» » Барановский архитектурная энциклопедия второй половины xix века. Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото

Барановский архитектурная энциклопедия второй половины xix века. Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото

Барановский Гавриил Васильевич - архитектор и издатель. В его энциклопедии содержатся чертежи и фотографии лучших и достойнейших, на взгляд автора, архитектурных объектов конца XIX века как Росии, так и Европы.

Богатство и количество представленного материала поможет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, получить вдохновение и массу идей для своей работы. Ведь как известно, новое? это хорошо забытое старое:-)

Предисловие автора

В настоящем издании мы имели в виду дать возможно полное собрание лучших образцов художественно-архитектурного творчества второй половины XIX века: несомненно, что именно за этот период ясно обнаружилось в искусстве стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени.
Сравнительно несложная задача обязывала нас лишь к строгому выбору материала, но не ставила нам никаких определенных рамок; однако скоро возникли сомнения, которые и привели к неожиданным последствиям.

Во-первых, в самом начале дела пришлось убедиться, что, руководясь личным вкусом, мы рисковали придать нашему труду слишком субъективный характер и тем сузить его значение. Во-вторых, полная свобода выбора и отсутствие определенных границ естественным образом увлекали нас все дальше и дальше, побуждали захватить круг предметов, возможно широкий и – в конец концов – привели к мысли дать, вместо простого сборника лучших произведений, труд не менее практический, но более идейный: явилось неотразимое желание осуществить опыт – не то, что истории, но хотя бы прагматической характеристики новейшего зодчества в его последовательном развитии и подготовить материал для всесторонней оценки совершающейся на наших глазах эволюции данной отрасли искусства.

Такая постановка вопроса налагала обязанности чрезвычайно трудные и во многих случаях почти невыполнимые. Однако захватывающих интерес задачи решили дело бесповоротно.

Наше увлечение легко поймет тот, кто хоть на минуту отдавался исследованию какой-либо области искусства или знания. Там, в мире пережитого, продуманного, прочувствованного, — каждая мысль, каждое новое движение, каждый своеобразных штрих так или иначе повлияли на общих ход дела, отразились положительным участием в работе поколений и кое что прибавили к богатству данного века.

С этой точки зрения и всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу, должна быть добросовестно причислена к итогу, которым измеряются приобретения человеческого духа.

Руководясь этим принципом, мы так определили свои намерения: собрать по возможности все то, что могло бы служить к характеристике современного зодчества во всех его применениях и направлениях; систематизировать весь материал по содержанию композиций; установить точнейшим образом авторство и провести – насколько возможно – хронологический порядок, полагая, что этот последний до некоторой степени обнаружит преемственность идей и объяснит то или иное явление…
Насколько удачно решим мы задачу, покажет будущее. Теперь же считаем не лишним заметить одно: все подготовленное до настоящего времени, а в особенности опыт первой части нашего труда, приводит к заключению, что до полного осуществления цели очень далеко и – что оно не под силу одному человеку.

Это обстоятельство заранее оправдывает все те недочеты, которые в изобилии будут указаны критикой и которые мы сами вполне сознаем и могли бы перечислить, если бы представилась надобность. Тем не менее мы все таки успели набросать довольно широкую программу и дадим по крайней мере общую картину архитектуры конца XIX века; обрисуем, что возможно, полнее; многое наметим в общих чертах; а очень многое предоставим закончить другим. (…)

(…) Наконец, еще одно замечание. Мы имеем в виду, главным образом, художественную сторону предмета; если же сторона утилитарная также не оставлена без внимания, то лишь настолько, насколько это требовалось для выяснения архитектурной физиономии данного произведения. Поэтому не следует в нашей книге искать того, что не входит в ее программу.

Г.В. Барановский

О хронологии

Если при некоторых проектах не поставлены точные даты, то это сделано во избежание ошибок. Тем не менее мы старались во всех таких сомнительных случаях сохранить последовательность размещения, соответствующую действительности, чем восполняется до некоторой степени указанный недостаток.

Барановский Петр Дмитриевич - российский, советский архитектор, известный больше как реставратор памятников древнего зодчества, а также как один из авторов новых методов реставрации и консервации архитектурных объектов.

Барановский родился в семье дорогобужских крестьян 14 февраля 1892 года в селе Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии. В 1912 году он окончил Московское строительно-техническое училище, получив лицензию на производство строительных работ. Еще будучи студентом двадцати лет от роду, он разработал проект реставрации собора Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного Федором Конем. За эту работу Барановский был награжден золотой медалью Русского Археологического общества. В ходе работы над проектом будущий архитектор лично осматривал и обмерял Введенскую церковь Свято-Троицкого Болдинского монастыря - уже тогда его привлекала работа реставратора. Получив оплату за свой первый проект - 400 рублей, Барановский приобрел фотоаппарат для съемки старинных архитектурных памятников.

После окончания учебы некоторое время Барановский работал на строительстве железнодорожных и производственных объектов. В частности, он состоял на должности помощника архитектора Тульского чугуноплавильного завода, служил в Управлении строительства Среднеазиатской железной дороги в Ашхабаде, и одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института.

С началом Первой мировой войны Барановский был призван в качестве военного инженера, и служил на Западном фронте начальником строительного участка. Когда весть о революционных событиях в октябре 1917 года достигла фронта, как и во многих частях, в месте службы Барановского почти все самовольно отправились по домам. Петр Дмитриевич остался, опечатал склады и охранял их до прибытия представителей новой власти, оберегая имущество от нападения мародеров.

В 1918 году, не дожидаясь окончания гражданской войны, Барановский отправился в Ярославль восстанавливать Спасо-Преображенский монастырь и Митрополичьи палаты, поврежденные во время белоэсеровского мятежа. Спасо-Преображенский монастырь известен тем, что на его территории было обнаружено знаменитое "Слово о полку Игореве".

Тем временем, в 1918 году Барановский окончил Московский Университет с золотой медалью, получив диплом историка архитектуры. Трудолюбие, интерес к науке и талант помогли ему заработать хорошую репутацию во время учебы, поэтому известные ученые В.К. Клейман и В.А. Городцов выдали Барановскому хорошие рекомендации для преподавательской работы. В 1919 году год Петр Дмитриевич начал преподавать историю русской архитектуры в Ярославском отделении Московского археологического института и в МГУ (до 1923 г.). Всего за несколько месяцев начинающий преподаватель написал диссертацию об архитектурных сокровищах Болдинского монастыря, после чего получил профессорское звание. С 1919 года Барановский являлся старшим научным сотрудником московской секции ГАИМК, а затем старшим научным сотрудником-архитектором ЦГРМ.

В начале 1920-х годов Петр Дмитриевич возвращается в Москву и разворачивает работу по охране и восстановлению памятников старины. Он составляет доклады о нуждающихся в ремонте и реставрации объектах и передает их правительству. Идея Петра Дмитриевича заключалась в том, чтобы на территории самых интересных памятников старины организовать музеи.

В 1921 году Барановский отправился в первую экспедицию (всего их на его счету было 10) на Русский Север. В своих воспоминаниях он рассказывал, что в это путешествие по Пинеге и ее притокам он отправился во время своего очередного летнего отпуска, подгадав даты. В дальнюю поездку Петр Дмитриевич отправился один, без помощников, будто и на самом деле ехал отдыхать. Самое ценное, что уложил в багаж профессор Барановский, были три пуда соли. В те годы на севере деньги ничего не стоили, и приобрести продовольствие, нанять лодку или телегу можно было только в обмен на дефицитную соль. Пинега, Вонга, Поча, Чакола, Пиринема, Кеврола, Чухченема, Сура, Выя - вдоль берегов этих рек испокон веков стояли пинежские села, в каждом из которых была одна, а то и две-три древние шатровые церкви - предшественницы прекрасной церкви Вознесения Господня в Коломенском. Были здесь и трехэтажные жилые дома-хоромы, и мельницы-крепости, и много других редких памятников деревянного русского зодчества, которыми горячо интересовался Барановский.

В своих последующих экспедициях, вначале под руководством академика Игоря Эммануиловича Грабаря, а затем самостоятельно, Барановский делал обмеры, изучал храмы и гражданские здания, в частности - Соловецкий монастырь. В 1922-1923 годах Барановский занимался изучением храмов в Нижнем Новгороде, в 1929 году работал в Белоруссии.

На первых порах власти относились благосклонно к деятельности профессора Барановского. В те годы для того чтобы наверняка уберечь культовое религиозное сооружение от уничтожения, нужно было открыть в нем музей. Именно таким образом удалось сохранить Свято-Троицкий Герасим-Болдинский монастырь. Здесь в 1923 году Петр Дмитриевич организовал филиал дорогобужского музея. Вместе с единомышленниками он собирал в монастырь все, что удавалось спасти из разрушенных окрестных церквей, сюда же удалось перевезти коллекцию упраздненного музея в Ельне. Но Барановский понимал ненадежность своего положения, в любой момент лояльное отношение могло смениться опалой. Поэтому он нанял фотографа Михаила Погодина, который занялся документированием коллекции музея и самого монастыря. Опасения Петра Дмитриевича оправдались. В 1929 году музей был разгромлен, почти все фотографии Погодина уничтожили, охарактеризовав творчество фотографа как "классово чуждое". В 1930 году арестовали директора болдинского музея, Семена Бузанова. Его отправили в лагеря, где он и умер. Директор дорогобужского музея сумел бежать от преследования властей. В 1943 году был разрушен и сам монастырь. На этот раз акт вандализма был совершен немецко-фашистскими захватчиками в ответ на оказанное местным населением сопротивление.

Спустя год после учреждения первого музея в Болдино, Барановский добился приданию усадьбе Коломенское статуса музея, и стал первым его директором (1924 г.). В течение 1927-1933 годов в Коломенском появились уникальные памятники деревянного зодчества, такие как: домик Петра I, Моховая башня из Сумского острога, хозяйственная постройка из Преображенского и другие. Барановский не только документально зафиксировал состояние этих памятников, но и отреставрировал в своей манере, удаляя все более поздние слои и пристройки, возрождая первоначальный облик зданий. Именно в Коломенском Барановский организовал свою школу реставраторов.

Барановский по роду деятельности был обязан обмерять и описывать церкви, предназначенные к сносу. Он был последним посетителем древнего Чудова монастыря на территории Кремля перед тем, как его снесли в 1929 году. Все что профессор успел спасти из обители - мощи митрополита Алексия.

Несмотря на все более жесткую антирелигиозную политику, в конце 20-х годов Барановский приступает к реставрации закрытого в 1918 году Казанского собора. Простоявший долгое время без должного ухода, храм стремительно разрушался и требовал немедленного ремонта. Усилия реставратора не принесли результата - власти все же приняли решение снести церковь, и в конце 30-х годов храм Казанской иконы Божией Матери исчез с Красной площади. Лишь благодаря тому, что Барановский успел сделать все замеры храма, Казанский собор удалось воссоздать в 1993 году - это сделал его ученик.

В период с 1922 по 1950 годы в числе других объектов архитектор обследовал и частично реставрировал боровской Пафнутьев монастырь и Лютиков монастырь в Перемышле (оба расположены в Калужской области), храм великомученика Георгия в Юрьеве-Подольском, Княгин монастырь и монастырь великомученика Дмитрия Солунского во Владимирской области.

В 1930 году Барановский снова отправился в экспедицию, на этот раз - в Беломорско-Онежскую, по Волге. Всем участникам исследовательского похода он запомнился тем, что в Москву тогда чуть не улетела телеграмма с вопросом, где хоронить Петра Дмитриевича Барановского, на месте, или везти тело в Москву. Все дело в том, что время, выделенное на экспедицию, заканчивалось, а в селе Пияла оставались незадокументированными церковь и несколько редких памятников, о судьбе которых Барановский очень тревожился. Пытаясь сэкономить время в ходе обмера церкви, Барановский проявил неосторожность и сорвался с десятиметровой высоты. Когда руководителя экспедиции извлекли из-под обломков конструкций, он уже не дышал. Но, к счастью, крепкий организм откликнулся на реанимационные мероприятия, и спустя четыре часа Барановский пришел в сознание. Две недели Петр Дмитриевич провел в медпункте села Чекуево, а как только он смог ходить, сразу же отправился исследовать местную церковь. Несмотря на уверения членов экспедиции и местных жителей, что ничего ценного в храме давно уже нет, Петр Дмитриевич, все же, осмотрел его. Наградой за настойчивость была удивительная находка - деревянная резная дверь 12 века (перевезена в усадьбу-музей Коломенское).

По решению советских властей, на Красной площади, ставшей местом проведения демонстраций трудящихся, не было места церквям. Таким образом, угроза исчезновения нависла над одним из самых великих памятников древнерусской архитектуры - Покровским собором, известным больше как храм Василия Блаженного. Со всей присущей ему энергией Барановский выступил в защиту храма. По поводу сноса древнего памятника он довольно резко поговорил с Кагановичем, а когда этот разговор не дал результатов, то отправил не менее дерзкую телеграмму Сталину. Возможно, именно благодаря Барановскому храм не разрушили, но такая активная деятельность сослужила защитнику плохую службу. Архитектора арестовали, и поначалу санкции ограничились строгим выговором, но в 1933 году Барановского обвинили в антисоветской деятельности и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года. В городе Мариинске Кемеровской области, где располагался лагерь, Барановский работал помощником начальника строительной части. Одна из его работ периода заключения - здание сельскохозяйственного музея в Мариинске.

После освобождения в 1936 году Барановский, согласно существующим законам, не мог сразу вернуться в Москву, поэтому поселился за "101 километром", и некоторое время работал в музее города Александрова. После возвращения в столицу (1938 г.) Петр Дмитриевич Барановский работал в структурах государственной охраны памятников, был одним из основателей ВООПИК (1966 г.).

Во многом благодаря Барановскому сохранился и старинный Спасо-Андроников монастырь, известный тем, что здесь жил и работал Андрей Рублев. В первые годы советской власти на территории монастыря размещалась колония для беспризорников, и это нанесло обители немалый ущерб. Вернувшись из заключения, Барановский занялся обследованием Спасо-Андроникова монастыря. Ему повезло обнаружить на территории бывшей обители старинную плиту - это была надгробная плита могилы Андрея Рублева, датируемая 15 веком. Случилось это поздно вечером, и более детальное исследование Барановский отложил на утро. А утром оказалось, что рабочие успели раздробить надгробие, и посыпали его осколками размокшие монастырские дорожки. Тем не менее, совместными усилиями профессора Барановского и академика И.Э. Грабаря удалось добиться превращения монастыря в музей древнерусского искусства. Официальное решение было принято в 1947 году, а сам музей открылся в 1960 году.

В это же время Петр Дмитриевич работал над еще одним широкомасштабным проектом - реставрацией Крутицкого подворья - одного из самых известных монастырей Москвы. Благодаря таланту архитектора удалось восстановить первоначальный облик Крутиц, и сохранить архитектурных комплекс для будущих поколений. В благодарность труду Барановского на одной из стен Крутицкого подворья установлена мемориальная доска с именем архитектора.

В послевоенные годы профессор Барановский работал экспертом Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний на временно оккупированных территориях. Вместе с войсками, которые освободили Чернигов, он вошел в город. После обследования городских памятников, в частности церкви Параскевы Пятницы, датируемой 17 веком, он обнаружил в ее основании еще более древнюю постройку из кирпича-плинфы. Из этого строительного материала возводили храмы в домонгольскую эпоху - т.е. находка была современницей "Слова о полку Игореве".

Несмотря на репрессии и три года лагерей, Петр Дмитриевич не утратил своей принципиальности в отношении к любимому делу. В почти разрушенном (было уничтожено 70% жилых зданий) Чернигове он явился на бюро горкома партии с требованием приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы, который был необходим для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. Барановский не только заставил членов партбюро выслушать его, но и добился приема у секретаря ЦК КП Украины, и в итоге получил положительный ответ. Реставрационные работы были развернуты еще до окончания войны. Несмотря на то, что в то время жители города обитали в землянках, потому что на строительство жилья не хватало материалов, никто не выказывал недовольства. Мало того, однажды возмущенные черниговцы привели архитектору человека, который воровал плинфы для того, чтобы построить себе печь. По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации.

Помимо плодотворной деятельности в области сохранения и восстановления ценных архитектурных памятников, Барановский занимался сбором сведений о русских зодчих. В его собрании были материалы о более чем 1700 древнерусских архитекторах. Из этих материалов Барановский хотел создать Словарь древнерусских зодчих. По словам академика И.Э. Грабаря, архитектора-эрудита подобного Барановскому не было во всей Европе. На счету Барановского множество обученных им реставраторов и историков архитектуры. Именно он первым применил на практике новые приемы воссоздания первоначального облика сооружения по сохранившимся фрагментам, а также разработал способ укрепления древних зданий при помощи железобетона. Барановский за время своей трудовой деятельности создал более 100 проектов реставрации, из которых были осуществлены 70, а также исследовал несколько сотен старинных храмов, монастырей и прочих сооружений, расположенных на территории от Белого моря до Азербайджана. Архив архитектора был передан в ГНИМА, и в 2000 году его начали публиковать.

Умер Петр Дмитриевич Барановский в возрасте 92 лет 1984 году, похоронен в Донском монастыре в Москве.


Историческая справка:


14 февраля 1892 г. - в селе Шуйское Вяземского уезда, Смоленской губернии родился Петр Дмитриевич Барановский
1912 г. - Барановский окончил Московское строительно-техническое училище
1911 г. - Барановский разработал проект реставрации собора Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного Федором Конем
1914 г. - началом Первой мировой войны Барановский был призван на фронт в качестве военного инженера
1918 г. - Барановский окончил Московский Университет с золотой медалью, получив диплом историка архитектуры
1918 г. - Барановский отправился в Ярославль, восстанавливать Спасо-Преображенский монастырь и Митрополичьи палаты
1919-1923 г.г. - Барановский преподавал историю русской архитектуры в Ярославском отделении Московского археологического института и в МГУ
1919 г. - Барановский являлся старшим научным сотрудником московской секции ГАИМК, а затем старшим научным сотрудником-архитектором ЦГРМ
1921 г. - Барановский отправился в первую экспедицию по Пинеге и ее притокам
1922-1923 г.г. - Барановский занимался изучением храмов в Нижнем Новгороде
1929 г. – архитектор Барановский П.Д. работал в Белоруссии
1923 г. - профессор Барановский организовал филиал дорогобужского музея в Свято-Троицком Герасим-Болдинском монастыре
1924 г. - Барановский добился приданию усадьбе Коломенское статуса музея, и стал первым его директором
Конец 20-х г.г. - Барановский начинает ремонт храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, а также делает замеры церкви
1930 г. - Барановский снова отправился в экспедицию, на этот раз – в Беломорско-Онежскую, по Волге
1933 u/ - Барановский был репрессирован по обвинению в антисоветской деятельности
1936 г. - Петр Дмитриевич выходит из заключения и некоторое время работает в музее города Александрова
1938 г. - Петр Дмитриевич Барановский вернулся в Москву и работал в структурах государственной охраны памятников
1943 г. - профессор Барановский работал экспертом Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний на временно оккупированных территориях
1960 г. – по инициативе Барановского Спасо-Андроников монастырь в Москве приобрел статус музея
1964 г. - Петр Дмитриевич работал над еще одним широкомасштабным проектом – реставрацией Крутицкого подворья
1984 г. – Петр Дмитриевич умер, и был похоронен в Донском монастыре в Москве

Немногим менее 35 лет назад ушел из жизни один из самых знаменитых российских реставраторов памятников, архитектор Барановский. Одно время он жил в крохотной квартирке, находившейся в Новодевичьем монастыре, в больничных палатах. И это более чем скромное жилище в продолжение нескольких десятилетий являлось штаб-квартирой, где организовывалось спасение русской культуры. Подробнее об архитекторе Барановском, фото которого представлено в статье, сегодня и будет рассказано.

Удивительный человек

Архитектор Барановский Петр Дмитриевич является весьма неординарной фигурой в российской истории и культуре. Ведь именно благодаря ему удалось в первозданном виде восстановить находящийся в Москве,

Он стоял у истоков создания музея-заповедника «Коломенское», явился спасителем Спасо-Андроникова монастыря от уничтожения. Архитекторы называют его Аввакумом 20-го века, а также ангелом-хранителем, который сберег церковное зодчество. Существует версия, что он предотвратил уничтожение храма Василия Блаженного, что было идеей одного из партийных боссов, Лазаря Кагановича.

Биография архитектора Барановского

Она была поистине необыкновенной и драматичной. Приведем некоторые факты.

  • Архитектор, реставратор, входивший в число создателей новых способов реставрации и консервации объектов, родился в 1892 году в в крестьянской семье. Умер в Москве в 1984 году.
  • 1912 - окончил строительно-техническое училище в г. Москве.
  • 1914 - служил на Западном фронте в качестве начальника строительного участка.
  • 1918 - получил золотую медаль Московского археологического института (отделение истории искусств).
  • 1919-22 - был преподавателем истории русской архитектуры в отделении Московского археологического института в г. Ярославле.
  • 1922-23 - преподавал тот же предмет в МГУ.
  • 1823-33 - директор музея в Коломенском.
  • 1933-36 - репрессирован и отбывал наказание в ссылке в Кемеровской области, в г. Мариинске. После освобождения являлся сотрудником музея в г. Александрове.
  • С 1938-го - член различных государственных структур по охране памятников, один из основателей общества охраны памятников истории и культуры.
  • 1946, 1947, 1960 - создатель музеев в Чернигове, Юрьеве-Польском, в Андрониковом монастыре в Москве, соответственно.

В голодные годы

Все, кто общался с ним в то время, были поражены его работоспособностью, бесстрашием перед начальниками, в том числе и высокопоставленными чиновниками. А также их удивляла его беззаветная любовь к шедеврам архитектуры.

Трудился Барановский почти круглые сутки, умудряясь в голодные двадцатые не только читать студентам лекции, но и собирать материалы для словаря зодчих, посещать десятки городов, в которых по его проектам велись реставрационные работы.

При этом он вел борьбу за каждый из старинных домов в Москве, если власть имущие задумывали их ликвидацию. Впоследствии реставратор-архитектор Инесса Казакевич отмечала, что на таких улицах, как Волхонка и Пречистенка, все дома, которые были ценными в историческом и архитектурном отношении, устояли только благодаря влиянию Барановского.

Музей в Коломенском

С целью спасения культурных ценностей, подвергавшихся уничтожению, архитектор Барановский в 1923 году организовал Музей русской архитектуры, который находился в Подмосковье, в усадьбе «Коломенское». К тому моменту постройки, находящиеся в усадьбе, были в плачевном состоянии. Парк вырубили на дрова, а землю занял колхоз под названием «Огородный гигант».

Сначала в музее было всего двое сотрудников - сторож и завхоз. Реставратору пришлось в одиночку свозить туда множество экспонатов, разбросанных по всей территории страны. Это были старинные иконы, церковная утварь, предметы быта ушедших веков. Среди объектов, которые он в разобранном виде умудрился доставить в столицу, были:

  • башни, снятые с Николо-Корельского монастыря;
  • угловая башня Братского острога;
  • домик Петра I, находившийся в Новодвинской крепости.

В это же время под руководством Барановского производились работы по восстановлению самой усадьбы.

Главный принцип

У великого мастера он был простым по замыслу, как все гениальное, но трудным по воплощению. Он считал, что воссоздавать здания нужно не просто в духе эпохи, а стараться придавать им первозданный облик.

При этом он без сожаления уничтожал все имевшиеся позднейшие наслоения и постройки. Хотя многими этот принцип принимался в штыки, архитектор Петр Барановский стоял на своем, ведь в те годы этот способ был единственным, с помощью которого можно было сберечь памятники от немедленного сноса.

В 1925 году Барановским был открыт новый метод, по которому восстанавливались памятники. Он заключался в наращивании «хвостовых частей кирпича», которые еще сохранились. На сегодняшний день данный подход представляет собой краеугольный камень в любой реставрации, осуществляемой профессионально.

Несмотря на падения

В том же году мастер начинает реставрацию находящегося в Москве на Красной площади Казанского Собора. Как вспоминают очевидцы, он участвовал в восстановительных работах самым непосредственным образом.

Так, например, архитектор Барановский один конец веревки привязывал к кресту, возвышавшемуся над собором, а другой обвязывал вокруг пояса. Подстраховавшись таким образом, он занимался освобождением древних красот от деталей ненужных многочисленных переделок.

При этом архитектор несколько раз срывался и тем самым сильно вредил своему здоровью. Но это никогда не останавливало его. Существуют сведения о том, что даже будучи в преклонном возрасте, он забирался на строительные леса Крутицкого подворья с целью обсуждения важных нюансов непосредственно на рабочем месте.

Покушение, которого не было

Предвоенное время в жизни Барановского стало для него черной полосой. В 1933 году его арестовали, обвинив в том, что он якобы утаил ряд церковных ценностей из экспонатов в Коломенском. При этом следователь присовокупил к делу также и антисталинскую деятельность. Как позже писал сам Барановский, следователь Альтман приписывал ему участие в покушении на жизнь товарища Сталина.

А также ему вменялось активное участие в политических организациях, ставивших своей целью свержение существующей власти. По словам архитектора, даже три года лагерей померкли перед ужасами допросов, чудовищной лжи, моральных пыток, которые он испытал, находясь в тюрьме.

Дух не сломлен

Лагерная жизнь не сломала этого замечательного человека. Из воспоминаний дочери, Ольги Барановской, о тех годах известно следующее. По возвращении из лагеря он стал очень поспешно обмерять, тайным образом фотографировать и делать чертежи Казанского Собора, что на Красной площади.

Дело в том, что по приказу правительства его начали разрушать. Однако архитектор Барановский очень тяжело переживал наблюдаемое им воочию надругательство над уникальным памятником 17-го века, который он сам реставрировал.

Помимо этого, ему приходилось переживать унижение и большие неудобства в связи с тем, что ежедневно приходилось в 17-00 отмечаться по месту жительства в Александрове как неблагонадежной персоне, вернувшейся из ссылки.

При этом нужно отметить, что воссоздать собор в его первоначальном великолепии удалось только потому, что реставратором были созданы точные и полные материалы. Это было сделано только в 1993 году.

Последние годы

Почти до конца жизни Барановский занимался восстановлением церквей, старинных особняков, противостоял сносу памятников. Им был написан первый устав общества охраны памятников. Удивительным является то, что, по свидетельству окружения, мастер, положивший всю свою жизнь на сохранение церковного зодчества, не был верующим человеком.

В личной жизни архитектор Барановский был счастлив со своей женой, Марией Юрьевной, его верной соратницей. Она умерла в 1977 году. К концу жизни Барановский видел очень плохо, но сохранял ясность ума и по мере сил занимался упорядочением своего архива.


Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века: В семи томах / Г. В. Барановский. - С.-Петербург: Издание редакции журнала «Строитель», 1902-1908.

Барановскій Г. В. Архитектурная энциклопедія второй половины XIX вѣка / Г. В. Барановскій. - С.-Петербургъ: Изданіе редакціи журнала «Строитель», 1902-1908.

Гавриил Васильевич Барановский (25 марта 1860, Одесса - 1920, Петроград) - русский архитектор, гражданский инженер, искусствовед и издатель. Начал свою архитектурную деятельность в 1883-1885 годах под руководством П. Ю. Сюзора. Первый самостоятельный проект - Главная дворцовая канцелярия. С 1888 - главный архитектор Балтийского завода. Преподавал в Институте гражданских инженеров в 1897-1905 гг. Состоял членом правления Общества гражданских инженеров, членом Совета по горнопромышленным делам при Министерстве земледелия и гос. имуществ (с 1904), служил в Техническо-строительном комитете (ТСК МВД) (с 1885 г. - техник, с 1902 г. - сверхштатный член ТСК МВД, с 1907 г. - штатный член ТСК МВД). С 1907 года - действительный статский советник.

Г. В. Барановский оставил после себя фундаментальную иллюстрированную «Архитектурную энциклопедию второй половины XIX века». Он был инициатором издания энциклопедии, ее автором и редактором. В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. Богатство и количество представленного на страницах томов материала позволяет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимые идеи для дальнейшего творчества.

Издание оцифровано Российской государственной библиотекой.

  • Том І. Архитектура исповеданий. - 1902. - XXII, 500 с.; ил. (яндексдиск, 241 МБ)
  • Том ІІ (A-B). Общественные здания. - 1908. - XXI, 731 с.; ил. (яндексдиск, 693 МБ)
  • Том ІІ (C-D). Общественные здания. - 1908. - XX, 297, 316 с.; ил. (яндексдиск, 619 МБ)
  • Том IIІ. Выставки, зрелища, спорт и т. п. - 1903. - XVIII, 502 с.; ил. (



Том 2. Книга 1, 2. Общественные здания. Во...

Читать полностью

Репринт с издания. СПб. 1902-1908.
В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедию включены графические таблицы с подробными изображениями фасадов зданий, их фрагментов; планы, различные проекции, перспективы, разрезы и пр., иллюстрирующие все богатство мировой культуры, явленное в самых различных темах и сюжетах, где архитектура и зодчество, так или иначе, проявляют себя. Ничего подобного ни до, ни после этого издания не было ни в России, ни в мире. Богатство и количество представленного на страницах томов материала позволяет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимые идеи для дальнейшего творчества.
Том 1. Архитектура исповеданий (церкви, мечети, часовни, надгробия и др.). В первый том энциклопедии вошли сведения об архитектуре исповеданий.
Том 2. Книга 1, 2. Общественные здания. Во второй том книгу первую и вторую энциклопедии вошли сведения об общественных зданиях.
Том 3. Выставки, зрелища, спорт. В третий том энциклопедии вошли сведения об архитектурных сооружениях, предназначенных для выставок, зрелищ и спорта.
Том 4. Жилища и службы. В четвертый том энциклопедии вошли сведения о жилищах и службах.
Том 5. Улицы, площади, парки. В пятый том энциклопедии вошли сведения об улицах, площадях и парках.
Том 6. Части сооружений (фасады, подъезды, балконы, лестницы и др.). В шестой том энциклопедии вошли сведения частях сооружений (фасадах, подъездах, балконах, лестницах и др.).
Том 7. Архитектурные и скульптурные детали. В седьмой том энциклопедии вошли сведения об архитектурных и скульптурных деталях. В каждом томе около 2000 илл.
Тираж 30 экз.

Скрыть