» » Основным и главным признаком интегрированного обучения является. Интегрированное обучение: форма инклюзивного образования

Основным и главным признаком интегрированного обучения является. Интегрированное обучение: форма инклюзивного образования
1

В статье приведено описание одного из педагогических условий организации командно работы студентов технического вуза, обучающихся по направлению подготовки «Строительство» - это применение интегративного обучения для формирования у студентов опыта командной работы. Рассмотрены интегративные формы обучения, такие как интегративные курсовые проекты и интегративные выпускные квалификационные работы, которые используются в процессе профессиональной подготовки бакалавров - строителей. Определены цели, задачи и этапы курсового и дипломного проектирования у студентов, особенности выполнения таких проектов в интегративной форме. Раскрыты положительные стороны и трудности при использовании интегративных проектов в учебном процессе. Приведены примеры тем интегративных проектов. Описано, какой опыт командной работы получают студенты при выполнении интегративных заданий

1. Оринина Л.В. Студенческая молодежь как основной кадровый ресурс промышленных предприятий России в условиях глобальных перемен в стране // Вестник Московского областного государственного университета. Серия 2: Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 68-76.

2. Реализация компетентностной парадигмы образования посредством внедрения проектного подхода в вузе / Г.А. Каменева [и др.] // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 2 (32). - С. 88-99.

3. Оринина Л.В. Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 811-815.

4. Веденеева О.А. Педагогические технологии в современном образовательном процессе: учеб. пособие / О.А. Веденеева, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев. - М.: Мир науки, 2016. – 284 с.

5. Kayumova L.A., Savva L.I., Soldatchenko A.L. et al. The technology of forming of innovative content for engineering education // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. - № 9. - P. 3029-3039.

6. Кашуба И.В. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического университета в процессе подготовки кадров для металлургических предприятий // Теория и технология металлургического производства. - 2011. - С. 214.

На сегодняшний день в системе высшего образования при подготовке молодых специалистов становятся все более актуальными вопросы командообразования и организации командной работы студентов. Связано это с тем, что для решения сложных, наукоемких производственных задач требуется многоплановое их рассмотрение командой специалистов. Отвечая на социальный заказ общества в учебных планах технических направлений подготовки в вузах, появляются такие дисциплины, как «Командообразование и методы групповой работы», «Технология командообразования и саморазвития».

Создание и работа студенческих команд возможны при введении и реализации в учебном процессе специально подобранных и реализованных педагогических условий. Одно из них будет рассмотрено в данной статье, это применение интегративного обучения для формирования у студентов опыта командной работы.

Для начала определим смысл понятия «интегративный». Интеграция (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) в общем случае обозначает объединение разобщенных компонентов, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Интегративное обучение - это одна из современных концепций обучения в высшей школе, нацеленная на формирование высокопрофессионального и компетентного молодого специалиста с объективным и всесторонним видением мира, целостным мировоззрением, заинтересованным в получении знаний, за счет понимания их важности для будущей трудовой деятельности.

Использование в образовательном процессе вуза интегративных заданий поможет преподавателю раскрыть интеллектуальный и когнитивный потенциал студентов, создать условия для их саморазвития и самореализации, сформировать коммуникативные навыки обучающихся, способности к сотрудничеству и командной работе.

Выполняя интегративные задания, студенты умело совмещают теоретическую и практическую часть учебного курса, интегрируют знания, полученные в результате изучения других профессиональных дисциплин, проводят поиск решения поставленных задач в условиях междисциплинарной связи.

Наиболее актуальным интегративное обучение становится для технических направлений подготовки в высшей школе. Рассмотрим это применительно к студентам, обучающимся по направлению «Строительство». В строительной сфере любая профессиональная задача, поставленная перед бакалавром-строителем, будет являться междисциплинарной, и для ее решения требуется использование системного подхода. Поэтому, для того чтобы качественно повлиять на профессиональный уровень выпускников, в процессе обучения следует использовать интегративные формы, такие как интегративные курсовые проекты и интегративные выпускные квалификационные работы.

Интегративные курсовые проекты и выпускные квалификационные работы - это образовательные проекты, при выполнении которых необходимо интегрирование знаний и умений из различных изучаемых дисциплин. Использование в учебном процессе таких проектов нацелено на привитие обучающимся самостоятельности при решении возникших перед ними проблем, развитие умений студентов предлагать разнообразные способы решения поставленных задач, умений мыслить, строить диалог со своими одногруппниками.

Наиболее эффективно выполнять такие проекты в творческих группах или командах, тогда учебная деятельность студентов-строителей будет напоминать реальную трудовую среду, в которой они окажутся по завершении обучения в университете. Такой подход в обучении будет способствовать адаптации будущего выпускника к профессии, поможет выработать профессиональное поведение и стиль взаимодействия с коллегами .

Разберемся, что вкладывается в понятие «курсовой проект» и «выпускная квалификационная работа».

Курсовой проект - это форма обучения, которая используется на завершающем этапе изучения отдельного раздела профессиональной дисциплины или дисциплины в целом. Подготовка и защита курсового проекта по учебной дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля самостоятельной работы студентов .

Выполняя курсовые проекты, обучающиеся учатся использовать полученные знания и умения на практике, пробуют решать сложные комплексные задачи в сфере их профессиональных интересов.

Представим задачи выполнения курсовых проектов. Это: 1) систематизация и закрепление теоретических знаний студентов; 2) отработка практических умений обучающихся; 3) углубление полученных знаний в соответствии с темой проекта; 4) формирование умений использования нормативной и справочной литературы; 5) развитие творческого потенциала обучающихся, самостоятельности в принятии решений, ответственности за них; 6) воспитание организованности и собранности при работе над проектом; 7) подготовка к итоговой аттестации.

Наиболее часто в высшей школе практикуется выполнение строго индивидуальных проектов, когда каждому обучающемуся выдается индивидуальное задание на проектирование, которое он единолично выполняет в течение семестра обучения. Такая форма работы помогает развивать у студентов профессиональные и личные творческие качества, но не способствуют развитию коммуникации и взаимодействия со своими одногруппниками. Мы рекомендуем реализовывать курсовые проекты интегративно, подключая к выполнению одного задания на проектирование группу студентов, такая форма работы способствует развитию деловых качеств каждого обучающегося и их коммуникабельности. Работа в творческих группах позволит выйти на более высокий профессиональный уровень таких проектов, сделать их более интересными, сложными, качественными, с большим объемом проработанного материала .

За время обучения в вузе студенты-строители выполняют ряд курсовых проектов, по большинству профессиональных дисциплин, которые становятся основой для выпускной квалификационной работы.

Курсовое проектирование для студентов, обучающихся по направлению «Строительство», представляет собой научное исследование в рамках освоения той или иной профессиональной дисциплины. Выполняя курсовую работу, обучающиеся реализуют технический проект на актуальную и интересующую их тему. Курсовой проект студента-строителя имеет две части: текстовую - пояснительную записку с описанием основных теоретических положений работы, подтвержденными расчетами, графиками, схемами, проведенным анализом эффективности принятых в проекте решений; и графическую часть - представляющую собой альбом чертежей, сопровождающихся схемами и таблицами, на которых предметно демонстрируются результаты проделанных исследований и проектирования. Для большей наглядности проект может сопровождаться макетом - выполненным в масштабе объемным изображением проектируемого объекта.

Работая над курсовыми проектами интегративно, обучающиеся увеличивают объем полученных знаний, делятся опытом со своими однокурсниками, преумножают свои деловые и коммуникативные качества, навыки межличностного взаимодействия, сотрудничества и работы в команде. Студенты учатся воспринимать чужое мнение, толерантно к нему относиться, назначать в проектной группе командные роли каждом участнику, распределять обязанности в творческом коллективе, планировать свою работу в нем, презентовать и отстаивать выполненные проекты перед аудиторией. В результате всего перечисленного и формируется их опыт командной работы.

С целью отработки опыта командной работы группе обучающихся предлагается общая тема интегративного курсового проекта, а каждому студенту, участнику группы, выдается индивидуальное задание на проектирование, в рамках основной темы. Например, при выполнении проекта по дисциплине «Основы архитектуры и строительных конструкций» обучающимся была предложена общая тема проекта - «Жилой комплекс "Радужный" в городе Магнитогорске». Индивидуальные задания были выданы трем студентам проектной группы. Первый студент получил задание сделать проект двухэтажного блокированного жилого дома с верандой и гаражом; задание для второго студента: разработать проект одноэтажного пятикомнатного индивидуального жилого дома с подвалом и террасой; задание для третьего студента: выполнить проект двухэтажного индивидуального жилого дома с пристроенным гаражом и сауной.

Все индивидуальные задания равноценны по сложности и времени выполнения. Разделы пояснительной записки и перечень чертежей проекта идентичны для всех обучающихся. По окончании проектирования, объединяя законченные работы, выполненные каждым студентом, мы получаем проект жилого комплекса с полным комплектом чертежей и пояснительной запиской.

Можно выделить четыре этапа выполнения интегративных курсовых проектов.

  1. Этап введения. На данном этапе обучающиеся получают от преподавателя задания на выполнение курсового проекта, обсуждают техническую задачу, которая должна быть решена в результате его выполнения, объем предстоящей работы, содержание пояснительной записки и перечень чертежей. На этом же этапе студенты формируют рабочие группы, после чего утверждают их составы с преподавателем. Составляют планы выполнения работы, проводят поиск оптимальных решений поставленных в проекте задач. Обсуждают критерии оценки результатов проектной деятельности, предложенные ведущим преподавателем.
  2. Этап работы над проектом. На данном этапе студенты выполняют проект, консультируясь с преподавателем. В ходе второго этапа обучающиеся распределяют командные роли, определяют поле деятельности и объем работы, который должен сделать каждый участник команды. Разбирают затруднения, которые могут возникнуть в ходе выполнения проекта. Затем по составленному с одногруппниками и утвержденному преподавателем плану приступают к реализации проекта. На данном этапе преподаватель играет роль консультанта и наблюдателя за работой студентов.
  3. Этап представления и защиты проекта. Представление и защита проекта проводятся публично. Обучающиеся демонстрируют свою законченную работу, делают краткий доклад об основных положениях и выводах курсового проекта, затем отвечают на вопросы аудитории слушателей и преподавателя. Делают выводы о решении поставленных задач. Преподаватель на этом этапе контролирует уровень знаний обучающихся, выставляет оценку проделанной работе, выявляет успехи и неудачи в процессе ведения обучающимися проектной деятельности.
  4. Заключительный этап. На заключительном этапе обучающиеся совместно с преподавателем проводят анализ результатов проектирования, определяют слабые стороны проекта, составляют планы их корректировки .

Другая форма обучения бакалавра-строителя, которая может быть представлена интегративно - это выпускная квалификационная работа, представляющая собой комплексную самостоятельную творческую работу обучающегося, в результате выполнения которой решаются поставленные профессиональные задачи, отвечающие профилю профессиональной деятельности будущего молодого специалиста и уровню его образования.

Выполняя выпускную квалификационную работу, студенты решают ряд учебных задач: 1) упорядочить, закрепить и умножить теоретические и практические знания, умения и навыки по выбранному профилю подготовки; 2) применить полученные знания при решении конкретных научных, практических и производственных задач; 3) развить умения и навыки самостоятельной работы; 4) определить уровень своей подготовленности к дальнейшей профессиональной деятельности .

Выпускная квалификационная работа бакалавра, обучающегося по направлению «Строительство», является самостоятельно выполненным проектом, в котором решаются задачи, поставленные перед выпускником, согласно содержанию основной образовательной программы бакалавриата соответствующего профиля подготовки.

Этапы подготовки выпускной квалификационной работы схожи с этапами выполнения курсовых проектов, описанных выше, где главное отличие заключается в том, что защита выпускной работы происходит на заседании государственной экзаменационной комиссии, а оценивают профессиональный уровень выпускников не только ведущие преподаватели, но и представители работодателей. По результатам защиты обучающимся присваивается квалификация согласно ФГОС ВО, и они становятся молодыми специалистами, готовыми к трудовой деятельности.

Мы выделяем два принципиальных подхода к выполнению интегративных выпускных квалификационных работ. В первом случае для выполнения проекта рабочие группы формируются из студентов, обучающихся на одном профиле подготовки (из одной академической группы). При таком подходе к формированию проектных групп студенты, определившись в начале обучения со своими проектными интересами, получают задание, которое они последовательно выполняют в процессе изучения профессиональных дисциплин. В результате чего к концу освоения основной образовательной программы у них получается емкий, качественно выполненный проект с нужными разделами пояснительной записки и чертежами, который и становится основой выпускной работы.

Второй подход основан на том, что проектные группы создаются из обучающихся разных профилей подготовки. Именно в этом случае работа творческой группы напоминает работу проектного бюро, где каждый выполняет свой раздел общего задания. Итог работы представляется в виде готового проекта с проработанными проектными, конструкторскими, инженерными и технологическими решениями. На защите ВКР каждый член творческой группы, согласно своему профилю подготовки, защищает свою часть проекта, при этом может пользоваться материалами, предоставленными другими студентами - участниками проектной группы.

В процессе исследовательской работы для выполнения интегративной выпускной квалификационной работы проектной группе, сформированной согласно второму подходу, была предложена тема: «Конноспортивный комплекс в Абзелиловском районе Республики Башкортостан». Студенту, обучающемуся по профилю «Проектирование зданий», было предложено разработать здание конноспортивного комплекса в Абзелиловском районе Республики Башкортостан. Студенту профиля «Городское строительство и хозяйство» было дано задание выполнить проект детальной планировки территории конноспортивного комплекса в Республики Башкортостан. Студенту, обучающемуся по профилю «Промышленное и гражданское строительство», было поручено разработать конструктивные решения здания конноспортивного комплекса в Абзелиловском районе Республики Башкортостан.

Работа в творческих командах обучающихся разных профилей подготовки, образовательная база которых охватывает различные направления строительной отрасли, будет способствовать формированию широкой профессиональной и коммуникативной компетенций обучающихся, позволит взглянуть на получаемую профессию более широко, обобщить, структурировать и систематизировать изученный материал, понять особенности взаимодействия с коллегами и важность умения работать в команде .

Положительными сторонами использования в учебном процессе интегративных проектов являются: полнота и глубина проработки заявленной темы, развитие у студентов коммуникативных качеств, лидерских способностей, приемов работы в команде.

Есть и трудности в использовании таких проектов в учебном процессе. Например, не всегда обучающимся легко определиться с темой проекта на первых курсах обучения, или неграмотно подобранный состав студенческой команды приведет к неэффективности использовании названой технологии, а также могут возникнуть трудности при организации взаимодействия студентов различных профилей подготовки в связи с различной их занятостью в течение учебного года или в течение дня.

Выполняя в процессе профессиональной подготовки интегративные проекты, обучающиеся приобретают опыт командной работы, который формируется из опыта межличностного взаимодействия, опыта работы в группе, опыта принятия групповых решений и опыта несения за них ответственности. Кроме того, студенты, работая в команде, получают опыт сотрудничества, убеждения и толерантного отношения к мнениям других. Получают опыт распределения командных ролей и обязанностей среди членов команды, составления плана командной работы и передачи полномочий по представлению и защите командных проектов ее лидеру.

Библиографическая ссылка

Шахмаева К.Е., Савва Л.И., Павлова Л.В. ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27303 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371. 322. 39

Л. И. Гриценко

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье описана сущность интегративного обучения как конструктивный синтез противоположных оппозиций. Методологической основой данного обучения является интеграция, функцией которой выступает диалектическое разрешение противоречий между оппозициями, на основе чего обеспечивается творческое развитие образовательного процесса и каждого его участника. Сформулированы основные положения интегративного обучения, раскрыто их содержание.

Ключевые слова: интеграция, интегративное образование, целостный человек, конструктивный синтез, герменевтика, технология образовательного процесса.

The subject matter of integrative education as an opposition constructible synthesis is exposed in the article. Integration which function is a dialectical conflict resolution between oppositions is a methodological foundation of integrative education. Educational process and its participant’s creative development are provided on this basis. The essential theses of integrative education are formulated, its content is exposed.

Key words: integration, integrative education, holistic man, constructible synthesis, hermeneutics, technology of educational process.

В современном российском обществе педагогика имеет полипара-дигмальный характер. Это относится не только к теории, но и к образовательной практике, и означает, что она может строиться на основе нескольких имеющих принципиальные отличия методологий, вплоть до противоположных. Такая методологическая установка обусловила появление вариативного образования. В отличие от альтернативного, вариативное образование не заменяет принятые образовательные нормы антинормами, но помогает личности ориентироваться в постоянно меняющемся мире путем вырабатывания умений разрешать различного рода ситуации, в том числе и ситуации неопределенности. Важную роль в реализации вариативного образования в контексте культурно-исторической педагогики развития играет переход от отдельных альтернативных научных педагогических школ к системе вариативных инновационных технологий. Ориентиры, заложенные в доктрине открытого вариативного образования, определяют направления разработки научных основ его реализации. Принципиальное значение при этом имеет опора на интег-

ративный подход, выявление сущности интегративного образования, так как «смешение» форм, технологий и других средств обучения требует научного обоснования условий их интеграции в образовательном процессе, дающем возможность каждой личности развиваться в соответствии со своими особенностями и приобрести опыт решения разнообразных научных, практических, жизненных ситуаций.

Понятие интеграции в педагогике сегодня употребляется широко и чаще всего понимается как суммирование знаний из различных предметов. Например, интегрированные уроки или спецкурсы освещают одну тему с помощью разных наук. В таких случаях интеграция отождествляется с межпредметными связями, функция которых заключается в создании объемной картины изучаемого феномена и углублении понимания тех или иных явлений. Однако это слишком узкая трактовка интеграции, не отражающая ее специфики. Интеграция предполагает не простое объединение (дополнение) элементов обучения (знаний, методов и т. д.), но преодоление таких противоречий, которые невозможно разрешить средствами одного предмета (области). Говоря об интеграции как научной категории педагогики, можно интерпретировать ее двояко:

Как принцип развития педагогической теории и практики;

Как процесс установления связей между объектами и создания новой целостной системы .

Интегративное обучение есть реализация подхода, который представляет собой разработку методов деятельности, конструирование сложных развивающихся объектов и процесса их исследования на основе объединения различных свойств, моделей, концепций (принцип интеграции). Объектом конструирования и исследования выступает обучение, рассматриваемое как система и процесс установления интегративных связей. Таким образом, интегративный подход включает интеграцию как принцип конструирования системы обучения и как процесс установления связей между элементами системы. При этом выявляется специфическая методологическая функция интеграции в обучении (по сравнению с межпредметными связями), а именно создание качественно нового продукта (идеи, смысла, элемента и т. д.) на основе разрешения противоречий. Это значит, что процесс интегративного обучения осуществляется в режиме постоянного творческого саморазвития, выработки инновационных педагогических средств конструирования целостного педагогического процесса. Что же обеспечивает творческое (качественно новое) саморазвитие такого процесса?

Природосообразный закон творческого саморазвития - это закон единства и борьбы противоположностей. Сущностный смысл интеграции заклю-

чается не в простом суммировании, а в разрешении противоречий, преодолении проблем. Поэтому педагогический процесс в интегративном обучении обладает интегративной диалектической целостностью, которая заключается в постоянном конструктивном, ведущем к качественно новому результату синтезе противоположных оппозиций различного уровня и вида. В силу этого и происходит непрерывное творческое совершенствование целостного педагогического процесса. Еще П. Капица подчеркивал значение взаимодействия противоположностей для развития: «Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, эта наука идет по пути к кладбищу, она идет хоронить себя».

Следовательно, непременным атрибутом интегративного обучения является решение проблем (содержательно-предметных, методических, организационных и т. д.), так как в любой проблеме заложено противоречие. Поэтому интегративное обучение обеспечивает развивающий эффект как по отношению к педагогическому процессу, так и по отношению к каждой личности (педагога и учащегося). Можно утверждать, что интегративное, личностно-развивающее обучение предполагает системный, осознанный конструктивный синтез элементов обучения, лежащих в русле различных, в том числе противоположных, теорий и концепций. Осуществляя процесс педагогической интеграции в обучении, следует определить объект, обозначить цель, т. е. конечный результат, и найти форму реализации (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие процесса педагогической интеграции

Объекты интеграции Цели (результаты) интеграции Формы реализации интеграции

Методика: приемы, методы, технологии и т. д. Новый прием, видоизмененный метод, индивидуальная технология, установление соотношения репродукции и творчества Интегрированные уроки, практикумы, различные виды игр, проекты

Организация деятельности: формы учебной работы, характер познавательной деятельности, степень управления Организационные формы работы, установление соотношения упорядоченности и неопределенности Образовательные ситуации различных типов

Механизмами педагогической интеграции служат сравнительный анализ, конструктивный синтез, обобщение и систематизация. Это значит, что в результате этих операций происходит перекодирование известного в новых сочетаниях, как если бы осколки разбитого сосуда склеивались по-новому, вследствие чего выявляются новые свойства, новые смыслы.

Актуальность интегративного обучения определяется тем, что глобальные проблемы современности (экологическая, энергетическая, социально-экономическая, национально-эпическая и т. д.) сегодня оказывают интегрирующее влияние на человечество, осознающее взаимосвязь, взаимозависимость, общность судеб, природных и социальных процессов. Понимание необходимости сотрудничества в решении общих проблем современности приводит к интернационализации жизни человечества. В связи с этим коренным образом меняется картина мира, общая ориентация человека, возникает потребность формирования такого способа миропонимания, в котором мир предстает как единство, состоящее из взаимосвязанных частей, как интегрированная целостность.

Интегративно-целостное миропонимание выдвигает необходимость воспитания целостного человека, становящуюся целью современного образования. Следует помнить, что сущность и характер научно-обоснованного обучения всегда зависят от его цели. Трактовка понятия «целостный человек» в психологии имеет много вариантов. Представляется верным подход А. Маслоу, который важнейшей характеристикой такого человека считает интегрированность. Именно это свойство, по мнению ученого, обеспечивает творческие способности личности. Творческие люди в любой области (художник, теоретик, изобретатель, родитель и др.), полагает А. Маслоу, являются «интеграторами», так как им дано «соединять воедино разные и даже противоположные элементы... Насколько творчество является синтезирующим, конструктивным. отчасти зависит от внутренней интеграции личности» . Обучение, которое готовит целостного человека, способного к интеграции противоположностей, должно предлагать обучающимся возможность приобретения опыта интегративной деятельности. Интегративное обучение можно назвать природосообразным целостной сущности человека. Еще А. С. Макаренко писал: «.мы должны. научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом <.> педагогам. нужно главное внимание направлять на создание синтетической педагогики» .

В настоящее время наблюдается тенденция к функционализации человека. В определенных ситуациях она необходима, но может привес-

ти к распаду личности, если не будет сочетаться с установкой на развитие ее целостности. Интеграция является стратегией обучения, которая сохраняет цельность человека, его гармонию с природой, людьми, самим собой.

Интегративное обучение предполагает реализацию трех основных положений, отражающих три стороны учебного процесса: содержание, методику (процессуальную сторону) и организационный аспект. Рассмотрим их подробнее.

Обоснованием рассматриваемого положения является, прежде всего, тенденция сближения естественной и гуманитарной культур в современном обществе. Противостояние этих культур, отражающееся в предметной направленности обучения в ущерб его смыслообразующей составляющей, не соответствует потребности общества в целостном человеке.

Посредством интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний оказывается возможным сочетание двух взаимодополнительных способов восприятия мира - через образ и через число, т. е. объединение эмоционально-гуманитарного, личностно-смыслового и рационально-структурного, знаково-логического постижения мира. Тем самым обеспечивается конструктивный (результативный) диалог естественнонаучной и гуманитарной культур. Это создает благоприятные условия для формирования обобщенного знания, становится основой для понимания целостности и единства мира.

Кроме того, необходимость синтеза гуманитарных и естественных наук определяется изменившимся характером научного познания. Научное познание всегда осуществляется во взаимодействии процессов дифференциации и интеграции, которые объективно соединены с материальным единством мира и, отражая две стороны процесса развития, образуют диалектическое единство. Сегодня приходит осознание того, что абсолютная дифференциация содержания учебных предметов не отражает особенностей современного развития общества и науки. Со второй половины XX в. процессы интеграции в общественном развитии принимают всеобъемлющий характер, и главными принципами современного научного познания становятся интеграция и системный подход. Лишь на основе интеграции частных наук и результатов исследований специалистов разных областей знания возможно системное решение многих проблем.

II. Современная методика обучения нуждается в интеграции концепций, технологий, методов, приемов обучения, лежащих в русле различных, в том числе противоположных, подходов. Достаточно долго усилия исследователей в педагогике шли по пути поиска самой «лучшей» универсальной теории, метода (метод коллективного обучения, метод проектов, индивидуальная работа и т. д.). Но разнообразие человеческой индивидуальности, условий обучения, его целей настолько велико, что невозможно с помощью одной технологии, одного метода эффективно решать различные педагогические задачи. Сегодня все чаще тезис об универсальной ценности единственной теории заменяется тезисом о множественности образовательных парадигм, концепций, неравнозначных и неравноценных, но имеющих право на существование в едином образовательном пространстве. Идея синтеза концепций в педагогике высказывается рядом ученых (В. И. Загвязинский, В. Т. Фоменко и др.). Практическая реализация этой идеи была с успехом осуществлена А. С. Макаренко. Он писал: «Моя педагогическая вера: педагогика - вещь прежде всего диалектическая. Не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным» .

Актуальность и правомерность идеи интеграции элементов различных концепций в обучении находит обоснование в особенностях методологии современной науки, развитие которой связывается не только с накоплением все новых знаний, но и с другим способом их усвоения и применения. И овладение знаниями, и их использование сегодня невозможны без их системного синтеза. Системный стиль современного научного мышления - новый этап в развитии науки, переход к целостному видению мира во всей его многомерности. Системный способ мышления выступает интегратором разнообразных методологий, способов и методов познавательной деятельности в единый системный процесс междисциплинарного исследования. Как отмечает И. Б. Новак, ранее при смене стилевых установок имело место их противопоставление друг другу, их альтернативность, что характерно для антиномического мышления, выражающего свой подход формулой «или - или». Одно исключает другое. Системное мышление ориентировано на другую формулу: «и - и» - как то, так и другое. Формула «и - и» выражает не эклектику, а диалектику бытия вещей. Системно-интегративный стиль мышления рассматривает другие стили не как взаимоисключающие, а как дополняющие друг друга, как объединенные в новой диалектической методо-

логии. Системное мышление - конкретное выражение диалектического метода в науке .

Можно выделить три главных дихотомии в применении технологий и методов обучения (являющихся элементами различных концепций), которые могут быть разрешены с помощью интеграции.

Первая из них - противопоставление технологий коллективного (работа в парах и группах) и индивидуального обучения (учащийся самостоятельно выполняет какие-либо задания, работая по своей программе). Интегративное обучение разрешает противоречие названных технологий через формулу «и - и», включая в обучение и то, и другое. Их удельный вес в логике развития обучающего процесса может быть одинаковым, а в конкретных педагогических ситуациях может оказаться приоритетной какая-либо одна из них. Синтез технологий коллективного и индивидуального обучения позволяет осуществлять в единстве развитие индивидуальности каждого учащегося и его социализацию, т. е. формирование личностных качеств.

Вторая «вечная» проблема в использовании методов и технологий -это противоречие между репродуктивными и творческо-исследовательскими методами. В качестве репродуктивных методов могут выступать такие, как объяснение, иллюстрация, демонстрация, упражнение, решение задач по алгоритму, проверочная беседа, выполнение практических работ по инструкции и т. д. К творческим методам относятся проблемное изложение, эвристическая беседа, ролевые и деловые игры, методы проектов, рефлексивного анализа, «мозгового штурма», исследовательский метод и т. д. В интегративном обучении осуществляется их системный синтез. Это значит, что, объясняя какую-либо целостную законченную тему, педагог должен продумать систему сочетания репродуктивной и творческой деятельности учащихся. В каждой конкретной теме удельный вес и место тех или иных методов определяется в зависимости, по крайней мере, от двух факторов: от того, какие функции выполняют те и другие методы, а также от педагогической ситуации (т. е. цели данного этапа, особенностей учащихся и т. д.) (табл. 2).

Таким образом, педагог планирует применение тех или иных методов при изучении темы, учитывая основные функции методов и особенности педагогических ситуаций.

Третья дилемма в области методов и технологий - это соотношение способов обучения, отражающих логико-рациональную и образно-эмоциональную стороны познания.

Как правило, в школе преобладают методы и технологии, актуализирующие рационально-гносеологический потенциал обучения: рассказ, лекция, упражнения, решение задач, работа с книгой и т. д.

Таблица 2

Выбор методов обучения

Факторы обучения, определяющие выбор метода Виды методов

репродуктивные творческие

Функции методов Усвоение образцов логического мышления Отработка типовых умений и навыков Усвоение знаний, которые нельзя «открыть» (факты, даты, цифры и т. д.) Возможность за короткий промежуток времени усвоить большой объем информации (при необходимости) Преодоление отчужденности знаний для учащихся, выработка механизмов смыслооб-разования Формирование опыта творческой деятельности Развитие эмоционально-ценностной сферы

Особенности педагогических ситуаций Цель - ознакомление учащихся с материалом, который не является опорой для дальнейшего обучения Материал рядопо-ложный, отдельные элементы не связаны друг с другом Учащиеся не имеют базовых знаний, умений, предусмотренных учебными программами для соответствующего этапа обучения Цель - изучение сущности явлений, процессов, закономерностей, способов действия, т. е. материала, без овладения которым невозможно продвижение в обучении Материал имеет иерархическую структуру, т. е. существуют главные и второстепенные элементы, находящиеся в той или иной зависимости Учащиеся освоили опорные знания, умения, позволяющие им осознанно участвовать в исследовательской работе

В русле таких методов учащиеся выполняют задания, требующие вербальной памяти, логических рассуждений, структурирования, составления схем, моделей и т. д., т. е. осуществляют в основном рациональноинтеллектуальную деятельность. В процессе такой деятельности культиви-

руется обращенность к рассудку, мышлению, происходит следование объективным законам, причинно-следственным связям. Таким образом, формируется модель мира, которую можно достаточно точно выражать в словах или других условных знаках. При этом за рамками целенаправленного обучения очень часто остается творческая составляющая развития личности, так как ядром творческой активности служит интуиция, проявление которой обусловлено не только (и не столько) логическими процессами, сколько личностным опытом и нелогическими элементами (эмоциями, отношением, направленностью и т. д.).

Таким образом, для целостного развития личности недостаточно применения научно-теоретического, рационального познания; необходимо задействовать и другой способ познания - эмоционально-образный.

Реализация современных функций обучения (развивающей, образовательной, воспитательной, культурологической) вызывает необходимость интеграции в обучении рационально-интеллектуальных и герменевтических методов, основанных на вчувствовании, вживании в исследуемый предмет, его образном представлении .

В качестве герменевтических методов можно назвать следующие: метод изучения биографий, метод интроспекции (обращение к субъективному опыту), научно-художественный анализ текстов и ситуаций, метод педагогической живописи (создание картин на основе научных понятий), использование цвета, музыки, стихов, пословиц, метафор для интерпретации научных феноменов и т. д.

III. Организация деятельности в обучении на основе единства упорядочения и спонтанности, регламентирования и неопределенности, порядка и хаоса.

Деятельность учащихся в предметоцентристской системе планируется в четкой временной и логической последовательности этапов обучения и их содержания. Регламентированность помогает решить ряд важных задач, таких как своевременное изучение программного учебного материала (что создает организационную четкость построения образовательного процесса в школе), экономия времени при овладении предметными знаниями, диагностичное формирование целей, обеспечивающее технологичность и результативность обучения, эффективность формирования умений и навыков алгоритмических действий, исполнительская дисциплина и т. д.

В контексте личностно-развивающего обучения деятельность организуется в системе неопределенности. В такой «спонтанности» формируются личностные качества, которые не могут быть сформированы в жесткой запланированной работе. Свободная активность учащихся на заня-

тиях развивает инициативу и ответственность, способность делать самостоятельный выбор, умения прогнозирования и рефлексии, общения и конструктивного сотрудничества с другими, организаторские навыки, стремление находить личностный смысл, видеть и решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы и т. д.

Перечисленные задачи вызывают необходимость организации интегративного обучения, в котором осуществляется синтез регламентированной и «спонтанной» деятельности школьников.

Современная школа должна готовить личность, способную к грамотному выбору решений в ситуации проблемности, т. е. очень быстрого изменения обстоятельств, появления новых факторов, неоднозначности развития. Процесс выбора включает множество условий его осуществления: осознание свободы как ответственности, понимание множественности подходов, видение альтернативности выполнения деятельности, «схватывание» целостности ситуации, прогнозирование последствий и т. д. Названные условия создавать в ходе обучения действовать в системе неопределенности, предполагающей интеграцию «хаоса» и порядка. Этот синтез противоположных по своей сути видов деятельности должен осуществляться на основе постоянной гармонизации и педагогической целесообразности, которая определяется конкретными условиями педагогической ситуации.

Литература

1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 2004.

2. Закирова А. Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания. Педагогика. 2004. № 1.

3. Маслоу А. Психология Бытия. М., 1997.

4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983-1986. Т. 8. С. 13-14.

5. Формирование системного мышления в обучении. М., 2002.

Это что такое? Каждый ребенок имеет право на поддержку со стороны своих родителей и общества, чтобы расти, учиться и развиваться с ранних лет. А достигнув школьного возраста, дети должны ходить в школу и нормально восприниматься как учителями, так и сверстниками. Когда дети независимо от их различий получают образование вместе, все получают выгоду - инклюзивного образования.

Интегрированное обучение - это что такое?

Суть такого обучения заключается в том, что учащиеся разного уровня развития умственных и физических способностей учатся бок о бок в одном классе. Они с удовольствием посещают полевые и послешкольные мероприятия, вместе участвуют в ученическом самоуправлении, ходят на те же спортивные встречи, играют в игры.

Интегрированное обучение - это процесс, в котором ценится разнообразие и уникальный вклад каждого ученика в классе. В настоящей инклюзивной обстановке каждый ребенок чувствует себя в безопасности и имеет чувство принадлежности к группе. Учащиеся и их родители участвуют в определении образовательных целей и принятии решений, а у школьного персонала имеется достаточный уровень квалификации, поддержка, гибкость и ресурсы для воспитания, поощрения и удовлетворения потребностей всех учащихся.

Почему это так важно?

Интегрированное обучение обеспечивает более качественное образование детей и способствует изменению дискриминационных взглядов. Школа знакомит ребенка с миром вне их семей, помогает развивать социальные отношения и взаимодействия. Уважение и понимание возрастают, когда учащиеся с разными способностями и опытом играют, общаются и учатся вместе.

Интегрированное обучение детей не исключает и не разделяет членов коллектива, не способствует дискриминации по отношению к традиционно маргинализованным группам. Ведь индивидуальное специальное образование не гарантирует успех детям, которые нуждаются в особом внимании. Школы, которые обеспечивают поддержку и создают соответствующие условия интегрированного обучения, демонстрируют гораздо лучшие результаты.

Основные элементы интегрированного обучения

  • Привлечение помощников, преподавателей или специалистов, которые будут помогать учителям в удовлетворении всех потребностей и нужд учащихся, работая со всей группой.
  • Адаптированная учебная программа для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Участие родителей. Большинство школ стремятся к определенному уровню участия со стороны родителей, но часто это ограничивается лишь собраниями один раз в четверть.

Для всех и каждого

Интегрированное обучение - это принятие всех детей в обществе, независимо от их физического, интеллектуального, социального или языкового развития. Группа часто включает детей из неблагополучных групп населения, а также представителей всех рас и культур. В классе прекрасно сосуществуют одаренные ученики и ребята с ограниченными физическими возможностями.

Интеграция, конечно, не произойдет мгновенно, для нее требуется тщательное планирование, позитивное отношение, определенная модель поведения, использование необходимой специализированной поддержки, словом, нужно все для того, чтобы дети почувствовали себя частью школы, активно участвовали в системе образования, а затем стали полноправными членами общества.

Главная обязанность школьных учреждений заключается в том, чтобы охватить разнообразные и особые потребности всех учащихся, выявлять и минимизировать барьеры на пути обучения и общения, создавать толерантную и уважительную атмосферу, в которой каждый человек воспринимается как ценная личность. Таким образом, всем детям должна быть оказана поддержка, в которой они нуждаются, чтобы в будущем добиться успеха и найти себя в современном мире и обществе.

Преимущества интегрированного обучения

  • Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
  • Вовлечение родителей в культурную, воспитательную и учебную деятельность школы.
  • Формирование школьной культуры, уважения и сопричастности. Интегрированное обучение дает возможность узнать и принять индивидуальные различия, что позволит устранить риск появления преследований и издевательств в коллективе.
  • Развитие дружеских отношений с широким кругом других детей, понимание их индивидуальных потребностей и способностей.

Новая система функционирования

Интегрированное обучение не является обязательным. В первую очередь стоит опираться на мнение родителей и желание самого ребенка. Грубо говоря, интеграция - это объединение отдельных составляющих в одно целое.

Что касается образования, то нельзя назвать этот процесс чисто механическим объединением здоровых детей и детей с какими-либо отклонениями. Это сложный набор взаимодействий между детьми, педагогами, специалистами по коррекции. Это не что-то локальное, ведь нужен целостный системный подход в организации деятельности школы по всем направлениям.

Инновационные технологии

Модернизация системы образования включает в себя активное использование инновационных идей и решений. Технология интегрированного обучения направлена на развитие познавательных и творческих способностей. На практике достигается целостное и глубокое понимание реальности окружающего мира. Обучение должно быть гармоничным сочетанием правил и творчества, науки и искусства. Инновационные технологии (объяснительно-иллюстрированного, личностно-ориентированного и развивающего обучения) здесь играют немаловажную роль.

Выделяют следующие формы интегрированного обучения:

  • Комбинированная форма, при которой ребенок с особенностями психофизического развития способен учиться в классе наряду с абсолютно здоровыми детьми, получая необходимую регулярную поддержку и помощь специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, психолога).
  • Частичная интеграция, при которой ученики с отклонениями не способны наравне со сверстниками овладевать образовательной программой. Такие дети проводят в общих классах лишь часть времени, все остальное время - в спецклассах или на индивидуальных занятиях.
  • Временная, при которой дети из особых классов и учащиеся обычных классов собираются не реже двух в месяц для совместных прогулок, проведения праздников, соревнований и других мероприятий воспитательного характера.
  • Полная, при которой один-два ребенка с отклонениями в развитии обучаются в обычной группе. Такая форма больше подходит детям дошкольного и младшего школьного возраста. В основном, это дети, которые по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Коррекционную помощь они получают по месту обучения, либо этим занимаются родители под контролем профессионалов.

Интегрированное обучение и воспитание является вполне привычной практикой в зарубежных странах. У нас же инклюзивные классы и школы лишь начинают появляться.

В работе раскрыты вопросы:

Технологии интегрированного обучения;

Подробно расписаны типы и формы интегрированных уроков (структура, цели, задачи):

1. урок формирования новых знаний

2. урок обучения умениям и навыкам

3. применение знаний на практике

4. урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

5. урок контроля и проверки знаний и умений

6. комбинированный урок

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, химии. Экология, введённая как обязательный предмет ещё совсем недавно, теперь упраздняется. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых . Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Технологии в интегрированном обучении

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения , суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

2. Технология личностно-ориентированного обучения , направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).

3. Технология развивающего обучения , в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной. В интегрированном обучении предметам естественно-научного цикла они применяются.

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание прежде всего на эту технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок." Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Очень близка и тесно связана с этой технологией, технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественнонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Типы и формы интегрированных уроков

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах :

Урок-лекция;

Урок-путешествие;

Урок-экспедиция;

Урок-исследование;

Урок-инсценировка;

Учебная конференция;

Урок-экскурсия;

Мультимедиа- урок;

Проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

- образовательные : познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.

Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.

Следует разделять традиционный и современный уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения . Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы :

Урок-практикум;

Урок-сочинение;

Урок-диалог;

Урок - деловая или ролевая игра;

Комбинированный урок;

Путешествие;

Экспедиция и т.д.

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.

Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи:

- образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами:; углубить знание о:

Воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

Развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения.

Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.

На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.

На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.

Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.

Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:

Ролевые и деловые игры;

Практикумы;

Уроки защиты проектов;

Путешествие;

Экспедиция и т.д.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Задачи:

- образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с:; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

Воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

Развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

Тип урока: урок повторения,систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

Повторительно-обобщающий урок;

Игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

Театрализованный урок (урок-суд);

Урок-совершенствование;

Заключительная конференция;

Заключительная экскурсия;

Урок-консультация;

Урок-анализ контрольных работ;

Обзорная лекция;

Обзорная конференция;

Урок-беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи:

- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках

8.1. Интеграция в науке

Интеграция - общенаучное понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию, к восстановлению какого-либо единства.

По мнению известного исследователя русской культуры Ю.М. Лотмана, "современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства" [ ,с.17]. Одна из причин появления интеграции в науке - стирание границ между областями научного знания, появившееся еще в конце XIX века, когда одни и те же явления стали привлекать ученых различных областей знаний, и ставшее самой устойчивой тенденцией во 2-й половине XX века Параллельно с интеграцией, направленной на координацию усилий разных ученых-специалистов для познания единого научного предмета, стали появляться так называемые "мостиковые" или "гибридные" науки, в содержании которых соединялись понятия, законы, теории двух близких областей естествознания - физическая химия, химическая физика, биофизика, геохимия, биохимия, биокибернетика, нейрокибернетика, геофизика, астрофизика, радиоастрономия и др.. Это - не простое сочетание элементов двух наук, а по-новому систематизированное их внутреннее слияние, способствующее углубленному познанию закономерностей природы, подъему научных знаний на более высокий теоретический уровень нескольких ведущих научных отраслей.

Эта тенденция оказывает настолько глубокое положительное влияние на прогресс науки о природе в целом, что ее определяют как революцию этих наук. Интеграционные процессы в науке играют роль и в формировании современного стиля научного мышления и мировоззрения человека, а влияние на интеграцию процессов теоретизации, формализации и математизации, а также социализации и гуманизации научного знания и научных исследований определяет ее значимость и для образования, где она ассоциируется с понятием "система " и, соответственно, с наличием ведущего компонента (системообразующего фактора), принципа.

8.2. Интеграция в образовании

Достижения современных наук о природе, имеющие общеобразовательное значение, не могут оставаться достоянием только ученых, их сущность и практическая роль должны быть раскрыты на доступном школьникам уровне и представлены как системы знаний.

Историю интеграцию в образовании XX века в литературе разделяют на три этапа : 1) начало века (20-е годы) - проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа ); 2) 50-70-е годы - межпредметные связи различных учебных дисциплин; таким образом, на этих двух этапах преобладает интеграция содержания образования; 3) 80-90-е годы - интеграция методов изучения дисциплин; в начале XXI в. начинается 4-й этап - интеграция различных подходов к обучению . В настоящее время понятие "интеграция в образовании " характеризуется принципами, объектами (составляющими интеграционного процесса), формами, видами, уровнями, направлениями, этапами.

Совокупность объектов , вступающих между собой в связь и образующих новое целостное единство, определяет состав и структуру интеграционного процесса, которая может быть различной: а) объекты располагаются последовательно, как звенья в цепочке; б) один объект служит средством связи для других; в) один объект вбирает в себя другие и т.д. Связи, которые устанавливаются между интегрируемыми объектами согласно структуре и последовательности, определяют механизмы интегрирования . При этом любой объект может служить системообразующим фактором интеграции может быть любой объект - идея, проблема, понятие, категория и т.д.

Ниже раскрыто основное содержание этапов интеграции в образовании.

8.3. Интеграция с целью трудовой подготовки школьников

Непосредственную связь с различными отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства имеют науки о природе; они определят их основные научные принципы и способы трудовой деятельности. Поэтому их изучение должно содействовать политехнической и трудовой подготовке школьников. Элементы этой подготовки должны входить в содержание природоведения, биологии, физической географии, физики, химии и способствовать формированию экспериментальных, измерительных, вычислительных, графических умений и навыков учащихся. Например, в программу по физике включаются темы "Тепловые двигатели", "Производство, передача и использование электроэнергии", "Применение законов движения" и др. в программу по химии - "Производство серной кислоты", "Получение азотных удобрений" и др.

8.4. Интеграция содержания образования

Объектами конструирования интегративного содержания служат учебные элементы и дидактические единицы одного учебного предмета, обладающие большим количеством взаимосвязей с учебными элементами и дидактическими единицами других предметов.

В 70-80 годы практической и прикладной направленности обучения, а также межпредметным и внутрипредметным связям , было посвящено достаточно много педагогических и методических исследований. Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.

Методологической основой межпредметных связей является их мировоззренческая роль, раскрывающая философские основы развития общества и личности, их отношений с природой; оптимизация знаний как выражение системных процессов в науке позволяет учащимся глубже понять разнообразные явления природы, формировать социально значимые качества личности ученика. Психолого-физиологические основы реализации межпредметных связей заложил И.П. Павлов, который считал, что физиологическим механизмом усвоения знаний является образование в коре головного мозга сложных систем временных связей - ассоциаций. Педагогическая целесообразность межпредметных связей вытекает из дидактического принципа систематичности обучения; систематичность проявляется и в установлении межпредметных и внутрипредметных связей.

Наиболее полно интеграция содержания различных дисциплин и реализация межпредметных связей выражена в форме интегрированных куров , которые позволяют определить экономные во времени учебные планы, программы, учебники; все это способствует рационализации учебного процесса в целом. Программы таких курсов включают отдельные предметные блоки, изучаемых в разных вариантах: а) параллельное изучение; б) параллельное с опорой на пройденный материал другого блока; в) совместное изучение материала двух блоков; г) совместное использование основных понятий, алгоритмов, моделей и др., используемых и при решении задач разных блоков. Это позволяет реализовать идею обобщения знаний (основных частных идей, теорий и понятий) и способов их усвоения, что способствует оптимизации и интенсификации обучения.

8.5. Интеграция методов обучения

Межпредметные связи касаются не только содержания образования, но и других составляющих учебного процесса, что, в первую очередь, связано с совершенствованием методов обучения. Методы обучения должны обеспечивать: а) более быстрые темпы восприятия и усвоения учащимися новых знаний и развитие умений оперировать ими; б) стимулирование более быстрых темпов приобретения практических умений и навыков; в) повышение уровня воспитательной и развивающей роли обучения в целом; г) усиление развития у школьников умений самостоятельно приобретать знания и применять их в различных ситуациях с помощью методов и приемов рационального обучения, обладающих свойствами широкого переноса (наблюдение, эксперимент, умение работать с литературными источниками и справочными материалами; умение применять математические методы, моделировать изучаемые явления и процессы).

Одним из методов реализации межпредметных связей в обучении является решение задач межпредметного содержания. Во-первых, задачи являются носителем действий, адекватных содержанию обучения и, следовательно, средством его усвоения; средством связи теории с практикой; способом организации и управления учебной деятельностью учащихся; во взаимодействии задачи и решающего ее человека (в задачной ситуации) и происходят изменения в его личности. Во-вторых, согласно теории учебной деятельности, необходимы учебные задачи, смещающие акцент с необходимости самих знаний (информация о которых становится все более доступной) на знание о том, где и как их добывать, интегрировать, применять, создавать и обобщать.

Задачи должны появляться в учебном процессе естественным для учащихся образом, включаться в него через создание соответствующих учебных ситуаций - проблемной и учебно-познавательной (связанных с целью осознания учащимися противоречия между необходимостью решения задачи или объяснения явлений и отсутствием для этого необходимых знаний), учебной (связанной с необходимостью овладения собственно предметными умениями), учебно-развивающей и учебно-воспитательной (связанными с возможностью формирования средствами данного содержания интеллектуальных умений, общей культуры, личностных качеств личности), учебно-профессиональной (связанной с необходимостью формирования умений применять методы данной дисциплины к решению прикладных и профессиональных задач, возникающих в области будущей профессиональной деятельности, и способствующих профессиональному развитию личности) с помощью активных методов и средств обучения, педагогических технологий, основанных на задачном подходе к обучению, а такжеинтегрированных уроков .

В 80-е годы XX века отечественные психологи и педагоги основными (и даже иногда рассматриваемыми в качестве универсальных) методами интенсификации учебного процесса считали а) проблемное обучение, б) программированное обучение, в) алгоритмизацию обучения. Вслед за полученными в теории учебной деятельности результатами о необходимости формирования у учащихся обобщенных приемов учебной деятельности, эффективными для интеграции и получения результатов обучения методами являются методы рационального обучения , обладающие свойствами широкого переноса и способствующие поэтому формированию у школьников единого комплекса обобщенных умений и навыков .

Интеграция различных дисциплин с информатикой и с информационными методами осуществляется в основном как применение компьютера в обучении этим дисциплинам, которое связано с использованием пакетов программ, а) усиливающих наглядность - информационных, демонстрационных и иллюстративных; б) повышающих уровень процессуальной стороны обучения - вычислительных и контролирующих, программ-тренажеров; в) обучающих в режиме программированного обучения или игровых.

8.6. Интеграция инновационных подходов к обучению

и педагогических технологий

Интеграция инновационных подходов к обучению естественным образом проявляется при проектировании педагогических технологий , т.к. технологический подход к обучению является одной из значимых педагогических инноваций и основывается на достижениях не только психолого-педагогической теории, но и достоинствах технологического проектирования учебного процесса. Проектирование технологии обучения может осуществляться на основе как какого-либо одного подхода (теории), так и их интеграции.

Например, проектирование технологии профессионально ориентированного обучения на основе деятельностного подхода (О.Б. Епишевой) уже на этапе целеполагания привело к необходимости использования дифференцированного подхода к обучению. Дифференциация проектирования образовательных целей обусловлена тем, что разные учащиеся по-разному продвигаются по процессам полного цикла УПД. По этой же причине учащихся необходимо этому учить, т.е. развивать у них все познавательные процессы и умение учиться (цели развития) и использовать возможности содержания обучения для воспитания значимых качеств личности (цели воспитания), что является элементом гуманистического подхода к обучению. Элементами информационного подхода к обучению служат, во-первых, использование алгоритмов и приемов учебной деятельности при проектировании процедур учебной деятельности учащихся и включение их в содержание обучения; во-вторых, использование алгоритмов обучения и активных методов обучения в процедурах управляющей деятельности учителя.

По существу здесь интегрированы технология дифференцированного и технология развивающего обучения.

8.7. Интеграция педагогических и информационных технологий

В решении проблемы интеграции педагогических и информационных технологий существуют два пути : 1) построить новую образовательную технологию на совершенно иной методологической и технологической основе используя современные достижения в области ИКТ; 2) использовать потенциал ИКТ для существенной модификации и повышения эффективности уже существующих образовательных технологий.

Целесообразность и эффективность первого пути представляется сомнительными, т.к. изначально ИКТ создавались и развивались для решения вопросов, далеких от педагогических проблем; второй путь представляется более привлекательным по ряду следующих причин, хотя имеет недостатки:

В отличие от ИКТ, образовательные технологии специально создавались для решения педагогических проблем, проектируются на основе психолого-педагогических теорий, учитывают тем самым известные в настоящее время закономерности процесса обучения;

В то же время эффективность большинства из них существенно ограничена имеющимися техническими средствами обучения, не позволяющими индивидуализировать учебный процесс, вести обучение в интерактивном режиме;

Понятие образовательной технологии уже достаточно прочно утвердилось в отечественном образовании, многие учителя прошли курсы повышения квалификации в этой области; поэтому при овладении образовательной технологией, использующей возможности ИКТ, у них не будет психологического барьера неприятия нового, который неизбежно возникнет, если технология будет создаваться через наполнение ИКТ педагогическим содержанием.

Таким образом, решение проблемы создания образовательных технологий нового поколения видится на пути интеграции ряда существующих образовательных технологий и их модернизации на основе полноценного использования возможностей ИКТ.

Основные методологические достоинства интеграции педагогических и информационных технологий:

Предоставление учащимся и учителю необходимой информации в кратчайшее время и в удобном для восприятия виде, что обеспечивается доступом к информационным ресурсам посредством вычислительных сетей различных уровней;

Использование мультимедийных средств а) существенно повышает наглядность и доступность обучения; б) позволяет показывать объекты, не поддающиеся непосредственному наблюдению в учебной аудитории; в) активизирует мыслительную деятельность учащихся;

Формирование направленного восприятия информации за счет таких возможностей компьютера, как динамичность, и красочность изображения, сочетание наглядно-образной и символьно знаковой информации;

Повышение интенсивности учебных занятий за счет обеспечения автоматизированного сбора, обработки и доведения информации до участников учебного процесса;

Реализация принципа интерактивного обучения за счет использования электронных учебных материалов, допускающих а) их одновременное использование неограниченным числом обучаемых; б) их аналитическую обработку и своевременную коррекцию;

Активизация самостоятельной учебной деятельности учащихся в компьютерном классе.

Для решения проблемы возможно использование следующих алгоритмических технологий: программированного обучения, технологии полного усвоения, технологии модульного обучения, технологии учебных циклов, интегральной технологии, когнитивной технологии, технологии деятельностного подход и др.

Использование информационных технологий для компьютерной поддержки процессуальной части методики или технологии позволяет а) индивидуализировать самостоятельную работу учащихся по выполнению учебных заданий в любое удобное для них время; б) активизировать учебную деятельность учащихся, протекающую в интерактивном режиме; в) повысить эффективность использования учебного времени; г) представить текстовую и графическую информацию для самостоятельного изучения не только статически, но и динамике; д) осуществлять все виды контроля и самоконтроля усвоения знаний, умений и способов деятельности с последующей коррекцией; е) изменить характер труда учителя, частности, сократить его рутинные действия по контролю усвоения.