» » Куприн куст сирени основные герои. Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И

Куприн куст сирени основные герои. Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И

Рассказ «Куст сирени» известного русского классика Александра Куприна был впервые опубликован в печатном издании «Жизнь и искусство» под номером 305 от 17 октября 1894 года. Любовь и счастье стали художественной идеей этого произведения. Для одних счастье заключено в материальной составляющей или в свободе, для других − в научных достижениях на профессиональном поприще, в науке или творчестве. Третьими счастье познается в любви, благополучии и взаимопонимании с родными и близкими людьми.

Именно эту важную тему сделал главной в своем произведении «Куст сирени» Куприн. Краткое содержание рассказывает, что у главной героини Веры и ее мужа Николая ощущение счастья тоже было свое. Автор с необыкновенной теплотой и нежностью описывает своих героев. Создается такое впечатление, что он любуется их взаимоотношениями.

«Куст сирени» (Куприн): Краткое содержание произведения

Перейдем непосредственно к тексту произведения. Проанализируем краткое содержание рассказа Куприна «Куст сирени»: начинается все с того, что в академии Генерального штаба учится молодой и не очень богатый русский офицер Алмазов Николай. Все текущие задания он уже практически сдал, и осталась только одна практическая работа, самая сложная, по инструментальной съемке местности. Для сдачи экзамена Алмазову необходимо представить на проверку точный чертеж плана местности.

Но это еще не самое волнующее, о чем может рассказать очень краткое содержание. Куприн куст сирени делает роковым для Николая Евграфовича. Именно из-за него он завалил экзамен и после занятий вернулся очень расстроенным. Как оказалось, дотошный преподаватель-немец забраковал его чертеж, так как, по его мнению, невнимательный офицер нарисовал на нем какой-то куст, хотя его на этом месте не может быть, во всяком случае в этом был уверен на все сто процентов сам преподаватель.

Злосчастное пятно

Вот такой несколько непонятный казус описывает в своем произведении «Куст сирени» Куприн. Краткое содержание продолжается интересными фактами: оказывается, Алмазов, вечером готовясь к сдаче экзамена, случайно поставил на чертежном плане зеленое пятно, и тогда-то он и решил дорисовать на нем зеленые кусты. Но профессор был очень педантичным человеком, и этот факт вызвал у него большие сомнения и возмущения (вскоре даже разгорелся нешуточный спор). Преподаватель академии утверждал, что очень хорошо знает эту местность и что никаких кустов там нет и никогда не было. Он сильно рассердился и пообещал, что на следующий день обязательно проверит, есть ли на этом участке куст.

Жуткой интригой наполняет «Куст сирени» Куприн. Краткое содержание дальше предупреждает, что Алмазову раскрытие обмана грозило отчислением, ведь он и так поступил в академию только с третьего раза, и в этом большая заслуга его жены Верочки, которая самоотверженно помогала мужу, во всем себе отказывала, была ему репетитором, переписчицей, чертежницей, чтецом, в общем, создавала ему все условия для учебы в академии.

Хитрый план Веры

Сложную офицерскую жизнь не понаслышке знал Куприн. «Куст сирени» (краткое содержание) продолжается следующими событиями. Итак, отчисление Николая Евграфовича могло означать точку на всей его военной карьере. Вернувшись домой, он совсем поник, чувствовал себя никчемным и пропащим человеком. Но Вера решила во что бы то ни стало помочь мужу и пошла на хитрость, которая стоила ей немалых денег. Она закладывает в ломбард свои скромные драгоценности и за эти деньги, которые составили 23 рубля, покупает куст сирени и нанимает садовника, который сразу проникся сочувствием к милой даме.

За ночь на указанном месте появился роскошный куст сирени. Жена Алмазова лично за этим следила и не успокоилась, пока сирень не была посажена, причем так, чтобы не было видно, что ее посадили недавно.

Счастье

На следующий день Вера с большим нетерпением ждала мужа и даже вышла на улицу, чтобы встретить его. И тут издалека она приметила его − он шел веселой подпрыгивающей походкой. По его виду она сразу поняла, что история с кустом закончилась благополучно, и теперь им не стоит опасаться всяких разоблачений.

Николай сумел доказать профессору, что куст все-таки растет на том месте, на котором тот никак не ожидал его увидеть.

Вот так куст сирени принес в дом то ощущение счастье и покоя, о котором так мечтали герои.

Поручик Алмазов был под впечатлением и еще долго рассказывал своей жене, как необыкновенно удивленный профессор извинялся перед ним, все время ссылаясь на свою старость, рассеянность и невнимательность. Муж Верочки был счастлив как никогда в жизни, а значит, с ним и она. Вот на такой приятной ноте закончил Куприн «Куст сирени». Краткое содержание, конечно же, не может передать всего этого приятного настроения, поэтому лучше прочитать это произведение полностью.

Меню статьи:

Рассказы А.И. Куприна всегда вызывали ажиотаж у читателей. И это не удивительно, немногие писатели могли бы так живо рассказать о кратковременных событиях в жизни персонажей и при этом изобразить красочно сами образы, как Куприн. Одним из таких рассказов является «Куст сирени».

Алмазов – главный герой рассказа

Главным героем рассказа является Николай Евграфович Алмазов. Молодой человек находится в звании поручика. На момент повествования Алмазов живет в Петербурге, так как он обучается «в Академии генерального штаба».

Алмазов – очень восприимчивый человек, ему сложно сдержать свои эмоции. Когда он расстроен, как, например, в начале рассказа, он принимает самый что ни на есть удрученный вид: «насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой.

В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами».

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Куприн.

Обучение Алмазову не дается легко, как, впрочем, и само поступление в Академию – два года Николай Евграфович безуспешно пытался стать слушателем лекций в этом учебном заведении и уже был готов прекратить любые попытки, однако его жена Вера обладала большим упорством и оптимизмом – на третий год попытка Николая обвенчалась успехом.

Практическая работа

Однако радость его была недолгой – процесс обучения оказался совсем не легким. Однако обратного пути уже не было (Куприн не вдается в подробности и не объясняет, почему процесс обучения был таким сложным для Алмазова). И вот, к счастью осталась «самая последняя и трудная практическая работа».
Алмазов должен был выполнить чертеж местности. Однако, когда работа была практически закончена, Николай Евграфович по причине усталости поставил краской пятно на чертеж. Переделывать работу уже не было времени, и, после того, как он неудачно пытался подчистить пятно, решился на хитрость – проявив смекалку, задекорировал его удачно под кусты.


Профессор, принимавший работу, хорошо знал местность и указал Алмазову на ошибку. Николай Евграфыч признавать свою вину не захотел, однако, благодаря стараниям жены Веры, выход из ситуации был найден – свежепосаженные кусты сирени позволили избежать Алмазову позора.

Николай Алмазов и жена

Николай Алмазов не является подкаблучником, хоть он и беспрекословно следует за своей женой. Исходя из общего настроения рассказа, можно говорить о гармоничном взаимодействии супругов. Вначале кажется, что Куприн наталкивает читателя на мысль о бездеятельности Алмазова – его жена с готовностью помогает ему в обучении, поддерживает после неудач и вселяет уверенность в возможность невозможного.

Однако однозначно говорить об этой ситуации невозможно, так как Куприн не описывает ни приоритетов Алмазова, ни его желаний, ни реакции на другие жизненные ситуации.

Вполне вероятно, что Николай желал обучаться в Академии, но ему не хватало упорства и веры в себя, а Вера удачно вселяла в своего мужа недостающие качества.

Предлагаем проследить за который написал А. Куприн.

Также Алмазова стоит отнести к совестливым людям – обманув профессора, он ощущает себя виноватым, ему неловко за свой поступок. «Право, мне жаль, что я его обманул» – утверждает он.


Таким образом, Куприн не дает возможности полноценно оценить образ Николая Алмазова – описание единственного фрагмента из его жизни обличает только некоторые черты его характера и не позволяет всесторонне охарактеризовать персонаж. Представленный материал в рассказе позволяет говорить о Алмазове как о человеке старательном, эмоциональном и совестливом, наделенным смекалкой и в то же время не отличающимся упорством.

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие… Она молча пошла следом за мужем. В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности…

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили… Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем. Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону… Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом, нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…

– Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

– Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

– Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, – и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, – всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт!

– Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

– Какое же пятно, Коля? – спросила она еще раз.

– Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно… Да еще густое такое пятно… жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, – аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…»

– Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

– Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок… Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю… Кроме того…

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

– Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.

Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

– Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

– Нет, не глупости, – возразила Вера, топнув ногой. – Никто тебя не заставляет ехать с извинением… А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

– Посадить?.. Кусты?.. – вытаращил глаза Николай Евграфович.

– Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, – надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку… Кофточку… Не здесь ищешь, посмотри в шкапу… Зонтик!

Пока Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный, отыскивал шляпку и кофточку. Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу.

– Серьги… Ну, это пустяки… За них ничего не дадут… А вот это кольцо с солитером дорогое… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет. Браслет… тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый… Где твой серебряный портсигар, Коля?

Через пять минут все драгоценности были уложены в ридикюль. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом, чтобы удостовериться, не забыто ли что-нибудь дома.

– Едем, – сказала она наконец решительно.

– Но куда же мы поедем? – пробовал протестовать Алмазов. – Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст.

– Глупости… Едем!

Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.

– Да ведь это настоящий брильянт, – возмущалась Вера, – он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.

Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.

– Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, – сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, – мы оцениваем только металлы-с.

Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:

– Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром – то я к вашим услугам.

Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.

Название произведения: Куст сирени

Год написания: 1894

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: Николай Алмазов - офицер, Вера - его жена

Сюжет

Николай Алмазов проходит обучение в Академии генерального штаба. Поступить туда удалось лишь с третьей попытки. Хотелось все бросить, но жена помогла не сдаться. Придя домой, он рассказывает супруге, что провалился, сдавая работу. А это инструментальный план местности. Чертя Николай случайно поставил зеленое пятно и сделал из него куст. Профессор сказал, что кустов там нет. Но Алмазов доказывал свою правоту, и профессор решил с утра ехать на осмотр территории. Чтобы не отчислили мужа, Вера придумала план - посадить за ночь кусты. Для этого пришлось заложить драгоценности. Старика-садовника с трудом удалось уговорить сажать сирень в темное время. И работу таки удалось сдать. Профессор просил извинения. А Алмазовы не могли нарадоваться успешному делу. Вера сказала, что отныне сирень ее любимый куст.

Вывод (мое мнение)

Рассказ показывает глубокие чувства мужа и жены. Вера была готова пожертвовать всем ради успехов Николая. Несмотря на ночь она приложила много усилий для спасения. Кроме того, не могла дождаться прихода супруга дома, поэтому вышла встречать на улицу и долго радовалась за него. Готовность помогать и поддерживать очень много значит для близкого человека.

«Куст сирени» - рассказ Александра Куприна, опубликованный 17 октября 1894 года, в газете «Жизнь и искусство» в № 305. Обычно смысл рассказа трактуется следующим образом.

Художественная идея рассказа «Куст сирени» - любовь и счастье. Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних - это материальные блага, для других - собственные достижения в науке или творчестве. Для третьих - любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то - что оно есть понимание… У героини рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» Веры Алмазовой есть свое счастье!

Смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Сирень для семьи Алмазовых характеризуется новым этапом в жизни. Рассказ имеет такое название, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба. Это очень тяжело, там сложные экзамены, и из-за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Он с его женой Верой ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Николай - упорный, целеустремлённый, но из-за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах.
Верочка - добрая, отзывчивая, самоотверженная, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход.
Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Героя автор называет Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиню - Вера, Верочка. Но писателю дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.

Куст сирени

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие… Она молча пошла следом за мужем. В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - инструментальную съемку местности…

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили… Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем. Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону… Вера стояла в двух шагах от него так же молча, с страданием на красивом, нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…

Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, - всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт!

Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.

Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать - и посадил пятно… Да еще густое такое пятно… жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, - аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…»

Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок… Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю… Кроме того…

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.

Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

Нет, не глупости, - возразила Вера, топнув ногой. - Никто тебя не заставляет ехать с извинением… А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

Посадить?.. Кусты?.. - вытаращил глаза Николай Евграфович.

Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, - надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку… Кофточку… Не здесь ищешь, посмотри в шкапу… Зонтик!

Пока Алмазов, пробовавший было возражать, но не выслушанный, отыскивал шляпку и кофточку, Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу.

Серьги… Ну, это пустяки… За них ничего не дадут… А вот это кольцо с солитером дорогое… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет. Браслет… тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый… Где твой серебряный портсигар, Коля?

Через пять минут все драгоценности были уложены в ридикюль. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом, чтобы удостовериться: не забыто ли что-нибудь дома.

Едем, - сказала она, наконец, решительно.

Но куда же мы поедем? - пробовал протестовать Алмазов. - Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст.

Глупости… Едем!

Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.

Да ведь это настоящий брильянт,-возмущалась Вера, - он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.

Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.

Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, - сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, - мы оцениваем только металлы-с.

Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:

Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром - то я к вашим услугам.

Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.

Ну, делать нечего, - согласился садовник, когда Вера кончила рассказывать, - скажите, какие вам можно будет посадить кусты?

Однако изо всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.

Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно… Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.

Хорошо! Прекрасно! - крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. - Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал. «Что это за дерево?» - спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». - «Березка, должно быть?» - говорит. Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство». Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Знания - просто чудовищные. И какая быстрота и точность в оценке местности - удивительно!

Но Вере было мало того, что он рассказал. Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором. Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля…

И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…

Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день… После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, - муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

Ты - чему? - спросила Вера.

А ты чему?

Нет, ты говори первый, а я потом.

Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

Я тоже, глупости, и тоже - про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…