививает любовь к книге, к художественному слову и расширяет кругозор.
Час тихого чтения возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.
В тот день, когда происходит “час тихого чтения”, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они “сейчас читают”, им предоставляются общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.
Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки - памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат ребенку.
Воспитательный потенциал “часа тихого чтения” не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня. “Что сегодня мы читаем” и “Что читали учителя”. Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний. Идею “часа тихого чтения” порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.
Виды и формы воспитательной работы.
№ п/п |
Вид деятельности |
Целевое назначение |
Активные формы организации деятельности |
Познавательная |
Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. |
Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, нетрадиционная форма. Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон, |
|
Общественная |
Содействует социализации учеников, включает |
Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство. |
|
Ценностно - орентированная |
Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. |
Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия. |
|
Спортивно - Оздоровительная |
Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений. |
Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания. |
|
Художественная |
Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. |
Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы. Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники. |
|
Свободное общение |
Взаимнообогащающий досуг школьников. Общение друг с другом. |
Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы. |
|
Трудовая |
Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей. |
Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д. |
Вариативность классного руководства
Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Однако до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг полномочий и ответственности, вариа-
тканые формы решения ими педагогических задач, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.
В связи с разнообразием задач, решаемых классным руководителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:
В организационном - варианты профессионального и должностного статуса;
В психолого-педагогическом - выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т.д.).
Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:
Условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;
Экономическими возможностями школы и родителей;
Возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;
Подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:
Классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);
Классный руководитель;
Классный куратор.
Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной внеучебной работой может быть согласована с администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.
Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать
различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.
В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.
Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.
Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.
В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, где обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и Другой вариант, когда классный руководитель организует ин-
дивидуальную работу с учащимися, родителями, проводи? классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрае* ту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших уче. ников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены кол-s лектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления, ре» ализации социальных проб, например, в роли лидера, педагога и т. д.
При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40-50 учащихся), целесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора воспитательной работы в школе (за~ местителя директора по воспитательной работе).
Функции классного руководителя
В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уров ню относятся педагогические и социально-гуманитарные функ* | ции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых. " :
Традиционно среди педагогических функций доминирующее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед?| классным руководителем стоит проблема интеграции усилия?; всех педагогов, направленных на решение этой задачи.
Среди социально-гуманитарных функций, которые такжё*| являются целевыми функциями, приоритетной является соци-> | альная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окру-"" | жающей среды. Под социальной защитой в целом понимает ей 1 ; целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях^ общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и меди* ; ко-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия 5 1 и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравствен*-ного формирования, функционирования и развития детей, пре*" дотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства*
Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.
Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.
Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.
Критерием эффективности деятельности классного руково дителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объек тивные - это показатели соответствия социальных, материаль ных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, от дыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетво ренности или неудовлетворенности детей их социальной защи щенностью. "
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.
Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские. Главное назначение классного руководителя - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на помощь им в самоорганизации.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников.
В процессе работы с классом представляется важным реализовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.
Реализация диагностической функции предполагает постои янное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их ана<-лиз, поиск причин неэффективности получаемых результатов^ и характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую функцию, классный руковод% тель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования и изучения ребенка в руках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста уча-
щихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет меняться.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. (Подробно об этом будет сказано в главе 3.)
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой - негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя как с классом в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного ру ководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Систематически ж грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса.
Вышеперечисленные функции определяют содержание де-""телыгости классного руководителя.
Классный руководитель и педагогический коллектив
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, котор"ые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения Детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работаю-
щих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информаци- I ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо- 1 щи родителям в организации домашней работы с учащимися. Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий-! и способствующих выработке единых подходов к воспитаниюЦ ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру-1 ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учел? никои, получают информацию о психическом, физическому умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре- \ зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаця-1 ей, договариваются о способах решения возникающих проблем! и распределяют функции в работе с ребенком. | Классному руководителю целесообразно выявлять типичный 1 проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учи-j щихся, проводить специальные семинары для педагогов. По лезно организовать посещение учебных занятий с последу!^- щим обсуждением действий учителей по отношению к конк-
ретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.
В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.
Вопросы для самопроверки
1. Какие варианты классного руководства существуют в школе?
2. Какие задачи решает классный руководитель?
3. Как может классный руководитель защищать учащихся?
4. Как взаимодействует классный руководитель с другими педагогами в воспитании учащихся?
Cлайд 1
Активные формы и методы в воспитательной работе классного руководителя 5 класса МАОУ «Комсомольская СОШ» Т.А. ШаляпинойCлайд 2
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.Cлайд 3
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для детей она является их естественной жизнью.Cлайд 4
Основными формами и методами работы классного руководителя 5 класса являются: проведение анализа результатов успеваемости; организация собраний, классных часов; проведение различных соревнований; участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий; организация культурных, познавательных, развивающих мероприятийCлайд 5
Основные понятия Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя с обучающимися для достижения целей обучения, развития и воспитания. Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.Cлайд 6
Cлайд 7
Активные формы воспитательной работы Проблемный классный час - начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность. Классный час –визуализация - учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.Cлайд 8
Классный час с заранее запланированными ошибками Которые должны обнаружить обучающиеся Список ошибок обучающиеся узнают в конце Подбираются распространенные ошибки, которые делают как обучающиеся, так и учителя Обучающиеся во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист В конце классного часа проводится их обсуждениеCлайд 9
Классный час -дискуссия целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе Виды дискуссий Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»Cлайд 10
Мозговой штурм (мозговая атака) свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихся Используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Это способ поощрения активности обучающихся и быстрого генерирования идейCлайд 11
Правила проведения мозгового штурма Запрещена критика выдвинутых идей Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи Наличие ролей В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей Доброжелательная, творческая атмосфера проведения Активное взаимодействие всех участников Применение системы оценки, стимулированиеCлайд 12
Классный час – пресс-конференция Учитель объявляет тему классного часа Просит обучающихся письменно задавать ему вопросы по данной теме. Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы. В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихсяCлайд 13
Активные формы воспитательной работы Классный час с разбором конкретной ситуации, изложенной устно или в виде видеозаписи и т.п. обучающиеся совместно анализируют и обсуждают представленный материал. классный час –консультация 50% на вопросы обучающихся; 50% времени отводится для ответов в том числе с привлечением специальных консультантов в области изучаемой проблемы. «Круглый стол» сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией, по зволяет сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссииCлайд 14
Методы группового решения творческих задач Метод Дельфи Помогает выбрать из предлагаемоых вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта в определенной последовательности. Метод 6–6 Не менее шести членов группы в течение шести минут формулируют варианты решения проблемы. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе. После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам. Задача – отобрать несколько наиболее важных вариантов (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии).Cлайд 15
Методы группового решения творческих задач Метод дневников - участники решения проблемы записывают появившиеся в определенный период времени (неделя и т.п.) идеи – с последующим коллективным их обсуждением. Метод развивающейся кооперации - ставиться задача, которую трудно выполнить в индивидуальном порядке и нужна кооперация (объединение) обучающихся с распределением внутренних ролей в группе. Создаются группы из 6–8 человек, а далее каждая группа предлагает свой вариант решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы должны доказать истинность своего варианта решения.Cлайд 16
Формы групповой деятельности Презентация мира Приглашение к чаю Сократовская беседа Корзина грецких орехов Волшебный стул Открытая кафедра Защита проекта Диалог с веком Разброс мнений Театр-экспромт Пять минут с искусством Проблемы и аргументы Перечень мероприятий:Cлайд 17
Деловые игры: метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам Необходимо создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Требуется не только знаний и навыки, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций.Cлайд 18
Классификация игр: По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионныеCлайд 19
Ролевая игра Это маленькая сценка, разыгрываемая обучающимися Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые обучающимсяCлайд 20
Деловая игра Имитация в игре реального процесса с помощью модели Различие интересов участников игры Наличие общей игровой цели Реализация цепочки решений Использование гибкого масштаба времениCлайд 21
Ситуативные игры Ситуации – иллюстрации Ситуации – упражнения Оценочные ситуации Проблемные ситуации Прогностические ситуацииCлайд 22
Пары и группы Этот метод даёт обучающимся больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно или по желанию обучающихся или учитель заранее делит на группы, учитывая уровень обучающегося или его характер межличностных отношенийВ соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
По видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
По способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;
По времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
По времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
По субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
По результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
По числу участников - индивидуальные (воспитатель–воспитанник), групповые (воспитатель–группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).
Индивидуальные формы , как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д.
Нельзя отрицать возможность использования описаний уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно это необходимо для начинающих классных руководителей, которые, знакомясь с опытом других, могут выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности классных руководителей и детей.
Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для каждого конкретного случая выстраивается своя, вполне определенная, форма работы. Поскольку каждый ребенок и детское объединение уникально, следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска (классный руководитель, другие педагоги, школьники, родители).
В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим:
Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
На основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
Составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
Организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
Обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.
Известные ученые считают:
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».
В.П.Созонов
«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-
ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников
системы отношений к окружающему миру ».
Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич
« Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы,
а час классного руководителя».
Л.И.Маленкова
Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:
· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.
· Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
· Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
· Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Советы по организации классного часа
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Функции классных часов
Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с
учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в
определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы
Различные формы проведения классного часа.
Беседа
Экскурсия
Игровой классный час
Посещение театра, кинотеатра, выставки
Турнир
Конкурс инсценировок
Театрализованное представление
Вечер отдыха
Выставка
Ярмарка
День открытых дверей
Деловая игра
День труда
Устный журнал
Диспут
Субботник
Генеральная уборка
Огонек
Музыкальный вечер
Студия
Вечер вопросов и ответов
Спартакиада
Совет дела
Родительское собрание
Заседание киноклуба
Конкурс проектов
Игра-викторина
Ролевая игра
Практикум
Анкетирование, тестирование
Этико-психологический тренинг
Вечер-встреча
Классный час – размышление
Праздник
Организация классного часа
Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.
Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию.
Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы.
Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.
На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Продолжительность классного часа
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20-30 минут, в 9- С 11 классах - более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).
Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.
Требования к проведению классных часов
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
Тематика классных часов
Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год.
Традиционные классные часы на учебный год определяются в соответствии с общешкольным планом мероприятий, в соответствии с
анализом воспитательной работы прошедшего года, с целями
и задачами на предстоящий учебный год.
Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является координатором.
Тема заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
морально-этическим проблемам. На них формируется опреде лённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отноше ния к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
6. психологическим проблемам.Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.)
Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика.
Классный руководитель-это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка, а ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей. Так пусть же эта доброта, понимание, чуткость всегда сопутствуют в вашем нелегком труде. Результат не заставит себя долго ждать.