» » История и теория музыки. Период Нотные примеры сложного двойного периода

История и теория музыки. Период Нотные примеры сложного двойного периода

Период с расширением второго предложения – период,в котором второе предложение больше по масштабу (количеству тактов), чем первое предложение (4т.+6т., 4т.+7т. и т.д.). Приемы расширения второго предложения:

а) дословное или варьированное повторение фраз, мотивов;

21. «СПИ, БАЮ-БАЙ» (Немецкая народная песня)

1-ое предложение 2-ое предложение

б) секвенцирование в зоне второго предложения;

22. «МАРИЯ ШЛА ЧЕРЕЗ ЛЕС» (Швейцарская песня)

в) наличие прерванной или несовершенной каденции: (пример 23)

S 6 s DDVII 7 b3 K 6/4 D 7 VI II 6 K 6/4 D 7 t

Период с дополнением очень похож на период с расширением. Но дополнение появляется после заключительной каденции: (пример 24)

T t 6 II 6 D 7 t t 6 s D 7 t t 6 s D 7 t

Хотя дополнение формально находится за пределами периода, оно органически необходимо для полного завершения музыкальной мысли, как в пьесе Ф. Бланджини «Ариетта». Чаще в качестве дополнения выступает повтор заключительного мелодико-гармонического оборота, заключительной каденции.

Период из трех предложений характерен в основном для вокально-хоровой музыки. В таком периоде одно из предложений повторяет предшествующее предложение либо дословно, либо с вариантными изменениями. Период из трех предложений может быть по тематическому строению двух видов. Чаще встречается такой вариант периода, когда третье предложение повторяет второе предложение: a b b (a b b 1):

25. «ПЕСЕНКА ДЕДА МОРОЗА» МузыкаЕ. Крылатова

Анализируя период из трех предложений, следует в компоненте «структура» просто указывать количество тактов, а в компоненте «строение» - условное буквенное обозначение предложений. Так о «Песенке Деда Мороза» можно сказать, что она написана в форме периода из трех предложений:

1 предл. 2 предл. 3 предл.

Структура периода: 4т. + 4т. + 4т.

Строение периода: а b b 1

Данный период модуляционный (так как начинается и заканчивается в G-dur, а второе предложение начинается с отклонения в а-moll), замкнутый.

Реже встречается вариант периода, когда второе предложение повторяет первое предложение: a a b (или а а 1 b).

Большой период – это период, состоящий из двух предложений большой длины. Возможны периоды протяжением в 32, 40 тактов и др.

Период единого строения (или период, неделимый на предложения, или период-предложение) практически невозможно «разделить» на два предложения, как в теме «32 вариаций» Л. Бетховена: Пример 26.

Музыкальная мысль в теме бетховенских вариаций завершена, значит, следует считать это построение периодом; а поскольку имеется только одна каденция – это одновременно и предложение. При анализе такого периода-предложения структура и строение не оговариваются.

Период с сокращением второго предложения: второе предложение меньше первого по масштабу, как в Вариациях (ор.72) А. Глазунова(4т.+3т.)

Сложный период состоит из двух предложений, каждый из которых пригоден для существования в качестве самостоятельного периода. Сложный период, обыкновенно, похож на простой период сходством начал обоих предложений. Как правило, первое предложение такого периода заканчивается модуляцией (типичны тональности D группы).

28. «МОЙ САДИК» Музыка П.И. Чайковского



Задание №3. Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов:

СЛОВАЦКАЯ ПЕСНЯ

30. «ДОБРЫЙ МЕЛЬНИК» (Литовская нар. песня)

31. «КОРАБЛИК И ЮНГА» (Французская песня)

32. «ВЕЧЕР» (Словацкая песня)

33. «МУЗЫКАНТЫ» (Немецкая песня)


34. «МОЙ СПУТНИК»

Музыка Л. Бакалова

35. МЕЛОДИЯ (из оперы «Свадьба Фигаро»)

В.-А. Моцарт

Задание №4. Сыграйте детские песни с аккомпанементом по «цифровке». Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов. Подумайте, какую роль играет гармония в этих песнях.

36. «ВАЖНАЯ ЛЕДИ»

Музыка М. Раухвергера

Музыкальная форма: Период

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах

«Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота».

(Р. Роллан)

Наверно, каждому из вас приходилось разбирать игрушку или какую-нибудь вещицу, заглядывать внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое можно проделать и с произведением.

Спрашивается: а зачем? Хорошей музыкой лучше просто наслаждаться. Зачем ещё лезть куда-то внутрь? А особенно чувствительных может даже возмутить такое копание. Кто-кто, а они-то знают, что музыка - это тайна. Так зачем же разрушать эту тайну?

Музыка - действительно тайна, и эту тайну надо прежде всего услышать. Но даже самый чуткий слух, если он «неграмотен», расслышит очень мало.

Любое музыкальное произведение говорит со слушателями на музыкальном языке. Язык этот состоит из мотивов, фраз, предложений и периодов. Это своего рода грамматика музыкального языка. И не будем забывать, что вся эта грамматика нужна для того, чтобы лучше выразить содержание, смысл музыки. А смысл музыки - в музыкальных образах.

Рассмотрим произведение, написанное в форме периода, которая в музыке считается одной из простейших.

Однако всякая простота в искусстве нередко оказывается мнимой. Краткое, но ёмкое по смыслу высказывание - такое определение произведения, написанного в форме периода, нередко представляется наиболее верным.

Прелюдия ля мажор Фредерика Шопена - одна из самых миниатюрных в цикле (всего 16 тактов). Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь. В ней явственно проступает ритм мазурки. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтическое воспоминание о нём.

Вслушайтесь в её звучание. Прелюдия эта так невелика, что всю её целиком можно уместить на небольшом фрагменте обыкновенной страницы.

Если охарактеризовать это произведение с точки зрения его композиционного строения, то выяснится, что оно относится к одной из самых простых форм, какие существуют в музыке. Период, то есть небольшое законченное музыкальное повествование, может заключать в себе всевозможные отступления, расширения, дополнения, однако в Прелюдии Шопена ничего этого нет. Её форму отличает повторное строение: то есть мелодия во втором предложении начинается с того же мотива, что и в первом, равная продолжительность предложений, состоящих из восьми тактов (в музыке это называется квадратностью), простота фактурного изложения.

Однако означает ли такая предельная простота формы, что перед нами бесхитростная незамысловатая пьеска?

Звучание первых же тактов убеждает нас в обратном. Невероятная изысканность, тонкость, очарование этой музыки вызывают впечатление художественного совершенства, поистине гениальной простоты.

В чём же секрет такого воздействия Прелюдии?

Может быть, он таится в едва уловимой танцевальности этой музыки? Мягкая трёхдольность, навевающая ритм мазурки, придаёт ей неповторимую пленительность и обаяние.

Но есть в этой Прелюдии, и кое-что необычное для танца. Обратите внимание: в концах фраз фактурная формула аккомпанемента останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В этом есть что-то таинственное, загадочное. Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а музыкальный образ танца - хрупкий, поэтичный, таинственно ускользающий, как сновидение или мечта…

А может быть, этот секрет - в неторопливой, доверительной интонации, напоминающей негромкую человеческую речь, заключённой в последовательности восьми фраз (четыре в первом и четыре во втором предложениях)?

Искренняя речь человека, который хочет сообщить нам что-то по-своему веское и значительное, обычно и строится негромко, спокойно, без лишних слов.

Так, полностью определив композиционное строение Прелюдии и даже начертив его схему, мы можем обратиться к другим средствам музыкальной выразительности, какие использовал в ней композитор.

Изысканное мелодическое движение параллельными терциями и секстами - наиболее благозвучными интервалами, аккордовый склад звучания придают музыке характер благородного спокойствия. Аккордовый склад, как известно, издавна отличал возвышенные жанры, например, хоралы, старинные прелюдии.

Так в одном совсем небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие и возвышенно-духовные, и нежно-танцевальные истоки. Эта «память жанра», запечатлённая с изысканным лаконизмом, оказывается во много раз дороже и весомее многих сложных музыкальных структур, лишённых глубины содержания.

И, оживляя в нас самые глубокие пласты памяти, она перерастает свои собственные масштабы, так что её кульминация, звучащая в 12-м такте, вызывает чувство душевного порыва: не столь бурного (что естественно для такой маленькой прелюдии), но яркого и значительного.

Таковы поистине невероятные глубины смысла, которые заключает в себе одно из самых простых по форме музыкальных произведений. Один период, два предложения, восемь фраз образуют подлинный музыкальный шедевр, в котором краткость изложения в сочетании с несколькими выразительными приёмами приоткрывают завесу в тот неведомый мир, откуда к нам приходят все образы и все мечты.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шопен. Прелюдия № 7 Ля мажор, Op. 28:
1 предложение:
Фраза A, mp3;
Фраза B, mp3;
Фраза C, mp3;
Фраза D, mp3;
1 предложение (полностью), mp3;
2 предложение:
Фраза A1, mp3;
Фраза B1, mp3;
Фраза C1, mp3;
Фраза D1, mp3;
2 предложение (полностью), mp3;
Шопен. Прелюдия № 7 Ля мажор, Op. 28 (полностью), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации дан разбор произведения по фразам, предложениям.

Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки

Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи . Музыкальное произведение делится на части , называемые построениями . Границей между построениями служит цезура . Признаками цезуры являются 1) пауза , 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор , 4) контраст .

Музыкальное построение , содержащее законченную музыкальную мысль , называется периодом . Законченность музыкальной мысли определяется по ладовому и метроритмическому признаку. Наибольшие части, на которые делится период , называются предложениями . Предложения делятся на фразы , фразы - на мотивы . Мотив - это наименьшая смысловая структурная единица.

Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры

1. Периодичность - образуется при сочетании одинаковых по размерам фраз (2т+2т+2т+2т). Шопен Вальс №9 (Ля-бемоль мажор)

2. Суммирование - образуется от сочетания 2-х или нескольких коротких фраз и одной протяженной. Григ "Смерть Озе" из сюиты Пер Гюнт (1+1+2)

3. Дробление - образуется от сочетания более длинной фразы и 2-х или нескольких коротких. Чайковский. Вальс из Детского альбома.(4+2+2).

4. Дробление с замыканием . Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).

Типы периодов . Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:

I. Строение . По строению периоды бывают

1. Квадратные - а) общее количество тактов - 8,16,32 и тд б) период делится на 2 одинаковых по размерам предложения. Бетховен Соната №8, II часть.

2. Неквадратные

  • расширенные (2-е предложение больше первого) Бетховен Соната №3, II часть (4+6)
  • сокращенные (2-е предложение меньше первого) Бетховен Соната №7 (5+4)
  • симметричные (делятся на 2 одинаковых предложения, но количество тактов не соответствует норме квадратности (6+6, 7+7 и тд) Чайковский Русская песня из Детского альбома.(6+6)

3. Периоды из 3-х предложений . Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)

II. Тематизм .

1. Повторный период . Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.

Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.

При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.

Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.

При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.

2. Неповторный период - предложения содержат разный тематический материал, чаще всего 2-е предложение продолжает тему 1-го. Бетховен "Патетическая соната", II часть.

Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.

III. Тональное оформление .

1. Модулирующий период - заканчивается в другой тональности по сравнению с началом.(Чайковский Вальс из Детского альбома)

2. Немодулирующий (однотональный)период - заканчивается в начальной тональности.

Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.

1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта [email protected]

В которой может быть написано целое произведение. Но чаще в форме периода пишется только раздел произведения, и очень часто музыкальная форма складывается из нескольких периодов, как из кубиков.

А вспомните, из каких «кубиков» состоит сам период? Ну конечно, это мотивы , фразы и предложения . Вот они в первом периоде Вальса Чайковского из «Детского альбома» (чтобы проще было разобраться, привожу только мелодию).

Довольно скоро

У этого периода есть одна особенность. Он начинается в ми-бемоль мажоре , а кончается в соль миноре . Такой период называется модулирующим . А период без модуляции называется однотональным . Запомним, что

В Вальсе период делится на два предложения, которые одинаково начинаются. Таких периодов в музыкальных произведениях очень много, и вам они наверняка встречались и в знакомых песнях, и в пьесах, которые вы играли по специальности. Этот период называется периодом повторного строения , потому что начало второго предложения повторяет начало первого.

А бывает, что второе предложение повторяет первое, но на других ступенях и даже в другой тональности, как в этой известной мелодии :

Пример 13
В. Шаинский. ПЕСЕНКА КРОКОДИЛА ГЕНЫ

Это похоже на секвенцию. Но между звеньями находятся другие фразы. Такой приём называется секвенцией на расстоянии и часто используется в периодах повторного строения вместо точного повторения.

Второе предложение отклоняется в другую тональность (соль минор), но она не закрепилась, — в конце возвращается основная тональность (ре минор), модуляция не состоялась, поэтому период однотональный , хотя и с отклонением в середине.

А бывает, что второе предложение совсем не повторяет первое, хотя схоже с ним по ритму и строению фраз. Это вам уже встречалось в марше В. И. Агапкина «Прощание славянки».

Такой период называется периодом неповторного строения .

Каждое предложение в периоде заканчивается кадансом — особым завершающим музыкальным оборотом наподобие точки или запятой в обычном языке. Заключительным кадансом — «точкой» — обычно заканчивается весь период (хотя и не всегда), а половинный каданс — «запятая» — часто бывает в конце первого предложения. Но иногда (как в последнем примере из «Прощания славянки») оба каданса заключительные. Очень редко встречаются периоды из трёх предложений. Но период может и вовсе не делиться на предложения, как в Менуэте из Симфонии № 40 В. А. Моцарта:

В этом периоде есть четыре фразы, но только один каданс — в самом конце. Такое безостановочное движение усиливает тревожный, напряжённый характер этой музыки.

Большинство периодов делится на предложения. Все виды таких периодов объединяются под названием классический период . Классический период (обычно повторного строения) из двух предложений по 4 или 8 тактов называют квадратным . А период, который нельзя разделить на предложения, называется периодом единого строения .

Теперь, когда вы узнали разные виды периодов, давайте определим, что такое период и какие бывают периоды.

А теперь творческое задание.

Упражнение 1

а) Досочините период повторного строения по заданной схеме, заполнив пустые такты:

;

б) Досочините период с секвенцией на расстоянии (шаг — кварта вверх)



26 Дек 2016

Музыкальная форма период. Простая 2-х и 3-х частная формы. Видео урок

Во многих видах искусства есть понятие «формы». В музыке, как во временном виде искусства, музыкальная форма произведения играет важную роль.

Форма – это своего рода конструкция музыкального произведения, закономерность следования одной за другой частей, характер отношений между ними.

Музыкальные произведения очень отличаются по своему масштабу. Есть произведения, которые длятся всего несколько секунд, а есть произведения, которые звучат более часа. В связи с этим, музыкальные формы бывают простые и сложные. Для того, чтобы определять и понимать музыкальные формы, надо научиться определять границы наименьшей музыкальной мысли.

Наименьшей законченной музыкальной мыслью в музыке последних трех столетий является период. Если проводить параллель с литературой, то аналогичной наименьшей законченной мыслью в литературе является предложение, а в музыке это период.

Очень часто классический период состоит из двух частей, которые называются предложениями. Обратите внимание, что предложение в музыке не является законченной мыслью. Если второе предложение начинается так же, как первое, то такой период называется периодом повторного строения.


А если второе предложение начинается не так как первое, то такой период называется периодом неповторного строения. Если музыкальное произведение состоит только из одного периода, то такая форма называется одночастной.

Очень часто одночастная форма встречается в песнях.

Песни часто пишутся в куплетной форме, особенностью которой является то, что одна и та же мелодия повторяется несколько раз с разными словами.

И этой мелодией часто является период.

Большинству слушателей трудно запомнить музыку с одного раза, поэтому произведения, написанные в одночастной форме, т.е. имеющие только одну тему, изложенную в форме периода, часто написаны в форме периода повторного строения. Внутренняя повторность этого периода (повторность во втором предложении) позволяет лучше запомнить тему.

Когда тема не содержит внутренних повторений, то есть написана в форме периода неповторного строения, то она может повториться сразу за первым проведением, причем повторение может быть как точным, так и с небольшими изменениями. В качестве примера можно вспомнить начальную тему «Рондо в турецком стиле» Моцарта, где тема повторяется без изменения.

А вот во 2-й части 8 сонаты Бетховена тема повторяется с небольшими изменениями (мелодия звучит в более высоком регистре, немного меняется и сопровождение).

Повторение темы не всегда бывает полным, иногда, чаще всего в песнях, повторяется только второе предложение периода. Нередко это повторение имеет более высокую кульминацию. В качестве примера можно вспомнить куплет народной песни «Тонкая рябина», написанный в форме периода, в котором 2-е предложение повторяется дважды.

Если произведение написано в одночастной форме, то есть состоит только из периода, после него может быть заключение. Это можно услышать в «Утренней молитве» П.И.Чайковского из Детского альбома, написанной в форме периода с заключением.

Вступление к периоду бывает редко. Если оно есть, то чаще всего оно представляет собой аккомпанемент к еще не начавшейся теме. В «Неаполитанской песенке» П.И. Чайковского из Детского альбома начало темы предваряет очень короткое вступление.

Следующая форма, с которой мы с вами познакомимся, будет простая двухчастная форма, которая может быть как формой самостоятельного произведения, так и частью более сложной формы. Первая часть в этой форме является периодом. Вторая часть вполне самостоятельная, но не сложнее периода. В простых формах большого контраста между частями нет, наоборот, между частями часто существует ясно слышимая связь, которая проявляется в общем ладе, тональности, фактуре.

Часто в конце второй части простой двухчастной формы повторяется одно из предложений 1-й части (чаще второе), т.е. вторая часть состоит из двух предложений, второе из которых повторяет одно из предложений первой части. Такая форма называется простой двухчастной репризной формой .

Но так бывает не всегда. Иногда вторая часть построена на новом тематическом материале. Такая форма называется простой двухчастной без репризы. В качестве примера можно вспомнить пьесу П.И. Чайковкого «Шарманщик поет» из Детского альбома.

Простая двухчастная форма может быть как формой отдельного сочинения, так и частью более крупной формы. Очень часто простая двухчастная форма встречается в песнях, куплет которых может быть написан как в простой двухчастной репризной форме, так и в простой двухчастной форме без репризы.

Если вместо повторения одного предложения повторить первый период целиком, то получится другая форма – простая трехчастная репризная, в этой форме первая и третья части одинаковые по размеру, в этом ее главное отличие от простой двухчастной репризной формы. Трехчастная форма более уравновешена, более пропорциональна, чем двухчастная.

Благодаря этому отдельные сочинения или самостоятельные части многочастных сочинений значительно чаще пишутся в этой форме. Если двухчастная форма чаще встречается в вокальной музыке, то трехчастная форма преимущественно характерна для инструментальной музыки.

Вторую часть в простой трехчастной форме называют серединой , и она не всегда по размерам равна первой. Например, в 20 сонате Бетховена 1часть состоит из 8 тактов, а вторая – всего 4 такта.

Мы с вами познакомились с тремя музыкальными формами: одночастной, в которой тема излагается в форме периода; простой двухчастной и простой трехчастной. Проверьте как вы усвоили этот материал, ответив на вопросы теста в видео уроке.