» » Психотерапия. Гештальт-терапия

Психотерапия. Гештальт-терапия

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» - это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по пр

осьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».

Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.

Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений.

Следующая техника - техника челнока - направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента.

Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот.

Использование группы в качестве безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.

Наконец, к основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» - долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» - желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.

Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами.

Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела.

Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант - сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени.

Как уже говорилось, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических направлений, но это делается для достижения специфической цели - обретения так называемой мудрости тела.

I. Polster и М. Polster в своей книге "Интегрированная гештальтерапия" отнесли к контактным функциям зрительную функцию (looking), слушание, прикосновение, обоняние, вкусовую функцию, речь и движение (1, с 129). В литературе по гештальттерапии подчёркивается важность их развития для осуществления полноценного контакта и, соответственно, для эффективности терапии. N.Shub, выделяя в своей модели пролонгированной гештальттерапии так называемую инициальную фазу, предшествующую проработке наиболее значимых незаконченных ситуаций и конфликтов, одной из её главных задач считает работу над развитием контактных функций (2). Однако, если в групповой терапии изолированная работа по их развитию (в частности, в серии упражнений) может не встретить больших препятствий, в индивидуальной терапии может возникнуть ряд сложностей. Как справедливо заметили I. Polster и М. Polster: "Редкий человек может реализовать без ограничений всё разнообразие контактных возможностей, которые могут существовать в какой-либо момент Главным образом мы создаём уровень приоритетов для себя в соответствии с ситуацией и мотивом " (1, с. 133). Зачастую, трудно создать мотивацию у пациента с острым выраженным невротическим расстройством, реактивным состоянием для отдельной проработки контактных функций, безотносительно к значимым для него незавершённым ситуациям и темам. В то же время, без уделения внимания качеству их функционирования у него, часто не может быть пройден полностью цикл контакта и закрыт важный гештальт. Для вновь обращающегося пациента в его непосредственном взаимодействии с психотерапевтом малоочевидна ограниченность (недостатки функционирования) его тех или иных контактных функций и он её воспринимает как <нормальное> функционирование. Ведь <контакт - это не качество, которое мы осознаём сколько-нибудь больше, чем мы осознаём чувство гравитации когда мы стоим или ходим> (1, с 101-102).

При этом в условиях индивидуальной психотерапии у пациента нет тех других, с кем он мог бы себя сравнить в данном плане. Не видя связи между работой над развитием контактных функций и возможностью закончить для себя значимую незавершённую ситуацию, разрешить конфликт, пациенту часто трудно вовлечься полностью в эту работу, быть замотивированным для неё Совсем иной становится ситуация, если такая работа поставлена в контекст проработки значимых для патента незавершённых ситуаций и конфликтов. Во время психотерапевтической сессии могут иметь место различные виды контакта. I. Polster и М. Polster пишут, что контакт может быть "между одним организмом и другим, между организмом и некоторым неодушевлённым объектом в его окружении", (1, с. 107), а также "с воспоминаниями, образами" (1, с. 102). В процессе психотерапевтической сессии могут осуществляться все эти виды контакта при том, что контакт между психотерапевтом и пациентом определяет все другие его виды. Согласно I. Polster и М. Polster, "способ, которым человек или блокирует или разрешает осознавание на границе контакта - это его способ удержания ощущения очерченности своих границ" (1, с. 109). Такой способ, в том числе определённые специфические недостатки контактных функций, мест тенденцию проявляться у пациента во всех видах контакта, возникающих во время сессии, но часто в более выраженном и концентрированном виде он проявляется в контакте пациента с объектами проекций (например, с каким-либо предметом в кабинете, "бросающимся в глаза" пациенту) и проективными образами (в том числе - в проигрываемом диалоге со значимым лицом при использовании техники <пустой стул>) и более неявно (для пациента) в непосредственном взаимодействии пациента с врачом. Поэтому уделение более пристального внимания проработке контактных функций при осуществлении техники диалога с "пустым" стулом позволяет:

1) утилизировать фазу преконтакта, сформироваться более чётким фигурам в процессе контакта, пройти полный цикл контакта и закрыть <гештальт>, решив давнюю и наболевшую незаконченную ситуацию,

2) привести пациента к осознанию конкретных недостатков его контактных функций, а главное - своей активной роли в их появлении, и, таким образом, - к своей ответственности за качество собственных контактных функций.

В технике "пустого стула" нередко просят пациента в одной из позиций повторить слова, сказанные из другой. При этом иногда пациент не может повторить их, либо воспроизводит с большими неточностями, упуская важные моменты, заявляя, что "он не может разобрать, повторить точно то, что говорит другой" В этих случаях, как и в тех, когда пациент на вопрос терапевта о том, каким слышится ему голос, произносящий слова из другой позиции отвечает, что "не слышит как он звучит", предложение пациенту примерить для себя слова "я не хочу тебя слышать" (т. е. здесь имеет место предложение попробовать заменить "не могу" на "не хочу"), сказав их из той позиции, в которой "он не может" воспроизвести слова, сказанные из другой, либо "не может" описать интонацию голоса, с которой они произнесены, приводит очень часто к драматическому изменению ситуации. Во-первых, пациент чувствует и сам это отмечает, что эти слова подходят ему, отражают его установку; а во-вторых, парадоксальным образом, после этого он может воспроизвести слова, которых он "не слышал" и может описать интонацию, которую он "не мог воспринять". Таким образом, пациент как бы принимает ответственность за качество своих контактных функций и может в дальнейшем более свободно воспроизводить слова, сказанные из любой из двух позиций и описывать интонацию, с которой они звучали. Иногда, дополнительно, может быть полезным для этого предложить пациенту вновь поменять позицию и повторить "неуслышанное, невоспринятое" сообщение. Все то же относится к визуальному аспекту контакта при диалоге с "пустым стулом", хотя этому аспекту часто уделяется меньше внимания при применении данной техники (несмотря на ту роль, которую играет зрительная функция для контакта у большинства людей). Пациенту, у которого в важный момент диалога расплывается лицо, фигура того, с кем он ведёт воображаемый диалог, так, что он "не может видеть его позы, выражения лица", либо воображаемый собеседник "вдруг поворачивается к нему "спиной или боком", может быть предложено попробовать сказать "другому" "я не хочу тебя видеть", и посмотреть, подойдут ли эти слова ему. Практически во всех случаях меняется картина, человек либо на время вообще теряет "другого" из виду, либо, что гораздо чаще, "другой" "поворачивается" к нему "лицом", "становится видна его по-за", "выражение лица". В любом случае, человек часто отмечает, что сказанные слова действительно отражают то, что он "смутно чувствовал" и в дальнейшем ходе сеанса пациент в большей степени контролирует визуальное качество контакта с образом "другого". При использовании техники "пустого стула" может проявляться недостаточность и речевой функции контакта. Например, пациент может повторять слова, сказанные от лица значимого другого в противоположной позиции, "видя" при этом, что воображаемый собеседник "не раскрывает рта и не шевелит губами", проецируя на образ другого своё нежелание говорить "с этим человеком" При этом опять же, примеряя слова "я не хочу говорить с тобой", пациент практически всегда обнаруживает, что они подходят ему в одной из позиций.

Является важным, и это общепринято в гештальтерапии, при применении данной техники, уделение дополнительного внимания такому аспекту речевой контактной функции как интонация голоса пациента (например, при её "безжизненности"), а также движению как функции контакта (например, при скованности позы пациента, отсутствии жестикуляции во время проигрывания диалога).Конкретные терапевтические вмешательства при этом хорошо описаны в литературе по гештальтерапии, поэтому нет смысла вновь касаться их в данной статье. Оживление интонации голоса пациента, его позы, изменения в выразительности движений приводит к мобилизации энергии, способствует формированию более чётких фигур и часто помогает выходу из "тупика" в развитии диалога.

При использовании техники "пустой стул" заслуживает внимание также прикосновение как контактная функция. В процессе развития диалога с образом другого пациент может высказать желание прикоснуться, обнять, погладить "другого". При этом важно бывает спросить пациента в момент воображаемого "осуществления" этого желания (сопровождающегося реальными, а не воображаемыми движениями и без использования "переходного объекта"), чувствует ли он "тело другого" При отрицательном ответе, после некоторой фокусировки на осознавании чувств, желаний в момент "прикосновения", пациент обычно отмечает, что у него "уже нет желания прикасаться", "есть потребность отойти на некоторое расстояние от другого". В этом случае обычно оказывается, что определённые темы конфликта между двумя позициями недостаточно раскрыты, была попытка преждевременного примирения конфликта, т.е. цикл контакта был прерван. То же самое относится к ситуации, когда, почувствовав как он "прикасается к телу другого", пациент "не может почувствовать" этого "прикосновения", пересев в другую позицию. Обычно здесь требуется дополнительная работа по раскрытию ретрофлексии. В этих случаях для начала может быть предложено поэкспериментировать с выбором расстояния, на котором пациент чувствует себя комфортно при взаимодействии с образом "другого" Можно также предложить пациенту, как и при недостатках ("дефектах") зрительной и слуховой модальностей контакта, поэкспериментировать со словами "я не хочу прикасаться к тебе" (или "я не хочу, чтобы ты прикасался ко мне") на предмет того, подходят они ему или нет, либо могут быть использованы другие способы мобилизации функции Ego. В любом случае пациент в процессе этой работы приходит к осознанию незавершённости ситуации конфликта между двумя позициями, может осознать зависимость качества воображаемого телесного взаимодействия от степени проработки конфликта в проигрываемом диалоге со значимым "другим" И это - важный шаг к понима-нию того, что телесное взаимодействие не всегда ведет к контакту, что первое не подразумевает автоматически второе. Опыт показывает, что если проигрывание диалога со значимым другим привело к полной проработке конфликта, к тому, что ситуация завершена, пациент способен почувствовать "телесный контакт" и в одной, и в другой позиции.

Итак, связь между качеством контактных функций и чувствами, желаниями, возникающими в ходе взаимодействия, может стать более очевидна для пациента при проигрывании диалога с "другим" (т.е. с воображаемым образом) на "пустом стуле", а не в непосредственном взаимодействии пациента с терапевтом. Однако это не отменяет того факта, что те же недостатки функций контакта пациент проявляет и во взаимодействии с терапевтом. Так, "вдруг теряя" чёткость образа "другого" во время диалога с ним, тот же пациент часто имеет тенденцию "забывать как выглядит врач", у которого он был накануне, "не замечать выражения лица" супруга, сидя напротив него при совместном визите к терапевту. "Не слыша голоса", "не в силах разобрать слова" воображаемого "другого" на "пустом стуле" (несмотря на то, что сам только что из другого положения от его лица что-то сказал), этот же человек часто "забывает", "не в состоянии расслышать" слова терапевта. Также остаётся важным факт, что контакт со значимым "другим" на "пустом стуле" при проигрывании диалога в значительной степени определяется контактом пациента с терапевтом. Отдельные фразы, сказанные пациентом в этом диалоге из той или иной позиции в некоторые моменты, могут быть перенесены в контекст взаимодействия пациента с терапевтом и точно отражать то, что пациент переживает во взаимодействии с терапевтом в данный момент. Предложив пациенту попробовать сказать терапевту фразу, которую он только что произнёс, обращаясь к образу "другого" на "пустом стуле", можно проверить, передаёт ли данная фраза то, что он чувствует в этот момент во взаимодействии с терапевтом.

Фокусировка внимания на особенностях контактных функций пациента при использовании техники "пустого стула", полученный им опыт своего активного влияния на качество их функционирования, а также прямая зависимость от этого качества контакта со значимым "другим" при проигрывании диалога (и, в конечном итоге, возможности решить важную для себя незавершённую ситуацию, конфликт) всё это позволяет выделить также конкретные направления для дальнейшей психотерапевтической работы над развитием определённых контактных функ-ций при обоснованности такой работы собственным опытом пациента.

Безусловно, в разных случаях необходима неодинаковая степень внимания к контактным функциям в общем и к отдельным из них в частности. Однако в ряде случаев, особенно при острой и выраженной невротической симптоматике, фиксированности клиента на психотравмирующей ситуации, такое внимание оправдывается повышением те-рапевтической эффективности данной техники (проигрывание диалога с использованием "пустого стула"), а также помогает определить на-правления для дальнейшей психотерапевтической работы, причём дела-ет эти направления более понятными для пациента.

Литература


1. Polster I., Polster M. "Gestalt Therapy Integrated" Vintage book edition, N. Y. , 1974


2. Shub N. "Gestalt Therapy over Time: Integrating Difficulty and Diagnosis" In: "Gestalt Therapy", Ed. by Е. Nevis. Gardner Press. inc N. Y., 1992

Центр современных НЛП-технологий - одно из самых уважаемых учебных заведений в своей области. Более 20 лет НЛП-центр успешно функционирует и предлагает свои услуги в сфере нейро-лингвистического программирования, а также эриксоновского гипноза. В центре современных НЛП-технологий вас ждут сертификационные курсы по всем возможным НЛП-дисциплинам: «НЛП-практик », «НЛП-мастер » и «НЛП-Тренер ». Также центр регулярно проводит курс «Эриксоновский гипноз », по окончании которого студенты получают сертификаты международного образца. Такие сертификаты выдаются всем выпускникам центра, успешно прошедшим выбранный курс.

  • В процессе обучения наш НЛП-центр неизменно использует самые современные, новые НЛП-технологии;
  • Ведущие наших курсов - профессионалы, авторы книг по нейролингвистическому программированию и уникальных моделей НЛП ;
  • Колоссальный опыт работы наших тренеров позволяет сделать процесс обучения не только потрясающе эффективным, но и безумно интересным;
  • Обучение всегда охватывает всю необходимую информацию, которая предусмотрена полными программами Межрегиональной ассоциации центров НЛП ;
  • На занятиях учитываются все индивидуальные ожидания и запросы участников;
  • Практичность использования техник нейролингвистического программирования поставлена на курсах нашего НЛП-центра во главу угла. Лёгкость использования НЛП в повседневной жизни является главной задачей обучения.

Другие НЛП-центры от нашего центра сильно отличает то, что программы НЛП и эриксоновского гипноза имеют ярко выраженный прикладной характер. Точнее выражаясь, наши НЛП-программы ориентированы на практическое реальное использование приобретённых знаний и навыков, а также на решение задач любой жизненной сферы: бизнес-задач, отношений личного характера, задач личностного роста. Не все НЛП-центры готовы предложить столь же прикладную направленность курсов.

Наш НЛП-центр даёт вам абсолютную гарантию того, что курсы содержат все необходимые и дополнительные элементы, предусмотренные программами Межрегиональной ассоциацией центров НЛП. Благодаря тому, что в нашем центре обучение НЛП всегда проходит с использованием новейших НЛП-технологий, основанных на Конфаймент-моделировании, эффективность обучения именно в нашем центре на порядок выше, чем могут предложить другие НЛП-центры , а это позволяет студентам освоить гораздо больший объём материала, затратив на обучение существенно меньше времени.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП ), ровно так же, как и огромное множество иных направлений, начинало свой путь к развитию с того, что искало возможности выяснить, каким образом успешные в чём-либо личности достигают этого успеха. НЛП основной своей задачей ставило выявление структуры успешности, наглядной структуры мастерства. НЛП имеет все основания считать, что если существует хотя бы один человек, умеющий делать что-то определённое, то и другой человек в состоянии научиться этому. Именно эту структуру опыта стремиться выделить НЛП , чтобы у человека появилась возможность обучить желаемому навыку себя и других. Это и есть главная задача НЛП . Причём НЛП стремится к тому, чтобы обучение это было поистине мастерским, таким, чтобы даже эксперты не смогли обнаружить разницу между тем, что сделано только что обученным студентом и профессиональным мастером.

Межрегиональную ассоциацию центров НЛП возглавляет её президент - Тимур Владимирович Гагин , который является тренером НЛП международного класса, разработчиком принципиально новой технологии системного моделирования, автором многочисленных книг по НЛП , доктором психологии, профессором.

Абсолютно все ведущие НЛП курсов нашего центра имеют высшее образование (и часто не одно), колоссальный опыт, как индивидуального консультирования, так и ведения групповых занятий, плюс каждый обладает значительным опытом практического бизнеса и руководства. Прикладная ориентация НЛП-программ и программы эриксоновского гипноза нашего центра выгодно отличает его от тех услуг, что могут предложить иные НЛП-центры . Программы предполагают разбор конкретных реальных задач, предложенных участниками курсов, и решение этих задач с использованием техник НЛП и эриксоновского гипноза. Задачи могут касаться любой жизненной сферы - личностного роста, бизнес-задач, саморазвития.

Для тех, кто хочет изучить сферу НЛП более детально и с необычных ракурсов, наш НЛП-центр предлагает ряд специализированных авторских тренингов . Такие тренинги рекомендованы к посещению и тем, кто уже давно и успешно занимается НЛП или гипнозом, и тем, кто далёк от этой темы, но с удовольствием постигает новые для себя горизонты.

Словосочетание «нейро-лингвистическое программирование» (иногда употребляется без дефиса, что не является ошибкой), или сокращённо НЛП образовано от английского «Neuro-linguistic programming» и представляет собой комплекс техник, моделей, и операционных принципов, которые возможно применять как развивающий подход личности, использующий моделирование эффективных мыслительных и поведенческих стратегий.

Мы предлагаем вам большой ассортимент книг, статей и реальных историй о приёмах нейро-лингвистического программирования и способах использования его в повседневной жизни.

Что касается Эриксоновского гипноза , то он основан на использовании естественной, присущей всем без исключения людям, способности погружаться в непроизвольный транс. Это состояние благотворно влияет на человека, ведь именно транс позволяет активно включиться в работу человеческому бессознательному и оказать помощь своему владельцу в достижении его целей. Правополушарные ресурсы ярче всего раскрываются в трансе, активизируется интуиция, способность к творчеству и решению разнообразных жизненных проблем, бизнес-задач.

В современном мире эриксоновский гипноз популярен сразу во многих сферах деятельности человека. Ведь эриксоновский гипноз - это универсальный инструмент, который каждый может использовать в силу своих потребностей. Самым популярным способом использования эриксоновского гипноза является самогипноз - иными словами, восстановление душевных и физических сил, избавление от боли и неприятных переживаний, приведение себя в хорошее расположение духа и т. д. Самым талантливым гипнотезёрам с опытом удаётся овладеть различными гипнотическими феноменами, как, например, изменение хода времени, открытие неведомых ранее резервов организма. Так или иначе, эриксоновский гипноз позволяет человеку научиться использовать те свои скрытые способности, которые ранее существовали только в его воображении.

Человек, виртуозно владеющий каким-либо мастерством (выступление перед аудиторией, вождение автомобиля, построение личной жизни, написание статей или рассказов, зарабатывание денег, лечение людей, рисование картин, сочинение музыки или что-то ещё) может обучить этому и других людей. Ведь если кто-то однажды сделал что-то, то другой человек может не только повторить, но и выполнить это столь же виртуозно, как и сам мастер.

Тем, кого интересует наиболее подробная информация о техниках и методиках НЛП, мы рекомендуем раздел нашего сайта «Статьи по НЛП ». Обращаем ваше внимание на факт, что статьи лишь позволяют ознакомиться с некоторой теоретической информацией, но отнюдь не способны привить какие-либо устойчивые навыки. Вы не станете хорошим дзюдоистом без реального тренера и не сможете уверенно кататься на сноуборде, лишь прочитав книгу с инструкцией по этому виду спорта, только практические занятия нашего НЛП-центра позволят вам научиться настоящим НЛП навыкам и сделать это интересно, эффективно и легко.

Методика "двух стульев" была разработана в рамках гештальттерапии, в которой в настоящее время в основном и используется. Работа по методике "двух стульев" - это упражнение с использованием "горячего места", которое большей частью довольно эффективно исследует функции контакта.

Имеется определенное сходство методики "двух стульев" в гештальттерапии и использованием "вспомогательных "Я"" в психодраме. В психодраме однако данное упражнение позволяет повторно пережить болезненное событие, а гештальтметодика направляет участника на воссоздание обеих сторон конфликта и на установление диалога между ними.

В методике "двух стульев" участник полностью переживает оба компонента своего "Я", включая и тот, что обычно отрицается или не осознается из-за его неприятного характера. После осознания противоположности становится проще интегрировать эти две части в своей личности.

Для понимания процессов, которые происходят как в данной методике, так и во всей гештальттерапии, важно понимать, что формирование и завершение гештальтов зависит в первую очередь от способности индивидуума четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением, для того, чтобы их удовлетворить. Контакт определяется действием двух различных способностей:

Способность четко разграничивать окружение и свое "Я",

Способность четко разграничивать и описывать различные аспекты своего "Я".

В основе внутренних конфликтов заложены невротические механизмы - дефектные, запутанные взаимодействия со средой, при которых особенности человеческой личности могут:

- "опутываться" (как при патологическом слиянии и интроекции),

- "рассыпаться на фрагменты и отрицаться" (как при проекции и ретрофлексии).

В гештальтгруппах чаще всего в качестве примера противоположности рассматривается конфликт между "нападающим" и "защищающимся". Первый интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. "Защищающийся" же постоянно саботирует эти манипуляции со стороны "нападающего", говоря: "Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь".

Когда доминирует "нападающий", то член группы может быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства почти во всех делах. Когда же доминирует "защищающийся", то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.

Собственно основная задача методики и состоит в выделении наиболее слабого компонента этого конфликта. После этого происходит усиление его до такой степени, когда оба компонента могут вступить в диалог на равных.

Предположим, имеется участник группы, который всегда опаздывает. Участник садится на первый стул и разговаривает с позиций "защищающегося" (напротив него как бы сидит воображаемый "нападающий"). "Защищающийся" может плакать, оправдываться и объяснять свои постоянные опоздания. Через минуту участник садится на второй стул и уже с позиций "нападающего" начинает поучать "защищающегося". "Нападающий" может спорить, настаивать, требовать.

После этого участник опять меняет место, продолжая "диалог". Так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Участнику при этом не предлагается выбрать что-то одно между этими двумя группами потребностей. Цель "диалога" - "закончить" в настоящем ситуации, не законченные в прошлом.

Должно произойти "оживление" процесса формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может потребовать компромисса между двумя группами потребностей или одобрительного принятия отрицательного компонента своего "Я". Положительное изменение происходит тогда, когда кто-то становится самим собой, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является.

Методика "двух стульев" может проводиться как в групповой, так и индивидуальной работе психолога или психотерапевта с клиентами. В групповой работе участники-наблюдатели, стараясь понять внутренний конфликт другого человека, могут тем самым разобраться и в своем внутреннем конфликте.

Групповая работа может накладывать свой отпечаток, где-то мешая, где-то способствуя успеху упражнения. Участники с выраженными демонстративными склонностями могут слишком сильно играть на публику, изображая диалог. Застенчивые люди могут постараться быстрее закончить "диалог", изобразив удачное разрешение внутреннего конфликта.


Цель: предоставление участникам возможности поближе познакомиться друг с другом и попрактиковаться в задавании вопросов в рамках группового контекста.

Важно, чтобы как само упражнение, так и последующее обсуждение проходили активно и каждый участник имел возможность сказать то, что он хочет.

Методика: участники выполняют следующие инструкции.
Каждый участник в течение 2 минут сидит на «горячем стуле».
Когда один из участников оказывается на «горячем стуле» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо поставить «горячий стул» в центр круга), остальные получают право задавать ему любые вопросы.
Если член группы не хочет отвечать на заданный вопрос, то он может просто сказать «пропускаю».
Через две минуты участник, сидящий на «горячем стуле», предлагает занять это место другому члену группы.
Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают на «горячем стуле».

Оценивание: делается два «круга». В ходе первого круга все участники но очереди говорят о том, что им меньше всего понравилось в данном упражнении, в ходе второго – что больше всего понравилось. Тренер также должен принять участие в процессе оценивания и решить, стоит или нет проводить обсуждение тех моментов, на которые обратили внимание участники.

Упражнение 73. Самоописание

Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: предоставление участникам возможности исследовать образ собственного «Я».
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как переходить к следующему упражнению, подождите, пока не будут проговорены все возникшие в группе мысли и чувства.

Методика: все участники разбиваются на пары. Задача одного из них состоит в том, чтобы описать себя своему партнеру, причем это описание должно быть сделано в третьем лице. Начать можно, например, так: «Джеймс Джонсон - мужчина тридцати четырех лет, который...»

Участники описывают себя таким образом 5 минут. Далее происходит обмен ролями в парах и то же самое задание выполняется еще в течение 5 минут. Затем вновь образуется общий круг, и тренер, выступая в качестве фасилитатора, проводит обсуждение данного упражнения. Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения в качестве одного из членов группы.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научились, выполняя данное упражнение, и что заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.